Нашу делегацию в Дубае возглавляет первый вице-премьер Денис Мантуров. Прилетели также все руководители нашей "оборонки" – главы "Ростеха" Сергей Чемезов, "Рособоронэкспорта" Александр Михеев, Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев и другие уважаемые люди.
Выглядит Россия здесь довольно внушительно. Она – единственная представляет продукцию в отдельном павильоне. А показать есть что – один "Рособоронэкспорт" привез 850 образцов гражданской и военной авиатехники и вооружений, 30 из них – "в натуре". По словам Александра Михеева, экспозиция стала для нас рекордной за всю историю выставки.
Особый интерес, конечно, вызывает истребитель пятого поколения Су-57Э, который произвел фурор год назад в Китае, а теперь прилетел на Ближний Восток. Подчеркивается, что это единственная в мире машина подобного класса, имеющая опыт реальных боевых действий, способная эффективно действовать в условиях работы лучших систем ПРО и РЭБ. Ну и то, что вытворяет на ней заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан, даже у флегматичных арабских шейхов вызывает недетские эмоции.
Неподалеку от Су-57Э представлен новый тульский "Панцирь-СМД-Э", который создан специально для защиты промышленных и административных объектов от БПЛА. Вместо привычных крупнокалиберных орудий на нем теперь установлены направляющие для зенитных ракет. В итоге комплекс стал компактнее, умнее, быстрее в развертывании, а значит, и эффективнее. Благодаря модульной конструкции его можно размещать на крышах зданий или подготовленных площадках. По мнению наших торговцев оружием, с которыми я говорил, у нового "Панциря" отличный экспортный потенциал.
Еще один экспонат, впервые показанный за границей и потому вызывающий интерес у специалистов, – обновленная версия легендарной машины, разработанной ОКБ имени Яковлева: модернизированный учебно-боевой Як-130. В последнее время эксперты обсуждают идею его использования в роли борца с беспилотниками. Благодаря продвинутой авионике, высокой маневренности и возможности нести легкие управляемые ракеты, выпущенный в Иркутске самолет может стать универсальной платформой для отражения воздушных угроз.
Рядом с самолетами выложено их оружие – авиаракеты Х-38МЛЭ, РВВ-МД2 и РВВ-БД с надписью "Беречь от удара!" на носу, управляемые авиабомбы К08БЭ и КАБ-250ЛГ-Э и другие смертоносные изделия.
В "натурной" части экспозиции представлены модернизированный грузовой самолет Ил-76МД-90А (Э), вертолеты "Ансат-М", Ка-32А11М и Ка-52, переносной ЗРК 4-го поколения "Верба", беспилотники "Орлан-10Е" и "Орлан-30".
Кроме того, в российской части экспозиции – мобильная пусковая установка "Джигит", обеспечивающая применение ракет "Игла" по принципу "выстрелил и забыл", компактная РЛС обзора воздушного пространства, способная обнаруживать дроны на расстоянии до 7,5 км, и авиадвигатель с таинственным названием "Изделие 177С", который почему-то был накрыт брезентовым чехлом.
"Вся наша продукция прошла длительную апробацию в боевых условиях, постоянно совершенствуется с учетом полученного опыта, и в этом ее главное преимущество перед конкурентами, у которых такого опыта нет", – сообщил иностранным журналистам Сергей Чемезов.
На стенде ОАК также демонстрируются проекты "Сухой Суперджет-100" и МС-21-310 с предлагаемой компоновкой бортов. Подчеркивается, что они полностью производятся внутри страны и не зависят от импортных комплектующих.
В летной программе традиционно участвуют "Русские витязи" на восьми Су-30С и Су-30СМ. Но не меньший интерес публики вызывает дубайское электрическое воздушное такси – его планируют внедрить в городские перевозки уже в 2026 году. Это чудо техники от американской компании Joby Aviation на авиасалоне тоже летает – наряду с истребителями.
Как пояснили на стенде, ожидается, что аэротакси начнет работу с четырех посадочных площадок, среди которых Международный аэропорт Дубая и искусственный остров Палм-Джумейра. Само аэротакси – это пятиместный самолет, вмещающий одного пилота и четырех пассажиров, оснащенный шестью наклонными пропеллерами. Аппарат отличается современным и футуристическим дизайном с большими окнами, обеспечивающими великолепные виды, а также выдвижным трехколесным шасси. Утверждается, что уровень шума при взлете и посадке в 100 раз ниже, чем у вертолета, то есть аэротакси передвигается практически бесшумно.
По словам разработчиков, помимо пассажирских перевозок летающая машина может выполнять и другие функции, в числе которых доставка еды, которую жители смогут получать, открыв в небоскребе окно.
Для электрических самолетов вертикального взлета и посадки (этот гибрид автомобиля и вертолета получил название eVTOL – electrical vertical take-off and landing) на салоне выделили даже отдельный павильон – "Технологии будущего". Говорят, это будет революция в транспорте. "Ключевые задачи, решаемые технологией eVTOL, – устранение транспортных заторов в мегаполисах, сокращение времени перемещения на критически важных маршрутах и радикальное снижение углеродного следа авиаперевозок", – говорится в презентации одного из проектов.
Из других любопытных моментов первого дня отмечу обилие китайских компаний, которые на моей памяти никогда раньше не были представлены за границей в таком количестве. И стенд украинского ВПК, на котором выставлен черный дрон-бомбардировщик "Вампир", который наши бойцы на СВО называют "Бабой-ягой". Украинцы, в отличие от других участников салона, которые фланируют в костюмах-галстуках, сидят на стенде в черных майках. Между собой говорят по-русски. Когда я проходил мимо, "Бабу-ягу" рекламировали какому-то африканскому генералу.
Прямая речь
Экспозицию отечественных производителей на Международной авиационно-космической выставке Dubai Airshow 2025 посетил первый заместитель председателя правительства России Денис Мантуров.
"Сегодня я задал вопрос нашему шеф-пилоту Су-57 относительно того, насколько эффективно применяется искусственный интеллект в работе пилота. Особенно когда мы говорим про самолет 5-го поколения. Это, собственно, один из лучших самолетов в мире. Он показал себя в работе, принимает участие в специальной военной операции. Искусственный интеллект сегодня является уже неотъемлемой частью для быстрого принятия решения пилотом, особенно когда он работает в группировке. Невозможно одному человеку одновременно принимать решения, управлять и самолетом, и непосредственно средствами поражения. Поэтому искусственный интеллект активно участвует в работе вместе с пилотом", – рассказал Денис Мантуров.
На выставке представлено большое количество разнообразных беспилотных летательных аппаратов от мала до велика. "Это говорит о том, что сегодня наша продукция востребована не только у нас в рамках специальной военной операции, но и на зарубежных рынках с теми потенциальными покупателями, которые знают нашу продукцию и в ней заинтересованы. Это страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Центральной Азии, Латинской Америки и Африки", – отметил первый вице-премьер.