текстовая версия

Суд Германии отклонил иски против транспортировки газа через "Северный поток-2"
Еврокомиссия отказалась обжаловать решение суда по газопроводу OPAL
Ученые обнаружили самую тяжелую черную дыру во Вселенной
04.12.19 02:18 Наука, техника, образование

Астрофизики впервые выполнили оценку массы самой тяжелой черной дыры в доступной для наблюдения Вселенной. Она оказалась в 40 миллиардов раз тяжелее Солнца. Статья с результатами исследования, подготовленная для публикации в журнале The Astrophysical Journal, размещена на сайте arXiv.org.

Астрономы регулярно открывают в космосе черные дыры разных размеров и масс. Самой тяжелой из них на сегодняшний день является сверхмассивная черная дыра в ядре галактики Holm 15A, центрального объекта скопления галактик Abell 85 в созвездии Кита.

Немецким ученым из Мюнхенской обсерватории и Института внеземной физики Макса Планка впервые удалось выполнить прямую оценку массы гигантской черной дыры, основываясь непосредственно на наблюдениях за движениями звезд вокруг ядра галактики.

Измерения производились с помощью спектрографа MUSE телескопа VLT (Very Large Telescope). Этот самый большой по общей площади зеркал телескоп на Земле является частью Европейской южной обсерватории и расположен в Чили.

Несмотря на то что Holm 15A имеет огромную видимую массу — около двух триллионов солнечных масс, центр галактики характеризуется чрезвычайно низкой и очень рассеянной поверхностной яркостью, намного слабее, чем в других эллиптических галактиках. При этом по размеру центральная диффузная область Holm 15A сопоставима с размерами Большого Магелланового Облака.

"Световой профиль в ядре галактики также очень плоский, — приводятся в пресс-релизе института слова первого автора статьи Киануша Мехргана (Kianusch Mehrgan). — Это означает, что большинство звезд из центра должно быть удалено в результате предыдущих взаимодействий и слияний".

Ученые заинтересовались этим фактом, указывающим на то, что черная дыра, находящаяся в центре галактики, обладает очень большой массой. Проведенные измерения показали, что ее масса составляет 40 миллиардов солнечных масс. Это в несколько раз больше, чем предполагалось ранее на основании косвенных измерений — оценки звездной массы и дисперсии скоростей галактики. На сегодняшний день это самая тяжелая известная черная дыра в ближайшей к нам области Вселенной.

"Существует всего несколько десятков прямых измерений массы сверхмассивных черных дыр, и никогда ранее не предпринимались попытки измерить их массу на таком расстоянии, — говорит Йенс Томас (Jens Thomas), один из авторов исследования. — Но у нас уже было некоторое представление о размере этой черной дыры, поэтому мы попробовали".

Скопление галактик Abell 85, состоящее из более чем 500 отдельных галактик, находится на расстоянии 700 миллионов световых лет от Земли, что вдвое больше, чем расстояние, на котором раньше измерялись массы черных дыр.

По общепринятому мнению, такие массивные эллиптические галактики, как Holm 15A, образуются при слиянии двух и более мелких галактик. В результате гравитационных взаимодействий между ними из центра новой галактики звезды выбрасываются на радиальные орбиты и в ее ядре возникает черная дыра.

"Компьютерные модели последнего поколения дали нам прогноз процессов слияния галактик, который действительно хорошо соответствует наблюдаемой картине, — отмечает Йенс Томас. — Главным элементом моделирования были две эллиптические галактики, которые уже имеют обедненные ядра".

Главный вывод, который делают авторы: с каждым новым слиянием черная дыра набирает массу, а центр галактики теряет звезды.

delta04.12.19 04:26
...Астрономы регулярно открывают в космосе черные дыры разных размеров и масс....

Считается, что в правильно сформулированном вопросе содержится ответ на него.

Давненько, уже, мне пришёл в голову такой вопрос:
Если гравитационное взаимодействие универсально, и приводит к появлению чёрных дыр, то, почему, до сих пор, существует вселенная в видимой нами форме?? Почему она не исчезнет вся, когда рой последних чёрных дыр не провалится в самую крупную из них?.
JeffAlt, RU04.12.19 07:21
Вкратце: потому что всё видимое носится друг вокруг друга с лютыми скоростями, сжатие газовых облаков - процесс небыстрый, а Вселенная ещё и расширяется.

Дальше научпоп вам в руки: Нил Деграсс Тайсон и тысячи их ;)

ОЧ, RU04.12.19 07:57
> JeffAlt

Дальше научпоп вам в руки: Нил Деграсс Тайсон и тысячи их ;)

так расширяется или сжимается? судя по множественному наличию черных дыр - сжимается и весьма плотно. А если расширяется в каждой точке, то а) черные дыры были бы невозможны; б) имелось бы ппротиворечие - объекты между двумя произвольно взятыми точками как центрами расширений должны лететь навстречу друг другу, то есть вселенная должна сжиматься в этом пространстве; если же они при этом удаляются друг от друга то тогда точки, который мы взяли за центры расширений, должны удаляться с большей скоростью, и предел этому столь же умозрительный, как и постулат об абсолютности скорости света; масса их при этом будет возрастать до бесконечности, и до бесконечности будет увеличиваться сила гравитации, притягивающие тела вокруг))
Да, и как тут поможет научпоп - непонятно))
Zmey04.12.19 08:16
Астрофизики говорят, что расширяется не вещество в пространстве, а само пространство. А пространство может расширяться и быстрее скорости света. При инфляции в ранние годы вселенной оно так и было, а если учесть современные оценки постоянной Хаббла, то и до сих пор относительно друг друга части вселенной с разбросом более 14 миллиардов световых лет разбегаются быстрее скорости света. Обычно подгоняют такую аналогию, что на воздушный шарик нанесли точки-галактики, а потом его начали надувать. Галактики стоят на месте и одновременно "разбегаются".
А вселенная сплошь из черных дыр - это теоретическое будущее нашей вселенной через 10е+40 лет
JeffAlt, RU04.12.19 08:19
Материя (в виде атомов) в местах гравитационных флуктуаций сжимается, закручиваясь.

Вселенная в общем расширяется и у этого расширения нет центра, она вообще расширяется, всё пространство-время, а не три измерения, в которых вы ищете парадоксы.

А научпоп может помочь не задавать вопросов, на которые уже ответили, разводя бессмысленные дискуссии в не предназначенных для этого местах ;)

Амиго, UA04.12.19 10:10
2 Zmey - Вы забросили в одном из обсуждений мысль, что если переносчиками гравитации являются гравитоны, то они тоже не смогли бы покинуть черную дыру а значит черная дыра не может ничего притягивать. Будем считать что гравитоны это бозоны; а раз так то мы могли бы привести в анаологию другие бозоны - фотоны. Так вот фотоны не взаимодействуют друг с другом. Тогда и гравитоны не обязаны между собой взаимодействоать и они спокойно могут покинуть черную дыру. Но вот глюоны (которые тоже бозоны) взаимодействуют друг с другом. И что оно такое эти гравитоны и на кого они похожи - вопрос.

Zmey04.12.19 10:50
Да там что угодно можно предположить. Хоть то, что гравитоны вообще могут не подчиняться корпускулярно-волновому дуализму и состоять исключительно из волны.
Вообще, частица как переносчик взаимодействия - это то самое нарушение "локального реализма", которое задето в обсуждении соседней статьи Ссылка
А электромагнитное взаимодействие, которое переносится бозонами - явно и откровенно не что иное как передача энергии через пространство.
Является ли гравитационное взаимодейтствие передачей энергии? Если да - то гравитон как частица из ЧД не улетит. Потому что энергия по энштейновским теориям как раз таки участвует в гравитационном взаимодействии по полной схеме.
JeffAlt, RU04.12.19 11:24

Т.е. как понятие "сила" она также умозрительна, как, например, центробежная.

Поэтому, собственно, теория относительности несовместима с квантовой теорией.

А бозон Хиггса - это не переносчик гравитации, а возмущение поля, вызванное её действием.

Такая вот текущая позиция философии науки.

А как оно там на самом деле, никто не знает. И есть мнение, что не узнает, и мы можем только продолжать уточнять свои модели / создавать новые.

ОЧ, RU04.12.19 13:34
> JeffAlt

Это только если верить. Потому что весь научпоп состоит - типологически - из сказок: особенно это очевидно, когда рассказывают про эволюцию)))
Верно также и иное, вот это: "Ну и вообще, диванные обсуждатели глобальных физических проблем, помнящие математику на уровне 8 класса (как я, например :). почему-то постоянно забывают, что это всего лишь математические модели, позволяющие предсказать результаты экспериментов и наблюдений с достаточной точностью."
Типа, аксиоматический метод: система аксиом, правила вывода и... вуаля, вот у нас законченная модель, которую надо прикладывать к реальности до тех пор, пока не найдешь какой-то уровень соответствия и можно сказать будет, что эта модель описывает эту реальность. Но что такое соответствие, какой уровень соответствия должен удовлетворять, почему, найдено ли такое соответствие - тут уже большой вопрос.
Справедливости ради надо отметить, что чем серьезнее популяризатор, тем больше оговорок он делает о том, что все это - модель, существующая на настоящий момент.
vat, RU04.12.19 14:10
Здесь можно сколько угодно сотрясать воздух своими домыслами не имеющими к сути вопроса ни малейшего отношения в силу множества причин. Не нужно забывать, что астрофизики работают с лучшими на сегодняшний момент инструментами (Чили, Гавайи), таким образом речь идет о постоянно обновляющейся НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ базе, которая и дает основания для выводов и расчетов. И при построении компьютерных моделей происходит постоянное сравнение с телескопическими наблюдениями.
svt9, RU04.12.19 16:25
> JeffAlt

По общей теории относительности гравитация не передаётся, а обеспечивается икривлением пространства-времени под влиянием скопления массы / энергии...............

И проквантовать гравитацию (т.е. вывести этот ваш гравитон) никак не получается.............

Если вспомнить электродинамику 19 века, то кроме волн разной длины и их взаимодействия с внешними зарядами (статически и динамически), в ней собственно ничего другого и нет. При этом ЭМ поля довольно низкой интенсивности, что и способствовало подтверждениею принципа суперпозиции полей. Но решение одной "умозрительной" задачи (излучение абсолютно черного тела), вывело развитие теории на совершенно новый уровень (кванты поля, Планк, Ньютон).

К 40-м годам 20 века стала понятна необходимость квантования полей (при обилии экспериментальных данных) и, как следствие, при высокой интенсивности полей, возникает нарушение принципа суперпозиции (нелинейности ЭМ полей) и возможность рождения пар частиц в поле (Саутер, Гейзенберг, Швингер).

Гравитацию мы знает только в почти статическом проявлении. Из электростатики полей низкой напряженности, тоже не слишком много можно узнать о динамических и квантовых свойствах ЭМ взаимодействий.

Эксперименты с переменными гравитационными полями разной напряженности (интенсивности) могут дать толчек к дальнейшему развитию теории. Это пока как научная фантастика: очень велики энергетические затраты и масштабы масс для порождения переменных гравитационных полей доступных для регистрации.

Даже в случае ЭМ поля нет пока технологии создания сверхсильных полей, ~10е+16 В/м, требуемых для рождения легчайшей пары электрон-позитрон.

И ещё, скалярное поле Хиггса в Стандартной Модели, является генератором массы у элементарных частиц, и в таком качестве, но в будущей теории, возможно, перекидывает мостик к гравитационным явлениям.

NRoss, SE04.12.19 16:47
> delta

Давненько, уже, мне пришёл в голову такой вопрос:
Если гравитационное взаимодействие универсально, и приводит к появлению чёрных дыр, то почему до сих пор существует вселенная в видимой нами форме?? Почему она не исчезнет вся, когда рой последних чёрных дыр не провалится в самую крупную из них?.
Процесс по сути замкнутый: океан космической пыли создаёт звезды, а в их ядрах формируются тяжёлые элементы. В результате слабого взаимодействия, звёзды собираются и коллапсируют либо в просто белых карликов и красных гигантов(как будет с Солнцем), либо в более массивные чёрные дыры. Последние взрываются сверхновыми, вновь создавая космическую пыль из водорода и трития....
Zmey04.12.19 16:54
Не затруднит найти источник подобного откровения?
Мороз, UA04.12.19 18:33
Т.е. как понятие "сила" она также умозрительна, как, например, центробежная.
------------------
В классической физике нет понятия "центробежная сила". Есть тангентальное ускорение.
------------------------------------

--------------------------------------------
Не поделитесь, как посредством взрыва из урана получить водород и тритий? Нето я в замешательстве...

svt9, RU04.12.19 18:42
> Zmey

Не затруднит найти источник подобного откровения?
Здесь, скорее всего, намек на "белые дыры", гипотетические объекты, теоретически придуманные И.Д. Новиковым. Он взял решение (метрику) Шварцшильда, дающую коллапс ("черная дыра"), и инвертировал (сингулярно) её (антиколлапс, "белая дыра"). Ссылка

Это тоже, формально, решение ур. Эйнштейна. Имеют ли БД отношение к нашей Вселенной - вопрос к наблюдательной астрофизике.

БД описаны в книгах Новикова&Зельдовича.

vat, RU04.12.19 18:50
"Потому что чёрные дыры так же коллапсируют, как и звёзды. Набрав определённую массу, чёрная дыра превращается в сверхновую, выбрасывая обратно в пространство всё то, что успела сожрать за период своего существования."

Вот это откровение! Вам пора ввести новое понятие - Черная Звезда)) С каких это пор черные дыры коллапсируют и превращаются в сверхновые??? Сверхновые - это коллапс звезды в результате которого совершенно не обязательно будет черная дыра, между прочим, а только при массе звезды от 20 масс Солнца. Не нужно вносить путанницу...

Dmitriy42704.12.19 19:51
Тащем-то, опоздали. "Чёрная звезда" - термин давно устоявшийся. В ОТО, это альтернативная ЧД теоретическая модель этапа звёздной эволюции. В фантастике так ещё и чёрные карлики называют, у Ефремова что-то такое было и у Головачёва, ЕМНИП.

Вообще, спор об астрофизике, на обывательском уровне, - совершенно бессмысленное занятие, ИМХО. Хотя, может быть и занимательное, с точки зрения дежурного по палате психотерапевта. :)

» Революция идиотов 1789
» "Мнения о заграницах": логика привода к общему знаменателю
» Что нужно знать о первичном размещении акций арабо-американской нефтяной компании (IPO Saudi Aramco)
» Почему мотор китайской экономики скоро заглохнет?
» Турция достигла рекордного уровня импорта СПГ за 1 полугодие 2019
» Авторитаризм в Великобритании: попытка Джонсона уничтожить демократию
» Каково же современное лицо армии США?
» Отчёт на 7-е июля 2019 года

» Иранские ВМС представили новый ударный беспилотник
» У Турции большие планы на кипрский шельф
» Россия станет одним из лидеров мировой водородной энергетики
» Орешкин рассказал об итогах переговоров Путина и Лукашенко
» Американцы создают цифровой «Манхэттенский проект»
» СНБО Украины согласовал сценарий реинтеграции Донбасса
» США обвинили российские ПВО в атаке на свой беспилотник
» Спортсмены из РФ выступят на ОИ-2020 как команда Олимпийского комитета России

» Героем себя не считает: RT пообщался с солдатом, в одиночку преградившим в 2008 году дорогу колонне грузинских войск
» Сбросились на IPO: РФ и другие "инвестировали" в Saudi Aramco свою нефтедобычу
» Из двух зол: атомная энергетика получила поддержку «зеленых»
» Саммит НАТО закончился скандалом: Макрон, Джонсон и Трюдо посмеялись над Трампом
» Пенсионеры-стартаперы открывают кафе и фестивали
» Из чего состоит радиолокационное кольцо России
» «Северный поток – 2» решили остановить делом «немецкого Скрипаля»?
» «Россия должна быть самой либеральной страной»: Петр Авен об ошибках 90-х, аполитичном бизнесе и коррупции

» «Отсутствие вмешательства»: эксперты опровергли выводы WADA о манипуляциях России с данными московской лаборатории
» НАТО не может без скандалов, или Почему Трамп в бешенстве
» Немецкие ученые: Россия остановит украинский транзит газа - ЕС не замерзнет
» Кому выгодна антироссийская истерия из-за убийства чеченского боевика в Германии
» Базовый лагерь русских шпионов, специализирующихся на целевых убийствах, в Верхней Савойе
» Чем обернулась для мира энергетическая независимость Америки
» Грета Тунберг снимает экологическую маску
» «Противостоять надуманной угрозе»: как НАТО наращивает киберактивность у российских границ

» Будет ли СНВ-4? Стратегическое разоружение стало заложником выборов в США
» Новая золотая лихорадка: что стоит за возвращением золота из США и Великобритании?
» Бомба замедленного действия: США взрастили корпоративный пузырь небывалых масштабов
» За счет чего растет российская промышленность в 2019 году
» В китайском долговом пузыре нашлось первое слабое звено
» Партия «газовой войны» готовится к выходу на сцену?
» Кто и как сократит американское военное присутствие в Афганистане