Версия для печати |
Призыв снимать ремейки советской киноклассики вызвал нешуточные дискуссии в обществе |
08.07.24 14:47 |
В России |
|
Громкие споры последних дней о том, нужно ли снимать ремейки советской классики, возникли не на пустом месте - по лентам информагентств разлетелась новость, что Минпросвещения якобы направило в Минкультуры список шедевров отечественного кинематографа и предложило переснять эти картины для современных школьников по-новому.Позже в министерстве просвещения уточнили: в рабочем порядке Минкультуры был передан список шедевров отечественного кинематографа, знакомство с которыми представляется важным для воспитания юного поколения. Речь всего лишь о списке киношедевров, которые должно видеть и знать подрастающее поколение. В этом списке есть, например, "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Завтра была война" Юрия Кары, "Война и мир" Сергея Бондарчука... Откуда тогда взялась сенсация про ремейки? Да все из того же письма одного министерства в другое. В нем, как рассказали в Минпросвещения, среди предложений также есть идея "экранизации произведений классиков с использованием современных средств отечественного кинематографа". Как это понимать? Если ключевое здесь - современные технологии, то, скажем, искусственный интеллект нам в помощь: тут, собственно, и индустрия кино не очень-то нужна - любой подросток скоро сам "экранизирует" что ему угодно, не вставая с дивана. Если, говоря языком высокой моды, речь идет о том, чтоб "от кутюр" сделать удобным к повседневному ношению "прет-а-порте", то это сводится на практике к тому, что все кино должно быть сшито по доходным и коммерчески приятным на ощупь голливудским выкройкам, без заморочек. Если же речь о чем-то большем, то… Ремейки - это пережевывание пережеванного, повторение отснятого. Экранизация - обращение к первоисточнику, поиски смысла, переданного собственным киноязыком. Это задача посложнее. Речь тогда не только о "современных средствах", оптимальных технологиях и умении производить впечатление - речь о кино как волшебстве, о состоянии талантов и умов самих создателей и зрителей. Список кинокартин и все предложения в письме были предназначены для обсуждения экспертным сообществом, подчеркнули в министерстве просвещения. Но стоило лишь выплыть новости на информационные просторы, как разгорелись дискуссии. Конечно, не случайно. Тут сказалось все: и печальный вал плохих ремейков последних лет, и даже внезапно ставшее эталонным для отечественного взгляда на кино и на свою историю "Слово пацана", и, наконец, все те же многовековые, часто и небезосновательные опасения, что насаждение патриотизма, как картошки, не всегда дает желаемые всходы. Отсюда, из такого общего фона, этот градус возбуждения - у каждого свои мотивы и свои страхи. "РГ" предлагает читателям два взгляда на проблему: кинообозревателя Валерия Кичина и кинорежиссера Алексея Германа-мл. Валерий Кичин: Патриотизм нельзя заказать, как таксиВ Сети не утихает шум по поводу возникшей, хотя потом официально опровергнутой, идеи снять ремейки наших популярных фильмов. Сайт Союза кинематографистов России и теперь утверждает, что министерство просвещения в своем письме "предложило список фильмов и книг для создания ремейков и экранизаций". Министерство просвещения это отрицает: "Информация о ремейках отечественных фильмов не является достоверной", поскольку речь идет только о переданном в рабочем порядке министерству культуры списке шедевров отечественного кинематографа, важных для воспитания юного поколения. Разночтение опасное: ведь такие рекомендации СК может принять за сигнал сверху, куда двигаться дальше нашему кино. Сама по себе идея создания новых картин на старые сюжеты совершенно нормальна. Особенно когда дело касается экранизаций. Существует множество киноверсий "Анны Карениной" или "Войны и мира", есть проходные, но есть выдающиеся. И посмотреть снятые новыми талантами "Кортик", "Молодую гвардию" или "Как закалялась сталь" всегда интересно. Как показал опыт, хуже, когда дело касается ремейков популярных фильмов. Снятые не так давно новые версии "Служебного романа" или "Иронии судьбы" кажутся надругательством над любимыми картинами. Просто потому, что для успеха такого предприятия нужны актеры уровня Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова и режиссер, как минимум адекватный Эльдару Рязанову по интеллекту и таланту. И они должны не тупо подражать ушедшему в Лету, а мыслить самостоятельно, имея в виду не только срубить бабла на популярном сюжете. Таковых не нашлось, благая идея обернулась провалом. Обозначенные в рекомендательном списке "Иван Грозный" Эйзенштейна или "Летят журавли" Калатозова - шедевры, повторить которые невозможно и не нужно, а превзойти - немыслимо. Разумеется, можно снять новое кино о Грозном, но не нужно называть это ремейком. Грозный и его опричнина - тема неисчерпаемая, может, кто и отважится ее, взрывоопасную, продолжить. Не тужась повторить Эйзенштейна. Да и "Летят журавли" - фильм, единственный в своем роде, одна из вершин в нашем кино, пытаться его заново снять - это как заново написать "Лунную сонату" Бетховена. И совсем странно выглядит идея переснять "Москва слезам не верит" - популярнейший фильм-долгожитель Меньшова, принесший стране одного из немногих наших "Оскаров". И "Трудно быть богом" непревзойденного Германа-старшего. То есть идея законна, но разве не ясно, что состязание заранее проиграно, зрительская досада неизбежна и выделенные на неподъемно амбициозные проекты деньги будут потрачены впустую? Ремейки возникают, когда у киношников нет новых идей, а пополнять кассу надо. Но касса, показал тот же опыт, так не пополняется. Можно повторить сюжет, но нельзя вернуть гений Шепитько, Таланкина, Швейцера или Эйзенштейна с Пудовкиным. Их сюжеты намертво спаяны с их именами, а уникальное повторить невозможно. Все это затеяно для того, чтобы у нас появилось патриотическое кино, которое научит любить родину. Но, во-первых, оно и так есть: трудно вообразить более патриотическое кино, чем, к примеру, негромкая "Баллада о солдате" фронтовика Григория Чухрая, снятая по велению не компартии, а сердца. А, во-вторых, весь опыт мирового искусства доказал, что нельзя создать патриотическое произведение, его запланировав. Люди создают роман, пьесу, фильм, потому что их волнует судьба родины, что они горды ее успехами, а не для демонстрации своего патриотизма. Или, как Гоголь или Салтыков-Щедрин, изливают свою боль за ее пороки, пытаясь излечить ее недуги. И только потомки определят это произведение как патриотическое - болеющее за Россию. Как появляется то, чем можно гордиться, - появляется и патриотическое кино. А фильмы из производственной рубрики "патриотические" обычно проваливались, потому что их авторами двигало не сердце, отзывчивое на успехи и невзгоды родной страны, а очередная конъюнктура. Алексей Герман-мл.: Довольно странно, имея такую классику, снимать бесконечные сериалы про богачек и маньяковПредлагаю сразу же отделить мух от котлет. Нам всем надо признать, что никто никогда не снимет на высоком художественном уровне ремейк замечательного фильма "Летят журавли". Нет таких артистов, нет таких режиссеров, нет таких операторов. Да и зачем нам снимать ремейки таких фильмов? Великая классика должна оставаться великой классикой. Это с одной стороны. С другой стороны, в предложении минпросвещения есть довольно много разумного. Просто оно, как я понимаю, было неловко сформулировано. Во-первых, ничего нет зазорного, и в мире это происходит, когда на достаточно приличном уровне возвращаются к сценариям культовых фильмов. Подчеркиваю: не снимают ремейки, а возвращаются к сценариям. Здесь важно не пытаться слепо скопировать, не пытаться изуродовать, а важно вдохновиться и сделать кино современное и талантливое. Я, например, считаю, что нам очень нужен сегодня фильм, который был бы вдохновлен лентой "Девять дней одного года" Михаила Ромма, потому что эта картина сыграла огромную роль в развитии науки в СССР. Я недавно встречался с одним из академиков-ядерщиков, и он мне сказал, что пошел в физику именно после просмотра этого фильма. Когда ремейк снимается не для зарабатывания денег, как это происходит у нас в последние годы, а когда кино делается бережно, тогда создавать новые ленты, вдохновленные великими картинами, это разумный ход. Во-вторых, конечно, нам надо ставить классику. Но нам надо ставить классику современным киноязыком - это не означает плохим, у нас часто путают современный киноязык с языком идиотии, но киноязыки разными бывают, ставить классику должны талантливые люди. Иначе Чехова, Набокова, Пушкина, Гоголя мы не вернем в медиапространство, а это сейчас очень необходимо, потому что интерес и любовь к великой литературе в кинематографе стимулирует чтение, порождает смыслы, приводит к появлению в стране большего числа сложных людей. А именно сложноустроенные люди двигают науку и индустрию высоких технологий, что нам сегодня необходимо. Мы не добьемся технологического суверенитета, если у нас будут только одни юристы и блогеры, нам важно, в том числе с помощью кино, сделать так, чтобы молодые люди шли учиться на математиков, физиков, географов… Поэтому я считаю, что синергия классики и современного талантливого киноязыка нам нужна. Вероятно, об этом и пытались сказать чиновники. Но как гарантировать, что постановка Чехова не превратится в бессмысленный и бездарный водевиль? Вот в чем ключевой вопрос. Думаю, что к развернувшейся дискуссии должны прислушаться прежде всего кинематографисты. Возможно, она напомнит им о том, что русская классика, а я имею в виду здесь и советскую литературу, - это невероятный кладезь сюжетов, идей и драматургии. И довольно странно при наличии такой классики делать вид, что все идеи закончились - и снимать бесконечные сериалы про богатых женщин и маньяков. |
|
08.07.24 14:47 |
|
Могут ли от слова и кадра рождаться дети? Круглый стол журналистов и блогеров дал однозначный ответ
"Настоящий контент это не то, что мы снимаем, а то, что люди смотрят", "Семья как надежная защита лучше всего показана, между прочим, в "Крестном отце", "Брутальные режиссеры вроде Клима Шипенко с радостью отдали главный приз детскому сериалу", "Дети встречаются в каждой четвертой рекламе, но это обычно один ребенок" - такие впечатляющие и неожиданные тезисы прозвучали на круглом столе, где обсуждалась роль медиа и блогеров в продвижении традиционных семейных ценностей. Кино, ТВ, медиа, интернет, блоги - отличный ресурс на пути к многодетной стране, посчитали его участники. "Я была одним ребенком в семье, мама моя тоже. Но в четвертом классе я посмотрела фильм "Однажды, 20 лет спустя" с Натальей Гундаревой в главной роли, и решила, что хочу быть многодетной матерью", - рассказывает директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Ларина. И сама при этом удивляется: фильм ничего не лакировал, но от идеи быть многодетной матерью киноразговор о трудностях этого пути ее не отвернул. Екатерина считает, что в конце концов у нее "не получилось": детей всего четверо. Официально она многодетная мать, но "после третьего ребенка я поняла, что это еще не многодетность". Она, как и заместитель генерального директора АНО "Национальные приоритеты" Оксана Бражник уверена, что одними экономическими мерами многодетную семью в России не утвердить. Нужна серьезная социальная повестка и утверждение ценности многодетной семьи. А ценности продвигаются в культурном пространстве. "При этом нам не нужен заповедник правильного контента, который никто не будет смотреть, - считает Екатерина Ларина. - Нет, надо вспомнить о чуде жизни, к которому нас делает причастным семья". Внимание аудитории - сегодня самая дефицитная вещь на свете, поэтому велик соблазн для его привлечения пойти по пути жесткого, пугающего содержания, что называется "на грани". Но так можно снимать криминальные драмы, а не кино о семье. По словам директора по исследованиям АО "Медиаскоп" Марины Пикулевой, Интернет и ТВ пока остаются главными медиа-источниками для детей. На первом месте у них, конечно, мультики, комедии и все, что называется развлекательным контентом. Ведущий формат - видео, главный ресурс - YouTube. Русский контент более востребован, чем иностранный. В аудиоформате также в топе остаются российские исполнители. Идеальный выходной для многих детей - семейный просмотр ТВ дома, семейный поход в кинотеатр или онлайн-игры с папой и мамой. Дети, кстати, не любят смотреть ТВ в одиночку, с родными это все куда веселее. А поскольку детство это обычно время неоспоримого счастья, и все из детства - книжки, пластинки, игры, картинки - остается с нами надолго, то надо быть очень внимательными к детскому контенту. Пока, по данным того же "Медиаскопа", в топе любимых детьми фильмов "Чебурашка", "Конек-горбунок". "Иван Васильевич меняет все", "Иван Васильевич меняет профессию", "Бриллиантовая рука" - косвенное свидетельство, что разрыва поколений пока можно не опасаться. 72 процента родителей считают, что анимационный контент должен прививать их детям традиционные ценности. Высоко ценим такой эмоциональный след в душе, как воодушевление, душевный подъем, а также сострадание и сочувствие, на третьем месте любопытство и заинтересованность, отметила руководитель направления КСО АО "Национальная Медиа Группа" Мария Залунина. И все создатели интересных фильмов, сериалов, программ для детской аудитории единодушны в мнении, что соответствующий запросам зрителей кино- или телепроект при этом вовсе не теряет коммерческой успешности. Рассказывая о семье в кино, сериалах и телешоу не стоит забывать о людях "серебряного возраста", уверены участники "круглого стола", это придает семейной теме дополнительный интерес. Генеральный продюсер онлайн-кинотеатра START Алексей Троцюк, снимавший знаменитый телесериал "Папины дочки", напомнил о кино- и литературном стереотипе видеть в семье место, где нет любви. Уж не говоря о том, что семья, конечно, резко сокращает абсолютную комфортность существования, к которой многие сегодня привыкли стремиться ("Как отец троих детей могу сказать, что большая семья точно не увеличивает комфортность существования"). Но современному человеку, часто чувствующему себя одиноким, испуганным и несчастным только большая дружная семья может по-настоящему прийти на помощь. Герои его последнего сериала большой семьей отправляются жить в родовую деревню, поскольку в городе она просто не помещается - ни в такси, ни в лифте - нигде. Смысл этого сериала - попытка исследовать большую семью, очень нужная нам, если мы в самом деле хотим, чтобы многодетных семей у нас становилось больше. Алексей рассказал, как его 83-летний знакомый, отец 22 детей, объяснил ему свое счастье: "Твой род за день проживает три жизни, а мой - 22". По его мнению, мы должны искать и находить в семье тот уникальный опыт, который никогда не получишь, не создав семью. А молодые люди должны ловить в лучшем кино внутренний "вайб" семьи, и понимать, что ее отсутствие - это на самом деле катастрофа. Продюсер продвижения кинокомпании "Карго", АНО "Институт развития интернета" Владимир Пермяков рассказал об успехах детского сериала "Любопытная Варвара" и обратил внимание на то, что при всей важности задачи производства кино для детей, конкретных проектов практически нет. Современным детям и родителям, при всей их любви к Илье Муромцу или "Бриллиантовой руке", нужны новые истории, а это пока большая проблема. 30 последних лет активных заказов на криминальные сюжеты сослужили свою службу. В детском кино, увы, многое делается по старым лекалам ("За что ни возьмутся, получаются Петров и Васечкин"). Он попенял кинообозревателям за неумение писать о детском кино. Кино о куртизанках 19 века опишут во всех деталях, а про детское кино скажут лишь: "Ну, мило". И пообещал в следующем году сделать большой блокбастер об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике, оказавшихся в нашем времени с переставленными клеммами положительного и отрицательного образа ("Это когда в Третьяковке висят картины с Соловьем-разбойником в главной роли")…Другие участники "круглого стола" это тут же связали с нынешним противодействием России попыткам фальсифицировать мировую историю. Начальник отдела "Религия и мировоззрение" медиагруппы "Россия сегодня" Ольга Липич и специальный корреспондент этого отдела Артем Буденный рассказали о влиянии на семью и семейный выбор традиционных для России религий, задающих общую для них ценность святости жизни. Они как ничто другое задают мотивацию к многодетности, уверены спикеры, и советуют журналистам не переставать искать истории интересных многодетных семей. Поменьше материалов, задающих ощущения травмы, побольше тонкой, глубокой и позитивной социальной рекламы - еще один важный рецепт от коллег-журналистов. А блогеры Аня Ищук и Димас Блог рассказали о посвященном своим детям блоге и премудростям, которые позволили сделать его популярным. "Самое главное - быть искренними, слушать свое сердце и сердца своих детей", - признался блогер и молодой отец семейства. "РГ" также вносит свою лепту в разговор о защите традиционных ценностей. Читателей ждет интересный совет экспертов о противодействии повестке ЛГБТ (движение признано экстремистской организацией и запрещено в РФ). |
|