Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Самолет-разведчик Великобритании нарушил воздушную границу России
Путин заявил, что российское оружие на десятилетия опережает зарубежные аналоги
Литовский "Шяуляй-банк" прекратил операции в рублях
Союзные силы прорвали оборону ВСУ на Угледарском направлении
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Самолетостроение КНР кладет конец западным монополиям
06.06.22 17:30 Наука, техника, образование

Самолетостроение – одна из стратегически важных областей современной промышленности, обеспечивающая транспортную безопасность и приносящая большие доходы. Однако строительство самолетов требует высокого уровня научно-технологического развития и огромных финансовых вложений. Поэтому далеко не все страны способны сами полностью обеспечить себя самолетами, как военными, так и гражданскими.

Самые большие и вместительные пассажирские самолеты производят два крупнейших мировых самолетостроителя: европейская (в основном французская) компания Airbus и американская компания Boeing. Эти два гиганта практически поделили мировой рынок крупных пассажирских самолетов. Авиалайнеры от других производителей, в том числе европейских и канадских, уступают самолетам от этих двух компаний как размерами, так и известностью. Марки Airbus и Boeing известны по всему миру, экспортируются в сотни стран и даже в какой-то мере стали символом гражданской авиации. Можно сказать, что Boeing установил монополию на производство больших пассажирских самолетов в Америке, Airbus – в Европе, а вместе две компании установили мировую дуополию.

Однако в последние десятилетия у США и Евросоюза вырос новый глобальный экономический конкурент – Китай. КНР превратилась во вторую экономику мира, главного торгового партнера ЕС и основного геополитического соперника США. Конкуренция между Китаем и Западом идет на всех направлениях, в том числе в самолетостроении.

Свое военное самолетостроение КНР начала развивать в 1950-е гг., и с тех пор успешно обеспечила свои ВВС современными и качественными боевыми машинами. Китайская авиастроительная компания AVIC, по данным на 2020 г., занимала шестое место в мире среди военно-промышленных компаний по валовому доходу (предыдущие пять мест принадлежали западным компаниям). Однако, несмотря на такие успехи в военном самолетостроении, в мировой пассажирской самолетостроительной промышленности компании из КНР пока играют не очень заметную роль.

Тем не менее за последние десятилетия была проведена обширная работа.

В 2008 г. была создана китайская государственная компания по коммерческому авиастроению – Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC). Одной из целей создания компании было заявлено снижение зависимости КНР от иностранных монополистов Airbus и Boeing. Уже в ноябре 2008 г. совершил свой первый полет разработанный COMAC пассажирский самолет ARJ21 вместимостью до 115 пассажиров.

В том же 2008 году СОМАС начала работу над новым пассажирским самолетом – узкофюзеляжным (то есть с одним проходом в салоне, по шесть посадочных мест в ряду) авиалайнером С919, который, как ожидается, в завершенном виде сможет нести 150-168 пассажиров и составит конкуренцию самолетам Boeing-737.

В 2011 г. к проекту С919 присоединилась ирландская компания Ryanair – перевозчик-лоукостер, которая в свое время была самым дешевым авиаперевозчиком в Европе. Эта компания, в парке которой насчитывалось более ста самолетов Boeing, решила поддержать разработку их китайского аналога. В 2012 г. техническую и логистическую поддержку проекту С919 также начала оказывать канадская самолетостроительная компания Bombardier Aerospace, специализирующаяся на производстве небольших самолетов бизнес-класса и вертолетов. Можно сделать вывод, что дуополия Airbus и Boeing не всех устраивает даже на Западе.

В 2012 г. СМИ сообщили, что Airbus и Boeing встревожены китайской активностью: если эти две компании – основные поставщики пассажирских самолетов, то одним из главных потребителей их продукции является именно Китай. Китайские компании-перевозчики постоянно наращивают как внутреннее, так и международное авиасообщение, и если КНР сможет насытить самолетами собственного производства даже только свой собственный рынок, это уже нанесет серьезный удар по доходам европейского и американского авиационных гигантов. А то, что одна из главных целей КНР – это снизить зависимость своей гражданской авиации от зарубежных поставщиков, Пекин, как упоминалось выше, заявил еще в 2008 г. Кроме того, было ясно, что, в случае успешного развития проектов COMAC, Китай своим внутренним рынком не ограничится. Дополнительный риск Airbus и Boeing видели в том, что COMAC – государственная компания, и в случае трудностей на пути развития может рассчитывать на помощь из казны, не опасаясь разориться, даже если поначалу ее деятельность будет убыточной.

В 2017 г. совершил свой первый полет тестовый экземпляр упомянутого выше узкофюзеляжного авиалайнера C919.

В 2018 г., хоть ждать первых коммерческих поставок С919 было еще долго, на этот самолет уже имелось более тысячи предварительных соглашений и более трехсот оформленных заказов, как и предполагалось, в основном, от китайских компаний.

А в 2019 г. СМИ сообщили, что в США были арестованы четыре человека по обвинению в промышленном шпионаже в пользу Китая. Как всегда, когда КНР начинает развивать какую-то высокотехнологичную сферу, Запад подозревает ее в краже своей интеллектуальной собственности. По версии обвинения, китайские спецслужбы и хакеры похищали данные компаний Ametek, Capstone Turbine, GE Aviation и др., чтобы использовать их в проекте С919. Сообщается, что двое арестованных – граждане КНР. Один из них – офицер китайского Министерства государственной безопасности, а другой – высококлассный специалист в сфере IT. Обоснованы американские подозрения и аресты или нет, но очевидно, что проект С919 находится под пристальным вниманием Запада.

В 2020 г. был окончательно утвержден дизайн авиалайнера, а в 2020-2021 гг. тестовый экземпляр С919 прошел летное испытание в холодных условиях китайской Внутренней Монголии.

В мае 2022 г. СМИ сообщили об очередном летном испытании самолета С919, которое прошло в Шанхае. Тестируемая машина уже несла на себе символику китайского авиаперевозчика OTT Airlines, в распоряжение которого она поступит после завершения испытаний. Таким образом, 2022 г. должен стать годом начала коммерческих поставок С919 и ознаменовать близкий конец дуополии Airbus и Boeing.

К 2035 г. компания COMAC со своим С919 планирует занять третье место на китайском рынке узкофюзеляжных авиалайнеров и пятое место – на мировом рынке таких самолетов. К 2042 г. планируется продать 2 тыс. машин С919. Это амбициозный план; однако предыдущий план – довести проект С919 до фазы коммерческого производства, COMAC исполнил в срок. Можно предположить, что и остальные свои планы компания COMAC при поддержке гигантского промышленного и финансового потенциала КНР сможет успешно осуществить.

Петр Коновалов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Кризис и распад колониальной системы.
» США на Украине: "Тактика использования полезных идиотов"
» С ДНЕМ ПОБЕДЫ!
» Может ли Запад ударить по Китаю так же, как он ударил по России?
» Воюй или умри
» ВиМ требуется помощь сообщества
» Разрушенный реванш 4-го рейха
» Денацификация?

 Новостивсе статьи rss

» Шольц высказался против запрета на выдачу шенгенских виз всем россиянам
» Insider: «таинственный посредник» выкупил флотилию танкеров для перевозки российской нефти
» Зеленский заявил о создании "консультативного совета по деоккупации Крыма"
» Премьер Белоруссии заявил о готовности Запада сотрудничать с республикой
» Иран ответил ЕС на подготовленный им проект соглашения по возобновлению действия СВПД
» «Хороший плацдарм»: почему России сейчас важно закрепиться на афганском рынке
» Французские военные, задействованные в операции "Бархан", покинули Мали
» Финляндия продолжит укреплять границу с Россией

 Репортаживсе статьи rss

» Чем живет сегодня главная российская библиотека
» БЛА «Феникс СПП» — привязной квадрокоптер
» Почему Россия уверена, что не может потерпеть поражение в конфликте на Украине? - Интервью с Сергеем Карагановым
» Пентагон обвиняют в тайном сохранении войск в Афганистане
» Донбасс превращается в одну большую стройку - со всех концов страны сейчас туда идет помощь
» 80 лет назад в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Стало понятно - мы победим. 9 августа она будет звучать опять
» Секретные концессии
» Нацпроекты набирают скорость

 Комментариивсе статьи rss

» А вот и первый звоночек прозвенел… Украина теперь в Польше
» Fox News: Сорос убивает американскую судебную систему
» Белорусская оппозиция — раскол и деградация как итог последних двух лет
» Как КНР противодействует американским санкциям
» В Латвии «национальные патриоты» начали травлю «Дождя» — слишком пророссийский
» Запад атакует воздушный флот России
» НОВАТЭК обходит санкции
» Ядерное разоружение: кризис на французских АЭС ударил по всей Европе

 Аналитикавсе статьи rss

» Торговля Африкой
» Нефтегазовые доходы бюджета России
» Искусство маленьких шагов в большой нефтяной дипломатии. Обобщение
» Искуственный путь к голоду
» Пролезть между струйками не получится
» Продам газ, очень дорого
» Польский политик Роман Дмовский: Украина как коллекция интернациональной сволочи
» Мирный договор России и Украины: о чём это мы?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2022 Inca Group "War and Peace"