| Оливер Штункель В последние годы все  более ощутимое китайское присутствие в Африке оказалось в центре  внимания как ученых, так и международных СМИ. Частично это объясняется  тем, что быстро растущее влияние блока БРИКС на африканском континенте  может дать нам ключ к пониманию возможного будущего других регионов. В  то время как мнения о последствиях китайского вовлечения в африканскую  политику расходятся, большинство аналитиков почти ничего не знает об  африканской деятельности Индии, Бразилии, ЮАР или России. В этой  ситуации Патрик Кармоди, преподающий в Тринити-колледже в Дублине,  написал очень глубокий и при этом доступный анализ деятельности БРИКС в  Африке. Один из напрашивающихся вопросов звучит так: является ли  возвышение БРИКС простым приходом "Большой игры" в Африку или же  взаимодействие развивающихся стран - это нечто менее состязательное и  больше отвечающее нуждам бедных? В первых главах своей книги Кармоди  отдает предпочтение второму мнению. Он пишет, что между странами  "развивающегося юга" "сырьевые потоки и социальные отношения носят более  справедливый и менее эксплуатационный характер, нежели в отношениях,  существующих на линии Север-Юг". Это очень серьезное заявление —  и, как бы парадоксально это ни звучало, в книге читатель встречает  немало фактов, заставляющих усомниться в правоте этой позиции. Например,  уже на следующей странице Кармоди признает, что "более 90% китайского  экспорта составляют товары фабричного производства <...>, в то  время как Африка по-прежнему продает на экспорт в основном сырье,  укрепляя таким образом колониальную систему разделения труда". Кармоди  приводит слова другого исследователя, который отмечает следующие  моменты как наиболее важные характеристики кооперации между  развивающимися странами: 1) опыт колониальной эксплуатации и статус развивающейся страны, общие для всех участников; 2) как результат первого пункта — опыт в использовании подходящих технологий развития; 3)  отказ от выстраивания иерархии в международных отношениях и упор на  уважение к независимости членов отношений и невмешательство в дела  других стран; 4) упор на идеи "взаимного развития" и стремление к обоюдной выгоде. Поскольку  некоторые из этих заявлений носят весьма спорный характер, Кармоди  следовало бы четко обозначить свою позицию по отношению к их содержанию,  однако он в большинстве случаев предпочитает воздерживаться от  каких-либо оценок. Такой пассивный подход преобладает на протяжении всей  книги. Страница за страницей усыпаны примечаниями: в каждой главе  Кармоди чрезмерно старательно перечисляет, что другие исследователи  написали по этому вопросу, оставляя мало места для своих собственных  мыслей и выводов. Основная, аналитическая, часть книги разделена  на пять глав, каждая из которых посвящена африканской политике одного из  членов БРИКС. Вторая глава рассказывает о Китае, в ней приводится  интересный практический анализ китайского экономического присутствия в  Замбии, однако читателю остается лишь гадать, насколько справедливо  будет судить на основании этого примера о ситуации в других странах  Африки. Подводя итог, Кармоди пишет: "Китай в определенном смысле  улучшил положение Замбии в плане создания рабочих мест и борьбе с  бедностью, но в то же время возникла и определенная зависимость от КНР". Третья  глава, посвященная роли ЮАР на африканском континенте, вызывает,  возможно, наибольший интерес — учитывая, как мало освещена эта тема.  Например, многих читателей удивит тот факт, что лишь менее 11% торгового  оборота ЮАР приходится на торговлю с другими африканскими странами —  отличная иллюстрация к утверждению о том, что эта страна слабо  интегрирована в свое непосредственное окружение (при апартеиде цифры  были еще меньше). Кармоди приходит к выводу, что ЮАР — не соперник  другим странам БРИКС, а своего рода младший компаньон. Не менее  интересным предстает и анализ роли, которую в Африке играет Индия.  Кармоди совершенно справедливо указывает, что Индия уже не раз получала  выгоду, действуя в тени Китая. Например, в Судане, где Нью-Дели проводит  политику, схожую с китайской, международные СМИ критиковали за  поддержку суданского режима только КНР. В любом случае, индийская  торговля с Африкой процветает. В 2010-2011 годах ее объем составил уже  45 миллионов долларов, причем за последние пять лет этот показатель  вырос на 400%. При этом Кармоди крайне негативно оценивает многие  аспекты индийской деятельности, особенно в Эфиопии, и утверждает, что в  некоторых странах подобная политика Индии может привести к антииндийским  протестам или даже насилию. Формат российского присутствия в  Африке, как справедливо отмечет автор, по своему характеру сильно  отличается от того, что создают сейчас другие члены БРИКС. Такое  положение обусловлено той важной ролью, которую в регионе играл СССР —  например, в Анголе и Мозамбике. После окончания Холодной войны, десятки  российских посольств в африканских странах были закрыты, однако в  последнее время наблюдается противоположная тенденция. Российские  компании вроде Газпрома, Ренессанс Капитала, Лукойла или Роснефти уже  глубоко внедрились в рынки многих африканских стран. Во многом  африканская политика Путина должна пониматься в контексте стремления  России восстановить свой геополитический статус. Уникальным  представляется и положение Бразилии, обусловленное ее культурными и  историческими связями с континентом. Из всех африканских рабов,  привезенных в западное полушарие, лишь 4.4% попали в Северную Америку, в  то время как 35% оказались в Бразилии. Судя по всему, Кармоди считает,  что среди стран-членов БРИКС африканская политика Бразилии оказалась  наиболее успешной. Одна из причин, обусловливающих такое положение, —  то, что бразильские компании в массе своей нанимают больше местных  работников, что создает положительный образ Бразилии в глазах местной  общественности. В то же время автор предполагает, что вне  португалоговорящих стран Бразилия так и останется в Африке лишь "силой  второго порядка". Хотя кто-то может упрекнуть Кармоди в  отсутствии громких выводов, однако эта книга служит важным напоминанием,  что следует быть очень осторожным с общими суждениями при рассмотрении  таких крайне сложных вопросов, как растущая степень вовлеченности новых  держав в жизнь Африки. Подходы Китая, Индии и Бразилии к Африке слишком  сильно различаются между собой, чтобы просто заявить о том, что БРИКС в  целом оказывает вредное или благотворное влияние на континент. Оливер  Штункель — профессор международных отношений в университете Getulio  Vargas Foundation в Сан-Паулу. Он пишет о новых державах в своем блоге  Post Western World. Оригинал публикации: The BRICS’ African Safari  |