Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские войска освободили Угледар
Байден приказал военным оказать поддержку Израилю в защите от Ирана
Израильская армия заявила о запуске ракет со стороны Ирана
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Европа на краю рынка
02.10.24 06:35 Европа: тенденции
Европейские производители быстро теряют свою долю мирового рынка. Процесс «заката Европы» начался в 2000-е гг., и, как выяснил «Эксперт» из отчета европейского ЦБ, товары из еврозоны теряют конкурентоспособность практически во всех региональных кластерах, уступая агрессивным производителям стран «глобального Юга». Причина — высокая себестоимость товаров, попытка сохранить высокую маржинальность и неготовность к быстрой перестройке производств.

Медленнее, меньше, дороже

Европейские товары стали меньше продаваться на рынках за пределами еврозоны еще с начала XXI века, однако обвальным этот процесс стал в период пандемии ковида, и спустя два года после ее окончания нет никаких признаков, что процесс не только развернулся вспять, но хотя бы замедлился.

Аналитики ЕЦБ подчеркивают: товары, произведенные в ЕС, не стали хуже по качеству. Причина спада, по их мнению, кроется в «асимметричной» реакции различных кластеров на общемировые экономические потрясения, перед которыми Европа оказывается самой незащищенной.

Хотя усиление конкуренции (в первую очередь со стороны Китая) ощущают на себе также США, одной из главных уязвимостей именно Старого Света является его зависимость от внешних поставщиков дешевых энергоносителей, главным из которых является Россия. После начала кризиса вокруг Украины эти поставки сократились до минимума. Цена на природный газ взлетела до такой отметки (до 20 раз по сравнению с многолетней средней), что некоторые европейские компании были вынуждены приостановить производство. В то же время для неевропейских покупателей российского газа цены остались на докризисном уровне; при этом санкционный режим, вводящий ценовой потолок на энергоносители из РФ, на этих покупателях никак не отразился. Возникший ценовой диспаритет на энергоресурсы позволил производителям за пределами ЕС еще более резко уйти в отрыв от европейских конкурентов.

Этот же кризис нарушил сложившиеся логистические цепочки для европейского экспорта, в то время как торговые маршруты в других регионах мира (в первую очередь АТР, где находятся главные конкуренты Европы) он затронул в значительно меньшей степени. Из-за эффекта «бутылочного горлышка» европейские товары скачкообразно подорожали для покупателей вне континента, а объемы поставок так же резко сократились — в том числе потому, что именно Россия была одним из основных рынков сбыта европейских товаров, причем рынком логистически наименее затратным в силу географической близости. Уже к концу 2022 г. торговля ЕС с РФ сжалась на 50% по сравнению с началом того же года.

Evro.png

Заблудились в собственном экспорте

Темпы спада евроэкспорта в 2023 г. немного сгладились из-за снижения обменного курса евро, сдерживания роста зарплат в странах ЕС и восстановления сферы услуг. Но в длительной перспективе свет в конце туннеля для европейских промышленных производителей по-прежнему не проглядывается. Индекс цен производителей (PPI) в текущем году составляет 106% по сравнению с 2019 г., и оснований для его снижения сегодня не наблюдается.

Даже если украинский кризис выйдет из горячей фазы в ближайшие полгода, на европейский экспорт будет продолжать давить нарастающая фрагментация глобального рынка, а также его структурная трансформация.

Последняя выражается в том, что азиатские страны опережают европейские в переходе к новым технологиям. В силу этого они не только предлагают товары и услуги, отсутствующие в европейском экспорте, но и используют меньше энергетических и трудовых ресурсов для их производства и, значит, оказываются дешевле для конечного потребителя по сравнению с основой европейского экспорта (автомобилями, продукцией сельского хозяйства и фармацевтики, бытовой техникой).

Четко отделить экспортную составляющую товаров от неэкспортной в современных условиях бывает довольно сложно, поэтому к аналитике ЕЦБ надо относиться с долей осторожности, сказала «Эксперту» завкафедрой международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Ирина Платонова.

«Разные регуляторы, разные компании по-разному определяют, какую номенклатуру производимых товаров и услуг им заносить в графу „экспорт“. Если немецкая автофирма вынесла производство в Китай, где производит машины под своей маркой, продажи этих авто на китайском или других неевропейских рынках могут считаться европейским экспортом, а могут и не считаться. Здесь всё зависит от юридического оформления каждого конкретного предприятия, от степени локализации производства, условий разделения прибыли и других факторов», — уточняет она.

К вашим услугам

Аналитики ЕЦБ сегодня возлагают основные надежды на выживание евроэкономики не за счет производства товаров, а за счет развития сферы услуг. Основания видеть в ней спасательный круг им дает статистика, по которой в 2022 г. случился аномальный разрыв между показателями производственной и сервисной сфер. В течение всего XXI века они шли рука об руку (разрыв во вкладе в ВВП не превышал 0,6%). Но в 2022 г. экспорт услуг неожиданно для экономистов показал рост сразу на 30%, в то время как рост экспорта физических товаров был близок к нулевому. Данная аномалия объясняется тем, что сервисная трансграничная деятельность меньше зависит от логистических «горлышек», цен на энергоносители и прочих факторов, критичных для промышленного производства.

ЕЦБ совершенно правильно видит будущее еврозоны в переориентации с экспорта промтоваров на экспорт услуг — ЕС уже сегодня занимает второе место в мире после США по этому показателю, говорит Ирина Платонова.

«У европейских товаров на мировом рынке особых перспектив действительно нет. Поэтому спасти экономику Евросоюза может только предоставление иностранным заказчикам высококачественных услуг в телекоммуникациях, финансах, страховании и прочих информационных областях. На сегодня обороты сферы услуг уже превышают в денежном выражении объемы физического экспорта. Надо понимать, что одно не мешает другому. Продажа покупателю того же автомобиля влечет за собой и продажу целого спектра сопутствующих сервисов — обновления программного обеспечения, консультаций по эксплуатации и др. Поэтому нынешние сложности европейской экономики — это сложности трансформации, но никак не предвестник ее краха», — полагает эксперт.

 

Аббе, RU02.10.24 08:22
В конце 19-го и начале 20 го веков из Англии везли уголь даже в Петербург. Самый, что ни на есть, сырьевой товар.
Выстрелили они угольком?
Спустя 70 лет Тэтчер послала к ***** английских шахтёров. Угля не осталось, добыча дорогая.
Присели на углеводороды Северного моря.
Углеводороды кончились.
АЭС оставили в самом слабом технологическом состоянии.
Вынесли индустрию в страны с дешёвой рабочей силой. Вкючая и программирование в Индию.
Вообще то результат то ни разу не удивителен!
zav, RU02.10.24 13:07
На сегодня обороты сферы услуг уже превышают в денежном выражении объемы физического экспорта. Надо понимать, что одно не мешает другому. Продажа покупателю того же автомобиля влечет за собой и продажу целого спектра сопутствующих сервисов...



продажа автомобиля может и влечёт, а вот непродажа автомобиля не влечёт точно. Эксперт такой эксперт
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века

 Новостивсе статьи rss

» В США разрешили новый тестовый запуск космического корабля Starship
» Банк БРИКС будет финансировать проекты в нацвалютах стран-участниц
» Путин пообещал продолжать поддержку сельхозотрасли
» Финны и шведы получат новые инструкции на случай войны
» Boeing сокращает 17 тысяч сотрудников и опять пролетает с выпуском 777X — NYT
» БРИКС никогда не будет военным союзом, заявили в МИД России
» MWM: "Искандер" поразил панамское судно, перевозившее оружие для ВСУ из Румынии
» Приводнение Crew Dragon с космонавтом "Роскосмоса" запланировано на понедельник

 Репортаживсе статьи rss

» S7 Airlines переходит на отечественную систему цифровой связи «борт-земля» ACARS
» Россия надеется на 110 млн т титана до 2030 года
» В НАТО и ввести военных: будет ли Украина играть роль Западной Германии?
» Роль Угледара в усилении «Мариупольского перешейка» и ситуация на фронтах — обзор
» Лукашенко подвергся бессмысленной мести Литвы и бывшего подчиненного
» Заем века: зачем Минфин размещает рекордный объем госдолга
» Польско-балтийская «Антанта» затмила «Квартет» из крыловской басни
» "Росатом" доказал, что его не сдержать

 Комментариивсе статьи rss

» Цены на еду начали разрушать Францию
» Израиль на Ближнем Востоке: планов громадье и «эра чудес» у правых радикалов
» Консорциум по строительству АЭС в Казахстане может оказаться и не консорциумом
» Почему Азербайджан выбрал китайский истребитель JF-17C вместо российского Су-30СМ?
» На Западе задумались, почему "российская пропаганда" побеждает
» Европа возвращается к мирному атому. Германия сама себя кинула
» WSJ: европейские страны охватил кризис управления
» Арестович*: Украину ждёт «обвальный сценарий», даже если Киев и Москва договорятся

 Аналитикавсе статьи rss

» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
» А. Роджерс: Метафизика войны (ч. 1 и 2)
» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
» Спонсоры Трампа и Харрис: кто они?
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд
» О старых заветах Маккиндера и пользе вспоминания основ геополитики
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"