Весной 2014 года в Турции пройдут региональные выборы. Их результат, по мнению многих турецких экспертов, предопределит и исход парламентских, а затем и президентских выборов, а, следовательно, и перспективы курса, проводимого правящей партией "Справедливость и развитие". Ситуацию комментирует тюрколог, директор центра "Ближний Восток - Кавказ" Международного института новейших государств (МИНГ),- Станислав Тарасов.
До недавнего времени главной особенностью деятельности правящей партии являлись успехи в экономических реформах, ориентированных на построение сильной Турции. В то время как оппозиционные партии не смогли предложить народу Турции ничего нового в плане экономики. Годовой рост 7-10%, что является наилучшим результатом за последние 40 лет не только в Турции, но и во всей Европе. Это позволило два года назад правящей партии "Справедливость и развитие" получить на выборах почти 50% голосов избирателей, сформировать однопартийное правительство во главе с лидером партии Реджепом Эрдоганом. Поэтому, когда вице-премьер Турции Али Бабаджан заявляет, что экономика Турции развивалась более успешно, нежели экономики некоторых стран Европейского союза, с ним не поспоришь.
Но парадокс в том, что в момент, когда глобальная экономика вновь возвращается к модели, хоть и небольшого, но роста, турецкая экономика начинает переживать непростые времена. В первом и втором квартале 2013 года рост ВВП составил лишь 3,3 и 4 %. Но это не обещанный рост в 8%. По мнению представителя МВФ в Турции Марка Льюиса, в следующем квартале Турцию ждет продолжение падения показателя ВВП.
По данным Турецкого института статистики, уровень безработицы в стране вырос до 9,3% в июле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К концу года, по мнению экспертов, этот показатель достигнет 9,5%. Без работы в Турции остаются 3 млн человек. Хотя только еще в прошлом 2012 году в Турции был зафиксирован один из рекордно низких уровней безработицы. Помимо этого, негативом для экономики Турции стал отток из страны иностранного капитала. Одной из причин этого явления называют жёсткое подавление правительством антиправительственных протестов и участие ее в антисирийской компании.
Главный экономист по рынкам Турции Burgan Bank Мерт Йылдыз обратил внимание на то, что стране предстоит серьёзный кризис или в лучшем случае годы медленного роста. Он также отметил, что дни, когда турецкие активы считались фаворитами на финансовых рынках, остались позади. На сегодняшний день турецкие активы торгуются около рекордно низких уровней, а динамика лиры в этом году является одной из наихудших среди валют emerging markets. На данный момент внешний долг Турции составляет около 350 млрд. долларов, причём более половины долга должно быть погашено или рефинансировано в течение одного года.
Все это и предопределило проблемы при прохождении через парламент страны проекта на 2014 год. Как сообщают турецкие СМИ, в бюджетной комиссии происходят по этому поводу бурные дебаты. Они, по мнению газеты Sabah, во многом политизированы. По оценке экспертов, особенностью ситуации является то, что правящая партия, затягивая проведение политических реформ, переоценила запас экономической прочности, и теперь для сохранения своих позиций, вынуждена в своих предвыборных действиях комбинировать экономику с политикой. Может случиться и так, что инициированные правительством реформы политической системы в стране, которые планировалось сделать главным стержнем предстоящих избирательных компаний, могут провалиться именно из-за трудностей в экономике. Потому, что на этом направлении нет простых решений, поскольку существующая модель экономики исчерпала свой ресурс.
Вот, видимо, почему премьер Эрдоган, обращаясь на днях к парламентской группе правящей партии, заявил, что Турция в будущем будет великим государством. Обращение к будущему, а не к сегодняшнему дню со стороны премьер-министра не случайно. Если партия Эрдогана справится с кризисом, как это уж бывало, то Турция может постепенно выйти на новый курс. Если же в ходе предстоящих региональных выборов позиции правящей партии пошатнутся, то можно смело прогнозировать вступление страны в период неизбежных политических потрясений. Но как все будет на самом деле - покажут выборы.