В том, что деньги выделят, Ашбахер почти не сомневается. По его словам, страны-учредители согласились с тем, что оборонные проекты должны быть включены в сферу деятельности агентства и сами просили подготовить план. Вносить при этом изменения в учредительные документы ЕКА, в которых прописаны исключительно мирные цели организации, не потребуется. "Формулировка "мирные цели" на самом деле трактуется как оборонная", – говорит Ашбахер, указывая на то, что учредители, попросив подготовить план, согласились с такой интерпретацией.
Проект ЕКА – не единственный в военно-космических планах европейских стран. На прошлой неделе европейский аэрокосмический гигант Airbus, французский оборонный концерн Thales и итальянский Leonardo объявили о создании совместного предприятия, которое будет заниматься производством спутников и космических систем. "Объединив усилия, Airbus, Leonardo и Thales стремятся укрепить стратегическую автономию Европы в космосе", – говорится в опубликованном компаниями пресс-релизе.
По сообщениям СМИ, одной из задач нового предприятия станет создание европейского аналога американской спутниковой сети Starlink. В ходе украинского конфликта в Европе поняли как военное значение Starlink, так и свою зависимость в этом плане от американцев. В конце прошлого года ЕС выделил на создание собственной альтернативы под названием IRIS2 10 миллиардов евро. Как ожидается, сеть начнет свою работу к 2030 году. Правда, в ней будет всего 290 спутников, и конкурировать с сетью Илона Маска на равных она не сможет, но европейцы хотят получить хоть какие-то собственные возможности в космосе. "Проект предназначен для использования защищенных каналов связи, особенно в военных целях", – отмечает издание Euractiv.
В середине октября Еврокомиссия сообщила о планах запустить в следующем году программу "Космический щит". Детали программы и объемы ее финансирования не раскрываются, но со слов европейских чиновников можно понять, что это чисто военный проект, предназначенный для наблюдения за чужими аппаратами в космосе и защиты собственной космической инфраструктуры. В Брюсселе заявляют, что "Космический щит" станет дополнением к другим космическим проектам, в том числе двойного назначения, таким как система спутниковой навигации Galileo или тот же IRIS2.
"Борьбу за космос" разворачивают и отдельные страны Евросоюза на собственном национальном уровне. В сентябре министр обороны Германии Борис Писториус заявил, что бундесвер планирует потратить на космические проекты 35 миллиардов евро в ближайшие пять лет. При этом министр не исключил, что эти проекты будут включать в себя и наступательные компоненты. "Мы должны иметь возможность сдерживания в космосе, чтобы защитить себя", – сказал Писториус. Согласно опубликованным на днях изданием Politico планам перевооружения немецкой армии, на одни военные спутниковые программы правительство ФРГ намерено потратить 14 миллиардов евро, в том числе почти 10 миллиардов на создание низкоорбитальной группировки, которая будет обеспечивать помехозащищенную связь для войск и командных пунктов.
Германия также создает собственные возможности по выводу этих спутников на орбиту. По словам немецкого министра обороны, бундесвер намерен полагаться не только на европейские тяжелые ракеты-носители, но и "малые ракеты для гибких запусков". Мюнхенский стартап Isar Aerospace уже тестирует такие ракеты, способные поднять в космос до одной тонны груза, на стартовой площадке в Норвегии. В марте этого года состоялся первый, хотя и неудачный запуск – двигатели ракеты отказали через 18 секунд после старта.