Узкий самолет с иглообразным носом примерно час находился в воздухе. Некоторые характеристики X-59 по данным из открытых источников: длина – примерно 30,4 м, ширина – примерно 9 м, двигатель сверху, в пилотской кабине вместо "окна" установлен 4K-монитор. Главная цель проекта X-59 – заменить громкий звуковой удар на мягкий "звуковой удар". Однако важный нюанс: первый полет остался дозвуковым. Самолет развил скорость до 370 километров в час и поднялся на высоту 3660 метров. В будущих испытаниях, как сообщает New-Science.ru, самолет будет постепенно выходить на более высокие скорости и высоту. В конечном итоге преодолев скорость звука. На полной мощности X-59, как ожидается, сможет летать со скоростью 1490 километров в час на высоте более 16 700 метров. НАСА планирует использовать данные испытаний для установления новых звуковых стандартов для сверхзвуковых полетов над населенными территориями. Как известно, США в свое время запретили полеты над сушей коммерческой сверхзвуковой авиации. Кстати, почему до сих пор не приняты международные нормы по звуковому удару? "В рамках Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации ИКАО идет активная работа по подготовке стандарта по звуковому удару, – рассказал "РГ" научный руководитель ЦАГИ, вице-президент РАН, академик Сергей Чернышев. – Принятие норм предполагается через три года, на заседании Ассамблеи ИКАО. Эти нормы имеют принципиальное отличие от традиционных: по шуму, эмиссии, СО2 и т.д. Поэтому для их разработки требуется решение новых задач, связанных с надежной диагностикой, метрикой, в которой следует звуковой удар измерять, проблемой турбулентности атмосферы, по которой он распространяется, и многое другое". Представители России (НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", ЦАГИ) продолжают участвовать в заседаниях подгруппы по звуковому удару рабочей группы WG1 КАЕП ИКАО. Уровень звукового удара (резкий перепад давления в ударной волне) от Ту-144 и "Конкорда" был примерно в диапазоне 100-140 паскалей. Исследования российских ученых показывают: скачок давления не должен быть больше 15 паскалей. "А если использовать для оценки звукового удара громкость, то ее приемлемый уровень для населения в городах может составить около 65 децибел. Он сравним с шумом большого города. Приведенные значения – кандидаты на новые нормы звукового удара. Американцы хотят быть первыми со сверхзвуковым самолетом, но и для них эти нормы являются крепким орешком", – замечает академик Чернышев. Несколько особняком стоит проблема воздействия "хлопка" на флору и фауну, что влечет за собой большое количество не всегда аргументированных, но пиарно очень востребованных претензий к сверхзвуковому пассажирскому транспорту будущего. Между тем в России разрабатывается летный демонстратор комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета "Стриж". Чем он отличается от западных аналогов? И когда можно ожидать его появления? На этот вопрос ответил в интервью "РГ" генеральный директор НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", доктор технических наук Андрей Дутов. "Мы надеемся, через три-четыре года "Стриж" поднимется в небо и продемонстрирует все технологии, которые мы пытаемся в него внедрить, – сказал ученый. – Это будет беспилотный летательный аппарат – меньше реального серийного самолета. От западных аналогов он отличается уникальной аэродинамической схемой с носовой частью большого удлинения. Идет изготовление инновационной конструкции композитного отсека фюзеляжа с сетчатой конструктивно-силовой схемой и встроенной системой мониторинга на основе волоконно-оптических датчиков деформации. Создан отечественный программный продукт по моделированию звукового удара. Обучаются нейросети". Российские специалисты стараются решить большинство проблем на этапе проектирования и создают именно комплексный демонстратор технологий СГС. Как подчеркнул Андрей Дутов, "мы должны четко представлять, как не только купировать звуковой удар, но и летать с теми характеристиками, которые заложили. А просто борьба со звуковым ударом, как за океаном: ну и что?". |