Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин и Байден провели телефонный разговор
Патрушев обсудил с помощником Байдена продление ДСНВ
США предложат России продлить СНВ-3 на пять лет
Байден подписал указ о возвращении США в ВОЗ
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Армения — Иран: "Железнодорожная эпопея" завершилась
05.11.16 16:28 Наследники СССР сегодня

Распиаренный вдоль и поперек проект строительства железной дороги Иран-Армения, похоже, будет спущен на тормозах. Идея, о которой долгие годы говорили власти Армении, обещая многомиллиардные инвестиции в экономику страны, откладывается в долгий ящик.

Замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян накануне, 3 ноября, в ходе бюджетных слушаний в Национальном собрании заявил, что у Ирана нет денег на инвестиции в строительство дороги. "Это дорогостоящий проект. Есть определенные договоренности, но их недостаточно для реализации проекта. Ожидания, что Иран может осуществить инвестиции, неверные, поскольку после снятия санкций с этой страны Тегерану самому нужны средства для восстановления своей экономики", — сказал Кочарян журналистам.

По его словам, армянская сторона должна профинансировать свой участок, а иранская — свой. Но проблема в том, что иранский участок дороги практически мизерный — 60 км. Львиная доля полотна должна была пролегать по территории Армении — это около 250 км.

Стоимость проекта оценивается в $ 3,2 млрд. Дорога наикратчайшим путем связала бы Азию с Центральной Европой. О старте проекта было объявлено в начале 2013 года.

Строительство дороги было одним из краеугольных камней предвыборной программы президента Армении Сержа Саргсяна в 2008 году. Кроме того, данный проект постоянно фиксировался в программах правительства Армении в 2012-ом, 2013-ом и 2014-ом гг.

Однако проблема строительства с самого начала упиралась в банальное отсутствие инвесторов. Судя по всему, изначально в качестве основного инвестора "по умолчанию" рассматривался именно Иран. Но тогда армянские чиновники и экспертное сообщество в унисон утверждали, что находящийся под санкциями Иран "в настоящее время испытывает финансовые трудности", чем и обусловлена задержка многочисленных проектов с Арменией, в том числе и строительства дороги. Обществу говорилось, что как только Иран выйдет из-под режима санкций, совместные проекты получат второе дыхание.

Сегодня Иран частично вышел из-под санкций, но оказывается, высвобожденные теперь средства Тегеран планирует направить на развитие собственных проектов, а прокладывать рельсы по территории Армении не хочет. И это понятно, тем более, что аналогичный проект реализуется с Азербайджаном.

Речь идет о железной дороге Казвин-Решт-Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). Дорога является частью транспортного коридора "Север-Юг", который призван соединить Северную Европу с Юго-Восточной Азией. Он будет служить связующим звеном для железных дорог Ирана, Азербайджана и России. С учетом этого, вопрос, зачем Тегерану раскошеливаться для второго полотна в том же направлении — через Армению, звучит даже не риторически. К тому же, не будем забывать, что львиную долю расходов на строительство дороги Казвин-Решт-Астара берет на себя Азербайджан. В июне этого года Иран и Международный банк Азербайджана договорились по вопросу выделения кредита в размере $ 500 млн с целью реализации данного проекта.

Что касается дороги Иран-Армения, такая участь проекта объясняется тем, что власти Армении фактически не сумели уговорить, убедить иранских партнеров в необходимости и полезности армянского транзита. И не только иранских. В сентябре прошлого года тогдашний премьер Овик Абрамян совершил визит в КНР. Пресса тогда пестрела заголовками о том, что Армения привлечет китайские инвестиции в строительство железной дороги Иран-Армения. Более того, отмечалось, что потенциальных инвесторов несколько. Однако Абрамян спустя год с момента визита в Пекин ушел со своего поста, и, судя всему, "унес" с собой и "китайских инвесторов".

Возможно, помимо отсутствия практического потенциала в лоббировании и отстаивании армянской властью национальных интересов, среди причин, похоронивших проект, следует рассматривать и чересчур неэффективную систему управления при реализации Арменией столь масштабных программ. Для того, чтобы в этом убедиться, следует рассмотреть схожий проект — строительство автомагистрали Север-Юг.

Правительство Армении 14 января 2010 года одобрило инвестпрограмму строительства транспортного коридора от иранской до грузинской границы Армении, а также рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития на сумму $ 500 млн. Ереван привлек для реализации проекта 60 млн евро из Европейского инвестиционного банка. Общие затраты на автомагистраль Север-Юг оцениваются в $ 967 млн. Коридор общей протяженностью в 556 километров обеспечит выход из Ирана к Черному морю и европейским странам через территорию Армении и Грузии. Строительство коридора изначально ранее планировалось полностью завершить в 2017 году. До намеченного срока остается год, однако о завершении строительства пока нет и речи. То и дело всплывают факты злоупотреблений, неэффективной растраты и разбазаривания средств. Не помогают решить проблему и многочисленные разносы во время заседаний правительства. Еще в июле этого года на одном из таких заседаний Овик Абрамян обрушился с критикой на Минтранс и испанскую компанию-подрядчика "Изолюкс Корсан". Последняя была оштрафована за многочисленные недостатки при строительстве отрезка дороги Ереван-Арташат. По некоторым сведениям в СМИ, к этим махинациям имел отношение и теперь уже бывший министр транспорта Гагик Бегларян. Случай с подрядчиком — лишь один из многочисленных эпизодов, полное перечисление которых заняло бы не одну страницу.

Учитывая подобный проблематичный ход строительства автомагистрали, не исключено, что железная дорога стала бы второй такой "черной дырой", которая постоянно поглощала бы все новые и новые кредитные средства. На этом фоне заявления представителя армянского МИД лишь подтвердили тезис экс-главы РЖД Владимира Якунина о том, что проект строительства железной дороги Иран-Армения лишен эффективности. "Это как прорубить окно в стену соседнего дома", — говорил он в прошлом году, за что удостоился неистовой критики в армянских СМИ.

 

tur05.11.16 20:16
между заголовком и содержанием никакой связи не прослеживается. Хотя факты, приведённые в статье, даже преименьшены. Из 550 км дороги, о которой говорили в статье, построенно 50-60 км.

А заголовок статьи больше отражает желание каких то кругов, чем реальность. Буквально на днях было сообщение о том, что Армения и Иран ратифицировали некий меморандум о газовом транзите. В Армении постоянно ошиваются различные делегации связанные с обсуждением различных аспектков транзитныx вопросов из Ирана в Евпопу через Армению
коллега06.11.16 12:53
Одна радость - Россию не приплетают к финансированию этой дороги. Хотя могли бы: ЕАЭС, браццво и прочая фигня. Но, видимо, совсем нет зацепок. Пусть различные делегации и обсуждают различные аспекты. Все бюджет России целее будет.
tur06.11.16 15:50
>Одна радость - Россию не приплетают к финансированию этой дороги.

а чему тут радоваться то ? тому, что союзник РФ не имеет надёжного транспортного сообщения с РФ, что влияет и на безопасность, и на экономическое развитие ? Контейнер из США в Поти стоит примерно столько же, сколько из Поти в Ереван, а была бы конкуренция для Грузин, стоимость была бы совсем иной. Да и ж/д дорогу через Абхазию сразу открыли бы, на сегодня из-за этого проблемы только Армении

Было бы надёжное ж/д сообщение, военную базу в Ереване могли бы использовать для войны в Сирии - всё лучше, чем из РФ летать бомбить.

Но из-за логистических проблем эту базу невозможно использовать по назначению

iz0906.11.16 21:46
Давно уже Иран связан с Азербайджаном, из чего делайте выводы насчет "железнодорожной эпопеи" Ирана и Армении.
Юru07.11.16 07:12
> tur
>Одна радость - Россию не приплетают к финансированию этой дороги.

а чему тут радоваться то ? тому, что союзник РФ не имеет надёжного транспортного сообщения с РФ, что влияет и на безопасность, и на экономическое развитие ? Контейнер из США в Поти стоит примерно столько же, сколько из Поти в Ереван, а была бы конкуренция для Грузин, стоимость была бы совсем иной. Да и ж/д дорогу через Абхазию сразу открыли бы, на сегодня из-за этого проблемы только Армении

Было бы надёжное ж/д сообщение, военную базу в Ереване могли бы использовать для войны в Сирии - всё лучше, чем из РФ летать бомбить.

Но из-за логистических проблем эту базу невозможно использовать по назначению

Видите ли, в едином обществе - всё общество отвечает за единость правил. В СССР Армиения рвалась из этих правил.
В едином государстве - оно же, государство, отвечает за свою целостность и жизнь на каждом квадратном километре общей земли.
В СССР Армения рвалась из этого общего государства. Да и сегодня там с ума сходят. Уверяют, что армяне превыше всех. И русские им не нужны, едва ли не паразитируют на Армении.
Отчего вдруг Россия должна нести ответственность за наличие ЖД в Армении? Помочь в меру сил наши, в меру договоров - это можно.
Но нести на себе всю ответственность - это уже не по справедливости. Армения свободна в договорах и в самом праве обеспечивать сам факт своего существования. получается - хорошо.
НЕ получается? За это несёт ответственность только и исключительно само государство Армения.
Россия вкладывала в регион столько, что сейчас такое невозможно. А по здравом размышлении - ещё и не нужно. Без толку, лишнее это всё.
Ваш выбор, вам и отвечать за всё. Жить, или уже как получится.
Прошло 25 лет.
Самое время отвечать за всё САМИМ.
Россия в этом мешать не будет.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Алексей Навальный: История превратилась в фарс
» С Новым Годом!
» Девятое криптопослание Блинову, Фридману и... Глазьеву.
» Алексей Скрипалевич Навальный
» Дж.Сорос о "доктрине Сороса" и препятствующей глобализму политике США
» История в стиле минимализм
» Исраэль Шамир о феномене и опасности «мирового еврейства». Компиляция.
» Дискурс драпировки Мавзолея

 Новостивсе статьи rss

» МВФ повысил прогноз по экономике России
» "Газпром" сообщил о результатах второго этапа строительства "Силы Сибири"
» Путин и Байден провели телефонный разговор
» Турция готова производить миллионы доз «Спутника V» с передачей технологий
» Россия и Иран договорились о сотрудничестве в сфере информбезопасности
» Премьер Италии подал в отставку
» К концу года 86,2% населения будут получать чистую питьевую воду
» ВСМПО и Boeing договорились о долгосрочных поставках титановой продукции

 Репортаживсе статьи rss

» Мантуров рассказал "РГ" о лекарствах от COVID-19 и заказах на МС-21
» Они потеряют все. За "восстание школьников" заплатят миллионы
» Энергетика на пороге изменений технологии энергогенерации
» Израилю пришлось извиняться перед Саудовской Аравией
» Анонс «золотой пятилетки»
» Наказали долларом: республиканцы остаются без денег от корпораций
» Александр Бастрыкин - о самых громких расследованиях за 10 лет работы Следственного комитета
» РЖД взломали по-крупному

 Комментариивсе статьи rss

» Die Welt (Германия): избыточные долги Америки ставят доллар под угрозу краха
» "Решили не бороться с русскими". В Латвии у националистов новый противник
» «Strategic Culture»: Единственная территория свободы слова для американских консерваторов – Россия
» Как слабости Америки способствуют успехам России
» Нужно ли вводить в России ковид-паспорта
» ДЗЯО жизни: почему РФ не поддерживает договор о запрете ядерного оружия
» Иллюзия свободы слова
» Spectator: гиганты Кремниевой долины помешали Трампу удержаться в Белом доме

 Аналитикавсе статьи rss

» Цель, механизм и причина «бунта навальных»
» Foreign Affairs (США): американская политическая система прогнила насквозь?
» Госпереворот имени Байдена: причины и выводы
» Литва не может определиться, с кем она – с Вашингтоном или Брюсселем
» Тупик европейского выбора: экономика Украины у разбитого корыта
» Место России в мире американских корпоративных анклавов
» Долго ли продержится протекторат США над Европой: под видом расширения ЕС создаются «внутренние колонии» Германии
» Решающая роль Германии в потере Грузией трети исторических земель в 1918 г.
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2020 Inca Group "War and Peace"