В ближайшие недели правительство Китая должно обнародовать результаты анализа долга местных органов власти: сколько они заняли у банков и инвесторов за последние годы. Пока ответа на этот вопрос нет. Чтобы получить его, Пекин отправил несколько инспекционных групп. Оценки экспертов настолько отличаются друг от друга, что принимать их во внимание просто бессмысленно. По данным властей, аналитиков и экономистов, размер долга колеблется от 15 трлн юаней ($2,46 трлн) до 30 трлн юаней ($4,92 трлн), или от 30 до 60% ВВП. "Самое страшное — даже центральные власти не представляют, насколько велик размер местного долга", — говорит Ху Ифань, экономист китайской брокерской компании Haitong International. Это означает, что правительство не контролирует займы местных властей. Последний раз Счетная палата Китая оценивала размер долга местных властей в 2010 г. Тогда он составлял 10,72 трлн юаней (27% ВВП). С тех пор заимствования местных правительств значительно выросли. Они стремились поддерживать экономический рост, в то время как Пекин сократил денежные вливания в экономику. "Последние пару лет долг местных властей рос со скоростью почти 20% в год. Если тренд сохранится, экономике Китая угрожают системные риски", — предупреждает экономист Nomura Чживэй Чжан. В июне Счетная палата Китая обнародовала исследование механизмов финансирования, используемых 36 местными правительствами. Из 223 специальных финансовых компаний, созданных для привлечения средств на долговом рынке для финансовых нужд местных властей, 151 не смогли обеспечить доходную базу для покрытия годовых долговых выплат. Аналитики считают, что Пекину придется взять взять на себя значительную часть долга местных правительств. Инвесторы покупают муниципальные облигации, будучи уверены, что они гарантированы центральной властью. В таком случае величина общего национального долга, по данным Fitch Ratings, составит около 200% ВВП Китая против 129% в 2008 г. По расчетам Standard & Poor’s, 80% долговых обязательств местных властей принадлежит китайским инвестиционным компаниям, которые управляют средствами частных лиц и страховых компаний. Иностранцы в настоящее время практически не имеют доступа на рынок ценных бумаг Китая. У Китая достаточно средств, чтобы предотвратить дефолт по ценным бумагам и покрыть убытки. Таким образом, немедленной угрозы долгового кризиса для местных правительств нет. Однако экономисты опасаются, что долг ограничит экономический рост страны, сократив будущие инвестиции. Кроме того, обеспечением значительной части долга служит земля. Снижение цен на нее может снизить и стоимость залога. Возможное падение рынка недвижимости в Китае представляет для местных властей огромный риск, говорит Терри Гао из Fitch Ratings. Это ставит Пекин перед сложным выбором. Если власти продолжат борьбу с высокими ценами на недвижимость, они могут создать риски для местных правительств. |