В Азербайджане внеочередные президентские выборы пройдут 7 февраля 2024 г. Почему внеочередные? Почему не подождать до очередных выборов в начале 2025 г.? Главных фактора два. Азербайджанцы, как сообщество (не только граждане Азербайджана) были сплочены для решения национальной проблемы под названием «Карабах». Она решена. Стержня сплочения сообщества больше не имеется. В Азербайджане будет нарастать политический раздрай. Второй фактор – обвальное падение добычи нефти на главном месторождении Азербайджана Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ) (фактура внизу). В первой половине 2024 г. можно будет указывать на то, что добыча нефти с новой платформы изменит негативную тенденцию. Но в начале 2025 г. масштабы драмы будут очевидны. Кто-то будет должен отвечать за то, что нефть заканчивается. Пик добычи нефти на АЧГ – 40,6 млн т был в 2010 г. В 2013 г. началось обводнение добывающих скважин (моя статья «Азери-Чираг-Гюнешли - мегапроект Каспийского региона»). В 2022 г добыли 20 млн т. Падение относительно 2021 г. составило 9%. За 9 месяцев 2023 г. на АЧГ добыто 14 млн т, что на 12,3% меньше показателя 9 месяцев 2022 г. Поступления в Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР) от продажи прибыльной нефти и газа с блока АЧГ в январе-мае 2023 г. составили $3 млрд 13 млн (спад на 21,3%). Примерно 10 лет назад Бакинская власть выкрутила руки консорциуму и заставила построить на месторождении ещё одну добывающую платформу. Бурение первой скважины с неё началось 5 декабря 2023 г. Это не поможет кардинально снизить темпы падения уровня добычи на АЧГ. В настоящее время доли участия партнеров по проекту распределяются следующим образом: британская BP владеет 30,37%; азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR - 25%; венгерская MOL - 9,57%; американская ExxonMobil - 6,79%; индийская ONGC Videsh - 2,31%; японские Inpex Corp. - (9,31%) и ITOCHU Oil (3,65%); норвежская Equinor - 7,27%; турецкая TPAO - 5,73%. Комментарий Аббе
Нефть изменила Азербайджан? Но она же и повторит это изменение на падающем склоне волны. Большая нефть заканчивается. Мелочовка же не сможет поддерживать привычный уровень расходов этой экономики.
Две больших пользы. 1) Справились с Карабахом и это уже навсегда. Значит можно снизить расходы на военные нужды. 2) новая геологическо-экономическая реальность будет продавливать общество на поиск новых источников бытия. Просто замыкание внутри территории невозможно. Людей много для изменившейся реальности. Конкуренция по сельскому хозяйству с окружающим миром малореальна. Промышленность Азербайджана тоже не гремит успехами. Торговать? Чем торговать и с кем торговать?
И вот здесь появляется шанс для Ирана и России. Транзитный коридор до Индийского океана. Заменой ресурсов нефтяного потока он не станет. Да только выбора-то не то, что бы большого, а и вообще никакого нет. Есть ненулевая вероятность, что Азербайджан вынужден будет вернуться к роли хозяина караван-сарая. Максимум, что ещё в их распоряжении - продавать в Иран пресную воду - сток реки Кура.
|