Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Мишустин заявил о запуске новой программы поддержки бизнеса «ФОТ 3.0»
Минфин перевел часть средств ФНБ из доллара и евро в юань и иену
СП: Федеральный бюджет не смог потратить свыше 1 трлн руб. в 2020 году
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Александр Панфилов: получены прорывные результаты в 3D-печати двигателей
06.11.20 15:40 Наука, техника, образование
Можно ли напечатать ракетный двигатель, создать "электрический" самолет и вертолет, найти COVID-19 у пациента с помощью крысы, а поражение легких лечить с помощью жидкого кислорода, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Дмитрию Струговцу рассказал заместитель генерального директора – руководитель направления химико-биологических и медицинских исследований Фонда перспективных исследований Александр Панфилов.

— Летом сообщалось, что в России испытан авиационный электродвигатель, созданный по технологиям сверхпроводимости. Когда пройдут испытания установки в составе самолета? Сообщалось, что это может произойти в период с 2020 по 2022 годы. Можно ли прояснить ситуацию со сроками?

— В настоящее время головной исполнитель проекта компания "СуперОкс" с привлечением стендовой базы Центрального института авиационного моторостроения проводит проверку совместимости и работоспособности систем двигателя на специальной раме, которая будет установлена непосредственно на самолет. Наземные испытания двигателя в составе самолета пройдут в конце 2020 – начале 2021 года. Летные испытания с двигателем запланированы на конец 2021 – начало 2022 года.

— Что открывает для авиации создание такого самолета? В каких сферах авиаперевозок могут найти применение такие двигатели?

— Внедрение электродвижения в авиации позволит создать самолет по принципу гибридного автомобиля. Такой летательный аппарат будет соответствовать самым строгим экологическим стандартам, так как гибридная силовая установка потребляет меньше топлива и реже требует обслуживания, а технологии высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСП) существенно улучшают ее массогабаритные характеристики. Эта технология применима как для местных и международных пассажирских перевозок, так и для грузовых. Следует отметить, что "электрификация" летательного аппарата — это необходимое условие для реализации в перспективе полностью беспилотных перевозок. Разработанный в рамках нашего проекта двигатель является первым в мире ВТСП-электродвигателем, устанавливающимся на реальный самолет.

Электродвижение может получить широкое применение в вертолетостроении. Концептуально вертолет гораздо ближе к гибридному автомобилю, чем самолет, и, следовательно, технологически более доступен для применения данных технологий. В 2020 году Фондом перспективных исследований совместно с АО "Вертолеты России" реализован аванпроект "Элекоптер" в рамках которого разработан технический облик перспективного винтокрылого летательного аппарата и его электроэнергетического комплекса на основе ВТСП-материалов, сформированы методики расчета и проектирования гибридных силовых установок и электроэнергетических комплексов. Результаты аванпроекта получили поддержку специалистов ведущих предприятий авиационной отрасли, применение ВТСП-материалов в составе гибридной силовой установки позволит существенно улучшить такие эксплуатационные характеристики вертолетов, как скорость, дальность, продолжительность полета.

— Продолжая авиационную тематику. В сентябре сообщалось об испытаниях двигателя МГТД-125Э в рамках проекта "Тантал", основные детали которого изготовлены методом 3D-печати. Эти двигатели предназначены только для беспилотников? Можно ли технологию 3D-печати перенести на производство авиадвигателей для малой или большой авиации?

— В рамках проекта разработаны и успешно испытаны газотурбинные двигатели с тягой 10, 20, 125 и 150 килограмм-сил, основной сферой их применения станет беспилотная авиация. При этом, задачи проекта "Тантал" не ограничиваются лишь созданием малоразмерных силовых установок. Полученные нами уникальные металлопорошковые композиции и технологии 3D-печати будут применяться и при создании "взрослых" двигателей для пассажирской и транспортной авиации. В 2020 году головным исполнителем проекта — Всероссийским институтом авиационных материалов аддитивным способом изготовлены лопатки компрессора, форсунки и элементы сопла для перспективного двухконтурного турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35.

Разработанный в рамках проекта двигатель МГТД-150 планируется также использовать в качестве двигателя возвратного полета для многоразовой ракетно-космической системы "Крыло-СВ".

— Применимы ли технологии 3D-печати для создания жидкостных ракетных двигателей? Работает ли фонд в этом направлении?

— В 2020 году успешно завершен совместный проект Фонда перспективных исследований и Брянского государственного технического университета по созданию технологии аддитивного изготовления сверхпрочных металлических изделий из проволоки. Технология основывается на инновационном методе волнового деформационного упрочнения выращенных изделий. Мы получили, без всякого преувеличения говоря, прорывные результаты – прочность деталей в 2-2,5 раза превосходит прочность таких же изделий, изготовленных классическими способами из проката. Это позволяет применять технологию 3D-печати для производства высоконагруженных элементов ракетно-космической техники. Изготовлен достаточно широкий спектр демонстрационных образцов изделий, в том числе камера сгорания ракетного двигателя, способная выдерживать экстремальные температуру и давление.

— Есть ли новости по давно реализуемому Фондом проекту жидкостного дыхания?

— Работы по созданию технологии жидкостного дыхания продолжаются. На фоне пандемии ее востребованность приобрела еще большую актуальность, так как данный метод является безальтернативным для лечения многих жизнеугрожающих состояний.

В настоящий момент проводятся технические испытания и отладка аппарата искусственной газожидкостной вентиляции легких, после чего будут проведены испытания с участием модельных биообъектов.

Безусловно при создании любого оборудования, в том числе и медицинского, появляются бюрократические нюансы, чтобы определить его место в системе оказания медицинской помощи. О преградах говорить не совсем правильно, так как есть определенный путь регистрации новых изделий. Поэтому, как только будет показана безопасность и эффективность использования данной технологии на модельных биообъектах уже можно будет говорить о переходе на человека.

— Расскажите о проекте "Нарва" по применению крыс для ранней диагностики рака, туберкулеза и других заболеваний. Сообщалось, что таким же способом можно обнаружить у человека коронавирус. Какие-то испытания по последнему пункту уже прошли?

— В 2019 году мы испытали эту технологию для выявления рака желудка и легких, а также диабета и туберкулеза. Было обследовано более 1070 человек, время одного обследования составило менее трех минут. Эффективность выявления ранних — первой и второй — стадий онкозаболеваний оказалась в пять раз выше, чем при использовании самых современных методов диагностики.

Принцип скрининга заключается в том, что крысе в отдел мозга обонятельного анализатора вживляется матрица микроэлектродов. Крыса, погруженная в наркоз, вдыхает воздух, выдыхаемый обследуемым человеком. Сигналы мозга животного обрабатываются искусственной нейронной сетью, и результат выводится на компьютер. До конца этого года мы планируем в Великом Новгороде продолжить работу по скринингу рака желудка и легких при обследовании двух тысяч человек, а также проверить эту технологию на ковидных больных. Мы уверены, что она сработает, уверены в ее результативности и эффективности. В настоящее время подготовлены все необходимые документы для представления технологии в Росздравнадзор.

— В конце 2019 года были подведены итоги проекта "Трансген". Тогда сообщалось, что первые образцы искусственного иммунитета для лечения рака ученые планируют получить через несколько лет. Есть ли подвижки на сегодняшний день?

— Да, существенные подвижки есть. На данный момент по заказу Минздрава России в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина успешно реализуется проект по получению специализированных иммунных клеток для терапии со́лидных опухолей. При отработке и оптимизации технологии использовался научно-технический задел, полученный в рамках проекта "Трансген".

Разрабатываемый российскими специалистами подход позволяет преодолеть сложности, характерные для одной из самых передовых технологий иммунотерапии опухолей. Речь идет о лимфоцитах с химерными рецепторами, которые направляют активный иммунный ответ непосредственно на опухолевые клетки. Команда ученых ищет подход, как заставить CAR-T лимфоциты распознавать и уничтожать солидные опухоли, к которым трудно подобраться обычным клеткам.
 

Аббе, RU06.11.20 22:42
Было бы весьма интересно понять, какой ресурс у таких двигателей? Если возможно сделать турбины на 20-100 кВт механической мощности и в ресурсе 10-12000 часов - перед нами выход на решение проблемы электроснабжения удалённых поселений.
Тонкость тут в том, что 3Д печать "относительно универсальна". И отсутствие заказов на ту же турбину конкретной размерности не станет критически важным для производства. Сеггодня турбина, завтра... Чтото другое. В этом смысле они гибче производств конца 20-го века.
Замена механической передачи энергии на высокотемпературные провода и двигатели даст интересные варианты нового подхода к конструированию летательных аппаратов.
Вплоть до создания "сильно переменной конфигурации самолёта в полёте и "странного урода" при взлёте. Увеличение плотности мощности в проводах и двигателях с высокотемпературной сверхпроводимостью, наложенные на новейшие и сверхпрочные материалы открывает путь к тому, что можно будет пренебрегать массой, "которая не используется в именно этом режиме полёта".
Пока взлетали с сверзкороткой полосы, или же вообще с пятачка, - подъёмные винты нужны. И большие. Как взлетели и разогнались до скорости, "когда крылья уже как то держат в воздухе" - можно "свернуть взлётное оборудование" и закрыть отсеки с этим оборудованием на время "полёта по самолётному".
**************************************
ЗАЧЕМ это? А всё просто.Помните историю с высокоточным оружием?
Когда в США применяли награбленные по всему миру ресурсы для оснащения бомбы за (весьма условно) 1000 долларов прибораминаведения со стоимостью (ещё более грубо) в 100 000 долларов?
В России вынесли эти приборы наведения в сам самолёт. И теперь вниз летит бомба, изготовленная в 1952 году, при Сталине, ценой "а её всё равно утилизироват", но попадает она с точностью "как если бы на ней было сильно дорогое оборудование наведения".
В чём польза предполагаемых нововведений на летателном аппарате?
Да в том, что авиация состоит из летательных аппаратов и НАЗЕМНОЙ инфрастурктуры.
Так вот, где высокая плотность населения, где уже всё обустроено, где давно аэропорты - такие аппараты не нужны.Они избыточны.
Но! Там, где людей мало, где цена строительства бетоной полосы и содержания аэропорта составит неприемлемо высокую часть затрат на авиацию, там летательные аппараты, "несущие взлётную полосу с собой" - могут иметь свою экологическую нишу.
Помните, недавно появилась статья про интерсный самолёт?
Внешность - винтовочная пуля с крыльями. рекрасная обтекаемость, крейсеркая скорость в 700 км /час и вполне себе не поражающий мощностью двигатель.
Он великолепен для Европы. Но не для Якутии. Не для бедных районов. ВВП - недешёвое удовольствие. Хотя бы и в расчистке от снега. Ну а пятчок в 20*50 метров "как для вертолёта" и строить и содержать - кратно дешевле.
Вторая часть вопроса - медицинская авиация для таких районов. Вынос ВПП на крышу районной, городской, областной клиники решит проблему доставки пациента "прямо в приёмный покой" за минимальное время. При том независимо от состояния дорог и забитости таковых пробками.
Ну а переход от вертолётов к комбинированным аппаратам решает проблему скорости доставки "почти откуда угодно".
Прилетели в "Дальний Драбадан", где для взлёта и есть полоска земли, сели, приняли человека, взлетели, ушли на крейсерской скорости в три раза больше, чем у вертолёта.
В любом случае летательный аппарат в такой конфигурации уже на ближайшие 100 лет станет абсолютной вершиной по скорости доставки "откуда угодно куда угодно"..
Взлёт "как вертолёт, хреновый, но вертолёт" И полёт как рекордный винтовой пассажирский самолёт.
Любые попытки метнуться к турбореактивным двигателям заведомо пресекаются требованием быстрого взлёта по вертолётому.
И никакой вертолёт в обозримом будущем рядом не стоит со скоростью в 700 км/час.
Leo Leon, RU09.11.20 10:56
"Там, где людей мало, где цена строительства бетоной полосы и содержания аэропорта составит неприемлемо высокую часть затрат на авиацию, там летательные аппараты, "несущие взлётную полосу с собой" - могут иметь свою экологическую нишу"

Там где людей мало, там и пассажиропоток мал и вполне можно использовать малую авиацию прилетающую по вызову.

"Взлёт "как вертолёт, хреновый, но вертолёт" И полёт как рекордный винтовой пассажирский самолёт."

Американцы массово выпускают конвертоплан mv-22 osprey. В наших СМИ проскакивало, что и наши конструктора работают по подобной теме.
Аббе, RU09.11.20 14:51
> Leo Leon
"Там, где людей мало, где цена строительства бетоной полосы и содержания аэропорта составит неприемлемо высокую часть затрат на авиацию, там летательные аппараты, "несущие взлётную полосу с собой" - могут иметь свою экологическую нишу"

Там где людей мало, там и пассажиропоток мал и вполне можно использовать малую авиацию прилетающую по вызову.

"Взлёт "как вертолёт, хреновый, но вертолёт" И полёт как рекордный винтовой пассажирский самолёт."

Американцы массово выпускают конвертоплан mv-22 osprey. В наших СМИ проскакивало, что и наши конструктора работают по подобной теме.


Американцы начали выпуск самолётов со сниженной РЛС заметностью с Фы-117. Тот же Фы-22 остановили в производстве. И не факт, сильно не факт, что их устраивает Фы-35.
Пока не "ощупают возможности реализцации" любой, хотя бы и гениальной идеи - она так и будет во всех проблемах "Детских болезней реализации".
Помнится на этот самый Оспрей они имели не самое хорошее мнение. Когда его проектировали - думали, что он будет иметь много полезных возможностей. Когда сделали и попробовали его в реальности - не все полезные характеристики подтвердились.
Но, вылезло немало тех особенностей, на которые в процессе создания машины немножко не обратили внимание.
Лучшее, что можно сделать - внимательно изучить опыт его применения. И ещё более внимательно оценить, в каких областях сходной идеологии конструкция будет иметь смысл.
Какие именно характеристики можно улучшать. И главное - за счёт каких иных характеристик.
PeterYakovlev, RU09.11.20 18:54
Да,да, именно таких иксПердов по авиационным двигателям , как этот
"..руководитель направления химико-биологических и медицинских исследований
Фонда перспективных исследований Александр Панфилов." и нужно цитировать.
Лучше-бы занимались медициной и биологией,чем ванговать там,где не понимают ни-че-го.
Вон- китайцы много лет пытаются скопировать российские авиадвигатели
и не получают всех характеристик и надежности.
А тут прям 3D принтеры фсё для авиадвигателей и напечатают.БРЕД !
Аббе, RU09.11.20 21:25
> PeterYakovlev
Да,да, именно таких иксПердов по авиационным двигателям , как этот
"..руководитель направления химико-биологических и медицинских исследований
Фонда перспективных исследований Александр Панфилов." и нужно цитировать.
Лучше-бы занимались медициной и биологией,чем ванговать там,где не понимают ни-че-го.
Вон- китайцы много лет пытаются скопировать российские авиадвигатели
и не получают всех характеристик и надежности.
А тут прям 3D принтеры фсё для авиадвигателей и напечатают.БРЕД !
Авиадвишатели - штука колдунская. Может их и смогут печатать "На 50% с ументшением стоимости изготовления деталей, которые к тому пригодны.
МОЖЕТ быть они станут дешевле и даже в чём то не хуже классических.
Важно то тут другое. Количество тысяч человеколет и миллионов денег, вложенные в новые технологии. Про литиевые аккумуляторы я слышал в средине 1980-х годов. Чем то существенно важным они стали лет десять назад. Всё это время их "обрабатывали напильником".
Что важно в исходном тексте? Вот кроме печати двигателей?
Вообще то речь шла про высокотемпературную сверхпроводимость для двигателей, силовых кабелей. А это - замена механических передач мощности с увеличением плотности мощности, уменьшением массы этих механических передач. И тут же серьёзное увеличение гибкости управления этими механическими передачами. И направление и коэффициент редукции.
Плюс увеличение прочности материалов.
В сумме?
********************************************************
А в сумме это уменьшение массы летательного аппарата.
********************************************************
Куда это ведёт? Да к появлению ресурса. И как применить этот ресурс - дело уже заказчика и конструкторов - технологов.
Будет ли смысл в "линейном улучшении" качеств классических летательных аппаратов?
Помните как выглядел самолёт в формате "винтовочная пуля с крыльями"?
Или появилась возможность сделать качественно новый шаг в конструировании чего то совершенно нового?
Готовы ли мы сделать шаг "далеко за вариант Оспрей"????
Готовы ли мы к появлению турбин с широким применением 3Д технологий, но не для авиации? В варианте малоресурсных резервных источников электроэнергии "там, где есть неограниченное кличество газа", но где нежелательно ставить сложный и дорогой дизельный двигатель?
Поддержание факта существования резервирования по электричеству совместно с фактом существенного снижения стоимости этого резервирования.
А это даст расширение возможности такого резервирования по стране. Сколько длится "обычное наводнение по Амуру"? Ну никак не месяц. А не верю я в то, что примут в МЧС турбину с ресурсом менее, чем 1000 часов.
Это - 40 суток. Вот это и есть один из критериев "а надо ли их создавать". Токно намекаю, что инфраструктура отоплеия в России - изношена.
Соответственно резервирование по теплу, по электричесву, цена этого резервирования и цена ПЕРЕБРОСКИ этих резервов "за 12 часов куда угодно" становится потребностью, которую просто нельзя игнорировать.
Расставить по опасным точкам фундаменты для быстропереносимых турбинных источников энергии. Поставить там подводку газа.
В самых сложных местах расставить группы этих источников. И систему обслуживания источников. В плановом порядке перемещать ресурсы в угрожаемый регион по ЖД. В случае реальных ЧС- уже авиацией.
*******************************************************
Не может быть вопроса, будут ЧС или не будут.
Вопросов только два. Будем ли мы готовиться к ЧС, а если будем, то как много ресурсов мы на то потратим. И создание 3Д (на 100% 3Д) турбин именно для авиации - не самый важный в мире вопрос.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С днем защитника Отечества!
» Фонды правят миром
» Ответ на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого. Или 42.
» Дзюдоист Путин и его дворец в Геленджике.
» Алексей Навальный: История превратилась в фарс
» С Новым Годом!
» Девятое криптопослание Блинову, Фридману и... Глазьеву.
» Алексей Скрипалевич Навальный

 Новостивсе статьи rss

» Греция хочет разместить в Саудовской Аравии свои войска и ракетные системы
» Усомнившегося в Холокосте ученого уволили из петербургского вуза
» Зафиксировано беспрецедентное ослабление Гольфстрима
» Депутат думы Екатеринбурга предложил создать «Русскую республику»
» С-400 «Триумф» заступил на боевое дежурство на Сахалине
» Российская компания заключила контракт на поставку в Китай более 3 млн тонн СПГ
» Разработан новый принцип передачи данных для 5G
» Путин и Пашинян обсудили по телефону ситуацию в Армении

 Репортаживсе статьи rss

» The New York Times (США): как большой бизнес подсадил Бразилию на нездоровую еду
» «Индустрия пессимизма». Как прошла Мюнхенская конференция по безопасности
» Эльвира Набиуллина пообещала покончить с "хищническими схемами" банков
» Вступительное слово заместителя Министра иностранных дел С.А.Рябкова по вопросам контроля над вооружениями и стратегической стабильности
» Руководство РФ и КНР наметили план двустороннего развития отношений
» Экономика Франции превращается в «слабое звено»
» Экологический счет к Норникелю: ужасный конец или ужас без конца?
» «Тут предатели живут!» — интервью с русским соотечественником в Австралии

 Комментариивсе статьи rss

» 75-летие «Длинной телеграммы»: с чего началась конфронтация США и СССР
» Что мешает россиянам уехать жить за город
» История — лейтмотив Российского Возрождения
» Останется ли Швеция нейтральной?
» От черных учеников нельзя требовать правильного ответа по математике - это жестоко!
» Вопрос к человечеству: почему нам так интересен Марс? (Синьхуа, Китай)
» "Разрыв" как благо. Почему России и Евросоюзу сейчас нечего терять
» Не мытьем, так катаньем: ЕС захотел помешать работе Белорусской АЭС

 Аналитикавсе статьи rss

» Россия совершила в Карабахе невозможное, Турция хотела большего — интервью
» Выдумка о «Европе от Лиссабона до Владивостока» не станет геополитической реальностью
» Всебелорусское народное собрание — победа власти и проигрыш оппозиции
» Анкара хочет разменять С-400 на курдов?
» Последний бастион. Запрет ядерного оружия.
» На смерть Ротшильда от "конспирологии"
» Bloomberg (США): обвал доллара только начинается
» Цель, механизм и причина «бунта навальных»
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2020 Inca Group "War and Peace"