Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СВР: Евросоюз готовит сербский майдан
Запад может потерять 285 миллиардов долларов при конфискации активов России
НАТО проведет операцию по усилению обороны восточного фланга
Центробанк снизил ключевую ставку до 17 процентов годовых
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Александр Лукин: Современную политику не понять без традиционной китайской культуры
30.09.22 06:15 ШОС и ситуация в Азии
На закончившемся саммите ШОС приобрели реальные очертания российско-китайское сотрудничество и курс на стратегическое партнерство. О том, как складываются отношения стран - лидеров организации - России и Китая, наш разговор с известным востоковедом, доктором исторических наук Александром Лукиным.

Александр Лукин: Россия и Китай с самого начала были лидерами в ШОС, выросшей из процесса пограничных переговоров между Советским Союзом и Китаем. И Россия в ШОС чувствует себя гораздо комфортнее, потому что никто ее не поучает, не говорит, какой должна быть ее внутренняя и внешняя политика. ШОС ведь объединяет страны с самыми разными политическими и экономическими системами, и не занимается установкой общих критериев для чьего-либо политического или экономического устройства.

Кроме общего противостояния гегемонизму США нас сближают еще и конкретные политические сюжеты: разогреваемые США на противостояние Китаю - Тайвань, а России - Украина. Но насколько долгосрочно сближение на такой основе?

Александр Лукин: Сближение России и Китая очевидно долгосрочно, потому что оно естественно. Начавшись очень давно, еще с конца советских времен, она привела сначала к нормализации отношений, символом которой стал известный визит в Китай Михаила Горбачева в 1989 году, и продолжилось до сегодняшнего уровня доверительного стратегического партнерства. Смены лидеров и даже режимов не повлияли на него.

Мы - объективно - крупные соседи, с большой границей в более 4 тысяч км. Активно торгуем (с 2010-го - Китай - первый торговый партнер России), инвестируем в экономику друг друга, сотрудничаем на международной арене.

Но кроме объективных причин, есть, конечно, и субъективные, вызванные, в частности, как раз враждебной политикой США и их союзников по отношению к нашим странам. Политика странная, по-моему, даже с точки зрения интересов США. Прагматики у власти - Никсон с Киссинджером, Картер с Бжезинским, обычно старались расколоть российско-китайский союз. Подальше растащить две страны и использовать более слабую (тогда это был Китай) против более сильной. И это было хотя бы понятно с точки зрения геополитики. А зачем нас надо насильно сближать, оказывая давление на обе страны, не очень понятно. Но они это упорно делают. Видимо, потому что политика Запада стала сверхидеологизированной и не считающейся ни с какими рациональными соображениями, даже геополитическими. И да, это помогает нашему сближению. Оно значительно ускоряется. Некоторые уже заявляют, что между нами де-факто возник союз. Я бы все-таки так не говорил, потому что формально союз включает в себя обязательства взаимной обороны, и вряд ли такие большие страны, как Россия и Китай, пойдут на такие обязательства.

Но зато между Россией и Китаем - и об этом мало кто знает - существует очень развернутая система взаимных связей, которые вообще-то редко существуют и между союзниками. У нас одних межправительственных комиссий, предполагающих встречи на уровне зампредседателей правительства, работает, кажется, штук 5, и я уже устал следить за их возникновением. Проходят ежегодные встречи между главами государств, главами правительств. Установлены связи между всеми министерствами и ведомствами. Есть прямые связи между вузами, научными организациями. Подписаны договоры между десятками городов и регионов. Уже трудно встретить в России какую-нибудь организацию или бизнес, не связанные с китайскими партнерами. Такие тесные взаимоотношения мы и называем стратегическим партнерством. И даже если представить себе, что наши отношения станут ухудшаться - для чего, в общем-то, пока нет никаких причин - то сломать такую систему будет очень сложно.

Недавно вы стали научным руководителем ИКСА - Института Китая и современной Азии РАН, возглавив в нем центр изучения китайской культуры...

Александр Лукин: У нас сейчас очень большая нехватка китаеведов и экспертизы по Китаю. Дело в том, что в 90-е годы многие ученые ушли из китаеведения - занятие это сложное, язык трудный. И уходили именно из фундаментальной сферы (им было просто не прокормить семью). И у нас в ней возник провал. Китаеведы, конечно, есть, но либо очень возрастные, чудом сохранившиеся в профессии, либо совсем молодые.

Между тем, долго занимаясь Китаем, я знаю, как трудно понять современную китайскую политику, не понимая основ цивилизации этой страны, китайское мышление, китайские подходы.

Китай в культурном смысле уникальная страна. Она, например, использует письменность, изобретенную более 4 тысяч лет назад. Современный китаец читает в школе трактаты, написанные 2-2,5 тысячи лет назад. В России, например, далеко не каждый (разве за исключением тех, кто часто и со смыслом ходит в церковь) знает церковно-славянский язык и может читать на нем.

Видя, как много там значат все эти пласты древней культуры, нам надо срочно восстанавливать российскую традицию ее изучения. А она у нас существовала с 18 века. Причем у русских ученых всегда был свой взгляд. Потому что Россия всегда хорошо знала Китай практически. Как соседа, как страну, где с 1715 года работала русская духовная миссия - постоянное представительство, фактически игравшее роль посольства. Китай посещали русские дипломатические миссии, а потом и торговые караваны. И ведя с Китаем практические переговоры, Россия умела сочетать теоретический и практический подходы, и это было очень выигрышно.

И я надеюсь, что смогу поспособствовать этому, популяризируя китаеведение среди молодежи и подбирая в него новых людей.

Тема вашей докторской - эволюция образа Китая в России. Сейчас этот образ меняется в наших глазах?

Александр Лукин: Да, и главное изменение связано с тем, что Китай впервые за долгие годы, может быть, со времен 17 века, становится страной во многом более мощной, чем Россия.

А когда масштабы страны быстро - на протяжении жизни одного поколения - изменяются, стереотипы восприятия сопротивляются этому. Привыкшие догонять Запад россияне не всегда видят изменения к лучшему в стране, которую они привыкли считать слабой и бедной. Но сейчас-то все наоборот: Запад находится в кризисе, а Китай растет.

Надо сказать, что психологически не только россиянам, но и многим другим не просто признать, что в ряде вопросов Китай начинает определять мировую повестку. В мировой дискурс уже входят китайские термины типа "сообщества единой судьбы" или программа "Один пояс один путь", уже все знают эти и другие чисто китайские термины.

Россиянам я бы прежде всего посоветовал уходить от крайностей восприятия. От - Китай на нас вот-вот нападет, все отберет и сделает Россию свою сателлитом, до - они с нами должны слиться в объятиях и дружно противостоять общим врагам. В действительности все, как обычно, намного сложнее.

На наших глазах меняется мировой порядок. Как один из разработчиков концепций постбиполярного мира, на что бы вы обратили внимание?

Александр Лукин: Биполярный мир - Советский Союз и противостоявшая ему после Второй мировой войны американская система - действительно, закончился. Однополярный, пытавшийся заявить о себе в первой половине 90-х, так и не сложился. Сейчас мир движется к многополярности. Кстати, эта тенденция была замечена советскими учеными еще в брежневское время. У моего отца еще в 1983 году вышла книга "Центры силы: концепция и реальность", где он показал, что растут новые центры мировой политики - Китай, Индия, хотя слова "многополярность" тогда еще не было.

Однако четкая многополярность так еще и не сложилась. Все-таки ее идеальная модель предполагает несколько - три или четыре - более или менее равновесных центров, примерно одной силы.

Так что мир уже не однополярный, но еще не многополярный. Постбиполярный, так мы считаем в нашей лаборатории мирового порядка и нового регионализма, 5 лет назад созданной в ВШЭ. И у нас, кстати, есть совместные проекты с китайскими коллегами - Институтом политологии Китайской академии общественных наук.

Вы изучали в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете перспективы православия в Китае"? Разве Китай не традиционно недоброжелательная к религии атеистическая страна?

Александр Лукин: К религиям власти в современном Китае действительно относятся с подозрением, особенно к иностранным. Воспринимают их обычно в прикладном плане, как удовлетворение духовных потребностей людей. С этой точки зрения религия еще допускается, но только так, чтобы через нее не шло заграничного влияния. По китайскому закону церковь не может возглавлять некитайский гражданин, поэтому там большие проблемы у католичества. Но в Китае долгая - с начала 18 века - история православной церкви. Мы даже проводили там вместе с китайским институтом мировых религий и представителями патриархии посвященную этому научную конференцию.

В 80-е годы Дэн Сяопин предложил для наших отношений формулу: "Закрыть прошлое и открыть будущее". Какую бы формулу в китайском стиле предложили вы сейчас?

Александр Лукин: "Закрыть прошлое, открыть будущее" тогда означало закрыть разногласия и с чистого листа начать конструктивные отношения. Сейчас будущее для нас открыто, и нам просто нужно большее взаимопонимание, россиянам хорошо бы поуменьшить пыл ожиданий, что Китай бросится нам помогать абсолютно во всем. Он помогает России - не присоединился к санкциям, развивает с нами торговлю. Но кому-то кажется, что раз он не дает нам все, что нам нужно или хочется, то он уже чуть ли не предает нашу дружбу. Однако надо понимать, что в Китае есть свои опасения и озабоченности, с упоминания которых и начал встречу в Си Цзиньпином наш президент.

Мы сейчас должны стараться не требовать, чтобы Китай соответствовал нашим представлениям о должном, или чтобы Россия соответствовала представлениям китайского руководства, а больше понимать мотивы друг друга, искать и согласовывать взаимоприемлемые и взаимовыгодные подходы. Это и есть дружба и сотрудничество. А не заставлять Китай быть таким, как мы. Или Россию быть такой, как Китай. Это как раз подход наших западных коллег: пока у вас везде не будут "Макдоналдсы", считайте, что вы дикари. А, оказывается, могут быть цивилизации и без "Макдоналдсов".

Вы часто цитируете китайские пословицы. Какие бы посоветовали нам выучить?

Александр Лукин: Моя любимая китайская пословица о скромности: ружье стреляет по высунувшей голову птице. Понимаете, с китайской точки зрения, не надо сильно высовываться.

Но кроме пословиц там еще много интересных высказываний разных лидеров. Например, такое высказывание Мао Цзэдуна: "борьба, поражение, вновь борьба, вновь поражение, вновь борьба и так вплоть до самой победы - такова логика народа". Я думаю, сегодня оно как никогда актуально.

Личный опыт

Я был знаком с китайским Бердяевым

Почему вы, сын известного политика, историка, ученого, посла России в США, которого все воспринимают как знатока Америки, выбрали предметом своего научного интереса Китай?

Александр Лукин: Я еще в школе активно делал политинформации, рассказывая друзьям о внешней политике, поскольку внутренней в советское время, по крайней мере, для обсуждения, особо не существовало. В Китае тогда только что закончилась "культурная революция", и он воспринимался как страна бедная и до ненормальности необычная. Помню, отец пришел к нам в школу на урок и сказал, что Китай - это тоже социалистическая страна, хотя и немного другая. Это было удивительно слышать, потому что его тогда предпочитали никак не определять.

Когда я поступал в институт, то хотел учить какой-нибудь восточный язык. Поскольку один западный уже знал, и боялся, что второй спровоцирует меня на безделье. Хотел учить японский (Япония тогда была довольно популярной страной), но его в МГИМО в тот год не было, и я взял китайский. Отец мне сказал: ты не беспокойся, Китай будет великой страной. Зашедший к нам писатель-фантаст и японист по образованию Аркадий Натанович Стругацкий тоже посоветовал учить китайский как основу восточноазиатской культуры.

Когда вы первый раз увидели Китай воочию?

Александр Лукин: В 1983 году, попав на практику в посольство. Мы, правда, редко выходили за его ворота, и это было не то. А вот когда было подписано соглашение об обмене студентами, я в 1984-м году поехал в Китай с группой в 70 человек со всего СССР. Просто учить там язык мне показалось скучным, и я решил пойти на философский факультет Пекинского университета. Преподавали там в основном марксизм. Но были и преподаватели, занимавшиеся китайской культурой и философией. И однажды родившийся на Тайване, работавший в Америке и приехавший в Китай известный специалист по конфуцианству Ду Вэймин отвел меня к самому Лян Шумину. Это был известный китайский мыслитель, своеобразный китайский Бердяев. Конфуцианец и частично буддист, он еще в 20-е годы прославился работой о трех цивилизациях - европейской, китайской и индийской. Он считал, что они представляют собой разные типы культуры, причем китайская выше европейской, а индийская выше китайской.

По его мнению, европейская цивилизация направлена на решение материальных проблем человека, китайская - на решение социальных, а индийская - духовных. Но при этом он считал, что Китай и Индия перескочили этапы развития, и не решив материальных проблем, занялись социальными и духовными. Лян Шумин был уверен, что будущее за китайской и индийской цивилизацией, но при этом материальные проблемы, конечно, надо решить.

Он лично спорил с Мао Цзэдуном , в "культурную революцию" подвергся критике и попал в опалу, потом в 80-е его реабилитировали.

Я был уверен, что он давно умер. Но он был жив, ему было лет 90, и я к нему несколько раз ходил домой и беседовал с ним. Он принимал меня с любопытством.

Сейчас, преподавая в магистратуре Чжэцзянского университета, я вижу, что китайские студенты находятся под сильным влиянием коммунистической идеологии и ... западной. Почти все их учебники по общественным наукам построены на западной терминологии. И им трудно объяснить какой-либо другой подход, кроме коммунистического и западного. Знают Хантингтона, слышали о Шпенглере, о Данилевском, о котором я им рассказываю, конечно, не слышали. Но самое удивительное, что они ничего не знают о Лян Шумине. И когда я им рассказываю о том, как я с ним встречался, и о его теории, очень удивляются. Так что я им в каком-то смысле преподаю элементы традиционной китайской культуры, которую они знают хуже, чем коммунистическую теорию и западные подходы.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» В ООН заявили о почти 700 тысячах гражданских жертв в Газе
» Полувоенный ледокол США зашел на Северный морской путь
» Россия наращивает бартер с Китаем, обменивая свое зерно на технику
» Путин провел совещание по экономическим вопросам
» Израиль начал наступление на Газу, пишут СМИ
» Некоторые страны ЕС хотят полностью запретить въезд россиянам, пишут СМИ
» Швеция увеличит расходы на оборону в 2026 году
» Ростех передал Минобороны новую партию истребителей-бомбардировщиков Су-34

 Репортаживсе статьи rss

» Ирак является одним из ключевых партнеров России в арабском мире и на международной арене
» Демонстрация с силой: какое оружие показали на выставке DSEI-2025
» "Нас воспринимали как преступников". Южнокорейские рабочие вернулись домой после задержания в США
» Регионы юга РФ приступают к массовому севу озимых в условиях засухи и возросших затрат. Обзор
» Антон Алиханов: Россия планирует расширять экспорт вертолетов
» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией

 Комментариивсе статьи rss

» SZ: немецкий автопром столкнулся с огромной конкуренцией со стороны Китая
» В США убит американский Данила Багров
» Ближний Восток в ожидании: грядёт вторая фаза войны Израиля против Ирана
» Почему Россия и ОПЕК+ продолжают увеличивать предложение нефти на рынке
» Остров с сокровищами: США продолжают экспансию в Гренландии
» Трампу назло: ЕС решил укрепить сотрудничество с Индией
» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"