Новость, переданная агентством Киодо, почему-то многих удивила. Президент компании "Тойота" Акио Тойода не будет присутствовать 23 июля на торжественной церемонии открытия токийской Олимпиады. А еще его мощная автомобильная империя не собирается проводить рекламные мероприятия, связанные с Играми.
Но почему этот отказ должен кого-то удивлять? Припомним, что когда Оргкомитет-2020 и МОК объявили о том, что олимпийские состязания пройдут без зрителей, шесть десятков местных компаний тотчас отказались от ведения активной спонсорской деятельности на Играх. И это несмотря на то что взносы частных благотворителей на Олимпиаду перевалили за 3 миллиарда долларов. Значит ли это, что мало кто ждет от олимпийского спонсорства настоящей отдачи? Или слишком глубокое погружение в сложнейшие олимпийские перипетии может лишь ухудшить имидж добровольных помощников?
Возможно, внимание прессы жест Тойода-сана привлек лишь потому, что его компания - одна из наиболее известных за пределами страны. Организованная еще дедом Киичиро Тойода, она превратилась из просто прибыльного семейного предприятия в один из символов японского процветания. А сам Акио Тойода - это никакой не дедушкин внучек и папенькин сынок, а опытнейшей менеджер мирового масштаба, прошедший в родной компании с 1984 года все ступени только и возможного карьерного роста, чтобы лишь в 2009 году стать президентом "Тойоты". Вероятно, и другие высокопоставленные спонсоры могут последовать наглядному примеру 65-летнего лидера японской экономики. Видимо, отождествлять свою фирму, компанию, концерн с Олимпиадой-2020 становится опасно, невыгодно. Все так зыбко и шатко, а перемены в олимпийской политике следуют одна за другой. Ни в чем нет и не может быть твердой уверенности. До сих пор неизвестно, сколько спортсменов выйдут 23 июля на дорожку стадиона, какому количеству ВИПов дозволят попасть на трибуны. Цифры постоянно меняются. И нет здесь никакой вины японских организаторов, прилагающих вызывающие глубокое уважение усилия, чтобы хоть как-то все уладить. Единственное, что не меняется в последние несколько предолимпийских недель, так это отношение местных жителей к грядущему событию. Какие бы опросы общественного мнения ни проводились, каким бы образом ни ставились вопросы, ответы однозначны. От 70 до 84, а сегодня и 87 процентов японцев отнюдь не поддерживают идею проведения Олимпиады. Теперь, когда количество инфицированных именно в Токио неуклонно растет, отвешивать поклоны в сторону опасных Игр все нелогичнее. Быть может, поэтому так сложно приходиться в Японии президенту МОК Томасу Баху. Что-то не помнится, чтобы перед окнами отелей, где останавливались прибывшие на Олимпийские игры руководители мирового спорта, выстраивались пикеты с обидными лозунгами, отправляющие визитеров домой. Даже вполне миролюбивая поездка Баха в жестоко пострадавшую от американской атомной бомбардировки Хиросиму вызвала негодование и обвинения в том, будто президент МОК совершает ее в своих собственных интересах. А заявление о всего лишь полусотни инфицированных из 15 тысяч членов олимпийской семьи в Токио уже прибывших отозвалось недовольством. Много это или мало? И если мало, то почему гадкий вирус проник даже в Олимпийскую деревню, заранее провозглашенную самым безопасным местом Игр-2020? Ведь все стороны - устроители Олимпиады обещали, что на местных прилет гостей никак не отразится. А что теперь? Теперь, похоже, об экономической отдаче придется забыть. Провести Олимпиаду придется. Ассоциировать себя с ней предстоит лишь спортивным организациям. Остальные, как "Тойота", отъезжают в сторону. |