Алексей Леонтьевич, на Украине мы стали свидетелями необъявленной войны Запада против России. Насколько это противостояние влияет на все постсоветское пространство и, в частности, государства СНГ?
Алексей Шевцов: Коллективный Запад выступил против России не в 2022 году, а гораздо раньше. Еще в позапрошлом веке, накануне Крымской войны великий русский поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев написал: "Эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал. Это весь Запад пришел высказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее".
Позднее, в 40-х годах ХХ века американский политик Николас Спикмэн развил идеи английского географа Хэлфорда Маккиндера о "Хартленде" и вывел собственную теорию "Римленда" (от слова rim - обод).
Ее суть состояла в том, чтобы создать по границам Хартленда (Евразия, большую часть которой занимал Советский Союз) "пояс нестабильности" и проводить политику "управляемого хаоса". Дальнейшее развитие теории Маккиндера и Спикмэна получили благодаря американскому русофобу польского происхождения Збигневу Бжезинскому. Он предложил использовать зарекомендовавшую себя во время Гражданской войны в США стратегию "Петля анаконды" против России в целях ее геополитического ослабления.
Запад веками в разной форме и с разной степенью жесткости ставил народы и целые государства перед дилеммой: или переформатирование национального сознания, или истребление. Результаты мы можем наблюдать по всему миру. В Африке, Азии, Латинской Америке, да и на постсоветском пространстве, в том числе на Украине, большинство сегодняшних кризисов являются прямым следствием этой политики.
Следует понимать: англосаксы не заинтересованы в суверенитете и развитии государств, которые они контролируют. Их цель - получить в свое распоряжение ресурсы, жизненно необходимые им для поддержания своей паразитической модели существования. Кроме того, для них существенно важнее сформировать "конфликтный периметр" вокруг своих геополитических противников, которыми сегодня являются Россия и Китай.
Уже понятно, как они будут создавать или уже создают этот "периметр анаконды"?
Алексей Шевцов: Это предполагает дестабилизацию обстановки в соседних странах, включая и бывшие советские республики.
Речь идет о наглом и неприкрытом вмешательстве во внутренние дела, цивилизационной и культурной экспансии, попытках переформатировать сознание молодого поколения, подмять под себя силовые структуры, подогреть этнический сепаратизм и экстремизм.
Сегодня угрозами "вторичных санкций", политическим давлением и шантажом США и ЕС стремятся заставить страны СНГ свернуть сотрудничество с Россией во всех областях - политической, экономической, культурной, гуманитарной и, не в последнюю очередь, в сфере обеспечения безопасности.
Результат предсказуем и подтвержден самой историей: потеря суверенитета и национальной идентичности, рост бедности, экономический спад и депопуляция. Приведу лишь один пример: население Молдавии за последние 10 лет сократилось с 3,6 до 2,6 млн человек.
В тех же постсоветских государствах, которые выбрали самостоятельный путь развития, не присоединившись безоглядно к "глобальной", а по сути - колониальной западной системе, сейчас, напротив, наблюдается экономический подъем.
Но ведь и без англосаксов проблем в Центральной Азии хватает. Какие еще вызовы для безопасности России Совбез видит в этом регионе?
Алексей Шевцов: Прежде всего это угрозы, исходящие из Афганистана. За двадцать лет пребывания в этой стране западной коалиции она превратилась в рассадник терроризма, экстремизма, в том числе религиозного, нелегальной миграции, наркотрафика и организованной преступности. Западники вместе с бежавшим марионеточным правительством фактически ограбили государство. Валютные резервы в размере около 7 млрд долларов США заморожены, а если называть вещи своими именами, - украдены. На стабилизацию ситуации потребуются годы, если не десятилетия.
Россия, равно как и все страны Центральной Азии, заинтересована в том, чтобы этот процесс занял как можно меньше времени. При этом западники должны нести ответственность за свои действия и возместить причиненный ими ущерб.
Есть и внутренние вопросы, в частности связанные с границами, водопользованием, демографией. Мы заинтересованы в том, чтобы они не становились причиной обострения обстановки, не приводили к конфликтам и не использовались внешними силами для расшатывания ситуации в регионе. Приветствуем конструктивный диалог и сотрудничество между центральноазиатскими странами, оказываем им содействие, где это необходимо.
Во время специальной военной операции были документально подтверждены факты проведения на Украине биологических исследований США, в том числе в военных целях. Взаимодействуют ли советы безопасности стран СНГ и ОДКБ по вопросам биологических угроз?
Алексей Шевцов: Деятельность западных биолабораторий на территории Украины, Грузии и ряда других постсоветских стран представляет собой угрозу безопасности в масштабах не только региона, но и всего мира. Речь идет не только о рисках утечек патогенов, которые могут вызвать эпидемии. Подтверждено, что США ведут разработку биологического оружия, в том числе нацеленного на определенные этнические группы. Для этого осуществляется сбор коллекций ДНК. Ведутся исследования, направленные на выделение штаммов микроорганизмов, невосприимчивых к антибиотикам, в том числе резервным, активно изучаются возможности передачи опасных заболеваний, например бруцеллеза и зоонозного гриппа, от животных к человеку.
Угроза биологической войны возникла не сегодня и даже не в нынешнем веке. Достаточно вспомнить, как американские колонизаторы истребляли целые племена индейцев, осознанно одаривая их зараженными проказой и оспой одеялами. Технологии изменились, но концепция осталась прежней.
После того как американцам пришлось свернуть ряд проектов на Украине, их активность на пространстве СНГ возросла. Они предпринимают попытки перенести биопрограммы в другие государства, наладить контроль за биологическими исследованиями, получить доступ к их результатам, собрать коллекции биоматериалов и патогенов, в том числе особо опасных.
Наши соседи вообще понимают, с чем они столкнулись или, наоборот, считают, что мы преувеличиваем американскую биоугрозу?
Алексей Шевцов: Регулярно проводимая нами разъяснительная работа об опасности военно-биологических программ США в ближнем зарубежье, как в двустороннем формате, так и на международных площадках, в том числе в СНГ, ОДКБ, ШОС и ООН, уже вынудила Вашингтон более тщательно скрывать свои истинные цели. Пентагону теперь приходится мимикрировать, маскировать направленность своих проектов, прятаться за "гражданскими" научно-исследовательскими институтами.
В целом же сотрудничество в сфере биобезопасности с государствами СНГ и ОДКБ продолжает развиваться. Совместно работаем в области выявления вспышек инфекционных заболеваний, их профилактики, реагирования на чрезвычайные ситуации и в целом обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществляется интенсивный научный обмен. В июле в Минске состоялось второе заседание Координационного совета уполномоченных органов ОДКБ по вопросам биобезопасности. На нем главные санитарные врачи стран Организации обсудили эпидемиологическую ситуацию и приняли ряд совместных решений.
В общем, работа ведется интенсивная и многоплановая.
Беларусь, как и Россия, находится под санкциями Запада. Как вы оцениваете развитие двустороннего сотрудничества, в том числе в области безопасности, в этот непростой для наших стран период?
Алексей Шевцов: Западные страны еще до специальной военной операции нарастили военно-политическое и экономическое давление на Минск, открыто спонсировали белорусских "змагаров", готовили боевиков. По сути, из страны хотели сделать вторую Украину, еще одну "анти-Россию".
Попытка устроить государственный переворот, насадить в Минске прозападный режим и включить страну в антироссийский "конфликтный периметр" провалилась - слишком сильной оказалась у белорусского народа историческая память. Тогда наши недруги перешли к открытой конфронтации и санкционному давлению, не прекращая работы, в том числе идеологической и пропагандистской, над внесением разлада в наши отношения.
Неслучайно, кстати, на Украине, в Польше и Прибалтике сейчас интенсивно раскручивают фигуру Константина или, на белорусский манер, Кастуся Калиновского, - активного участника польского восстания 1860-х годов. Сегодня его, так же как и Бандеру, стремятся представить борцом за национальное самосознание, а по сути его бандиты развязали террор против местного населения и убили гораздо больше простых белорусских крестьян, чем солдаты царской армии.
Вопреки расчетам западников мы еще теснее сплотились и нарастили темпы союзного строительства по всем основным направлениям. Правительства России и Беларуси активно работают над реализацией 28 союзных программ, из которых 10 уже полностью выполнены. Товарооборот между нашими странами в 2022 году вырос на 12%, и эта положительная динамика сохраняется и в нынешнем году.
Взаимодействие в военной и сфере безопасности тоже усиливается?
Алексей Шевцов: Агрессивное поведение западных соседей у рубежей Союзного государства вынудило нас принять ответные меры, в том числе разместить в Беларуси российское тактическое ядерное оружие, увеличить боевой потенциал авиационной составляющей совместной региональной группировки войск. Сейчас по поручению президентов двух стран работаем над обновлением концепции безопасности Союзного государства, в которой на основе всестороннего анализа международной обстановки будут определены ключевые направления и механизмы реализации наших общих задач по обеспечению безопасности и стабильности.
В целом можно констатировать, что западные санкции достигли обратного эффекта и еще больше укрепили отношения с нашим ближайшим союзником.
Очень тревожно от прозападной политики нынешних властей Кишинева, в заложниках у которых, по сути, оказалось не только Приднестровье, но и весь молдавский народ, который должен теперь стать румынским. Ждем развития очередного горячего конфликта?
Алексей Шевцов: Антироссийская составляющая в политике нынешнего руководства Молдавии - неотъемлемая часть определенного его западными спонсорами курса на насильственную румынизацию страны и ее втягивание в евроатлантические структуры.
У администрации Майи Санду цель одна - выполнить любой ценой порученную ей задачу разорвать отношения с Россией и выйти из интеграционных процессов, продвигаемых нашей страной. Для ее достижения применяются самые жесткие репрессивные меры. Под предлогом "временного" чрезвычайного положения, режим которого непрерывно действует уже больше года, введена тотальная цензура, продолжается планомерное наступление на гражданские свободы, усиливается давление на оппозицию. Показательным примером стала попытка силой сорвать выборы в Гагаузии. Этот список можно продолжать еще долго.
Курс на румынизацию неприемлем для большей части населения. Народы России и Молдавии связаны единой судьбой, и понимание этого глубоко укоренено в молдавском обществе еще со времен Петра I, который отказался выдать туркам молдавского господаря Дмитрия Кантемира. К слову, творчество его сына Антиоха сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка.
Кстати, раз уж речь зашла о языке, то нынешние руководители Молдавии, имеющие румынское гражданство, недавно молдавский язык попросту запретили, заменив его на румынский.
И жизнь у молдаван, по-видимому, сразу стала лучше и веселей…
Алексей Шевцов: Да, только со знаком минус. В целом политика Санду ввергла страну в глубокий кризис - политический, экономический, демографический. Продолжаются массовые протесты. Согласно данным Национального бюро статистики Молдавии, тарифы на услуги ЖКХ за год выросли почти на 80%, на природный газ - на 60%. 2022 год отмечен рекордным уровнем инфляции - более 30%. Население стремительно беднеет, а о его сокращении я уже упоминал.
Формально не отказавшись от закрепленного в конституции нейтрального статуса, Молдавия активно сближается с НАТО. Под надуманным предлогом "российской угрозы" форсированными темпами наращивается сотрудничество с альянсом в разных сферах.
Остается сложной обстановка в Приднестровье. Со стороны Кишинева все чаще выдвигаются требования по выводу оперативной группы российских войск и замены миротворческого контингента на гражданских наблюдателей ОБСЕ. Лицемерно выступая за политическое урегулирование, молдавское руководство одновременно блокирует работу в формате "5+2".
Очевидно, что сложившаяся сейчас в Молдавии ситуация чревата рисками не только для внутренней, но и для региональной безопасности.
Хотелось бы обратить внимание на Южный Кавказ. Что предпринимает Россия для мирного урегулирования противоречий между Азербайджаном и Арменией?
Алексей Шевцов: На Южном Кавказе Россия неизменно выступала в роли миротворца и защитника - и в 1915 году, и в 1990-х, и сегодня. Уверен, нет нужды напоминать, что именно Россия внесла решающий вклад в остановку боевых действий между Азербайджаном и Арменией в 2020 году и именно при российском посредничестве были достигнуты трехсторонние договоренности на высшем уровне, которые легли в основу нормализации отношений двух стран.
В настоящее время мы прилагаем все усилия для претворения этих договоренностей в жизнь. В зоне соприкосновения выполняют задачи по предотвращению эскалации российские миротворцы. Ведется работа над мирным договором, разблокированием транспортных коридоров, восстановлением экономических связей, делимитацией границы, укреплением доверия. По инициативе России было предложено направить в район конфликта мониторинговую миссию ОДКБ. К сожалению, решение о ее развертывании на армяно-азербайджанской границе не было реализовано, но предложение остается в силе.
Мы фиксируем настойчивые попытки США, ЕС, отдельных западных стран и их агентов влияния вмешаться в процесс нагорно-карабахского урегулирования, дискредитировать российское присутствие в регионе и усилить свои позиции. Вообще, государства Запада хорошо умеют провоцировать и раздувать конфликты, однако особыми заслугами в их урегулировании похвастаться не могут.
Во многих странах СНГ начали ужесточать контроль за работой неправительственных организаций, особенно финансируемых из-за рубежа. Наконец поняли, с кем имеют дело?
Алексей Шевцов: Там, где западники не могут позволить себе действовать прямо и открыто, они работают через посредников. Под прикрытием культурной, гуманитарной и общественной деятельности финансируемые и курируемые западными спецслужбами НПО занимаются расшатыванием институтов власти. Оказывают целенаправленное воздействие на общественное мнение, вкусы и предпочтения, осуществляют политическое и экономическое лоббирование. Собирают персональные данные, вмешиваются в деятельность правоохранительных органов и судов и ведут другую подрывную работу. Все это делается в полном соответствии с принципами политического макиавеллизма, где цель оправдывает любые методы ее достижения, включая самые грязные.
На это всегда тратились огромные средства, и сегодняшний день - не исключение. Бюджет глобальной программы ЕС по правам человека и демократии на 2021-2027 годы составляет 1,5 млрд евро. Только в 2023 году на "поддержку демократии" в странах СНГ по линии Агентства США по международному развитию (USAID) выделено более 300 млн долларов. При этом отнюдь не все учитывается в официальной статистике. Ассигнования идут по самым разным каналам, включая международные организации, крупные НПО, фонды, такие, например, как соросовское "Открытое общество".
Западники, особенно англосаксы, ревниво оберегают этот инструмент своего внешнего влияния. Когда в какой-либо стране мира предпринимаются шаги в сторону усиления контроля над деятельностью НПО, сразу включается оголтелая и хорошо срежиссированная кампания обвинений в притеснениях "безобидного гражданского общества".
Это верно и для стран постсоветского пространства. Любые попытки их властей привести деятельность контролируемых западниками НПО в правовое поле наталкиваются на системное и жесткое противодействие. Достаточно вспомнить недавние события в Грузии, когда ее руководство попыталось принять закон о регламентации деятельности иностранных агентов, после чего в стране были устроены масштабные беспорядки.
Подчеркну при этом, что и в США, и в странах Европы правовые нормы, жестко регламентирующие деятельность иностранных НПО, не только действуют, но и строго соблюдаются. В США, например, иноагенты обязаны представлять раз в полгода подробный отчет о своей работе, а за несанкционированную деятельность и другие нарушения можно получить штраф до 250 тысяч долларов или лишение свободы на срок до 5 лет.
В последнее время появилось много утверждений о том, что СНГ как интеграционный формат уходит в прошлое. Насколько они соответствуют действительности?
Алексей Шевцов: Есть утверждения, а есть факты, с которыми они, скажем так, не стыкуются. Например, только в сфере обеспечения безопасности с начала 2022 года в рамках СНГ было принято около 20 решений. В частности, одобрена Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023-2025 годы и меморандум о сотрудничестве в области противодействия кибермошенничеству.
Устойчивый рост показывают инвестиции и товарооборот: например, объем торговли России с государствами СНГ в прошлом году превысил 100 млрд долларов.
Наши народы объединяет многое: общая история, русский язык, культура, цивилизационная принадлежность. На основе этого и строится взаимодействие.