– Два года назад я не мог бы даже представить, что город так стремительно восстанет из руин, – говорит нам начальник отдела мариупольской городской администрации Иван Атаманов. – Казалось, что для этого нужно будет минимум десять лет.
Не могли такое представить и мы. В марте 2022 года журналисты "Российской газеты" вошли в Мариуполь с первыми российскими солдатами. Дымились дома, по городу вели пленных, в подвалах сидели беженцы, разруха ужасающая. Не только редакционный внедорожник, но и БМП, на которых нас подвозили военные, еле пробирались среди остатков разбитых войной дорог и разрушенных мостов.
Сегодня же дорогам Мариуполя позавидует любой европейский город. И даже первый десяток километров трамвайных путей заработал – от трамвайного депо до горбольницы через весь город катаются уже более полусотни новых нарядных городских вагончиков, в том числе увидели мы и специальные низкопольные, для маломобильных граждан.
А еще с Мариуполем произошла удивительная вещь: чудесное преображение моря. Впервые за многие десятилетия он признан, и реально стал, морским курортом.
На пляжах полно народу, и к воде мы буквально проталкиваемся сквозь толпы отдыхающих; бананы рассекают водную гладь, на детских площадках веселятся малыши. Такого не было тут несколько десятков лет.
Один из авторов этих строк учился в школе и университете параллельно с Андреем Ждановым, внуком и тезкой главного идеолога СССР. И когда в преддверии 1990-х город Жданов переименовали назад в Мариуполь, мы тролили Андрея: "Ты должен теперь тоже поменять фамилию на Мариупольский".
Но шутки шутками, а настоящие испытания ждали Мариуполь после распада СССР. С начала 1990-х на город навалилась невиданная экологическая катастрофа. Из советских еще заводов стали выжимать максимальную прибыль, начисто отвергая заботы об экологии. На построенных еще в 1930-х годах заводах имени Ильича и "Азовстали" перестали менять фильтры и модернизировать системы очистки. Мягкие украинские экологические нормативы плюс коррумпированный контроль – и к 2004 году Мариуполь официально вырвался на первое место в Европе по объемам загрязнения атмосферы. Мировые справочники зафиксировали абсолютный европейский антирекорд: плотность загрязнения воздуха – 1716 тонн на квадратный километр. Ученые рассказывают, что на одного жителя приходилось 838 килограммов вредных веществ в год.
Формальдегид и тяжелые металлы из атмосферных выбросов накапливались в прибрежных водах. К началу 2000-х пляжи опустели, на них остались только митингующие, которые иногда выходили протестовать и требовать инвестиций в модернизацию почти столетнего оборудования заводов. А те бедолаги, которые рисковали купаться, раздвигая руками нефтяную пленку, мучились потом от кожных заболеваний. Шутили: купаться на пляжах Мариуполя можно, курить в воде нельзя.
Война, порвавшая город, ужасна, но она остановила вредное производство.
– В эти выходные на наших пляжах был просто коллапс, – рассказывает Иван Атаманов. – В соседних регионах непогода, да еще и электричество у них отрубилось из-за урагана и обстрелов, и сотни отдыхающих приехали на мариупольские пляжи!
– В перспективе скорейшее восстановление мариупольских предприятий, на том же комбинате имени Ильича завершено разминирование, идет ремонт, и первые цеха уже заработали, но по новым, российским экологическим нормам, – рассказывает "Российской газете" новый мэр города Антон Кольцов. – На старых производствах будут существенно модернизироваться очистные сооружения, а новые заводы изначально проектируют уже со всеми российскими экологическими требованиями. Так что море теперь в безопасности. К тому же такой гигант, как "Азовсталь", работать не будет – как раз сейчас решаем, что строить на его площадке, а это больше тысячи гектаров. Скорее всего – целый промышленный кластер, где будут и машиностроительные предприятия, и металлургические. Но металлургия чистая: порошковые производства, штамповочные. Пока это все, конечно, планы. Но первые мощные инвесторы уже заходят, например Мариупольский металлургический завод с объемом инвестиций в 30 миллиардов будет выпускать арматуру и литую заготовку.
Мариуполь называли городом тысячи слез: в своей истории он пережил немыслимое количество войн, только в гражданскую переходил из рук в руки 17 раз – в тяжелых боях его захватывали то белые, то красные, то "зеленые" отряды батьки Махно, то украинские националисты, то войска Донецко-Криворожской республики. Отступая, все они грабили город и вывозили отсюда все ценное. Марик, как любовно зовут его местные, веками был лакомым куском для множества народов. А уж теперь, когда он стал промышленной столицей Донбасса, городом моря и стали, значение его выросло многократно.
Когда в Мариуполе начались бои, многие уехали. Но десятки тысяч жителей не оставили город даже во время самых жестоких сражений.
– Мы оставались тут даже в дни боев принципиально: это наш город! – рассказывает нам Иван Атаманов. – Но и у тех, кто хотел эвакуироваться, возможностей было немного: Украина отправила в Киев только один поезд беженцев, на такой город это считай ничего. Мой друг вон с семьей пытались уехать – но вернулись, потому что попали под обстрел ВСУ, отца убили. С Ильичевского завода люди уходили пешком колоннами, и их всех валили снайперы, украинская армия. Они жителей не выпускали, делали из них живой щит.
А сегодня мы едем по Мариуполю – и не узнаем его. Вот драмтеатр – в сентябре 2022 года мы были на концерте Государственного Кремлевского оркестра, который играл перед жуткими развалинами этого театра прямо на улице пронзительную и тревожную Четвертую симфонию Чайковского; и зрители не могли сдержать слез: дома вокруг были в руинах, а сам театр – месиво из железа и бетона. Сегодня тут кипит работа, театр стремительно восстанавливается.
А вот целые кварталы новеньких белоснежных домов – здесь получают квартиры те, кто из-за военных действий потерял жилье. "За три года этих домов построено уже семь десятков, около пяти тысяч квартир, – рассказывают нам в администрации, – сочетание госпрограмм и частных инвестиций дало хороший результат".
Люди возвращаются в свой город моря и стали.
– Параллельно с этим мы строим детские сады, школы, больницы, – рассказывает мэр Антон Кольцов. – И успеваем: на нынешнее количество населения нам хватает. В прошлом году у нас работало 29 школ, в этом году добавятся еще три, правда, не с 1 сентября, а со второго полугодия. За парты в сентябре сядут 18 тысяч школьников. Запустили 27 детских садов, и еще восемь откроем до конца года, этого вполне достаточно, идем даже с опережением.
– А сколько было до войны?
– 62 школы и 84 сада. И я уверен, что к этим показателям мы тоже придем, просто поэтапно.
– А маленькие частные дома тоже ведь пострадали?
– 33 тысячи поврежденных и разрушенных индивидуальных домов, 70 процентов. Тысячи из них уже отремонтированы, по каждому дому работаем: где-то уже дали компенсацию, где-то выдали квартиры. Достраиваем десятки компенсационных домов. У нас ведь всесторонняя поддержка правительства, это огромные финансовые вливания в город, в инфраструктуру, в жилищное строительство, в восстановление всего городского хозяйства.
Жизнь вернулась в многострадальный город. На день выпускников тут провели праздник "Алые паруса" – как в Петербурге, только кораблик с красными парусами поменьше. Теперь Мариуполь движется к своему 250-летию – жители надеются, что юбилей они отпразднуют уже в доброй и мирной обстановке, когда массовые мероприятия не будут, как сейчас, под запретом, и появится возможность гулять и веселиться сколько угодно.