Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Взрывной эффект
05.12.16 14:46 Наука, техника, образование

Что на самом деле стоит за сообщениями о первом в мире детонационном ракетном двигателе, испытанном в России


В конце августа 2016 года мировые информационные агентства облетела новость: на одном из стендов НПО "Энергомаш" в подмосковных Химках заработал первый в мире полноразмерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с использованием детонационного горения топлива. К этому событию отечественная наука и техника шла 70 лет. Идея детонационного двигателя была предложена советским физиком Я. Б. Зельдовичем в статье "Об энергетическом использовании детонационного сгорания", опубликованной в "Журнале технической физики" еще в 1940 году. С тех пор во всем мире шли исследования и эксперименты по практической реализации перспективной технологии. В этой гонке умов вперед вырывались то Германия, то США, то СССР. И вот важный приоритет в мировой истории техники закрепила за собой Россия. В последние годы чем-то подобным нашей стране удается похвастать не часто.

На гребне волны

Испытание детонационного жидкостного ракетного двигателя © Фонд перспективных исследований

В чем же состоят преимущества детонационного двигателя? В традиционных ЖРД, как, впрочем, и в обычных поршневых или турбореактивных авиадвигателях, используется энергия, которая выделяется при сжигании топлива. В камере сгорания ЖРД при этом образуется стационарный фронт пламени, горение в котором происходит при неизменном давлении. Этот процесс обычного горения называется дефлаграцией. В результате взаимодействия горючего и окислителя температура газовой смеси резко возрастает и из сопла вырывается огненный столб продуктов сгорания, которые и образуют реактивную тягу.

Детонация — это тоже горение, но происходит оно в 100 раз быстрее, чем при обычном сжигании топлива. Этот процесс идет так быстро, что детонацию часто путают со взрывом, тем более что при этом выделяется столько энергии, что, к примеру, автомобильный мотор при возникновении этого явления в его цилиндрах и в самом деле может разрушиться. Однако детонация — это не взрыв, а вид горения столь стремительного, что продукты реакции даже не успевают расшириться, поэтому этот процесс, в отличие от дефлаграции, идет при постоянном объеме и резко возрастающем давлении.

На практике это выглядит следующим образом: вместо стационарного фронта пламени в топливной смеси внутри камеры сгорания формируется детонационная волна, которая движется со сверхзвуковой скоростью. В этой волне сжатия и происходит детонация смеси горючего и окислителя, а это процесс с термодинамической точки зрения куда более эффективный, чем обычное сжигание топлива. КПД детонационного сгорания на 25–30% больше, то есть при сжигании одинакового количества топлива получается больше тяги, а благодаря компактности зоны горения детонационный двигатель по мощности, снимаемой с единицы объема, теоретически на порядок превосходит обычные ЖРД.

Уже одного этого оказалось достаточно, чтобы привлечь самое пристальное внимание специалистов к этой идее. Ведь тот застой, который сейчас возник в развитии мировой космонавтики, на полвека застрявшей на околоземной орбите, в первую очередь связан с кризисом ракетного двигателестроения. В кризисе, кстати, находится и авиация, не способная перешагнуть порог трех скоростей звука. Этот кризис можно сравнить с ситуацией в поршневой авиации в конце 1930-х годов. Винт и двигатель внутреннего сгорания исчерпали свой потенциал, и только появление реактивных двигателей позволило выйти на качественно новый уровень высот, скоростей и дальности полетов.

Инфографика

Конструкции классических ЖРД за последние десятилетия были вылизаны до совершенства и практически подошли к пределу своих возможностей. Увеличить их удельные характеристики в будущем возможно лишь в очень незначительных пределах — на считаные проценты. Поэтому мировая космонавтика вынуждена идти по экстенсивному пути развития: для пилотируемых полетов на Луну приходится строить гигантские ракеты-носители, а это очень сложно и безумно дорого, во всяком случае для России. Попытка преодолеть кризис с помощью ядерных двигателей наткнулась на экологические проблемы. Появление детонационных ЖРД, быть может, и рано сравнивать с переходом авиации на реактивную тягу, но ускорить процесс освоения космоса они вполне способны. Тем более что у этого типа реактивных двигателей есть еще одно очень важное преимущество.

ГРЭС в миниатюре

Обычный ЖРД — это, в принципе, большая горелка. Для увеличения его тяги и удельных характеристик нужно поднимать давление в камере сгорания. При этом топливо, которое впрыскивается в камеру через форсунки, должно подаваться при большем давлении, чем реализуется в процессе сгорания, иначе струя топлива просто не сможет проникнуть в камеру. Поэтому самым сложным и дорогим агрегатом в ЖРД является вовсе не камера с соплом, которое у всех на виду, а топливный турбонасосный агрегат (ТНА), спрятанный в недрах ракеты среди хитросплетения трубопроводов.

К примеру, у самого мощного в мире ЖРД РД-170, созданного для первой ступени советской сверхтяжелой ракеты-носителя "Энергия" тем же НПО "Энергия", давление в камере сгорания составляет 250 атмосфер. Это очень много. Но давление на выходе из кислородного насоса, качающего окислитель в камеру сгорания, достигает величины 600 атм. Для привода этого насоса используется турбина мощностью 189 МВт! Только представьте себе это: колесо турбины диаметром 0,4 м развивает мощность, в четыре раза большую, чем атомный ледокол "Арктика" с двумя ядерными реакторами! При этом ТНА — это сложное механическое устройство, вал которого совершает 230 оборотов в секунду, а работать ему приходится в среде жидкого кислорода, где малейшая не искра даже, а песчинка в трубопроводе приводит к взрыву. Технологии создания такого ТНА и есть главное ноу-хау "Энергомаша", обладание которым позволяет российской компании и сегодня продавать свои двигатели для установки на американских ракетах-носителях Atlas V и Antares. Альтернативы российским двигателям в США пока нет.

Для детонационного двигателя такие сложности не нужны, поскольку давление для более эффективного сгорания обеспечивает сама детонация, которая и представляет собой бегущую в топливной смеси волну сжатия. При детонации давление увеличивается в 18–20 раз без всякого ТНА.

Чтобы получить в камере сгорания детонационного двигателя условия, эквивалентные, к примеру, условиям в камере сгорания ЖРД американского "Шаттла" (200 атм), достаточно подавать топливо под давлением... 10 атм. Агрегат, необходимый для этого, по сравнению с ТНА классического ЖРД — все равно что велосипедный насос рядом Саяно-Шушенской ГРЭС.

То есть детонационный двигатель будет не только мощнее и экономичнее обычного ЖРД, но и на порядок проще и дешевле. Так почему же эта простота в течение 70 лет не давалась в руки конструкторам?

Пульс прогресса

Создание первого в мире полноразмерного детонационного ЖРД закрепило за Россией важный приоритет в мировой истории науки и техники © Фонд перспективных исследований

Главная проблема, которая встала перед инженерами, — как совладать с детонационной волной. Дело ведь не только в том, чтобы сделать двигатель прочнее, чтобы он выдержал повышенные нагрузки. Детонация — это не просто взрывная волна, а кое-что похитрее. Взрывная волна распространяется со скоростью звука, а детонационная со сверхзвуковой скоростью — до 2500 м/с. Она не образует стабильного фронта пламени, поэтому работа такого двигателя носит пульсирующий характер: после каждой детонации необходимо обновить топливную смесь, после чего запустить в ней новую волну.

Попытки создать пульсирующий реактивный двигатель предпринимались задолго до идеи с детонацией. Именно в применении пульсирующих реактивных двигателей пытались найти альтернативу поршневым моторам в 1930-е годы. Привлекала опять же простота: в отличие от авиационной турбины для пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД) не нужны были ни вращающийся со скоростью 40 000 оборотов в минуту компрессор для нагнетания воздуха в ненасытное чрево камеры сгорания, ни работающая при температуре газа свыше 1000˚С турбина. В ПуВРД давление в камере сгорания создавали пульсации в горении топлива.

Первые патенты на пульсирующий воздушно-реактивный двигатель были получены независимо друг от друга в 1865 году Шарлем де Луврье (Франция) и в 1867 году Николаем Афанасьевичем Телешовым (Россия). Первую работоспособную конструкцию ПуВРД запатентовал в 1906 году русский инженер В.В. Караводин, годом позже построивший модельную установку. Установка Караводина вследствие ряда недостатков не нашла применения на практике. Первым ПуВРД, работавшим на реальном летательном аппарате, стал немецкий Argus As 014, основанный на патенте 1931 года мюнхенского изобретателя Пауля Шмидта. Argus создавался для "оружия возмездия" — крылатой бомбы "Фау-1". Аналогичную разработку создал в 1942 году советский конструктор Владимир Челомей для первой советской крылатой ракеты 10Х.

Конечно, эти двигатели еще не были детонационными, поскольку в них использовались пульсации обычного горения. Частота этих пульсаций была невелика, что порождало характерный пулеметный звук при работе. Удельные характеристики ПуВРД из-за прерывистого режима работы в среднем были невысоки и после того, как конструкторы к концу 1940-х годов справились со сложностями создания компрессоров, насосов и турбин, турбореактивные двигатели и ЖРД стали королями неба, а ПуВРД остались на периферии технического прогресса.

Любопытно, что первые ПуВРД немецкие и советские конструкторы создали независимо друг от друга. Кстати, и идея детонационного двигателя в 1940 году пришла в голову не одному только Зельдовичу. Одновременно с ним те же мысли высказали Фон Нейман (США) и Вернер Деринг (Германия), так что в международной науке модель использования детонационного горения назвали ZND.

Идея объединить ПуВРД с детонационным горением была очень заманчивой. Но фронт обычного пламени распространяется со скоростью 60–100 м/с и частота его пульсаций в ПуВРД не превышает 250 в секунду. А детонационный фронт движется со скоростью 1500‒2500 м/с, таким образом частота пульсаций должна составлять тысячи в секунду. Реализовать такую скорость обновления смеси и инициации детонации на практике было затруднительно.

Тем не менее попытки создания работоспособных пульсирующих детонационных двигателей продолжались. Работа специалистов ВВС США в этом направлении увенчалась созданием двигателя-демонстратора, который 31 января 2008 года впервые поднялся в небо на экспериментальном самолете Long-EZ. В историческом полете двигатель проработал... 10 секунд на высоте 30 метров. Тем не менее приоритет в данном случае остался за Соединенными Штатами, а самолет по праву занял место в Национальном музее ВВС США.

Между тем уже давно была придумана другая, гораздо более перспективная схема детонационного двигателя.

Для практической реализации идеи детонационного ЖРД потребовалось 70 лет напряженного труда ученых и конструкторов © Фонд перспективных исследований

Как белка в колесе

Мысль закольцевать детонационную волну и заставить ее бегать в камере сгорания как белка в колесе родилась у ученых в начале 1960-х годов. Явление спиновой (вращающейся) детонации теоретически предсказал советский физик из Новосибирска Б. В. Войцеховский в 1960 году. Почти одновременно с ним, в 1961 году, ту же идею высказал американец Дж. Николлс из Мичиганского университета.

Ротационный, или спиновый, детонационный двигатель конструктивно представляет собой кольцевую камеру сгорания, топливо в которую подается с помощью радиально расположенных форсунок. Детонационная волна внутри камеры движется не в осевом направлении, как в ПуВРД, а по кругу, сжимая и выжигая топливную смесь перед собой и в конце концов выталкивая продукты сгорания из сопла точно так же, как винт мясорубки выталкивает наружу фарш. Вместо частоты пульсаций мы получаем частоту вращения детонационной волны, которая может достигать нескольких тысяч в секунду, то есть практически двигатель работает не как пульсирующий, а как обычный ЖРД со стационарным горением, но куда более эффективно, поскольку на самом деле в нем происходит детонация топливной смеси.

В СССР, как и в США, работы над ротационным детонационным двигателем шли с начала 1960-х годов, но опять же при кажущейся простоте идеи ее реализация потребовала решения головоломных теоретических вопросов. Как организовать процесс так, чтобы волна не затухала? Необходимо было понимание сложнейших физико-химических процессов, происходящих в газовой среде. Тут расчет велся уже не на молекулярном, а на атомарном уровне, на стыке химии и квантовой физики. Процессы эти более сложны, чем те, что происходят при генерации луча лазера. Именно поэтому лазер уже давно работает, а детонационный двигатель — нет. Для понимания этих процессов потребовалось создать новую фундаментальную науку — физико-химическую кинетику, которой 50 лет назад еще не существовало. А для практического расчета условий, при которых детонационная волна не будет затухать, а станет самоподдерживающейся, потребовались мощные ЭВМ, появившиеся лишь в последние годы. Вот какой фундамент необходимо было положить в основание практических успехов по укрощению детонации.

Активные работы в этом направлении ведутся в Соединенных Штатах. Этими исследованиями занимаются Pratt & Whitney, General Electric, NASA. К примеру, в научно-исследовательской лаборатории ВМФ США разрабатываются спиновые детонационные газотурбинные установки для флота. В ВМФ США используется 430 газотурбинных установок на 129 кораблях, в год они потребляют топлива на три миллиарда долларов. Внедрение более экономных детонационных газотурбинных двигателей (ГТД) позволит сберечь гигантские средства.

В России над детонационными двигателями работали и продолжают работать десятки НИИ и КБ. В их числе и НПО "Энергомаш" — ведущая двигателестроительная компания российской космической промышленности, со многим предприятиями которой сотрудничает банк ВТБ. Разработка детонационного ЖРД велась не один год, но для того чтобы вершина айсберга этой работы засверкала под солнцем в виде успешного испытания, потребовалось организационное и финансовое участие небезызвестного Фонда перспективных исследований (ФПИ). Именно ФПИ выделил необходимые средства для создания в 2014 году специализированной лаборатории "Детонационные ЖРД". Ведь несмотря на 70 лет исследований, эта технология до сих пор остается в России "слишком перспективной", чтобы ее финансировали заказчики вроде Министерства обороны, которым нужен, как правило, гарантированный практический результат. А до него еще очень далеко.

Укрощение строптивой

Хочется верить, что после всего сказанного выше становится понятна та титаническая работа, которая проглядывает между строк краткого сообщения об испытаниях, прошедших на "Энергомаше" в Химках в июле — августе 2016 года: "Впервые в мире был зарегистрирован установившийся режим непрерывной спиновой детонации поперечных детонационных волн частотой около 20 кГц (частота вращения волны — 8 тысяч оборотов в секунду) на топливной паре „кислород — керосин“. Удалось добиться получения нескольких детонационных волн, уравновешивавших вибрационные и ударные нагрузки друг друга. Специально разработанные в центре имени М. В. Келдыша теплозащитные покрытия помогли справиться с высокими температурными нагрузками. Двигатель выдержал несколько пусков в условиях экстремальных вибронагрузок и сверхвысоких температур при отсутствии охлаждения пристеночного слоя. Особую роль в этом успехе сыграло создание математических моделей и топливных форсунок, позволявших получать смесь необходимой для возникновения детонации консистенции".

Разумеется, не стоит преувеличивать значение достигнутого успеха. Создан лишь двигатель-демонстратор, который проработал относительно недолго, и о его реальных характеристиках ничего не сообщается. По информации НПО "Энергомаш", детонационный ЖРД позволит поднять тягу на 10% при сжигании того же количества топлива, что и в обычном двигателе, а удельный импульс тяги должен увеличиться на 10–15%.

Но главный результат состоит в том, что практически подтверждена возможность организации детонационного горения в ЖРД. Однако путь до использования этой технологии в составе реальных летательных аппаратов предстоит еще долгий. Другой важный аспект заключается в том, что еще один мировой приоритет в области высоких технологий отныне закреплен за нашей страной: впервые в мире полноразмерный детонационный ЖРД заработал именно в России, и этот факт останется в истории науки и техники.

Текст: Леонид Ситник

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
Вова06.12.16 11:51
И вся эта борьба за повышение тяги на 10% ? Получается, что скорость горения увеличивается 100 раз, эффективность в 10раз, а тяга всего на 0,1 раза ?
Молодцы учёные, конечно, 70 лет решали сложную проблему детонационного горения, решили, наконец то, и что? Удовлетворили собственное любопытство за государственный счёт.
al-saph06.12.16 13:02
> Вова
И вся эта борьба за повышение тяги на 10% ? Получается, что скорость горения увеличивается 100 раз, эффективность в 10раз, а тяга всего на 0,1 раза ?
Молодцы учёные, конечно, 70 лет решали сложную проблему детонационного горения, решили, наконец то, и что? Удовлетворили собственное любопытство за государственный счёт.
"Но главный результат состоит в том, что практически подтверждена возможность организации детонационного горения в ЖРД. Однако путь до использования этой технологии в составе реальных летательных аппаратов предстоит еще долгий. Другой важный аспект заключается в том, что еще один мировой приоритет в области высоких технологий отныне закреплен за нашей страной: впервые в мире полноразмерный детонационный ЖРД заработал именно в России, и этот факт останется в истории науки и техники."
Вова06.12.16 15:08
> al-saph, NL
Из этой статьи я понял, что ничего существенного детонационный двигатель не даст (теоретические +10% это смешно), по этому важность такого "приоритета" сомнительна. Не думаю, что кто-то ещё такими деньгами за такой "приоритет" боролся. Типа: плевать, что летать не умеем, зато быстрее всех по пластунски ползаем! Дайте ещё ярдов рублей и мы будем на 10% быстрее ползать!
Поверьте, я не против науки. Но тратить бабло ради сомнительной цели увеличить тягу на 10% ... Проще работать над новыми топливами, что то писали про желеобразный аммиак с метаном. Дешевле, но не менее эффективно.
Smallrat06.12.16 15:20
10% сейчас, потом еще 10%, потом еще и еще. В то время как традиционные ракетные двигатели уже у потолка возможностей, где-то в конце S-образной кривой развития.
laa06.12.16 15:27
> Вова
> al-saph, NL

Из этой статьи я понял, что ничего существенного детонационный двигатель не даст (теоретические +10% это смешно), по этому важность такого "приоритета" сомнительна. Не думаю, что кто-то ещё такими деньгами за такой "приоритет" боролся. Типа: плевать, что летать не умеем, зато быстрее всех по пластунски ползаем! Дайте ещё ярдов рублей и мы будем на 10% быстрее ползать!

Поверьте, я не против науки. Но тратить бабло ради сомнительной цели увеличить тягу на 10% ... Проще работать над новыми топливами, что то писали про желеобразный аммиак с метаном. Дешевле, но не менее эффективно.
Про размеры двигателя, удельную мощность, давление в топливной системе можно еще раз прочитать. А если повесить текст на стену, то читать можно каждое утро не поворачивая головы.

Амиго06.12.16 15:28
2 Вова - В статье написано, что теоретический прирост - 25-30%. Практически получилось 10%. Ну и упрощение конструкции Вы вообще не учли. А ведь это расширяет диапазон использования двигателя, вплоть до миниатюрных.
Кстати, почитайте "Непобедимый" С.Лема.

т-кк06.12.16 15:57

У гуманитариев не задалось с осмыслением материала - в этой книге не узрели даже фиги. Приходится какую-то фиговинку мусолить.
artyom06.12.16 16:07
> Вова
И вся эта борьба за повышение тяги на 10% ? Получается, что скорость горения увеличивается 100 раз, эффективность в 10раз, а тяга всего на 0,1 раза ?
Молодцы учёные, конечно, 70 лет решали сложную проблему детонационного горения, решили, наконец то, и что? Удовлетворили собственное любопытство за государственный счёт.
Увеличение тяги двигателей двухступенчатой ракеты на 10% даёт снижение общей массы второй ступени примерно в 1,5 раза, общей массы ракеты - примерно в 2 раза. Вам мало?
pchela506.12.16 16:14
Не могу понять, как соотносятся между собой 20 кГц и 8000 оборотов в секунду? Может кто-нибудь пояснить?
Амиго06.12.16 16:34
2 pchela5 - насколько можно понять из иллюстрации, не все форсунки сразу подают топливо а в определенной очередности по мере вращения кольца. Таким образом, вращение 8 000 об/с обеспечивает включение форсунок так, чтобы частота пульсаций была около 20 кГц. Алгоритм их включения не освещен поэтому неясно как точно эти числа соотносятся. А вообще скорость бегущей волны и частота самой волны могут находится в разных соотношениях в зависимости от конструкции.

_STRANNIK06.12.16 16:40
Главная изюминка сабжа вовсе не рост КПД (что безусловно важно с точки зрения экономичности), а рост величины удельного импульса. Теоретически на порядок. Что позволяет сделать очень компактный движок. С вытекающими...
..........................
pchela5, RU06.12.16 16:14 Не могу понять, как соотносятся между собой 20 кГц и 8000 оборотов в секунду? Может кто-нибудь пояснить?
...................................
Первая цифра относится к частоте следования детонационных импульсов. Вторая к скорости вращения фронта волны в камере сгорания.
wiscola06.12.16 17:40
Насколько я понял, смысл в том, что при обычном горении температуру продуктов сгорания не удаётся поднять до максимально возможной из-за расширения их прямо в камере сгорания, соответственно скорость истечения, зависящая от корня квадратного от значения начальной температуры газа на входе в сопло также не оптимальна. При детонации достигается более высокая температура, поскольку сгоревшая смесь не успевает расшириться. Но вот защита стенок от перегрева - это проблема.
т-кк06.12.16 18:00

С такими движками пересядем на НЛО. Топливом станет вода, заправкой - любой водоём. Аппарат зависает, через шланг заправляется и дальше летит по своим энлошным делам.
_STRANNIK06.12.16 18:10
wiscola, RU
...........................................
скорость истечения, зависящая от корня квадратного от значения начальной температуры газа на входе в сопло
...........................................
Где источник сего откровения?
Simferopol06.12.16 18:39
Цитирую статью.
КПД детонационного сгорания на 25–30% больше, то есть при сжигании одинакового количества топлива получается больше тяги, а благодаря компактности зоны горения детонационный двигатель по мощности, снимаемой с единицы объема, теоретически на порядок превосходит обычные ЖРД.
На порядок означает больше в 10 раз. А не больше на 10%. Больше в 10 раз математически. Это когда было 100 тонн тяги, стало 1000 тонн тяги. Это теоретически.
Как будет на практике узнаем. Допускаю что теория может ошибаться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
Развитие реактивных двигателей когда то стартовало с 800 км/ч. И даже не превышало скорость звука. Причём не один год... Что теперь, вы знаете.
gronk06.12.16 19:08
> pchela5
Не могу понять, как соотносятся между собой 20 кГц и 8000 оборотов в секунду? Может кто-нибудь пояснить?
Грубо говоря, пока волна оббежит один круг, ей форсунки почти 3 раза "пинка" дают.
Вова06.12.16 19:15
Иаа.ru
Уважаемый, вы сами напишите на бумажке размеры и удельную мощность этого детонационного движка и, например, РД-180 и по утрам смотрите на хар-тики РД-180 и ДД, ДД и РД-180. Ну а про давление в камере сгорания это, извините ... вам с каким вкусом воздух в шины накачать?
Как я понял, основной плюс - отсутствие ТНА (турбины), ладно двух - для топлива и для окислителя. Это приводит к снижению массы носителя на ... 1-2 %.
artyom
А с чего это вы решили, что увеличение тяги не 10% сокращает массу ракеты на 50% (в 1,5 раза)? Так то в ракете 80% массы это горючее с окислителем. Можно предположить, что на 50% можно увеличить вес полезной нагрузки. Но про это не написано, а ведь ради увеличения веса выводимой ПН всё и делается.
Simferopol.ru
Так то Ме-262, первая боевая модификация, достигал 900км/час (у Ме-109 было 720 км/час), т.е. +25% ! Последняя модификация (1945 год) до 1100 км/час. Вот это понятно - переход на новый тип двигателя.
В общем не впечатлило, отслеживая новости по этой теме надеялся хотя бы на 50% увеличение тяги ДД.
Да, тт-к.ru , так то я КТН, ежели вам это что то говорит, конечно.
_STRANNIK06.12.16 19:57
Вова, RU
......................
Главного не поняли. Или прикидываетесь.
В случае например вывода на орбиту , можно вместо одного движка установить три. С тем же самым весом. Только надежность будет существенно лучше. И пиковое тягло.
А в военных применениях появление серийного ДД вообще равносильно революции. И страна которая первая получит такой двигатель получит неоспоримое преимущество кое где , кое в чем.
ИМХО.
argus9806.12.16 20:20

> _STRANNIK "Где источник сего откровения?"(c) - в кинетической теории газов (это физика, есличё). Если точнее - из распределения Максвелла-Больцмана:

V^2 = 3*k*T/m

откуда следует, что скорость молекул газа (V) пропорциональна корню квадратному из температуры (Т)

ps > Вова "надеялся хотя бы на 50% увеличение тяги ДД"(c) - тоже посмотрите на формулу. Весь вопрос в температуре. Весьма сложный вопрос. Очень весьма..
pps > Вова - на Вашем месте я бы не стал размахивать корочками КТН. Может быть чревато...

pchela506.12.16 20:50
Получается, стоит 40 форсунок, что и обеспечивает данные параметры. Скважность 2,5 - достаточно щадящий режим работы - тоже плюс. Осталось дождаться рабочего образца. И на Марсе будет бульба расти! 1-9-17-25-32-40-8 и т.д.
_STRANNIK06.12.16 21:00
argus98, RU
............................
Дорогой друг! Не пишите чушь с умным видом. Упомянуторе Вами распределение молекул по скоростям в зависимости от температуры (оно же известное как распределение Максвелла-Больцмана) к работе ДД отношения не имеет.
А формулу для величины удельного импульса можете почерпнуть например здесь :
http ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81
Причем прежде чем писать дальше стоит присмотреться к ней внимательно . И подумать.

т-кк06.12.16 21:11

pchela5: Осталось дождаться рабочего образца. И на Марсе будет бульба расти!
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Сажать бульбу на Марсе полетим на ЯД, а эти - последний вздох химических. Хотя ещё лет на тридцать-сорок.
artyom06.12.16 22:23
> Вова
artyom
А с чего это вы решили, что увеличение тяги не 10% сокращает массу ракеты на 50% (в 1,5 раза)?
Я взял и посчитал. Вы так не можете? На каком основании тогда вы ругаете учёных?
argus9806.12.16 23:16

> _STRANNIK - "Дорогой друг!"(с). Удельный импульс пропорционален скорости истечения газа. А скорость истечения газа пропорциональна квадратному корню из его (газа) температуры.. Продолжаем спорить?? Или всё-таки - "подумать"(с).

> Вова "А с чего это вы решили.."(с) - подсказка - формула Циолковского. Там всё дело в экспоненте V/I. КТН должен быть в курсе...

Главный Злодей06.12.16 23:33
на одном из стендов НПО "Энергомаш" в подмосковных Химках заработал первый в мире полноразмерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с использованием детонационного горения топлива. К этому событию отечественная наука и техника шла 70 лет.
И ещё немаловажно отметить, что упыри-академики из РАН и их мафиозная структура к данному достижению отношения не имеют, от слова совсем. А то они любят всуе поминать Гагарина с атомом, и далее до кучи примазываться к достижениям науки и техники, которые давным-давно развиваются силами совсем других организаций. Заблаговременно пресекаем.
Хрю07.12.16 07:46
> Вова
А с чего это вы решили, что увеличение тяги не 10% сокращает массу ракеты на 50% (в 1,5 раза)? Так то в ракете 80% массы это горючее с окислителем. Можно предположить, что на 50% можно увеличить вес полезной нагрузки. Но про это не написано, а ведь ради увеличения веса выводимой ПН всё и делается.
Вот и как потом воспринимать ваши слова всерьёз? Сокращение в 1,5 раза это не на 50%. Даже близко. На 50% - это в 2 раза меньше. Как можно совершать такие элементарные ошибки в расчётах? Сразу же ставятся под сомнения все прочие ваши расчёты и сделанные на их основе выводы.
Амиго07.12.16 08:35
2 argus98 - Вы не путаете скорость молекул газа, которые могут двигаться в разных направлениях со скоростью истечения газа? Формула Больцмана отражает внутреннюю энергию. Предположим, что у нас две емкости в которой одинаковая температура. Между емкостями отверстие. Скорость истечения газа будет равна нулю, несмотря на высокую внутреннюю энергию и значит высокую кинетическую энергию молекул. Представляете что бы мы получили имея возможность придавать направление движению молекул? ))

argus9807.12.16 11:42
> Амиго "Предположим, что у нас две емкости в которой одинаковая температура."(c) - давайте лучше предположим, что одна ёмкость с вакуумом. Ну или давления в емкостях различаются в десятки/сотни раз..
Речь ведь о реактивном движении. Не так ли?
Амиго07.12.16 11:56
2 argus98 - При неизменном объеме в камере сгорания и повышении температуры растет давление, которое и вызывает реактивную струю. Это из формулы Менделеева-Клайперона PV=RT. Понятно, что там нет идеального газа плюс динамика. Смысл в том, что для избыточного давления должна быть разность температур и плотности. Я это веду к тому, что использовать формулу кинетической энергии молекул не стоит для расчета скорости струи. Там, наверное, дифуры, которые мы с вами считать не будем.
AndreyGoose07.12.16 15:20
> т-кк

С такими движками пересядем на НЛО. Топливом станет вода, заправкой - любой водоём. Аппарат зависает, через шланг заправляется и дальше летит по своим энлошным делам.

ссылка - Вас уже подслушали )))))
gotirbit07.12.16 15:25
А я ничего не понял? Ну, тупой инженер! Ну куда и как господа Зельдович и Маск будут отводить образующееся излишнее тепло? Ну допустим военным на..ать! Отведут в город вероятного противника. Но увеличить скорость горения в 100 раз! Это какие материалы для этого двигателя нужны? Цирконий? А ресурс? Тут, господа на ВиМ, неувязочка выходит. Советские инженеры ещё на заре автомобилизации предложили использовать для поднятия КПД титановые поршни в двигателях ДВС. "Где деньги, Зин?" Я вообще считаю, что в гражданских целях использовать двигатели где что-то горит, взрывается и окисляется -это тупик. Марс может быть и освоим , но атмосферу Земли перегреем. Как-то сам производил расчёт и выходило на 1 тонну полезной нагрузки нужно зжечь 7000 тонн эквивалента нефти. Может я ошибся, пересчитайте.
artyom07.12.16 16:59
> gotirbit
А я ничего не понял? Ну, тупой инженер! Ну куда и как господа Зельдович и Маск будут отводить образующееся излишнее тепло? Ну допустим военным на..ать! Отведут в город вероятного противника. Но увеличить скорость горения в 100 раз! Это какие материалы для этого двигателя нужны? Цирконий? А ресурс? Тут, господа на ВиМ, неувязочка выходит. Советские инженеры ещё на заре автомобилизации предложили использовать для поднятия КПД титановые поршни в двигателях ДВС. "Где деньги, Зин?" Я вообще считаю, что в гражданских целях использовать двигатели где что-то горит, взрывается и окисляется -это тупик. Марс может быть и освоим , но атмосферу Земли перегреем. Как-то сам производил расчёт и выходило на 1 тонну полезной нагрузки нужно зжечь 7000 тонн эквивалента нефти. Может я ошибся, пересчитайте.
Увеличение скорости горения в 100 раз не означает, что будет сгорать в 100 раз больше топлива с выделением в 100 раз больше тепла. А только лишь то, что то же самое количество топлива будет сгорать в 100 раз быстрее. Значит, двигатель можно сделать немного компактнее. И кроме того, в двигателе будут области, где в данный проходит детонация (в 100 раз быстрее обычного сгорания) и области, где данная детонация уже закончилась (ожидается/впрыскивается новая порция топлива с вытеснением продуктов сгорания). Что и изображено на картинке №2.
Требования к материалам будут, конечно же, выше. Но связано это, главным образом, с дополнительной вибрацией.
т-кк07.12.16 17:21

AndreyGoose

А вот непонятно, то ли эта клизма отбавляет, то ли прибавляет: Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
gotirbit07.12.16 19:14
artyom Я не понял, куда отводится излишнее тепло? смотрите на первое фото, смотрите свой автомобиль, на его систему охлаждения. E=mv2/2. где здесь время?. Кпд пусть будет 60% .куда денете остальную энергию? Или у Вас КПД 100%. Ну, тогда я ошибся дверью.
Амиго07.12.16 19:22
2 gotirbit - Не берусь утверждать что это правда, но рассказывал мне один попутчик из Питера, что сопла ракеты внутри имеют по всей площади внутреннюю емкость с охлаждающей жидкостью. Сами стенки этой екости, где плазма сделаны из нетугоплавкого сплава и достаточно тонкие. Может кто из знающих подтвердит/опровергнет.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» КНДР провела испытания новых ракет
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» США самостоятельно произвели первые 90 килограммов обогащенного урана
» Reuters: На военной базе около Багдада произошел мощный взрыв
» СМИ: Чад потребовал от США приостановить работу авиабазы
» Французский эксперт назвал cущественные недостатки истребителей F-16
» Президент ЦАР предложил России место для военной базы
» Уже треть регионов России законодательно ограничили трудоустройство мигрантов
» Власти недружественных стран вынуждают режиссеров отказываться от участия в ММКФ
» Россия собирается ввести в зону СВО до конца мая 10 новых бригад — MI-6

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"