Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Страны ЕС согласовали бессрочную заморозку российских активов
Путин поставил правительству шесть задач на 2026 год
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Новое поколение авиации: на чем будем летать. Интервью с академиком Сергеем Чернышевым
07.02.24 08:57 В России
Российские авиастроители выводят на новый уровень собственные критически важные технологии. Какие прорывные научные исследования и разработки вышли на первый план? Об этом говорим с академиком Сергеем Чернышевым, вице-президентом РАН, научным руководителем Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского.

Сергей Леонидович, какие направления авиационной науки сегодня наиболее актуальны?

Сергей Чернышев: Среди важнейших, над которыми работают ученые РАН в тесном контакте с НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" и другими организациями авиационной отрасли, - исследования и разработка технологического базиса для создания нового семейства отечественных пассажирских самолетов МС-21, "Суперджет-100", Ил-114, "Байкал", "Ладога" и других. Это задачи высокой практической значимости.

Кроме того, широко развернуты исследования по формированию научно-технического задела на будущее для самолетов нетрадиционных конфигураций. Например, в виде летающего крыла, винтокрылых летательных аппаратов, в том числе для городской авиамобильности. И, конечно, это исследования и технологические разработки для сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Работа на перспективу ведется в рамках крупных комплексных научно-технологических проектов и по программе научного центра мирового уровня "Сверхзвук".

А какие научные области охвачены в проводимых исследованиях?

Сергей Чернышев: Это прежде всего современная аэродинамика с возможностью управления обтеканием для уменьшения сопротивления движению самолета в воздухе, высоконагруженная газодинамика современных турбореактивных двигателей с большой степенью двухконтурности. Это научный поиск в области прочности авиационных конструкций и новых материалов, динамики полета и систем управления, аэроакустики и авиационной экологии. Особое место занимает создание методов математического и экспериментального моделирования сложных явлений, возникающих при обтекании летательного аппарата, а также методов его многодисциплинарной оптимизации.

Одна из самых захватывающих целей - возвращение пассажирского сверхзвука в нашу жизнь. Что для этого нужно сделать?

Сергей Чернышев: Мы должны решить три крупные задачи. Во-первых, обеспечить большую эффективность полета на сверхзвуковых скоростях - снизить расход топлива, для чего нужны хорошая аэродинамика, а также более легкая и прочная конструкция самолета. Во-вторых, обеспечить экологическую безопасность. Это значит, что шум при взлете и посадке, уровень эмиссии двигателя должны оставаться в рамках допустимых уровней, регулируемых ICAO. Должна быть решена и проблема звукового удара, по которому сегодня просто отсутствуют признанные всеми нормы. И третий аспект - регулирование полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов в глобальной системе организации воздушного движения.

Это все необходимо, но недостаточно! Пассажирский сверхзвуковик должен быть оснащен высокоэффективными двигателями, обеспечивающими длительный крейсерский сверхзвуковой режим полета, всеми системами жизнеобеспечения, включая систему управления движением самолета с искусственным интеллектом, систему технического зрения и другие.

В одном из интервью вы сказали, что механика - вечно молодая наука. Почему?

Сергей Чернышев: Ведь, к примеру, мы должны не только создать прочную металло-композитную силовую конструкцию, но и обеспечить мониторинг ее состояния на всех этапах жизненного цикла. Это лишь одна из задач современной механики, а таких задач можно назвать очень много. Новые материалы, использование искусственного интеллекта в задачах управления робототехническими системами, информационные технологии, в том числе переход на цифровые в проектировании, испытаниях и сертификации сложной техники и т.д.

Сегодня многие области науки переплетены между собой и дополняют друг друга. Возвращаясь к композитам: создание силовых конструкций из таких материалов ставит задачу их утилизации по завершении эксплуатации. Если металл можно переплавить, то композиты могут столетиями копиться на свалках. Поэтому встает вопрос создания прочных, но при этом биоразлагающихся композиционных материалов.

Над этой задачей работают вместе механики, материаловеды, химики и биологи. Веяние времени - наиболее впечатляющие результаты получаются именно на стыке наук! Таковы особенности современного этапа развития науки в машиностроительном секторе экономики. Хотя уверен, это справедливо и для других направлений человеческого знания.

 

Леонид Ильич Брежнев дорогой.07.02.24 12:29
Вся авиация России надеется на использование жаростойкого редкого металла Рения, наличие на о.Итуруп в жерле вулкана Кудрявый. Молодец С.Б.Иванов в бытность вмице-премьером, это дело понял сразу и организовал аэропорт с ВПП под Боинг-737, шанс есть у ОДК и ОАК.
NRoss10.02.24 19:47
Судя по тексту, этот Чернышев - гумунитарий.
Его спрашивали про конкретные технические аспекты, а он плевался общими эпитетами.
Гнать таких "академиков" в шею!
upd. почитал биографию, вроде технарь: гидродинамика, ЦАГИ, а зачем тогда блеет? Белый шум.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века

 Новостивсе статьи rss

» СПЧ призвал удалить все фото — и видеоматериалы ЧП в подмосковной школе
» Рябков сообщил о начале второго этапа расширения БРИКС
» Документы о работе археолога Бутягина в Крыму передадут в польский суд
» ФСБ предотвратила диверсию на нефтепроводе "Дружба" под Липецком
» СВР узнала, для чего Британия призывает к изъятию российских активов
» Politico: Бельгия не выдаст средства со счетов Euroclear без гарантий от ЕС
» Глава Минфина Пакистана выразил желание страны присоединиться к БРИКС
» Старт ракет "Союз" на Байконуре получит новую кабину обслуживания

 Репортаживсе статьи rss

» «Роснано» требует миллиарды с бывшего руководства за провал производства в России оперативной памяти нового поколения
» США 2025: новая Стратегия национальной безопасности
» Проект "Арктика в лицах": кто открывал Северный морской путь
» Глава РАН Геннадий Красников: Россия должна стать суверенной и в микроэлектронике
» Как китайский экспорт победил пошлины
» Ольга Ускова: Сейчас не время создавать игрушечных роботов для различных шоу
» Уникальная крепость рубля стала вызовом для России
» Историк рассказал, как лидеры "Большой тройки" спорили из-за Нюрнберга

 Комментариивсе статьи rss

» ЕС попал в ловушку: теперь Москва всеми руками поддержит Зеленского
» Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости
» Кризис перепроизводства контента
» Инициативы в области ИИ терпят неудачу в 95% случаев – мы находимся на грани кризиса, о котором никто не говорит
» В петле дезинформации
» Арабская зима: интересы ОАЭ и Саудовской Аравии пересеклись в Йемене
» Украина стала поставщиком американского оружия для мексиканских наркокартелей
» Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Жак Сапир предупредил о последствиях конфискации российских активов
» Входим в зону риска: зачем России так много золота
» Европа – «больной человек» планеты
» В американской версии мира сместились центры силы
» Выборы на Украине. Контекст
» Как армия китайских роботов обнуляет торговую войну с США?
» Береза-Картузская – продолжение
» Substack: Лишь христианство поможет Западу спастись от развала
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"