Путин внес проект поправок в Конституцию России в Госдуму
Путин предложил главе ФНС Михаилу Мишустину пост премьера
Правительство России уходит в отставку
Случайны ли случайности: главный спор современной теоретической физики
03.12.19 23:32 Наука, техника, образование

Теория вероятностей может рассматриваться не только как математическая теория, но и как теория физическая, причем более фундаментальная, чем квантовая механика или общая теория относительности. Некоторые неожиданные результаты такого подхода обнаружил и изучил исследователь из Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Луи Вервурт. Результаты исследования опубликованы в журнале "Entropy".

Тысячелетняя головоломка

Издревле философы и ученые спорят, все ли события в мире имеют причины, или же возможны чистые случайности. В 20-е годы двадцатого века этот же спор разгорелся с новой силой в теоретической физике, между Эйнштейном и Бором. Общепризнанного решения этой проблемы нет и сейчас.

Квантовая механика Бора, косвенно отстаивающая возможность случайности, успешно применяется для работы со сверхмалыми объектами, тогда как Общая теория относительности (ОТО) Эйнштейна, развивающая традицию классического детерминизма, остается единственным научным описанием гравитации. Теория квантовой гравитации, которая могла бы разрешить этот почти столетний конфликт, по-прежнему не создана.

Работая в рамках современной теории вероятностей, физик из ТюмГУ Луи Вервурт выдвинул гипотезу о том, что принцип детерминизма обладает большей объяснительной силой при интерпретации математических основ физики, чем противоположный ему принцип, базовый для современной квантовой механики.

Согласно супердетерминизму, как называют этот принцип физики, с момента Большого Взрыва каждое событие может происходить лишь одним единственным способом, а случайность как таковая невозможна.

"Ключевые элементы современной теории вероятностей - проблема Колмогорова, посвященная природе корреляции, и теорема Центрального предела, описывающая вероятностные закономерности физических качеств - указывают на наличие "скрытых параметров", которые предсказывал Эйнштейн. Детерминизм также позволяет по-новому взглянуть на теорему Белла, считающуюся сегодня главным препятствием для объединения ОТО и квантовой механики", - объяснил идею исследования Луи Вервурт.

На стыке физики и философии

В квантовой теории субатомные частицы, как известно, парадоксальным образом обладают одновременно характеристиками и частицы, и волны, а их положение в пространстве может быть описано только вероятностно. Альберт Эйнштейн видел в этом свидетельство неполноты квантовой механики, требуя продолжить поиск реалистического описания природных процессов, тогда как Нильс Бор и его сторонники отстаивали уникальность законов микромира, где, по их мнению, перестают действовать привычные для нас физические законы.

Результативный поиск теории, которая позволит преодолеть этот кризис, возможен, как считают специалисты, путем смены исследовательской парадигмы, которая, грубо говоря, представляет собой набор принципов интерпретации математической формы теории.

"Когда мы вникаем в смысл научной теории по ту сторону уравнений, то волей-неволей мы попадаем в область влияния философских принципов. В случае квантовой механики, я считаю, что чисто философский принцип “свободной воли”, зачастую используемый как аргумент против детерминизма, создает своего рода инерцию, которая мешает постановке актуальных проблем", - поделился Луи Вервурт.

Российский физик-теоретик, профессор НИЯУ МИФИ Сергей Рубин прокомментировал идеи Луи Вервурта так: "Затрагиваются глубокие проблемы квантовой механики, основы которой еще не до конца поняты, поэтому эта тема интересная многим. Коллеги, на которых ссылается автор исследования - безоговорочно известные и достойные ученые. Однако некоторые аналогии, которые он использует в качестве обоснования своей идеи, приводят скорее к обратному результату".

Хотя, как считает сам Луис Вервурт, супердетерминизм еще далек от того, чтобы опровергнуть предложенную Бором интерпретацию квантовой механики, сегодня в среде ученых интерес к нему растет. Среди признанных специалистов, призывающих к исследованиям в этом направлении – такие видные физики, как Сабина Хоссенфельдер и нобелевский лауреат Джерард Хуфт.

ridaer04.12.19 08:54
Главным мерилом правильности/неправильности теории в

физике, является эксперимент - в данном случае неравенство Белла. Экспериментальное исследование его с каждым годом, со все большей точностью указывает на то что прав все же по видимому был Бор, а не Эйнштейн и Бог на фундаментальном

уровне, скорее всего играет таки в кости.
Zmey04.12.19 09:34
Ну да, но еще один принцип есть в физике (и вообще в науке) - принцип фальсифицируемости. Квантовый мир в текущем представлении вообще не соответсвует этому принципу, если каждый новый опыт может привести к новому результату просто потому, что квантовое состояние частиц непредсказуемо в принципе, а основа их понимания - абстрактная математическая теория.
Teichmann04.12.19 12:41
Тогода нужно быть последовательным и сказать, что и свободной-то воли нет. Это нам только кажется, что наша воля свободна, а на самом деле наше поведение детерминировано рядом факторов...
С другой стороны, подъём детерменизма тоже может быть обусловлен не приближением к истине, а посторонними факторами :), например, состоянием общества, распространением тоталитаризма. Почитает учёный, как теперь научились манипулировать избирателями и потребителями - вот и возникают у него мысли, что и поведение элементарных частиц не случайно... Мысли складываются в теорию, которая находит поддержку, ведь все мы живём "в обществе" и не свободны от него...
Вообще, вот этот скачёк мысли, от физики к философии, очень интересен. В условиях раздробленности науки открытия совершаются на стыке дисциплин - эта мысль давно известна, она не моя.
Собственно, наука не имеет задачи найти истину: научный метод не таков. Метод состоит в постановке экспериментов: если их результат предсказан теорией, то теория верна. Если же наука не способна (пока) экспериментировать (читай: управлять) в некоторых сферах, они просто исключаются из рассмотрения. Наука может даже заявить, что эта сфера не существует - когда-то заявили, что нет эфира, а скоро, может, скажут, что свободной воли нет.
Главный Злодей04.12.19 16:30
=== Собственно, наука не имеет задачи найти истину: научный метод не таков. Метод состоит в постановке экспериментов: если их результат предсказан теорией, то теория верна. Если же наука не способна (пока) экспериментировать (читай: управлять) в некоторых сферах, они просто исключаются из рассмотрения. ===
Это вы застряли в прошлом или даже в позапрошлом веке. Современный "научный метод" состоит в том, чтобы эксперименты подогнать под текущее единственно верное учение, а если не подгоняется - то "если факты противоречат теории, тем хуже для фактов"(с). И в сферы, где нет ни эксперимента, ни даже теории (особенно в те, которые касаются ценностей и вопросов бытия человеческого), "наука" лезет так, что аж дым стоит. И да, это я не об экономиздах и прочих (с которыми всё и так понятно) - это я про физиков, биолухов, эколухов, да прочих математиков.
Амиго04.12.19 16:44
это я про физиков, биолухов, эколухов, да прочих математиков.

Именно про математиков. Ибо именно там есть соблазн подменить физический мир формулами и сказать что именно так этот мир и работает. На эту тему еще Фейнман шутил, когда написал уравнение Вселенной в виде U = 0. Некоторым эта шутка так понравилась, что они решили, что полная энергия Вселенной равна нулю. А всего-то имелась в виду пустая формальность: если взять любую формулу, например, F=mg, то перенеся правую часть влево получим F-mg = 0. Ну и таким макаром можно записать все формулы.
Мороз04.12.19 18:41
Тот кто так записывает формулы или гений, или сам 0.
Математика не столько наука, сколько описательный язык познания, универсальный во всех отношениях. Эсперанто в интеллекте если угодно.
Физический мир без формул описать просто невозможно, потому как "красный" для всех свой собственный цвет, а длина волны - у всех одинаковая.
Вы же сахар не на глаз покупаете? А на кГ, который есть плод измерений, что является разделом математики.
Фейнман шутил видимо не перед искушенной аудиторией, потому как в равновесных системах все равно 0, но тут такая штука... 0 - не число, а величина. Но в школе этому или не учат, или очень редко.
И да.. Физические формулы отличаются от математических. Математические - абстрактны, физические - имеют физический смысл. Вы превратно поняли "шутку" Фейнмана.
InfernoChild05.12.19 11:04
Объяснеие может быть чрезвычайно простым. Любую частицу можно представить как ансамль осцилляторов, имеющих каждый свою частоту колебаний, фазу и амплитуду. Да еще под воздействием внешних сил. Результат - имеем сложную нелинейную систему, ведущую себя абсолютно случайно и непредсказуемо для наблюдателя, а на самом деле совершенно детерминированно! Резонансы, бифуркации и т.д. будут интерпретированы как "квантовая механика".
Biv05.12.19 16:19
> InfernoChild
АКА теория о скрытых параметрах, но и этот вариант давно опровергнут.
см: Теорема Белла или Неравенства Белла или Нарушение принципа локального реализма или ...
"Теорема Белла (как её теперь называют) показывает, что вне зависимости от реального наличия в квантово-механической теории неких скрытых параметров, влияющих на любую физическую характеристику квантовой частицы, можно провести серийный эксперимент, статистические результаты которого подтвердят либо опровергнут наличие таких скрытых параметров в квантово-механической теории."
mcf05.12.19 16:29
Статья побудила меня прочитать довольно понятный текст про Неравенство Белла и экперимент Ссылка
Теперь я понимаю что это такое. И действительно, судя по всему нет там никаких скрытых параметров и быть не может.
Главный Злодей05.12.19 17:37
В начале новости есть ссылка на саму статью (на нерусском). Если владеете и почитаете, то там раскрывается эта тема. Вкратце - теорема Белла исходит из предположения, что некоторые события совершенно независимы, однако супердетерминизм предполагает, что совершенно независимых событий нет - все восходят по причинной цепочке к большому взрыву.

» С 2020-м!
» Почему «глобальному Югу» следует национализировать свои пользовательские данные
» Три столицы Северо-Евразийской цивилизации
» О морализаторстве в политике
» Революция идиотов 1789
» "Мнения о заграницах": логика привода к общему знаменателю
» Что нужно знать о первичном размещении акций арабо-американской нефтяной компании (IPO Saudi Aramco)
» Почему мотор китайской экономики скоро заглохнет?

» В ЛНР было отбито наступление ВСУ
» США больше не нужно полагаться на поставки нефти из других стран: Трамп
» Стали известны члены нового правительства
» Владимир Путин подписал указ о структуре нового правительства
» Поправки палаты лордов задерживают "закон о Брекзите"
» Белоруссия возобновила экспорт нефтепродуктов
» Госсовет будет заниматься вопросами внутренней и внешней политики
» Белоруссия нашла альтернативу российской нефти

» Гордость машиностроения Белоруссии – БелАЗ – останавливается
» В Иране обостряется конфликт между двумя лагерями иранской элиты
» В Хельсинки заинтересовались скоростной железной дорогой из Москвы
»  В Ливии создадут комиссию по перемирию
» Почему в "самой счастливой стране мира" почти самый высокий уровень самоубийств?
» Сергей Лавров отчитался о действиях внешнеполитического ведомства
» Су-24 отмечает юбилей: капитан авианосца США «пролил кофе на ботинки»
» В сфере ЖКХ сменилась проблема-лидер

» Если самоуправление мешает бизнесу, долой такую демократию?
» Почему вымирает Прибалтика
» BMW отказался строить завод в Калининграде: что потерял российский эксклав?
» Кто на самом деле нанес удар по украинскому лайнеру? Иран сбил его, но это еще не вся история
» Антииранские настроения в Ираке - реальность или обман Соединенными Штатами своих союзников
» Россия копит деньги на случай изоляции?
» «Масштабные и кровопролитные бои»: как Красная армия освобождала Варшаву от нацистов