Россия традиционно принимает участие в оборонной выставке Indo Defense Expo & Forum в Индонезии. С этим государством связаны давние традиции военно-технического сотрудничества. Какие новинки российского вооружения представил «Рособоронэкспорт» и каковы перспективы возобновления переговоров между Москвой и Джакартой о поставках российских самолетов в Индонезию — в материале «Известий». Какую технику Индонезия может закупить у РоссииВ рамках военной выставки Indo Defense Expo & Forum 2025, которая заканчивается 14 июня, Россия предлагает вернуться к поставкам многоцелевых истребителей Су-35. Для современных ВВС стран Юго-Восточной Азии эта машина — абсолютно актуальный многорежимный истребитель, который может выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе, патрулирования протяженных морских и наземных пространств, а также нанесения ударов по наземным и надводным целям. Су-35 может нести большую номенклатуру ракетного и ракетно-бомбового высокоточного вооружения. В том числе прошедшего боевые испытания специальной военной операцией. Самолет способен принять на борт любые ракеты «воздух – воздух», включая сверхдальние Р-37М, а также все доступные для фронтовой авиации средства поражения наземных или надводных целей. В условиях морских боевых действий Су-35 может нести противокорабельные ракеты типа Х-31, Х-35У и Х-59М с разными системами наведения. Боевой радиус действия связки Су-35 и противокорабельной ракеты может составить до 1500 км. И, конечно, самолеты могут быть адаптированы под требования ВВС Индонезии — с учетом особенности местного климата, а также с учетом любой другой специфики. Но это еще не всё. В российское предложение включен опцион на поставки и самого современного российского истребителя пятого поколения Су-57. Эти самолеты в 2025 году начинают поставляться на экспорт. Первым покупателем стал Алжир. Российская делегация провела переговоры о поставках в рамках военно-технического форума Indo Defense Expo. Конечно, демонстрация российских образцов на столь крупном форуме предназначена не только для Индонезии, но и для всех остальных стран региона, которые заинтересованы в современных самолетах и военной технике. Москва готова помочь Индонезии в перевооружении армии и военно-воздушных сил. Будущее сотрудничество может включать в себя и модернизацию текущего парка Су-27 и Су-30 ВВС страны, и потенциальные новые поставки боевых самолетов. Россия готова предложить Индонезии подводные лодки, корабли, истребители и системы противовоздушной обороны, ранее заявлял гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев. В частности, управляемые ракеты Х-31ПД, Х-35УЭ, топливозаправщики Ил-78МК-90А, вертолеты Ка-52Э и Ми-17, БПЛА. Также предлагается легкий плавающий танк «Спрут» и БМП-3Ф, подводные лодки и корабли прибрежной зоны, новейшие средства ПВО: ЗРС С-400 «Триумф» и С-350Е «Витязь», ЗРПК «Панцирь-С1М», ПЗРК «Верба» и средства борьбы с беспилотниками. Среди представляемых образцов — подводная лодка проекта 636, береговые ракетные комплексы «Бастион» с противокорабельными крылатыми ракетами «Яхонт» и «Рубеж-МЭ». Для действия в прибрежной зоне предлагается патрульный корабль проекта 22160 и малый сторожевой проекта 20382 «Тигр». История военного сотрудничества России и ИндонезииИстория военно-технического сотрудничества России и Индонезии уходит в 1950-е годы, когда СССР оказал военную помощь правительству молодого лидера Сукарно. При Никите Хрущеве тихоокеанское государство получило корабли, подводные лодки и бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16КС с крылатыми ракетами КС-1. Летом 1961 года впервые самолеты такого класса были поставлены Советским Союзом развивающемуся государству. Две эскадрильи ракетоносцев предотвратили перерастание международного кризиса 1962 года вокруг Индонезии в горячую войну. Следом за Ту-16 в 1962 году Индонезия получила и две эскадрильи истребителей МиГ-21Ф-13 с учебно-боевыми МиГ-21У. Но далее, в середине 1960-х годов, отношения между СССР и Индонезией испортились, и к началу 1970-х годов советские самолеты были сняты с вооружения. Часть машин даже была продана Индонезией в США для изучения и испытаний. Последовал период охлаждения отношений между нашими странами, который длился до 1990-х годов, когда уже современная Россия снова начала поставки вооружений и военной техники Индонезии. В конце 1990-х годов Индонезия заинтересовалась поставками истребителей Су-27. Являясь одними из лучших в своем классе, сверхманевренные машины обладали выдающимися боевыми возможностями и большой дальностью действия. С учетом того, что с запада на восток Индонезия имеет протяженность около 5 тыс. км, возможности советского дальнего истребителя оказались крайне важным преимуществом. В 2003 году в страну были поставлены первые два истребителя Су-27СК — экспортная версия варианта Су-27 выпуска 1990-х годов. Самолеты были вооружены ракетами для ближнего (Р-73) и дальнего (Р-27) воздушного боя. Для ВВС Индонезии того времени это были самые современные истребители. Следом были еще поставки Су-27СК, но практически в это же время Индонезия получила два Су-30МК и девять Су-30МК2. Это еще более совершенная многоцелевая техника, которая может одинаково успешно применяться и в воздушных боях, и для поражения целей на земле. Все поставленные «Су» по сегодняшний день успешно эксплуатируются ВВС Индонезии. Хотя они и соседствуют с поставленными в 2010-е годы американскими F-16 и другими западными образцами в составе «многонациональных» индонезийских ВВС. В 2018 году было подписано соглашение на поставку 11 истребителей Су-35, оцениваемое в $1,14 млрд. Российскими истребителями поколения 4++ планировалось заменить устаревшие F-5E/F. Поставка самолетов неоднократно переносилась из-за санкционного давления со стороны США, и в итоге в 2020 году под внешним давлением Индонезия отменила эту сделку. Похожая история случилась с поставкой Су-35 в Египет — для этой страны самолеты были произведены и длительное время хранились на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре даже в соответствующей камуфляжной окраске. В итоге поставка в Египет также не состоялась. |