Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин заявил, что "Буревестник" и "Посейдон" обеспечат стратегический паритет на весь XXI век
Россия прекратила энергетическое соглашение с Финляндией по реке Вуокса
CNN: Пентагон дал Белому дому разрешение на передачу Киеву "Томагавков"
Трамп распорядился начать испытания ядерного оружия
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Рынок удобрений: и доедим, и вывезем
03.10.23 05:33 Экономика и Финансы

Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев сообщил депутатам Государственной думы, что по итогам 2023 года отечественные предприятия приобретут 5,4 млн тонн минеральных удобрений. При этом объем внесения удобрений вырастет до 65 килограммов на гектар. Для сравнения: в 2018 году Минсельхоз оценивал этот показатель в 40 килограммов на гектар, а к 2025 году ведомство ожидает выхода на отметку 80.

Росстат оперирует еще более красноречивыми цифрами. По его данным, объем внесения удобрений в России составлял 18,7 килограмма на гектар в 2000 году, вырос до 38 к 2010-му и достиг 74,6 в 2021-м.

Итак, внутренний спрос на минеральные удобрения в России уверенно растет, возвращаясь к пиковым показателям советских лет (88 килограммов на гектар в 1990 году). Для традиционно ориентированной на экспорт постсоветской отрасли минеральных удобрений это прямо-таки тектонический сдвиг: доля экспорта снизилась с 80% от объемов производства в 2000-х до 58% в 2022 году. В прошлом году экспортные поставки упали на 15% в физическом выражении. Хотя российские удобрения формально не вошли в периметр прямых санкционных запретов недружественных стран, их банки, страховщики и логисты сделали, кажется, все возможное, чтобы вышвырнуть конкурентов с рынка.

В благополучном 2021 году Россия экспортировала 37,5 млн тонн минеральных удобрений, в то время как общий объем мирового спроса на них сейчас оценивается IFA (Международной ассоциацией производителей удобрений) в 210 млн тонн. На начало 2022 года на нашу страну приходилось 12% мирового производства и 15% мирового экспорта минеральных удобрений. Не так-то просто «отменить» столь крупного игрока.

На самом деле у российских компаний есть хорошие перспективы на внутреннем рынке, однако их доля в мировом раскладе слишком велика, чтобы отказываться от экспорта.

Теряем Запад, идем на Восток

«Начиная с июня‒июля 2022 года российские производители удобрений стали оправляться от санкционного давления, находить новые альтернативные способы поставок — уходить из портов Прибалтики в порты РФ, увеличивать экспорт в дружественные страны», — констатирует президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев.

Действительно, география экспорта российских удобрений в 2022 году радикально изменилась: сократились поставки в Европу, главным образом в части калийной и фосфорсодержащей продукции, существенно увеличилась отгрузка в Юго-Восточную Азию и Индию. Продажи в 2022 году по сравнению с 2021-м выросли сразу втрое — до 3,6 млн тонн.

Как сообщил «Эксперту» представитель компании «ФосАгро», в прошлом году предприятие отправило в Индию 2,8 млн тонн фосфорных удобрений — почти в шесть раз больше, чем в 2021-м (для сравнения: на внутренний рынок пошло 2,9 млн тонн), еще примерно 1,3 млн тонн купила Бразилия. Поставки «ФосАгро» на крупнейший латиноамериканский рынок за последние десять лет увеличились более чем на 60%.

В то же время объемы отгрузки в Прибалтику (прежде всего с целью реэкспорта через ее порты) в 2022 году снизились в целом по отрасли вчетверо к уровню предыдущего года, в западном направлении (через Беларусь) — втрое.

Важнейшими каналами вывоза отечественных минеральных удобрений в 2022 году стали российские порты Черного моря и Балтики, которые при этом не нарастили, а лишь удержали ранее достигнутые показатели по перевалке продукции.

А вот пути через порты Дальнего Востока, несмотря на экспортный «разворот на Восток», не появилось: помешала и без того забитая углем и контейнерами железнодорожная сеть восточных регионов России, да и мощности портовой инфраструктуры в таких нетрадиционных для экспорта удобрений акваториях не хватило.

Подножки от «партнеров»

Пятый пакет антироссийских санкций ЕС включал ограничения на импорт из России минеральных удобрений, но одновременно с его принятием Евросоюз и США внесли удобрения в перечень товаров первой необходимости, тем самым убрав их из санкционного списка. Однако континентальная Европа и Великобритания ввели квоты на допустимые объемы поставки калийных и смешанных калийсодержащих удобрений. По мнению отраслевых экспертов, это объясняется желанием не допустить реэкспорта через Россию белорусской продукции.

Но несмотря на отсутствие формального запрета, на пути экспорта отечественных удобрений было воздвигнуто множество больших и малых препятствий. «В прошлом году мы столкнулись с отказом транспортных компаний предоставлять суда для перевозки грузов российского происхождения, отказом страховать перевозки из РФ, ограничениями судозаходов в наши порты, — рассказали “Эксперту” в “ФосАгро”. — Западные банки ограничивают возможность отечественных производителей удобрений получать и переводить денежные средства через свою инфраструктуру, что приводит к дополнительным затратам и удлинению сроков оплат. Наиболее серьезные проблемы возникли с поставками в Европу, в результате потребление удобрений там в прошлом году сократилось на 12 процентов. Российские производители несут более высокие экспортные расходы, чем зарубежные конкуренты. К примеру, в отдельные периоды 2022 года ставки фрахта для отгрузок на рынки Латинской Америки были примерно в два — два с половиной раза выше, чем у наших конкурентов из стран Северной Африки и США».

В прошлом мае генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предложил смягчить ограничения на экспорт удобрений из России и Беларуси в обмен на пропуск судов с украинским зерном. Двадцать второго июля 2022 года между Россией, Украиной, Турцией и ООН были подписаны соглашения, известные как «зерновая сделка».

Зерновая сделка должна была обеспечить беспрепятственную поставку российского продовольствия и удобрений на мировые рынки, устранив препоны, которые США и ЕС создали в сфере финансов, страхования и логистики. МИД, в частности, требовал переподключения Россельхозбанка к системе передачи информации SWIFT, отмены ограничений на страхование и перестрахование, снятия запрета на доступ в порты, а также разблокирования зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрений.

На практике ни одно из этих условий выполнено не было, и в июле нынешнего года российская сторона разорвала соглашение. Однако проблемы, связанные с обеспечением экспорта удобрений, остались.

Заработали сами — помогут другим

Надо отметить, что борьба «коллективного Запада» против российских удобрений наложилась на начавшийся еще до СВО цикл повышения (нередко кратного) цен на все типы продукции. В результате даже при снижении физического объема экспорта 2022 год для отрасли оказался весьма прибыльным. Федеральная таможенная служба сообщила, что выручка производителей от продажи российских минеральных удобрений за рубеж в 2022 году составила 19,3 млрд долларов, что в полтора раза превышает показатели предыдущего года.

В этом году мировые цены на удобрения пошли на спад, но отрасль уже успела приспособиться к новым условиям работы, и сейчас, как утверждает Андрей Гурьев, Россия постепенно восстанавливает объемы отгрузок в физическом выражении. «Экспорт, скорее всего, достигнет 38 миллионов тонн, — прогнозирует эксперт. — По итогам 2023 года это уже невозможно, но если первый квартал убрать, то за второй, третий и четвертый кварталы вывоз должен восстановиться до уровня второго, третьего и четвертого квартала 2021 года, когда продажи были рекордными».

Хорошо и то, что для правительства экспорт удобрений не стал самоцелью — внутренний рынок тоже не был забыт. Еще в 2021 году власти ввели квоты на вывоз азотных (8,3 млн тонн) и сложных удобрений с содержанием азота (5,9 млн тонн). В обоих случаях их объем близок к обычным объемам экспорта и не должен нанести ущерб производителям, но при этом гарантирует поставки удобрений отечественным потребителям.

С 1 января в России были на год введены экспортные пошлины на минеральные удобрения в размере 23,5%, которые действовали в случае подъема цены удобрений выше 450 долларов за тонну; более дешевая продукция пошлиной не облагалась. С 1 сентября пошлина составила 7% (уже без привязки к таможенной стоимости), а с 1 октября появится ставка 10% при условии валютного курса выше 80 рублей за доллар.

Надо отдать должное: на развитие отрасли минеральных удобрений только за последние семь лет было выделено более 1,3 трлн рублей. Объемы производства в стране, как следует из данных Росстата, с 2001 по 2021 год выросли на 58%, до 58,9 млн тонн — главным образом за счет азотных и смешанных удобрений, выпуск калийных удобрений до логистического коллапса 2022 года тоже уверенно рос.

Уменьшение физических объемов экспорта в прошлом году привело к снижению уровня производства на 7,5% в целом по отрасли. В более детальном разрезе можно увидеть, что выпуск азотных удобрений только вырос (на 5,6% — бонусом для России стал доступ к собственному газовому сырью), однако калийные, традиционно сильно завязанные на экспорт (свыше 77% готовой продукции в 2021 году), да еще и с логистическими цепочками через порты Прибалтики, просели на жуткие 34% (с 15,4 до 10 млн тонн).

В этом году производство азотных удобрений продолжило бурно расти (по итогам первого полугодия 2023 года оно увеличилось на 7,4% к аналогичному периоду 2022-го), смешанные удобрения отыграли прошлогодние потери, и даже калийное пике замедлилось до более приличных −5,5%.

По мнению Андрея Гурьева, в ближайшие годы российские предприятия значительно расширят свои мощности: «В принципе, в планах отрасли за следующие семь–десять лет инвестировать порядка 1,8–2 триллионов рублей. Это позволит практически удвоить выпуск продукции или построить заново отрасль по производству минеральных удобрений. Будем стремиться к 75–80 миллионам тонн, это вполне реально».

Отметим, что повышение объемов внесения удобрений в стране (с 18,7 до 74,6 килограмма на гектар в 2000–2021 годах) привело к радикальному росту урожая сельхозкультур без столь же радикального увеличения пахотных площадей. Например, сбор зерновых на тех же площадях взлетел с 65,4 млн тонн в 2000 году до 121,4 млн в 2021-м, урожайность в среднем по стране за тот же период поднялась с 15,6 до 26,7 центнера с гектара. Урожайность подсолнечника за тот же период выросла с 9 до 16,2 центнера с гектара, картофеля — с 105 до 160, овощей — со 143 до 242.

При этом в аграрной сфере есть значительный потенциал для дальнейшего роста производительности, в том числе через увеличение потребления удобрений. Так, при среднероссийском показателе внесения 74,6 килограмма на гектар в регионах Черноземья, на Кубани и в Ставрополье эта цифра превышает 100 килограммов на гектар (это сравнимо с американскими данными), в то время как в ряде перспективных для развития сельского хозяйства регионов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока недотягивает даже до 40.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Мадуро утвердил план вооруженного сопротивления США
» Минобороны назвало положение ВСУ в окружении критическим
» В Чехии три партии договорились о создании коалиции
» США запретили Аргентине сотрудничать с КНР в космосе
» Прокуратура Боснии и Герцеговины прекратила дело против Додика
» США могут развернуть две системы против спутников России и КНР, пишут СМИ
» Орбан заявил, что ЕС должен стать партнером Украины без ее членства в союзе
» Кадлек: Россия, Китай и КНДР модернизировали ядерные арсеналы

 Репортаживсе статьи rss

» Света в конце туннеля не видно. Как рекордный шатдаун влияет на жизнь американцев
» Крах бразильского судостроения – уроки для России
» Денис Мантуров: во главе угла стоит технологическая независимость автопрома
» Reuters: шатдаун правительства США затормозил работу ФБР
» "Красная команда": Что за бандиты ведут масштабные бои с полицией Бразилии
» Гонка вооружений, деятельность НАТО в Арктике и хартия многообразия: О чем говорили на конференции по евразийской безопасности в Минске
» Умный самолет. Супертехнологии определят, каким будет новое поколение российской гражданской авиации
» Пленум ЦК КПК: эффективный рынок с деятельным правительством и снятие ряда генералов с должностей

 Комментариивсе статьи rss

» Вместе против порознь. Что изменилось в поведении США за год после избрания Трампа
» Ставка на прорыв: в каких технологиях Китай хочет установить гегемонию
» Исторические напёрстки:«Царь Бомба» поля боя…
» Внутрисоюзный договор: Словакия поддержит идею антиукраинского блока с Венгрией и Чехией
» США не способны «немедленно» возобновить испытания атомного оружия
» Гонка за сверхзвуком. Почему до сих пор не приняты международные нормы по звуковому удару?
» Зачем США нужны сделки по редкоземельным металлам с разными странами
» Какой эффект экономике даст субсидирование экспорта угля

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"