По трем перечисленным позициям Россия занимает значимую долю на мировом рынке. Поэтому любые ограничения скажутся на ценах и на экспортных доходах. И тут важно соблюсти баланс, чтобы не просто обрезать экспорт, а переориентировать его на другие, более дружественные рынки. А также на внутренний.
Страны, которые имел в виду Путин, сами с 2022 года вводят разные ограничения на поставки из России в том числе и перечисленных видов сырья. Жертвуя экономическими соображениями в угоду санкционной политике. Так, экспорт российского никеля в страны ЕС в первые месяцы текущего года упал на 41% к 2023 г. В 2023 году он тоже падал - на 50% год к году. В "досанкционные времена" российский никель активно закупали как США (на 342 млн долл в 2022 г и на 159 млн долл. в 2021 году), так и ЕС (на 3,2 млрд евро в 2022 году и на 2,1 млрд евро в 2021). Сейчас от этого остались "жалкие" десятки миллионов. Весной текущего года США и Великобритания ввели эмбарго на импорт никеля, алюминия и меди из РФ.
Российский "Норникель" дает 19% мирового экспорта и 9% производства никеля. Подавляющая часть этого никеля идет на экспорт: 170 тыс. тонн из 193 тыс. произведенных в 2021 году. Для "Норникеля" новая ситуация стала серьезным вызовом, но переориентация на другие рынки началась. Уже в прошлом году (когда было произведено 207 тыс. тонн никеля) 53% выручки компании принесли азиатские покупатели, в основном Китай (всего от экспорта компания получила 85% выручки). При этом на мировом рынке сейчас профицит предложения никеля - примерно на 100 тыс. тонн. Так что тут как с ОПЕК+ и ограничением предложения нефти - сокращение профицита сыграет на повышение цен (прогнозируют рост их на 20% до конца года по сравнению с летними показателями). При этом на внутреннем рынке потребление никеля как раз может повыситься за счет увеличения собственного производства, скажем, нержавеющих стальных изделий или аккумуляторов, где он используется. При том что Россия сейчас как раз зависит от импорта нержавеющей стали (существенно более половины ее потребления в стране), ввозя ее из Китая, Индии, Индонезии (кстати, это главный производитель никеля в мире) и даже Турции.
С титаном еще интереснее. Он используется в аэрокосмической промышленности (около 75% высококачественного губчатого титана используется именно там), в авиационных двигателях, лопастях, валах и корпусе планера (шасси, крепления и балки крыла). Также титан используется в автопроме - для производства шатунов, клапанов двигателя, колес турбонагнетателя, выхлопных систем и пружин подвески.
Один из крупнейших производителей - корпорация "ВСМПО-Ависма", доля которой до начала СВО на мировом рынке оценивалась в 25%. Титан ее производства покупали Boeing (35% потребностей), Airbus (65%), Embraer (100%) и ряд других автомобильных и аэрокосмических компаний. "Боинг" от российского титана отказался, а вот Airbus не смог и даже получил спецразрешение от Канады (она ввела санкции против российского производителя) торговать с "Ависмой". Однако европейский концерн активно начал работать над замещением российских поставок другими производителями. В "мирные годы" "ВСМПО-Ависма" отправила в европейские страны в 2020 г. лишь чуть более четверти экспортных поставок. А в 2021 году, по оценкам Еврокомиссии, доля России в импорте титана в ЕС сократилась уже до 16% для готовых изделий и 9% - первичного сырья.
Тут надо заметить, что сразу после начала СВО западные компании стали активно закупать российский титан впрок (кстати, Путин это упоминал), опасаясь как раз прекращения поставок с одной стороны и, видимо, рассчитывая тогда, что СВО не затянется на долгие годы. А затем импортеры стали сокращать его закупки в РФ. Так, в 2023 году поставки титана в ЕС, в том числе в интересах авиапрома, снизились на 20% к 2022 г. (до 6410 т), к концу года темпы падения усилились до 39% (в декабре, год к году). За первые три месяца 2024 года Евросоюз импортировал из России уже лишь 1442,3 т титана, что на 26% меньше, чем за тот же период 2023 года.
При сокращении поставок титана "недружественным странам" Россия сможет найти спрос на него на внутреннем рынке - как на предприятиях ВПК, так и в авиапроме, особенно на фоне развития программы отечественного авиастроения, когда она, наконец, начнет реализовываться. Уже в прошлом году потребление титана заметно выросло - до 15 тыс. тонн против 13 тыс. тонн годом ранее. Рост спроса обеспечен именно заказами авиа- и двигателестроителей, на которые приходится до 50% потребления этого металла. Некоторые эксперты считают, что при сохранении роста спроса ресурсов на экспорт титана у России вообще не останется.
По урану "Росатом" занимает 17% мирового рынка ядерного топлива. Страны ЕС (Финляндия и Восточная Европа, где есть российские реакторы ВВЭР) зависят от импорта российского урана, услуг по его обогащению и утилизации отработанного топлива. Поставки природного урана в ЕС в 2023 году выросли на 73,7%, из которых на долю РФ пришлось 23%. В США на российское урановое сырье приходится 12% закупок топлива для АЭС. Сейчас США реанимируют свои мощности по обогащению урана для АЭС (они были свернуты как раз под влиянием поставок российского сырья). И Конгресс уже загодя в апреле принял закон о запрете импорта российского низкообогащенного урана. Но оставил разрешение в порядке исключения покупать его до 2028 года, если не будет альтернатив. Россия от этих поставок получала в год примерно 1 млрд долл. Однако топливная компания Росатома "ТВЭЛ" без заказов не останется. Она поставляет продукцию на 78 атомных реакторов в 15 странах, являясь, таким образом, поставщиком топлива для каждого шестого энергетического реактора в мире.