К середине июля Еврокомиссия представит проект новой многолетней финансовой программы (MFF). Экономист и переговорщик по вступлению Польши в ЕС Яцек Сариуш-Вольский считает, что ЕС оказался на пороге перераспределительной революции, когда финансовую помощь будут получать только политические правильные правительства. «Предстоящая презентация проекта долгосрочного бюджета Европейского Союза на 2028−2034 годы, запланированная на 16 июля, может означать поворотный момент не только для финансирования сообщества, но и для самого строительства Европейского Союза», — сказал польский экономист изданию Biznes Alert. По его мнению, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен готовит крупнейшую перераспределительную революцию с момента введения политики сплочения. «С решимостью, поддерживаемой Берлином, она настаивает на изменении логики распределения средств ЕС, что уже вызывает беспокойство и трения среди государств-членов», — заметил один из главных переговорщиков вступления Польши в ЕС. Экономист отметил, что точной информации еще нет, но утечки говорят о перенаправлении значительной части средств из традиционно поддерживаемых отраслей, таких как сельское хозяйство и региональное развитие (которые в основном приносят пользу странам Центральной и Восточной Европы и юга континента), на цели, связанные с обороной и новыми технологиями. «То есть сферы, связанные в первую очередь со странами старого ЕС: Германией, Францией, Нидерландами или скандинавскими странами», — заметил Яцек Сариуш-Вольский. По его словам, предыдущая бюджетная политика Евросоюза основывалась на принципе региональной солидарности: «Средства должны были служить выравниванию уровня экономического развития между более богатыми и более бедными государствами-членами. Это помогло смягчить последствия экономической интеграции, такие как миграция капитала и рабочей силы, и способствовало сплоченности в обществе». Новая система финансирования все поставит с ног на голову. «Новое предложение призвано изменить эту логику. Вместо того, чтобы поддерживать более слабых, средства будут направлены тем, кто уже является лидерами, чтобы укрепить стратегические сектора всего ЕС. Для Польши и других стран восточного фланга (таких как Венгрия, Словакия, Румыния и страны Балтии), которые до сих пор были крупнейшими получателями средств на политику сплочения и сельское хозяйство, это означало бы серьезные потери бюджета. На практике это может снизить чистые выгоды от членства в ЕС, особенно в контексте увеличения взносов, общего долга и растущего давления с целью соблюдения так называемых ценностей ЕС», — пояснил Сариуш-Вольски. И это еще не самое страшное, считает экономист. «Гораздо более фундаментальный аспект этой реформы касается системных вопросов. Европейская комиссия предлагает, чтобы увеличение доли средств ЕС было обусловлено выполнением политических условий, известных из механизма Национального плана восстановления (NRP). Речь идет о так называемых вехах — то есть реформах, которые Брюссель требует в качестве условия для выделения средств. Проще говоря: Брюссель может приостановить выплаты, если посчитает, что та или иная страна не соответствует политическим или идеологическим условиям. Такое решение усилило бы контроль Еврокомиссии над правительствами государств-членов недоговорным образом, то есть не напрямую из положений законодательства ЕС, а из новых интерпретаций и регулирования», — добавил Яцек Сариуш-Вольски. Поэтому, по его мнению, голосование будет не просто утверждением бюджета. «В этом сценарии такие страны, как Польша, со временем могут быть сведены к роли федеративных государств, без какого-либо реального влияния на форму политики ЕС. Поэтому предстоящее голосование по бюджету и его правилам — это не только бухгалтерский вопрос, но и фундаментальная битва за форму и будущее Европейского Союза. Останется ли она сообществом равноправных национальных государств? Или она трансформируется в централизованную политическую структуру, в которой ключевые решения принимаются в Берлине и Брюсселе? Время покажет. Но на кону стоят не только средства. На карту поставлена независимость», — считает Яцек Сариуш-Вольски. Очевидно, что в этой ситуации пострадать могут страны, которые отстаивают независимый от властей ЕС курс. Среди них — Венгрия и Словакия, которые выступают против военной поддержки Украины и за продолжение импорта российских энергоносителей. |