Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские войска освободили Угледар
Байден приказал военным оказать поддержку Израилю в защите от Ирана
Израильская армия заявила о запуске ракет со стороны Ирана
Путин включил Дюмина, Мантурова и Скворцову в состав Совбеза
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Георгий Бовт: При сокращении поставок титана "недружественным странам" Россия сможет найти спрос внутри
15.09.24 16:32 Торговые войны
Владимир Путин призвал подумать об "определенных ограничениях" на экспорт урана, титана, никеля и других товаров в страны, которые вводят ограничения на поставки в Россию. Оговорившись, что эти ограничения не должны быть "себе во вред" и речь не идет о том, что "завтра нужно это сделать". Каковы возможные последствия?

По трем перечисленным позициям Россия занимает значимую долю на мировом рынке. Поэтому любые ограничения скажутся на ценах и на экспортных доходах. И тут важно соблюсти баланс, чтобы не просто обрезать экспорт, а переориентировать его на другие, более дружественные рынки. А также на внутренний.

Страны, которые имел в виду Путин, сами с 2022 года вводят разные ограничения на поставки из России в том числе и перечисленных видов сырья. Жертвуя экономическими соображениями в угоду санкционной политике. Так, экспорт российского никеля в страны ЕС в первые месяцы текущего года упал на 41% к 2023 г. В 2023 году он тоже падал - на 50% год к году. В "досанкционные времена" российский никель активно закупали как США (на 342 млн долл в 2022 г и на 159 млн долл. в 2021 году), так и ЕС (на 3,2 млрд евро в 2022 году и на 2,1 млрд евро в 2021). Сейчас от этого остались "жалкие" десятки миллионов. Весной текущего года США и Великобритания ввели эмбарго на импорт никеля, алюминия и меди из РФ.

Российский "Норникель" дает 19% мирового экспорта и 9% производства никеля. Подавляющая часть этого никеля идет на экспорт: 170 тыс. тонн из 193 тыс. произведенных в 2021 году. Для "Норникеля" новая ситуация стала серьезным вызовом, но переориентация на другие рынки началась. Уже в прошлом году (когда было произведено 207 тыс. тонн никеля) 53% выручки компании принесли азиатские покупатели, в основном Китай (всего от экспорта компания получила 85% выручки). При этом на мировом рынке сейчас профицит предложения никеля - примерно на 100 тыс. тонн. Так что тут как с ОПЕК+ и ограничением предложения нефти - сокращение профицита сыграет на повышение цен (прогнозируют рост их на 20% до конца года по сравнению с летними показателями). При этом на внутреннем рынке потребление никеля как раз может повыситься за счет увеличения собственного производства, скажем, нержавеющих стальных изделий или аккумуляторов, где он используется. При том что Россия сейчас как раз зависит от импорта нержавеющей стали (существенно более половины ее потребления в стране), ввозя ее из Китая, Индии, Индонезии (кстати, это главный производитель никеля в мире) и даже Турции.

С титаном еще интереснее. Он используется в аэрокосмической промышленности (около 75% высококачественного губчатого титана используется именно там), в авиационных двигателях, лопастях, валах и корпусе планера (шасси, крепления и балки крыла). Также титан используется в автопроме - для производства шатунов, клапанов двигателя, колес турбонагнетателя, выхлопных систем и пружин подвески.

Один из крупнейших производителей - корпорация "ВСМПО-Ависма", доля которой до начала СВО на мировом рынке оценивалась в 25%. Титан ее производства покупали Boeing (35% потребностей), Airbus (65%), Embraer (100%) и ряд других автомобильных и аэрокосмических компаний. "Боинг" от российского титана отказался, а вот Airbus не смог и даже получил спецразрешение от Канады (она ввела санкции против российского производителя) торговать с "Ависмой". Однако европейский концерн активно начал работать над замещением российских поставок другими производителями. В "мирные годы" "ВСМПО-Ависма" отправила в европейские страны в 2020 г. лишь чуть более четверти экспортных поставок. А в 2021 году, по оценкам Еврокомиссии, доля России в импорте титана в ЕС сократилась уже до 16% для готовых изделий и 9% - первичного сырья. 

Тут надо заметить, что сразу после начала СВО западные компании стали активно закупать российский титан впрок (кстати, Путин это упоминал), опасаясь как раз прекращения поставок с одной стороны и, видимо, рассчитывая тогда, что СВО не затянется на долгие годы. А затем импортеры стали сокращать его закупки в РФ. Так, в 2023 году поставки титана в ЕС, в том числе в интересах авиапрома, снизились на 20% к 2022 г. (до 6410 т), к концу года темпы падения усилились до 39% (в декабре, год к году). За первые три месяца 2024 года Евросоюз импортировал из России уже лишь 1442,3 т титана, что на 26% меньше, чем за тот же период 2023 года.

При сокращении поставок титана "недружественным странам" Россия сможет найти спрос на него на внутреннем рынке - как на предприятиях ВПК, так и в авиапроме, особенно на фоне развития программы отечественного авиастроения, когда она, наконец, начнет реализовываться. Уже в прошлом году потребление титана заметно выросло - до 15 тыс. тонн против 13 тыс. тонн годом ранее. Рост спроса обеспечен именно заказами авиа- и двигателестроителей, на которые приходится до 50% потребления этого металла. Некоторые эксперты считают, что при сохранении роста спроса ресурсов на экспорт титана у России вообще не останется.

По урану "Росатом" занимает 17% мирового рынка ядерного топлива. Страны ЕС (Финляндия и Восточная Европа, где есть российские реакторы ВВЭР) зависят от импорта российского урана, услуг по его обогащению и утилизации отработанного топлива. Поставки природного урана в ЕС в 2023 году выросли на 73,7%, из которых на долю РФ пришлось 23%. В США на российское урановое сырье приходится 12% закупок топлива для АЭС. Сейчас США реанимируют свои мощности по обогащению урана для АЭС (они были свернуты как раз под влиянием поставок российского сырья). И Конгресс уже загодя в апреле принял закон о запрете импорта российского низкообогащенного урана. Но оставил разрешение в порядке исключения покупать его до 2028 года, если не будет альтернатив. Россия от этих поставок получала в год примерно 1 млрд долл. Однако топливная компания Росатома "ТВЭЛ" без заказов не останется. Она поставляет продукцию на 78 атомных реакторов в 15 странах, являясь, таким образом, поставщиком топлива для каждого шестого энергетического реактора в мире.

 

argus98, RU15.09.24 19:09
"С титаном еще интереснее."(с) - про палладий забыли. С ним ещё более интересно
Аббе, RU15.09.24 21:21
Титан в автомобилестроении - штука интересная. Облегчение подвижных частей в заведомо ненебалансирующихся частях двигателя.
Другое дело - тут жёсткая конкуренция с высокопрочными сплавами алюминия. И да, обрабатываемость сплавов алюминия много лучше, чем титан.
Вне двигателя? Мысль хорошая. Но, есть такая штука, как электрохимический ряд металлов. И титан имеет прекрасный потенциал для гальванической пары со стальными деталями.
Извините, но титан в наземной технике несколько ограничен в применимости.
Для авиации он хороший, для наземников есть ограничения.

Идём в авиастроение. Главнейшее ограничение - двигатели. ПД-14 вроде бы начали производить. ПД-8 - тут пока сложнее. ПД-35 разрабатывают, но там ещё не на один год работы.
Не слышно даже про подвод к лётным испытаниям. Это не хорошо и это не плохо. Объект крупный, объект сложный. Может сложнее любой техники для космоса.
И главное - эти двигатели, уровня ПД-24 и мощнее будут иметь ограниченое применение. ПОКА нет развала США - давление против российского авиапрома по всей планете будет неизменно большим.
Даже полное падение США, даже гражданская война в Европе не дают нам полноты свободы действий.
Рухнет мировая экономика, рухнут и мировые авиаперевозки. Дальнобойные пассажиры окажутся просто лишними.
И после начала возрождения мира перед нами окажется стена китайской промышленности.
В больших самолётах "всё только впереди".

Остаётся малая авиация. Каждый самолёт "много титана не требует". Но, их может быть много. И это уже возможность. Мировой спрос "какой то есть". Подсанционные страны - есть. Даже подход к авиастроению кое где есть.
Двигатели уровня ВК-800 вроде начали производить. ВК-800 и ниже. Это лучше, чем ничего. Раскачивать эту тему. Совокупно с разработкой чего то уровня ВК-1200.

Тонкость в том, что была промышленная супердержава Англия. Её экономика занимала 50% от мировой. Давно-давно, но это было.
За ничтожно малое историческое время англичане скатились до 16% от мировой экономики. По применяемым технологиям накатывали США, по качеству продукции - Германия. По уходу от жёсткой привязки в океанскому судоходству - Россия медленно доводила до ума Транссиб. Плюс заполнила Среднюю Азию негеноцидными методами. И уже этим давила на Индию.
Финансы? Качественно у Лондонского Сити как бы оставаось преимущество переж банкирами США. Как минимум - равенство.
Но, что делать с объёмами, после организации Федеральной Резервной Системы?
Вот так, вляпались англичане, на всю голову. Ну не думали они про именно мировую войну.
Они НЕ думали, а в США её ГОТОВИЛИ.
Мало ли, что в 1920-м году Британия числилась победителем?
В 1945 году подвели итоги решений, принятых в 1914 году.
Если в 1920 году из ранга империй вылетели Турция, Австрия, Германия и Россия, в разной мере побеждённые, то в 1945 году вылетела уже Британия, дважды участница коалиций победителей.

В 1920 году начались "ревущие двадцатые в США". И закончились оглушительным провалом в октябре 1929 года.
Ага.
Победители.
Ага.
Провал.
Решение проблем - организация второй части Великой Войны.
В этот раз они погуляли подольше. С 1945 по 1968 год, целых 23 года. Когда Де Голль привёз корабль бумажных долларов и потребовал за них золото.
1985 год? Советская элита могла выбирать - кого валить? США, или же СССР.
Пишут, что шансы на завал США были не нулевые. ЦК КПСС выбрал предательство. На этом США с Европой благоденствовали треть века.
Сегодня у США доля от мировой экономики меньше 20%. У Европы понимание отсутствия топливно-сырьевой базы.

Остаётся только замена зажравшегося населения на неприхотливое, щамена мяса на тараканов, замена углеводородной экономики на ВИЭ.
Вовне? А кроме войны - что они могут придумать?
Вот поэтому высокоэкономичные авиатурбины в России могут и должны стать основой не только малой авиации, но и возможности производить десятки тысяч крылатых ракет в год.

Для хозяев США сжечь пару сотен миллионов восточноевропейцев, как цену безнадёжного подавления России - ни на секунду не проблема. скорее - решение ещё одной части стратегической проблемы, "куда девать союзников, когда они уже не нужны для войны".

Союзники захотят жирно кушать шоколад, а у хозяев США для них и сахарной свеклы не хватит. Непорядок однако. Глупые то эти восточноевропейцы глупые. На уровне безумных?
Но кушать хотят как умные.
Как поляки да финны, выносившие мозги фюреру ценою своего участия в войне против СССР. Дешевле пустить их под откос, под гибель в войне с нехорошей Россией. Затраты личного состава восточноевропейцами, в стиле Наполеона, вотвыгоды извольте отдатьхозяевам США.

Выбора для России не оставляют.

Нам нужна не просто победа, нам нужно отбить им желание таскать кушание из огня для США. Не давая восточноевропейцам шанса на нанесение серьёзного урона России.

Странное заболевание - в России хотят ЖИТЬ и НЕ хотят ни в рабы, ни подыхать.

Нам нужны возможности проивзводства ключевых элементов самолётов малой авиации на принципиально новом уровне, с потенциалом "эта штука сможет летать до 2100 года".

Для стратегического проекта возрождения замены Ан-2 в мировом масштабе. Даже и ценою передачи серьёзной части производства этих самолётов от аналога Ан-2 и меньше по грузоподъёмности.

Здесь у России два аргумента в виде титана и возможности производства авиадвигателей. Не просто титана, но уже в виде комплекта деталей для конкретного типа самолёта.

В любом случае - тот же Иран не станет заниматься производством титана на уровне российской "Титановой Долины".
Отсечка из цены вхождения в это производство на уровне России плюс отсечка в теме где взять всё остальное".
Наоборот.
Получение ключевых компонентов готовыми и массово - открывает перед ними немалые перспективы на тему "лёгкий самолёт исламского мира, созданный в исламской стране".

При существенной опоре на Россию, которая "в том числе и исламская" дольше, чем некоторые чисто исламские регионы от момента исламизации.
Те же Азербайджан и Северный Кавказ немалое время были христианскими.

Сильно не факт, что это ответвление продаж сможет скушать хотя бы тысячу тонн титана.
Просто хуже от этого не станет.

Плюс тема расширения спроса на ключевые компоненты самолётов может облегчить восстановление лёгкой авиации уже в самой России.

Помните Ту-160? Ему варят центральный силовой элемент в огромной камере, заполненной аргоном. И много ли в России потребления работы этой камеры?
Цех ЕСТЬ. Оборудование - ЕСТЬ. И сделать ответвление в сторону "то же самое, но для самолётов на два порядка меньше массой" не должно стать чем то категорически сложным.

Зачем?
Затем.

Лёгкая авиация и летает на малых высотах. Без кислородного оборудования. Так начинали те же Москито в Англии в начале ВМВ.
В конце войны они могли летать выше Гималаев.

В чём смысл?

В том, что на высоте 10 километров сопротивление воздуха много меньше. И можно лететь и дальше и быстрее и безопаснее.

Высоко лететь выгодно. Пройди над горами, пройди над грозой (если получится), пройди над тайгой или приполярными областями. Так выгоднее.

Высоко лететь дорого по оборудованию. Высотные двигатели, подпитка воздухом и стабильное давление в салоне, герметичный салон, на который изнутри давит прмерно по килограмму на квадратный сантиметр - всё это не порадует расчётчиков самолёта по массе.

В таком раскладе предельное облегчение фюзеляжа способом изготовления его цельносврным и заведомо прочным может стать волшебным ключиком для входа в высокогорные регионы.
Опять же. Полёт на 10 километрах даёт дистанцию планирования с отказавшим двигателем серьёзно больше, чем с высоты 500 метров.

Нет простых решений для сложных проблем.

Чистая оборона с логикой "а вот мы не станем поставлять" - дорога к поражению.
Нужно готовить наступление. Там, где у России есть свои преимущества.
Леонид Ильич Брежнев дорогой., RU16.09.24 09:20
СССР титановые подлодки как 20 000 БМП-3 с ходовой из титана и пластикового корпуса, возможность всех 1000 Ми-8 и 117 таскать их по воздуху, включася легкий танк 125мм. Хитрожопые цеевропейцы научатся всю резину БТР и авто пазрушать навсегда. Мы тоже.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века

 Новостивсе статьи rss

» Прокурор запросил 7 лет колонии для американца за участие в боевых действиях против РФ
» В ВСУ настраивают на истребление народа России, заявил экс-военный
» Израиль в течение ночи продолжал массированные атаки на столицу Ливана
» Трамп призвал позволить Израилю бить по ядерным объектам Ирана
» Более 20 иранских ракет поразили военные базы Израиля 1 октября
» Опрос ВЦИОМ показал, сколько россиян доверяют Путину
» Мишустин утвердил новогодние каникулы с 29 декабря по 8 января
» "Хезболла" заявила, что сорвала все попытки ЦАХАЛ закрепиться на юге Ливана

 Репортаживсе статьи rss

» Роль Угледара в усилении «Мариупольского перешейка» и ситуация на фронтах — обзор
» Лукашенко подвергся бессмысленной мести Литвы и бывшего подчиненного
» Заем века: зачем Минфин размещает рекордный объем госдолга
» Польско-балтийская «Антанта» затмила «Квартет» из крыловской басни
» "Росатом" доказал, что его не сдержать
» Что получила Россия «в закрома» после присоединения Крыма и четырех новых регионов?
» Катар — один из важнейших региональных партнеров России: интервью с послом Догадкиным
» В эпоху "великого вымирания" на Земле погибло 90% всего живого. Еще одна свежая гипотеза раскрывает тайну этой катастроф

 Комментариивсе статьи rss

» Первые залпы Третьей Мировой
» Конец иудаизма
» Что тормозит развитие электротранспорта в России
» Эмманюэль Тодд: Роль России в мировых процессах меня всегда поражала
» «Идеальная провинция». Как Майя Санду обкатывает фашистскую политику румын
» Танки «Абрамс» потерпели фиаско на Украине, а новые разработки этих монстров вызывают лишь усмешки
» Boeing в зоне турбулентности. Почему летать на самолетах компании, чей бренд был синонимом безопасности, стало слишком рискованно
» На ГА ООН Лавров углубился в обсуждение конфликтов на Ближнем Востоке

 Аналитикавсе статьи rss

» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
» Спонсоры Трампа и Харрис: кто они?
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд
» О старых заветах Маккиндера и пользе вспоминания основ геополитики
» Дмитрий Некрасов, экономист. О состоянии российской экономики и искажаемой СМИ реальности
» "Ситуация в экономике складывается лучше ожиданий": Эксперты - об обновленном макроэкономическом прогнозе Минэка до 2027 года
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"