| Какой узел в автомобиле самый важный и сложный? Правильно, мотор. Но  только, если речь идет об автомобилях с двигателями внутреннего  сгорания. Электрические моторы по своей конструкции намного проще и  состоят из существенно меньшего числа деталей. Поэтому самый главный и  дорогостоящий элемент электромобиля – это аккумуляторная батарея. От нее  зависят цена машины и дальность ее пробега без подзарядки. Марош Шефчович не хочет уступать рынок в 250 млрд евро В  Европе, прежде всего в Германии, имеются давние традиции  моторостроения. Но европейцы оказались не готовы к начавшемуся  всемирному буму электромобилей. Батареи для них выпускают сегодня  главным образом в Азии - Японии (Panasonic), Китае (BYD), Южной Корее  (LG, Samsung). И в США. Здесь производитель электромобилей Tesla уже  запустил первую очередь сооружаемой в пустыне Невады совместно с  Panasonic гигантской "Гигафабрики", которая после выхода на проектную  мощность в 2020 году должна будет ежегодно производить 500 тысяч  аккумуляторов.   Это  означает, что европейский автопром, быстро наращивающий сейчас  производство электромобилей, их главный и наиболее дорогостоящий элемент  будет не сам производить, а закупать у поставщиков своих конкурентов,  отказываясь тем самым от важного звена в цепочке создания добавленной  стоимости и попадая в зависимость от заморских производителей. Такая  ситуация недопустима, считают в Еврокомиссии (ЕК). "Я не склонен  уступать конкурентам этот привлекательный рынок", - заявляет заместитель  председателя ЕК по вопросам энергетического союза Марош Шефчович. Он  указывает на прогнозы, согласно которым ежегодные объемы рынка батарей  для электромобилей составят в 2025 году порядка 250 млрд евро, а их  производство создаст от 4 до 5 млн новых рабочих мест. Объединенная европейская компания по примеру Airbus Поэтому  сейчас в Брюсселе идет разработка "индустриальной стратегии" с целью  создания европейского объединения по выпуску аккумуляторных батарей.  Конкретный план должен быть готов к февралю 2018 года. Об этом Марош  Шефчович объявил после состоявшегося 11 октября в Брюсселе совещания с  представителями 40 европейских автостроительных, химических и  технологических компаний, среди которых были Renault, Daimler, BASF,  Total, Siemens. Идея  Шефчовича состоит в том, чтобы создать общеевропейскую компанию по  примеру аэрокосмического концерна Airbus, возникшего в  последней  четверти XX века в ходе объединения самолетостроительных предприятий  Франции, Германии, Испании и Великобритании, осознавших, что в одиночку  они не смогут конкурировать с американской корпорацией Boeing. При  этом зампредседателя ЕК не исключает, что Брюссель предоставит  странам-членам ЕС право поддержать участников будущего "батарейного  альянса" государственными субсидиями. Для этого такой альянс может  получить статус проекта общего европейского интереса (IPCEI). Ведь речь  идет о многомиллиардных инвестициях в научные и конструкторские  разработки, а также в развертывание самого производства, и может так  случиться, что частные инвесторы из-за высоких рисков не соберут  достаточного количества средств. BMW против, Volkswagen колеблется Тем  более что идею "батарейного Эрбаса" в Германии, к примеру, пока  поддержали далеко не все автостроители. Так, представитель BMW Group  Макс-Мортен Боргман (Max-Morten Borgmann) в ответ на запрос DW сообщил,  что в настоящее время компания закупает батареи для своих электромобилей  в Азии (у Samsung), а добавленную стоимость обеспечивают  разрабатываемая уже в Европе электроника, регулирующая работу  аккумуляторов, или, к примеру, собственные системы их охлаждения. "Пока  наша стратегия оправдывает себя, и мы в данный момент не видим оснований  ее менять", - подчеркнул собеседник. Крупнейший  в Европе автостроитель Volkswagen, объявивший выпуск электромобилей  кардинальным направлением своего развития, в вопросе батарей пока  колеблется. Сейчас он покупает их у Samsung, но в 2018 году начнет  экспериментальное производство малых партий собственных аккумуляторов на  своем моторостроительном заводе в Зальцгиттере, чтобы впоследствии  решить, имеет ли смысл самостоятельно переходить на крупносерийное  производство. Ведь концерн провозгласил своей целью в 2025 году  оснащать электрическими моторами от 25 до 30 процентов выпускаемых  автомобилей. Это означает, что группе Volkswagen ежегодно потребуются от  2 до 3 млн батарей, для производства которых понадобится не одна, а  сразу несколько фабрик. Причем совершенно очевидно, что с началом их  сооружения долго медлить уже нельзя. С этой точки зрения концерн в  принципе должен быть заинтересован в общеевропейском "батарейном  альянсе", и действительно, уже подавал соответствующие сигналы. Заводы уже строят на востоке Германии и в Польше  Очевидный  интерес к альянсу проявляет компания Daimler. И она пришла бы в него не  с пустыми руками. В городе Каменце на востоке Германии у ее дочки  Accumotive одна фабрика по производству литий-ионных батарей уже  действует, а в мае 2017 года здесь началось сооружение второго завода  стоимостью 500 млн евро, который должен летом 2018 года начать  поставлять аккумуляторы для электромобилей марок Mercedes-Benz и Smart. На  торжественной церемонии закладки первого камня присутствовала канцлер  ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel). Ее предыдущее правительство  приветствовало идею создания европейского "батарейного альянса" в  расчете на то, что его научным и производственным центром станет именно  Германия. Сейчас, после сентябрьских выборов в бундестаг,  Меркель  формирует правительство с новыми коалиционными партнерами, поэтому  официальный Берлин пока воздерживается от конкретных заявлений и, тем  более, от финансовых обязательств. Однако весьма вероятно, что  новая немецкая правительственная коалиция, если ее удастся создать к  концу этого или к началу следующего года, словом и делом поддержит идею  Мароша Шефчовича. Но в любом случае европейский автопром без батарей для  своих электромобилей не останется. Так, южнокорейская компания LG Chem  уже строит в Польше, под Вроцлавом, крупнейший в Европе завод по  производству 100 тысяч батарей в год, который войдет в строй в 2018  году. Ситуация действительно напоминает конец 1960-х годов. Тогда  тоже было ясно, что европейские авиакомпании без самолетов не  останутся. Вопрос был только в том, предстоит ли им впредь летать на  американских "Боингах" - или же они смогут приобретать сконструированные  и изготовленные в Европе "Аэробусы". |