Регистрация / Вход
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Страны Восточной Европы вступили в конфронтацию с Меркель
ЕС выдвинул Греции ультиматум о пограничном контроле
Турция и Греция просят НАТО взять на контроль беженцев в Эгейском море
В Литве начался сбор подписей за отмену закона о приеме беженцев
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Осетино‑ингушский конфликт: хроника событий
08.11.08 01:44 Кавказ: зона нестабильности

Основные версии теракта во Владикавказе, где 6 ноября при взрыве погибли 12 человек, - попытка дестабилизации обстановки на Кавказе и возобновление осетино-ингушского конфликта, заявил глава СКП РФ Александр Бастрыкин журналистам в пятницу.

Осетино‑ингушский кофликт 1992 года, который сопровождался вооруженными столкновениями, многочисленными жертвами и исходом ингушского населения, возник в значительной мере из-за вопроса о том, кому принадлежит Пригородный район Северной Осетии.

Из истории

Пригородный район с 1922 года был частью Ингушской автономной области, а с 15 января 1934 года ‑ Чечено‑Ингушской АССР (ЧИАССР). 7 марта 1944 года, после депортации чеченцев и ингушей в Казахстан и Сибирь, район был включен в состав Северо‑Осетинской АССР и заселен осетинами.

24 ноября 1956 года президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, но Пригородный район остался в составе Северной Осетии. В качестве компенсации в состав ЧИАССР были включены три района Ставропольского края — Наурский, Шелковской и Каргалинский, которые ныне принадлежат Чеченской Республике.

В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека (ныне большая часть района к западу от Владикавказа). Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ.

26 апреля 1991 года Верховный совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов", предусматривавший, среди прочего, территориальную реабилитацию ингушей.

В ноябре 1991 года решением Верховного Совета Северной Осетии были созданы незаконные вооруженные формирования ‑ республиканская гвардия и народное ополчение.

В течение 1991 года и вплоть до конца октября 1992 года на территории конфликта совершались многочисленные, явно провокационного характера акты насилия: убийства осетин и ингушей, взрывы ингушских домов. Обеими сторонами в регионе накапливалось оружие.

4 июня 1992 года Верховный Совет России принял Закон об образовании Ингушской Республики без определения границ этой Республики, что привело к обострению территориальных споров в регионе: между Чечней и Ингушетией по поводу Сунженского района и между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района.

Начало конфликта

24 октября 1992 года в столице Ингушетии Назрани объединенная сессия трех райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района Северной Осетии "выражая волю ингушского народа и в целях защиты своих родственников, проживающих в Северной Осетии" приняла противоречащее законодательству России решение "объединить добровольцев в отряды самообороны и организовать их дежурство во всех населенных пунктах Пригородного района Северной Осетии, где проживают ингуши. Дежурство отрядов осуществлять до передачи под юрисдикцию Ингушской Республики всех отторгнутых сталинским режимом земель". Это постановление возлагало руководство отрядами на отделы внутренних дел трех районов Ингушетии; для обеспечения безопасности добровольцам и ингушам, проживающим в Пригородном районе, разрешалось "использование личного огнестрельного и другого оружия...".

В ответ ВС Северной Осетии обратился с ультимативным требованием о разоружении ингушских отрядов и разблокировании всех населенных пунктов, угрожая в противном случае провести боевую операцию с использованием республиканской гвардии и отрядов народного ополчения.

26 октября 1992 года после ряда обсуждений Президиум ВС России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско‑осетинских вопросов.

В ночь с 30 на 31 октября 1992 года в селах Дачное, Октябрьское, Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооруженными формированиями. 31 октября вооруженные отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции. В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе РСО, в г.Владикавказе и прилегающих поселках произошли вооруженные столкновения, в которых участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования (в том числе — пришедшие сюда из Ингушетии), а затем — подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры РФ в период вооруженного конфликта с 31 октября по 5 ноября 1992 года в результате конфликта погибло 583 человека, в том числе 350 ингушей и 192 осетина, было ранено 939 человек, в том числе 457 ингушей и 379 осетин, пропал без вести 261 человек, в том числе 208 ингушей и 37 осетин, подверглись незаконному лишению свободы в качестве заложников 1093 человека, в том числе 708 ингушей и 289 осетин.

1 ноября 1992 года указом президента России Бориса Ельцина на территории Пригородного района было введено чрезвычайное положение и 2 ноября 1992 года образована Временная администрация, состоящая из ее Главы, заместителей, штаба, подчиненных Главе управленческих административных структур.

11 октября 2002 года президенты РСО – Алания Александр Дзасохов и Республики Ингушетия Мурат Зязиков подписали Соглашение "О развитии сотрудничества и добрососедстве".

Оценка событий

<>Официальная оценка событий 1992 года РСО‑Алания была закреплена в материалах 18 сессии Верховного Совета Северо‑Осетинской ССР (ноябрь 1992 года) и II съезда осетинского народа (май 1993 года). В этих материалах конфликт трактуется как "заранее подготовленная, тщательно спланированная, технически оснащенная, поддержанная большей частью ингушского населения Северной Осетии вероломная агрессия бандитских формирований ингушей против суверенной Северо‑Осетинской ССР" с целью захвата и отторжения части Пригородного района и правобережья г. Владикавказа, присоединения их к вновь образованной Ингушской Республике". Руководством СОССР было принят тезис о "невозможности совместного проживания с ингушами", который был отменен только в 1997 году при содействии специального представительства Президента РФ по вопросам урегулирования осетино‑ингушского конфликта.

<>Оценка событий 1992 года ингушской стороной была закреплена в материалах Чрезвычайного Съезда ингушского народа (февраль 1993 года) и Постановлении Народного Собрания ‑ Парламента Республики Ингушетия от 21 сентября 1994 года "О политической и правовой оценке событий октября‑ноября 1992 г. в Пригородном районе и г. Владикавказе Республики Северная Осетия". В этих документах конфликт представлен как "насильственная депортация ингушского населения с территории Северной Осетии, этническая чистка Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии". Статья 11 Конституции Ингушской Республики до сих пор гласит о том, что "возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия – важнейшая задача государства".

<>

За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Подписанные соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов "О реабилитации репрессированных народов" и "Об образовании Ингушской республики". Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально‑психологического климата для совместного проживания представителей двух народов.

 

 

 

Система Orphus: Если вы замeтили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
English
Архив
Форум
     .

 Наши публикациивсе статьи rss

» Перспективы ирано-китайского сотрудничества
» 7: Важно не крепость взять, а войну выиграть*
» ВВС и ПВО Венесуэлы: новые вызовы
» 6: Всякому овощу свое время
» Можно ли «отобрать» доллар?
» 5: Тимур и Амур как зеркало российской внешней политики
» 4: Когда в руке молоток, то все похоже на гвоздь
» 3: Реальная политика состоит в том, чтобы не заме­чать фактов

 Новостивсе статьи rss

» Иран к марту увеличит экспорт нефти до 1,5 млн баррелей в день
» Главной проблемой афганских сил является неэффективное управление
» Судовская Аравия перебросила войска в Турцию, начала учения "Северный гром"
» Из Германии за 4 месяца уехали почти 2000 иракских беженцев
» Учёные назвали страны, страдающие от нехватки питьевой воды
» Сеул самостоятельно принял решение об остановке технопарка Кэсон
» Саудовская Аравия допустила силовое свержение президента Сирии
» Турецкая артиллерия нанесла удар по позициям курдов в Сирии

 Репортаживсе статьи rss

» Cоциальный проект IGOE — как помощь бедным привела к катастрофе!
» Мировые финансы и налог Робин Гуда
» Грузия и НАТО: плановое разочарование
» Как Турция поддерживает террористов в Сирии. Официальное письмо МВД Турецкой Республики
» Как Россия переломила ситуацию в Сирии
» Ледоколы на страже Родины: корабли двойного назначения
» Обзор Аравийского региона (декабрь 2015 – январь 2016)
» Для чего Сергей Лавров посетил ОАЭ и Оман

 Комментариивсе статьи rss

» Карельское восстание 1921—1922 гг
» Глава МИД Сергей Лавров оценил геополитические перспективы
» Апогей кризиса в Сирии
» Закат «Португальского мира»
» США рассчитывают на прогресс по РСМД в ближайшие месяцы
» Мировое доминирование ВМФ США уходит в прошлое
» Банки с Уолл Стрит вызвали обвал нефти?
» Что означают итоги съезда Компартии Вьетнама для страны и ее соседей

 Аналитикавсе статьи rss

» Информационные войны добрались до Шёлкового пути
» Ангела Меркель: скачка на лошади лицом к хвосту
» Мирные переговоры «приостановлены» после триумфа Путина в Алеппо
» Сирия: Пойдёт ли Турция на риск вторжения?
» Соотношение сил в МВФ. Западный блок и блок БРИКС
» Шёлковый дракон захватывает Персидский путь
» Нефть. Идеальный шторм
» Война и мир XXI века. Международная стабильность и баланс нового типа

 

 

 
текстовая версия © 2006-2016 Inca Group "War and Peace"