Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

ВС России продолжают наступать на всех направлениях, заявил Герасимов
Гладков сообщил о массированном обстреле Белгорода
Совет мира и "формула Анкориджа": как прошли переговоры Путина с делегацией США в Кремле
Трамп пригрозил Европе ответными мерами в случае продажи американского госдолга
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Китайская военная база в Иране?
30.01.08 01:25 Иран

После недавней поездки президента Джорджа Буша по странам Персидского залива, которая совпала с аналогичным вояжем президента Франции Николя Саркози, который обсуждал в ОАЭ появление на их территории небольшой французской базы, расчеты Ирана в сфере безопасности изменились. Финальная точка в Тегеране была поставлена при обсуждении возможности в ответ на серьезное присутствие западных сил в регионе создания китайской военной базы в одном из портов Ирана в Персидском заливе или на одном из островов.

Несомненно, это стало серьезным политическим шагом как со стороны Ирана, так и со стороны Китая, направленным на разрушение доминирования США, которые имели неоспоримое превосходство в этом нефтяном регионе и были уже серьезно обеспокоены последним соглашением Китая с Индией о мирном использовании ядерной энергетики, которое повсеместно воспринималось как долгосрочная инициатива Китая.

С точки зрения геополитики и геоэкономики Китай очень зависит от импорта энергоресурсов из Ирана и других стран Персидского залива, и существуют серьезные предпосылки к присутствию там Китайского военного флота для обеспечения безопасности транспортировки нефти и сжиженного газа через Ормузский пролив.

В настоящее время китайская стратегия сосредоточена на порте города Гвадар (Gwadar) на юго-западном побережье Пакистана в провинции Белуджистан, стратегически расположенного вблизи Ормузского пролива. Тем не менее в связи с тесными американо-пакистанскими отношениями крайне маловероятно, что США позволят Исламабаду пойти на стратегические отношения с Пекином, чтобы Китай, по-прежнему не обладающий значительными военно-морскими силами, смог бы использовать этот порт для проецирования своих сил в регионе.

Совсем другое дело Иран, который постоянно угрожает США и в настоящее время и Франции, а также уже имеет статус наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), возглавляемой Китаем и Россией. Иранское стремление присоединиться к ШОС зашло в тупик отчасти из-за противостояния по поводу его ядерной программы, но это препятствие, скорее всего, в не столь отдаленном будущем будет преодолено, и текущие наметки ирано-российского и ирано-китайского сотрудничества получат свое развитие.

Что касается Китая, то он уже превзошел Германию в качестве торгового партнера Ирана номер один. Крупнейшая китайская нефтеперерабатывающая компания Sinopec только что заключила многомиллиардную сделку по разработке гигантского нефтяного месторождения Ядаваран (Yadavaran) и это в дополнение к «сделке века» - контракту на природный газ с огромного месторождения в Северном Парсе. Среди прочих проектов китайские подрядчики также заняты строительством нефтяных терминалов для Ирана на Каспийском море, расширением тегеранского метро, строительством аэропортов. И это в то время, когда продажи китайского оружия в Иран включали в себя такие горячие пункты как технологии баллистических ракет и РЛС.

Растущее ирано-китайское сотрудничество на энергетических и торговых фронтах неизбежно рано или поздно перекинется в область более значимого военного сотрудничества, а это, в свою очередь, в определенной степени зависит от превратностей ирано-американских и китайско-американских «стратегических игр», особенно, если Китай почувствует дополнительное давление со стороны США на геополитическом фронте.

Безусловно, уже выложена на стол готовность Ирана проявить большую чем прежде добрую волю принимать военно-морские корабли Китая в своих портах, и это лишь прелюдия к более широким соглашениям, включая заготовку для небольшого китайского военно-морского форпоста на одном из иранских островов в Персидском заливе.

Опять же, такой сценарий, а он, очевидно, вызовет серьезный гнев Вашингтона, зависит от ряда промежуточных переменных. Они включают в себя будущие шаги США в районе Персидского залива, например, будет ли военные США в конечном итоге использовать некоторые из антропогенных искусственных островов, созданных ОАЭ. Если это произойдет, повышая тем самым возможность США проецировать мощь в отношении Ирана, Тегеран может склониться к попытке скомпенсировать этот тяжелый для него перекос, разыграв «китайскую карту».

Повторимся, новые смелые движения Франции в районе Персидского залива не менее тревожны для Тегерана, который находит, что новый проамериканский разворот во французской внешней политики наносит ущерб национальным интересам Ирана. Конечным результатом является осознанное раздвоение «Запад» против «нас» [1], что прекрасно соответствует новой «восточной ориентации» Ирана президента Махмуда Ахмадинежада. Это является неотъемлемой частью энергичного «глобалистского» подхода, который включает в себя новые стратегические перспективы в отношении определенных стран Латинской и Центральной Америки.

Иными словами, это просто ошибка в интерпретации «новой внешней политики» Ирана как одномерно региональной или континентальной по природе своей, хотя и заметна ее сфокусированность ближайшем окружении Ирана.

«Иран не может оставаться безразличным к агрессивным геополитическим маневрам вокруг него со стороны западных стран, [которые] выбрали Иран в качестве мишени в очевидных выражениях», - говорит известный профессор политических наук Тегеранского университета.

Профессор громко вопрошает, как Франция отреагировала бы, если бы Иран вдруг начал строительство баз вблизи ее побережья, или, если уж на то пошло, как Вашингтон будет реагировать на иранские базы в дружественном Ирану Никарагуа? «Им, безусловно, нужно дать понять, что национальная безопасность не является односторонним процессом».

Хотя иранские политические эксперты еще не готовы признать, что Иран в настоящее время находится на этапе позволения размещения китайской базы на своей огромной береговой линии Персидского залива, тем не менее, почти все согласны с тем, что с представляющем потенциально серьезную угрозу национальной безопасности Ирана изменением геополитической обстановки, все варианты должны оставаться открытыми.

Примечание

1. В конце концов, Саркози отступил от тезисов своего предшественника о «многополярности», и, напротив, на этой неделе в статье в New York Times, «смягчил это замечание, говоря о Франции в рамках ее «западной семьи», выражение приветствуемое в Вашингтоне».

Кавех Л. Афрасиаби, доктор наук, является автором кники «После Хомейни: Новые направления во внешней политике Иран (Westview Press), и соавтор Мустафа Кибароглу в книге «Переговорный ядерный популизм Ирана», Brown Journal of World Affairs, том XII, выпуск 2, лето 2005. Он также написал «Сохранение скрытого ядерного потенциала Ирана» в Гарвардском Международном обозрении и является автором «Иранская ядерная программа: Обсуждая факты против фантастики».

Оригинал статьи: A China base in Iran?

© Перевод: Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Еще раз о прибыли, эксплуатации как источнике прибыли, и прибавочной стоимости Маркса – со стороны Маркса
» Что осветила павшая звезда Мадуро?
» С Новым Годом!
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата

 Новостивсе статьи rss

» ФРГ не сможет делиться с Украиной системами Patriot, заявил Писториус
» Ряд стран Европы предупредили о новых правилах для танкеров теневых флотов
» ЦРУ тайно работает над установлением присутствия в Венесуэле, сообщил CNN
» США спустя год мало продвинулись в работе над "Золотым куполом", пишут СМИ
» На северо-востоке Сирии военные пытаются отрезать курдов от источников снабжения
» Лут: По итогам прошлого года Россия сохранила первое место в мире по экспорту пшеницы
» Посла Украины вызвали в МИД Венгрии из-за вмешательства в выборы
» Брюссель хочет полностью запретить странам ЕС закупать ядерное топливо в России

 Репортаживсе статьи rss

» Двигатели импортозамещенного Superjet 100 испытали «стаей пернатых»
» Зверства ВСУ в Курской области затмили по жестокости преступления нацистов
» Новак оценил рост мирового спроса на нефть в 2025 году в 1 млн б/с
» Тяжелый металл: как саперы очищают землю Донбасса от опасных находок
» Не без сюрпризов: Сколько продовольствия произвела Россия в 2025 году
» Морского права больше нет
» США привезут на форум ВЭФ в Швейцарию крупнейшую делегацию
» Валерий Половинкин: Россия уже сегодня способна противостоять украинским дронам и разведке НАТО в Черном море

 Комментариивсе статьи rss

» Договор о свободной торговле Индия и ЕС могут подписать к концу 2026 года
» Полковник ГРУ Матвийчук проанализировал рейтинг лучших армий мира
» Символический смысл вхождения в Совет мира сомнению не подлежит - признание верховенства Белого дома
» Важнее всего погода: как заморозки взвинтили цены на газ в ЕС
» Совместимость экономик: новый взгляд ученых на производственные связи
» Ближний Восток: США и Китай на пути к схватке за аравийские редкоземы?
» Китай закручивает гайки, надеяться можно только на себя.
» Святочные гадания на будущее экономики Западного полушария

 Аналитикавсе статьи rss

» Страны «оси» создают новый альянс
» «Экспорт маргинальности в Россию»: член СПЧ Кирилл Кабанов делится мнением о том, как азиатские страны решают свои проблемы за счёт России
» Заминка в пользу юаня: в США возник новый криптовалютный кризис
» Политический цейтнот
» Дух Лоуренса над Евфратом: арабские племена ударили в тылу сирийских курдов
» Замдиректора ИМЭМО им. Примакова: в мире создается новая мультивалютная система
» По ком звонит европейский колокол?
» ИМЭМО РАН: Пашинян тратит все силы на зачистку политического поля перед выборами
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"