Регистрация / Вход
текстовая версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Курдские ополченцы заявили о падении последнего оплота ИГ
Арабо-курдские отряды заявили, что взяли под контроль лагерь ИГ* в Сирии
В Сирии осудили решение США выделить "Белым каскам" $5 млн
В Дамаске пройдёт встреча глав генштабов Сирии, Ирака и Ирана
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Осетино‑ингушский конфликт: хроника событий
08.11.08 01:44 Кавказ: зона нестабильности

Основные версии теракта во Владикавказе, где 6 ноября при взрыве погибли 12 человек, - попытка дестабилизации обстановки на Кавказе и возобновление осетино-ингушского конфликта, заявил глава СКП РФ Александр Бастрыкин журналистам в пятницу.

Осетино‑ингушский кофликт 1992 года, который сопровождался вооруженными столкновениями, многочисленными жертвами и исходом ингушского населения, возник в значительной мере из-за вопроса о том, кому принадлежит Пригородный район Северной Осетии.

Из истории

Пригородный район с 1922 года был частью Ингушской автономной области, а с 15 января 1934 года ‑ Чечено‑Ингушской АССР (ЧИАССР). 7 марта 1944 года, после депортации чеченцев и ингушей в Казахстан и Сибирь, район был включен в состав Северо‑Осетинской АССР и заселен осетинами.

24 ноября 1956 года президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, но Пригородный район остался в составе Северной Осетии. В качестве компенсации в состав ЧИАССР были включены три района Ставропольского края — Наурский, Шелковской и Каргалинский, которые ныне принадлежат Чеченской Республике.

В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека (ныне большая часть района к западу от Владикавказа). Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ.

26 апреля 1991 года Верховный совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов", предусматривавший, среди прочего, территориальную реабилитацию ингушей.

В ноябре 1991 года решением Верховного Совета Северной Осетии были созданы незаконные вооруженные формирования ‑ республиканская гвардия и народное ополчение.

В течение 1991 года и вплоть до конца октября 1992 года на территории конфликта совершались многочисленные, явно провокационного характера акты насилия: убийства осетин и ингушей, взрывы ингушских домов. Обеими сторонами в регионе накапливалось оружие.

4 июня 1992 года Верховный Совет России принял Закон об образовании Ингушской Республики без определения границ этой Республики, что привело к обострению территориальных споров в регионе: между Чечней и Ингушетией по поводу Сунженского района и между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района.

Начало конфликта

24 октября 1992 года в столице Ингушетии Назрани объединенная сессия трех райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района Северной Осетии "выражая волю ингушского народа и в целях защиты своих родственников, проживающих в Северной Осетии" приняла противоречащее законодательству России решение "объединить добровольцев в отряды самообороны и организовать их дежурство во всех населенных пунктах Пригородного района Северной Осетии, где проживают ингуши. Дежурство отрядов осуществлять до передачи под юрисдикцию Ингушской Республики всех отторгнутых сталинским режимом земель". Это постановление возлагало руководство отрядами на отделы внутренних дел трех районов Ингушетии; для обеспечения безопасности добровольцам и ингушам, проживающим в Пригородном районе, разрешалось "использование личного огнестрельного и другого оружия...".

В ответ ВС Северной Осетии обратился с ультимативным требованием о разоружении ингушских отрядов и разблокировании всех населенных пунктов, угрожая в противном случае провести боевую операцию с использованием республиканской гвардии и отрядов народного ополчения.

26 октября 1992 года после ряда обсуждений Президиум ВС России предложил смешанной комиссии с участием осетинских и ингушских представителей подготовить проект решения спорных ингушско‑осетинских вопросов.

В ночь с 30 на 31 октября 1992 года в селах Дачное, Октябрьское, Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооруженными формированиями. 31 октября вооруженные отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции. В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе РСО, в г.Владикавказе и прилегающих поселках произошли вооруженные столкновения, в которых участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования (в том числе — пришедшие сюда из Ингушетии), а затем — подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры РФ в период вооруженного конфликта с 31 октября по 5 ноября 1992 года в результате конфликта погибло 583 человека, в том числе 350 ингушей и 192 осетина, было ранено 939 человек, в том числе 457 ингушей и 379 осетин, пропал без вести 261 человек, в том числе 208 ингушей и 37 осетин, подверглись незаконному лишению свободы в качестве заложников 1093 человека, в том числе 708 ингушей и 289 осетин.

1 ноября 1992 года указом президента России Бориса Ельцина на территории Пригородного района было введено чрезвычайное положение и 2 ноября 1992 года образована Временная администрация, состоящая из ее Главы, заместителей, штаба, подчиненных Главе управленческих административных структур.

11 октября 2002 года президенты РСО – Алания Александр Дзасохов и Республики Ингушетия Мурат Зязиков подписали Соглашение "О развитии сотрудничества и добрососедстве".

Оценка событий

<>Официальная оценка событий 1992 года РСО‑Алания была закреплена в материалах 18 сессии Верховного Совета Северо‑Осетинской ССР (ноябрь 1992 года) и II съезда осетинского народа (май 1993 года). В этих материалах конфликт трактуется как "заранее подготовленная, тщательно спланированная, технически оснащенная, поддержанная большей частью ингушского населения Северной Осетии вероломная агрессия бандитских формирований ингушей против суверенной Северо‑Осетинской ССР" с целью захвата и отторжения части Пригородного района и правобережья г. Владикавказа, присоединения их к вновь образованной Ингушской Республике". Руководством СОССР было принят тезис о "невозможности совместного проживания с ингушами", который был отменен только в 1997 году при содействии специального представительства Президента РФ по вопросам урегулирования осетино‑ингушского конфликта.

<>Оценка событий 1992 года ингушской стороной была закреплена в материалах Чрезвычайного Съезда ингушского народа (февраль 1993 года) и Постановлении Народного Собрания ‑ Парламента Республики Ингушетия от 21 сентября 1994 года "О политической и правовой оценке событий октября‑ноября 1992 г. в Пригородном районе и г. Владикавказе Республики Северная Осетия". В этих документах конфликт представлен как "насильственная депортация ингушского населения с территории Северной Осетии, этническая чистка Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии". Статья 11 Конституции Ингушской Республики до сих пор гласит о том, что "возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия – важнейшая задача государства".

<>

За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Подписанные соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов "О реабилитации репрессированных народов" и "Об образовании Ингушской республики". Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально‑психологического климата для совместного проживания представителей двух народов.

 

 

 

Система Orphus: Если вы замeтили ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Российское послание F-35: "Помни Вьетнам"!
» Украинские пчеловоды сорвали экспортёрам контракты на поставку мёда в ЕС
» Министр обороны Великобритании потерял связь с реальностью
» Блестящая стратегия Трампа по разрушению долларовой гегемонии США
» Трамп, как и Горбачев, потерял веру в то, что имело смысл для его страны.
» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разоблачению фейковых обвинений в адрес ВКС России в Сирии
» Потенциал как локальных, так глобальных военных конфликтов на сегодня исчерпан
» Обзор событий в мире, четвертая неделя ноября 2018 года

 Новостивсе статьи rss

» Внешний долг Украины приближается к $115 млрд
» РФ может ввести прямой импорт для ввозимых через Белоруссию растительных товаров
» В Нафтогазе заявляют о готовности к прекращению транзита газа
» Суд в Лондоне приостановил производство по делу об аресте активов "Газпрома"
» Голливуд играет ведущую роль в создании рабочих мест в Америке
» США расскажут о переговорах с талибами представителям России, Китая и ЕС
» СМИ сообщили о задержании экс-президента Бразилии Мишеля Темера
» Минприроды подсчитало стоимость биологических и водных ресурсов РФ

 Репортаживсе статьи rss

» США перебрасывают оружие к Ливии: отразить наступление Хафтара на Триполи?
» Американские должностные лица предлагали моему другу деньги, чтобы вырубить энергетическую систему Тегерана
» Почему украинцы стали лучше относиться к России
» Это конец переработки отходов?
» Haaretz: экстремистская группа, мечтающая править Украиной
» Война против Венесуэлы выстроена на лжи
» Обзор стран Шама-Леванта: кого хотят видеть США вместо себя в Сирии; что сказала Анкара главе МВФ; какие тревожные тенденции наметились в Ливане; и многое другое за январь-февраль 2019
» Пейнтбольный стратег Британии

 Комментариивсе статьи rss

» Американский проект «Большой Центральной Азии» в действии
» МВФ заблокировал финансовую помощь Украине
» Газоразводный процесс: Россия резко сокращает транзит газа через Украину
» У американской элиты возникла уникальная проблема
» Мировой рынок сжиженного газа: проснувшийся гигант
» России не понравилось решение NASA
» Авторитарный вызов либеральной демократии: доклад Института Брукингса
» США отвергли новый черный список ЕС в отношении "грязных денег"

 Аналитикавсе статьи rss

» Американские фабрики троллей
» Является ли экономика наукой?
» «Смертельный номер» с китайским ВВП становится всё опаснее
» Никто не знает, откуда возьмется энергия для электромобилей
» Афганистан рискует стать жертвой конфликта Индии и Пакистана
» Двуличное «миротворчество». Поссорят ли США Индию и Пакистан?
» Базы, базы везде... но не в отчете Пентагона
» Шок молдавских выборов: де-факто победил Плахотнюк, социалисты разгромлены

 

 

 
текстовая версия © 2006-2019 Inca Group "War and Peace"