Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Первый грузовой поезд из России прибыл в сухой порт под Тегераном
Еврокомиссия провалила переговоры с Бельгией по российским активам
Путин поручил проработать подготовку ядерных тестов в ответ на учения США
США провели испытание ракеты Minuteman III, способной нести ядерный заряд
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Су-24 отмечает юбилей: капитан авианосца США «пролил кофе на ботинки»
18.01.20 02:50 История: факты и документы

Полвека назад впервые поднялся в небо бомбардировщик Су-24 (по кодификации НАТО — Fencer ["Фехтовальщик"]), "рабочая лошадка" фронтовой авиации СССР, несущая основной груз боевой работы и сейчас — например, в Сирии. А в 2000 году два Су-24 посрамили военный флот США, условно уничтожив его гордость, атомный авианосец, пишет сегодня, 17 января, портал "Русское оружие".

Испытания Су-24 сопровождались множеством проблем и чрезвычайных ситуаций: слишком много в самолёте было новых технологий и конструкторских решений. При сдаче одного из первых серийных бомбардировщиков в двигателе возник пожар, боевая машина сгорела за несколько секунд, погиб штурман. Причину возгорания нашли не сразу: лопатки компрессора сверхзвуковой ступени были изготовлены из титана, при работе они удлинялись и стоило задеть корпус компрессора, как металл вспыхивал, воспламеняя все вокруг — температура горения титана 3000 градусов. КБ "Сатурн" срочно переделало компрессор — помимо надёжности при этом выросла и тяга.

Основной задачей бомбардировщика был сброс тактической атомной бомбы на важную цель: мощный радар системы ПВО или стартовую позицию баллистических ракет. Их НАТО в 70-е годы активно строило в Европе. Боевой задаче были подчинены все характеристики самолёта: совершенный для своего времени прицел с теленаведением, сверхзвуковая скорость, полёт на сверхмалой высоте. Все серийные бомбардировщики имели отражающую окраску носовой части и воздухозаборников, в кабинах монтировались шторки для защиты от световой вспышки ядерного взрыва. Для следования рельефу местности на сверхзвуке в прицельно-навигационную систему был введён особый контур, обеспечивающий полёт по заданному маршруту в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Малая высота спасала от радаров ПВО, для защиты от перехватчиков бомбардировщик имел две ракеты "воздух-воздух" Р-60, способные поражать цель на встречных курсах.

Изучив характеристики советского бомбардировщика, в Европе забеспокоились. "Су-24 обладает превосходными характеристиками по показателю „боевая нагрузка/радиус действия“, способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности и наносить удары, имея характеристики со значительным преимуществом перед любым другим военным самолётом фронтовой авиации", — писал в 1981 году британский журнал Air International.

Особенно впечатлял боевой радиус бомбардировщика: с аэродромов в ГДР и Прибалтике он мог достичь почти любой точки Старого света, включая Британию.

Самолёт получился "строгим", не прощал ошибок в пилотировании. Зато те, кто научился летать на нём, хвалили Су-24. "На сверхмалой, на сверхзвуке, с огибанием рельефа летит ровно и устойчиво, как утюжок", — рассказал один из пилотов "Сушки".

Европа беспокоилась, но по-настоящему боялись Су-24 ВМС США. Точнее, моряков пугал Су-24МР — созданный на базе бомбардировщика морской разведчик. Звездный час этого самолёта пришёлся на утро 17 октября 2000 года, когда пара Су-24 в сопровождении истребителей условно уничтожила американский авианосец Kitty Hawk (CV-63). Тот малым ходом следовал из Японии в Корею, одновременно заправляясь топливом от шедшего рядом танкера, когда прямо над полётной палубой с ревом прошли советские самолёты. В боевой обстановке это означает гибель корабля.

Вот как описывает произошедшее офицер ВМС США, бывший в тот момент на мостике авианосца.

"Я трепался с напарником, когда CIS (информационный центр боевых операций, мозг авианосца) доложил: "Сэр, у нас появились признаки активности русских истребителей". Капитан ему: "Запускаем боеготовые истребители". Парень ответил, что может объявить только "готовность 30" (вылет в течение 30 минут после уведомления). Капитан изощренно облегчил душу и приказал: "Запустите всё, что у нас есть". Я побежал к штурманскому телефону и позвонил дежурному офицеру эскадрильи, чтобы лётчики мчались на полётную палубу. Через 40 минут после предупреждения CIS русские Су-27 и Су-24, делая 920 км/ч, с ревом прошли в 60 метрах над палубой. Это было как в фильме "Топ Ган"! Капитан пролил кофе на ботинки, лицо его было багровым. Русские совершили ещё два скоростных прохода на малой высоте, прежде чем мы подняли в воздух свой первый самолёт, EA-6B Prowler (самолёт радиоэлектронной борьбы, без вооружения. — Ред.). Именно! Жалкий Prowler оказался один на один с Су-27, тот зашёл ему в хвост прямо перед кораблем. Пилоты взывали о помощи, когда наконец поднялся в воздух Hornet (многоцелевой истребитель F/A-18. — Ред.). Но было слишком поздно — вся команда, задрав головы, смотрела, как русские насмехались над нашей убогой попыткой остановить их. В это время адмирал и CAG (командир авиагруппы авианосца) были на утреннем совещании в зале командования. Услышав рев самолётов, адмирал и CAG посмотрели друг на друга, потом в план полётов. Убедились, что у нас никаких полётов на это время не запланировано, и спросили: "А что это было?".

Над Kitty Hawk, на самом деле, летали два Су-24МР (а не Су-24 в паре с Су-27, как рассказывает американский моряк) 799-го отдельного разведывательного авиаполка с аэродрома Варфоломеевка под Владивостоком. На сделанных ими снимках видно, как экипаж авианосца в панике мечется по палубе: одни рубят топливные шланги танкера, другие пытаются подготовить к взлёту истребители. Через четыре дня эти фото по электронной почте пришли командиру авианосца, отправитель остался неизвестен. Экипажи российских самолётов наградили.

"Это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи. Результаты были впечатляющими", — отметил тогдашний главком ВВС России Анатолий Корнуков.

14 лет спустя другой Су-24 до смерти напугал американский эсминец Donald Cook. 10 апреля 2014 года в Чёрное море вошёл американский эсминец "Дональд Кук". 12 апреля российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облет эсминца. 14 апреля, после рядового в общем-то инцидента — самолёты наши не очень регулярно сближаются с кораблями вероятного противника в нейтральных водах, — Пентагон выступил с крайне эмоциональным заявлением, обвинив Россию в "нарушении собственных традиций и международных договоров". Упомянуто было, что экипаж "Дональда Кука" после встречи с бомбардировщиком деморализован. Позднее в ряде СМИ появилась информация, что 27 американских моряков написали рапорты об увольнении с флота.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Первый грузовой поезд из России прибыл в сухой порт под Тегераном
» Литва выступила с угрозами в адрес Белоруссии из-за застрявших фур
» The Times сообщила о планах Норвегии выделить Украине кредит в размере €100 млрд
» Еврокомиссия провалила переговоры с Бельгией по российским активам
» FT узнала об условии ЕК для использования российских активов
» В Балтийском море стартовали учения НАТО по борьбе с подлодками
» КНДР предупредила США о возможности наступательных действий в ответ на угрозу ее безопасности
» Трамп не отправит делегацию США на саммит G20 в ЮАР

 Репортаживсе статьи rss

» "Посейдон" и "Буревестник" с ядерными двигателями: Что у них общего и как это работает
» В РФ готовится масштабное обновление портов
» Джеймс Хикман (Schiff Sovereign LLC): Великобритания нашла еще один способ самоуничтожения
» Урок Смуты: как Россия потеряла и вернула свои «украины»
» Света в конце туннеля не видно. Как рекордный шатдаун влияет на жизнь американцев
» Крах бразильского судостроения – уроки для России
» Денис Мантуров: во главе угла стоит технологическая независимость автопрома
» Reuters: шатдаун правительства США затормозил работу ФБР

 Комментариивсе статьи rss

» В Брюсселе заявили о приостановке евроинтеграции республики
» США пытаются вытеснить РФ из Центральной Азии
» Вместе против порознь. Что изменилось в поведении США за год после избрания Трампа
» Ставка на прорыв: в каких технологиях Китай хочет установить гегемонию
» Исторические напёрстки:«Царь Бомба» поля боя…
» Внутрисоюзный договор: Словакия поддержит идею антиукраинского блока с Венгрией и Чехией
» США не способны «немедленно» возобновить испытания атомного оружия
» Гонка за сверхзвуком. Почему до сих пор не приняты международные нормы по звуковому удару?

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"