Санкции, которые США накладывают на огромное количество стран, являются не просто попытками политического давления на оппонентов Вашингтона. Как выяснил «Эксперт», изучив данные Минфина США, они превратились в наркотик, без которого американская экономика не может нормально функционировать.
Санкции массового пораженияСоединенные Штаты являются самой «щедрой» на наказания других страной в мире — по данным Департамента по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), в настоящее время под теми или иными американскими санкциями находится каждая третья страна в мире. В совокупности Вашингтон осуществляет в три раза больше санкционных режимов, чем все прочие государства или международные организации вместе взятые. Это означает, что США находятся в состоянии непрерывной экономической и торговой войны с третьей частью мира. По данным OFAC, историческим лидером по введению новых санкций является нынешняя администрация — при Джо Байдене новые торговые ограничения введены в отношении примерно 3500 юридических и физических лиц по всему миру (не считая России). В этом администрация Байдена далеко обогнала администрацию Дональда Трампа: во время пребывания республиканца в Белом доме под санкциями находилось только около 2500 субъектов. Трамп, в свою очередь, вводил санкции чаще, чем демократ Барак Обама (1000 рестрикций), а тот — чаще, чем Джордж Буш-мл. За последние 30 лет самой «лояльной» оказалась администрация Билла Клинтона — при нем под санкции попали всего 500 иностранных компаний. При сравнении этих цифр отчетливо видно, что американская санкционная активность никак не зависит от того, какую партию представляет та или иная администрация. Переход Белого дома от демократов к республиканцам и наоборот не оказывает сколь-нибудь существенного влияния на санкционную политику, об этом говорит вся история США, отмечает завкафедрой экономической безопасности РГУ им. Косыгина Валерий Сенков. «Еще в 2022 году в Колумбийском университете была опубликована работа „Как санкции меняют мир вопреки интересам США“. В ней показано, что американская санкционная политика в настоящее время превратилась в абсолют: рестрикции вводят как универсальный инструмент, без разбора, что резко снижает их эффективность. Любой конфликт имеет не только прямой, но еще и отложенный эффект. И к санкциям это относится в полной мере», — сказал он «Эксперту». Число иностранных компаний, против которых Вашингтон вводит ограничения, растет непрерывно. Как следует из данных вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), по состоянию на июль 2024 г., американские санкции действуют в отношении компаний и правительств более 60% стран; причем практически все эти страны относятся к категории развивающихся рынков. Обратный процесс снятия санкций ни в коей мере не может компенсировать этот тренд. Самую массовую «амнистию» Белый дом провел в 2016 г. в последние месяцы пребывания в Овальном кабинете Барака Обамы. Тогда из черного списка было исключено около 1500 фирм, и нетто-результат оказался в пользу отмены санкций — единственный раз с 1996 года. Министерство подавленияСанкции являются для Вашингтона «мягким» способом смены неугодных политических режимов. Но это только одна — публичная — сторона медали. За кулисами публичной политики, которая рисует санкции как бескровную альтернативу силовым методам выяснения международных отношений, скрывается никогда не афишируемый факт, что санкции давно превратились в отрасль американской экономики, которая генерирует многомиллиардные обороты. На апрель 2024 г. под американскими санкциями находилось почти 15 400 юридических и физических лиц в мире; из них около 12 000 приходится на Россию. Далее с большим отрывом идут Швейцария — 5062, Евросоюз — 4808, Великобритания — 4360, Канада — 4292. Под санкциями от лица ООН находится только 875 субъектов. В свою очередь, Россия держит под собственными санкциями несколько сотен представителей ЕС, США, Канады, Великобритании, а также организации, которые Росфинмониторинг внес в список экстремистских и террористических (например, движение «Талибан», пришедшее к власти в Афганистане). В Белом доме и Конгрессе работает целая армия лоббистов, представляющих интересы американских компаний, для которых рестрикции против зарубежных правительств и юрлиц являются фактором конкурентной борьбы. Политические мотивы здесь — только красивая обертка. Если какой-либо американской компании требуется сотрудничество с фирмой из недружественной страны, эта компания спокойно закрывает глаза на все грехи данного правительства. Но идеальный вариант — когда нуждающийся в ослаблении конкурент является резидентом страны с неугодным политическим режимом. Таких стран в списке OFAC сегодня пять (Венесуэла, Иран, КНДР, Куба, Россия). Но эксперты указывают, что польза от этих санкций для США неочевидна: Северная Корея продолжает развивать свои ракетно-ядерные технологии, Россия и Иран находят варианты «параллельного импорта», развития «теневого» флота и другие способы обходить запреты. Передозировка ограниченийЗа время работы администрации Байдена в самих США все сильнее звучат голоса, что Белый дом слишком увлекся санкциями, доведя их до той дозы, когда лекарство начинает оказывать противоположное действие. Критики (в том числе в самом Минфине) указывают, что санкции часто вводятся «наобум», производя эффект слона в посудной лавке. Они обращают внимание на то, что к США бумерангом возвращаются такие побочные последствия санкций, как укрепление союза Москвы и Пекина, рост нелегальной внешней торговли, недовольство союзников из-за риска подпасть под вторичные санкции, стремление к дедолларизации национальных экономик. Еще в марте 2016 года советник Белого дома Джек Лью предупреждал, что «передоз» санкций ведет к размыванию эффективности этого инструмента внешней политики. Санкции всегда были и остаются инструментом конкурентной борьбы, какими бы идеологическими мотивами они ни объяснялись. Это такой же элемент политико-экономического принуждения, как использование танков и бомбардировщиков — арсенал другой, смысл тот же самый. Валерий Сенков напоминает, что сегодня в мире действует 17 режимов санкций ООН и 37 режимов санкций ЕС, из которых 14 направлено против России. «Если тренд на ежегодное увеличение санкций продолжится при следующем президенте США, кто бы им ни стал, то дело идет к тому, что под санкциями, первичными и еще более вторичными, — адресными, секторальными, в рамках экспортного контроля, финансовыми, киберблокады и др. — окажутся едва ли не все компании мира. Ведь на санкции, как правило, вводятся контрсанкции, и в какой-то момент вся мировая торговля окажется закупорена в „дорожной пробке“. Здесь хорошо провести аналогию с лекарством, которое в правильной дозе лечит, а в избыточной превращается в яд», — указывает он. Как признают сами американские аналитики, остановить санкционный «передоз» одними призывами невозможно до тех пор, пока такая политика обогащает своих бенефициаров. Эксперт по санкциям в университете Нотр-Дам (штат Индиана, США) Джордж Лопес вообще считает, что решения о принятии санкций вышли из-под контроля политиков и перешли в полное распоряжение маленькой группы людей, находящейся под влиянием лоббистов. Все чаще эта группа бьет по своим: в отношении OFAC сами же американские фирмы стали подавать иски с требованиями отменить те или иные решения о введении ограничений против их иностранных контрагентов. Маленькая деталь: OFAC умещается в одной маленькой комнатке в здании Минфина США. Никто изначально не предполагал, что санкционная «булимия» достигнет таких масштабов. |