Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Британия и Франция подписали соглашение о ядерном сотрудничестве
Европарламент отклонил вотум недоверия фон дер Ляйен
Европарламент потребовал отключить Грузию от банковской системы SWIFT
ЕСПЧ признал Россию ответственной за крушение MH17 в Донбассе
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
16.02.25 23:49 История: факты и документы
Ровно 35 лет назад, 16 февраля 1990 года, был подписан Меморандум об открытии новых международных воздушных трасс между СССР и США - через Арктическую зону ответственности Советского Союза (Северный Ледовитый океан), советское воздушное пространство в Юго-Восточную Азию и обратно.

По поручению правительства СССР документ подписал Валерий Шелковников, тогда начальник Главного управления воздушного движения Министерства гражданской авиации СССР, а ныне - президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ".

Как это было?

- Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева, - рассказывает Валерий Георгиевич. - От США исторический документ подписал представитель Федерального авиационного управления ( ФАУ) США Макдениел. В 1989 году, когда шла подготовительная работа, мы вместе с американцами изучили вопрос до мелочей. Вместе со специалистами ФАУ США пролетели по всему у Дальнему Востоку - от бухты Провидения до Владивостока. Был установлен контакт и постоянная координация с ИКАО, ИАТА и ФАУ.

Меморандум положил начало полетам по новым кроссполярным маршрутам.То был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением ИКАО.

В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!". И это действительно так.

Еще в середине 80-х годов прошлого века на международной конференции Ассоциации управления воздушным движением (ATCA) талантливый американский ученый Джерри Томпсон провозгласил:

"Думай глобально! В ближайшие полвека через этот участок воздушного пространства будет пролетать 75 процентов всех воздушных судов. Эти полеты затронут воздушное пространство Канады, России и Китая. К концу 1994 года недополученные Россией доходы от полетов составят около 2 млрд долларов. Многомиллиардные потери мировых авиакомпаний будут еще выше.

Последствия этих потерь для России, для развития российской авиации, самолетов, авиакомпаний, воздушного движения, аэропортов, для российской экономики, российской промышленности, технологий и хорошей занятости рабочих мест неизмеримы. Цифры, сопоставимые с теми, которые предлагаются в виде кредитов и субсидий Большой семеркой, Европейским банком реконструкции и развития и т. д. Мы должны немедленно продолжить реализацию этой программы. Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов.

И, если мы посмотрим на нашу планету из космического пространства, то мы увидим огромные возможности и в будущих суборбитальных коммерческих полетах ".

Очень важные слова.

Помню общее ликующее настроение после подписания. Обсуждали будущую модернизацию Океанической системы УВД, дальнейшее сотрудничество. Огромную роль сыграл Кристиан Айгль, многолетний коллега и друг, директор Европейского и Североатлантического бюро ИКАО, который постоянно координировал начатую важную работу.

К сожалению, события последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию. Авиакомпании столкнулись с критическим ростом издержек из-за вынужденного удлинения перелетов и увеличения расхода топлива. Многие востребованные маршруты и вовсе пришлось закрыть.

Сейчас западные авиакомпании терпят жесточайшие убытки от того, что им приходится летать в облет выгоднейших маршрутов через территорию России. Как известно, в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских самолетов из России Росавиация ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств. Авиакомпания "Финнэйр", например, которой СССР одной из первых разрешил полеты по транссибирскому маршруту, практически мгновенно оказалась на грани банкротства.

Чем привлекательны транссибирские, кроссполярные и трансазиатские маршруты? Раньше европейские перевозчики, например, летали из Парижа, Лондона, Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки в Токио через Северный полюс, делали посадку в Анкоридже (США) и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему?

Современные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ICAO на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов, со всеми вытекающими последствиями. В частности, это огромный расход топлива, проблемы с авиапарком и летным составом.

Не стоит забывать: условия "холодной войны" мы уже проходили. И могучая гражданская авиация СССР, также в тисках санкций, десятками лет летала над нейтральными водами, открытыми морями и океанами на Кубу, во Вьетнам, во многие другие места мира. Находили разные решения совместно с дружественными странами.

Всю Европу можно пересечь за три часа, США по диагонали - за четыре с половиной. А вот даже из Калининграда во Владивосток, Южно-Сахалинск, Анадырь самолет летит 10-11 часов…

Тот же транссибирский маршрут - кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. И летали по нему западные авиакомпании вплоть до последнего. Это были для них настоящие даже не "медовые месяцы" - "медовые годы", несмотря на систему компенсационных платежей за пролет над Сибирью, которые они выплачивали "Аэрофлоту".

Теперь же европейские авиакомпании при полете в Японию вынуждены облетать Россию через Казахстан и Монголию. А это плюс несколько часов. Длительность авиадороги из Парижа в Токио достигла свыше четырнадцати часов. А некоторые авиакомпании даже отказались от рейсов в Гонконг, в том числе объяснив это закрытым воздушным пространством России.

Как еще раз не вспомнить слова моего коллеги, талантливого Джерри Томпсона, который уже покинул наш мир: "Думай глобально! Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов и упущенных возможностей".

 

delta21.02.25 05:32
У этой истории может оказаться забавное продолжение. Если американцы и мы сумеем, о чëм - то, договориться, и, как следствие, часть санкций будет упразднена, наше воздушное пространство окажется открытым для американских авиаперевозчиков. А Европа, предпочтя крики "Wir capituliеren nicht!", продолжат сосать лапу. В реале это приводëт к изменению тенденций: хиреющий Боинг получит поддержку, а Эрбас - подножку.
Leo Leon, RU21.02.25 10:59
Вспоминаю девяностые/нулевые годы - над Хабаровском, на большой высоте, тянулись многочисленные длинные белые хвосты, следы инверсии летящих в страны восточной Азии самолетов. Иногда, глядя на них, гадали в какую страну они летят.
delta21.02.25 14:49
>>>Leo Leon
... Вспоминаю девяностые/нулевые годы - над Хабаровском, на большой высоте, тянулись многочисленные длинные белые хвосты, следы инверсии летящих в страны восточной Азии самолетов...

В эти годы мы наблюдали ту же картину в дельте Волги, во время недельных охотничьих экспедиций на моторной лодке Крым. Лежим вечером на закате, и смотрим, как с Запада летят Боинги, оставляя инверсионный след.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!

 Новостивсе статьи rss

» Казахстан и Азербайджан будут главными поставщиками нефти в Европу — ОПЕК
» Дмитрий Патрушев рассказал о финансировании АПК
» Названы сроки массового запуска новой системы высшего образования
» Зеленский заявил, что все военные поставки Украине возобновлены
» Из-за Кореи: Буданов* объяснил 60%-ные потери в подразделениях военной разведки
» Дания выделит восемь миллионов долларов на милитаризацию Молдавии
» МИД отозвал согласие на работу польского генконсульства в Калининграде
» Volkswagen закроет завод в Китае, пишут СМИ

 Репортаживсе статьи rss

» Необыкновенный фашизм
» ЦРУ и МИ-6 погружают Европу в наркокошмар
» Андрей Клепач: рецессии в экономике России не будет
» В Англию ни ногой: корпорации массово покидают Британию
» Разработчик рассказал о возможностях лазерного "лучемета"
» Лукашенко раскрыл шокирующие планы белорусской оппозиции
» "Товарищ" Мамдани, кандидат в мэры Нью-Йорка от социалистов, обещает "покончить с частной собственностью", объявляя конечной целью "захват средств производства"
» Николай Корчунов: Норвегия хорошо заработала на энергокризисе Европы

 Комментариивсе статьи rss

» Российское золото получит свободу от Лондона
» "Сегодня в Иране, завтра в России": подстрекательский лозунг нынешних головорезов
» О чем договорились на саммите БРИКС в Бразилии. Глобализм 2,0 - версия для бедных
» Ближневосточная трагедия на глазах превратилась в фарс
» Почему иностранные инвесторы бегут из Литвы
» МиГ-35: возвращение… Чансу?
» Америка на пути к войнам будущего: тайны «Отряда-201»
» Никто не уходит: сколько денег Пентагон потратит в Европе в следующем году

 Аналитикавсе статьи rss

» Одиссея мировой экономики: Сечин представил ключевой доклад на ПМЭФ-2025
» О расстройствах Мастера Сделок
» ПМЭФ-2025: Лето великого перелома
» Ничего уже не исправить: началась гонка за атомной бомбой
» Трансформация Америки: упущенные возможности и сохраняющиеся альтернативы
»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"