После победы китайских зенитных ракетных комплексов HQ-9 на турецком тендере, давление США и НАТО на правительство Турции неуклонно усиливается. От Турции требуют пересмотреть решение о закупке китайских систем и уже сейчас есть признаки того, что решимость Анкары продолжать сделку начинает ослабевать.
Тучи вокруг сделки сгущаются. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что китайские системы будут иметь проблемы с совместимостью со стандартами НАТО. Некоторые натовские чиновники говорят о том, что китайские системы могут играть роль некоего "вируса" в системе ПВО альянса. На возражения Эрдогана о том, что НАТО использует российские системы, Расмуссен ответил, что это исключительно системы, оставшиеся в наследство от СССР, и они постепенно снимаются с вооружения.
Это не соответствует действительности. Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" и "Тор-М1" были поставлены входящей в НАТО Греции в постсоветский период. Греция также использует российские ЗРК С-300ПМУ1, находящиеся в том же классе, что и китайские HQ-9.
Страны НАТО имеют на вооружении разные типы зенитных ракетных комплексов с несовпадающими тактико-техническими характеристиками. Их "совместимость" заключается в использовании единых стандартов связи и обмена данными. Это необходимо для того, чтобы интегрировать данные зенитные ракетные комплексы или другие типы оружия в единую автоматизированную систему управления ПВО.
Нет никаких проблем во внесении соответствующих изменений в конструкцию китайских систем, тем более что по условиям конкурса, они будут собираться на турецких предприятиях и турецкие компании должны будут принять активное участие в их производстве.
Германия, после объединения страны в 1990 году, продолжила использовать оставшиеся в наследство от ГДР истребители МиГ-29. Эти самолеты были полностью интегрированы в германскую систему ПВО и активно участвовали в учениях. Когда в ВВС ФРГ начали поступать новые самолеты Eurofighter, старые МиГ-29 не были списаны — их передали Польше, другому члену НАТО, где они продолжают нести службу.
Очевидно, не возникло никаких проблем с их интеграцией с натовской системой управления. Никогда не говорилось о том, чтобы использование этих российских систем привело к утечке каких-либо данных в Россию.
США, со своей стороны, выражают обеспокоенность в связи с тем, что CPMIEC, китайская компания-посредник, выигравшая турецкий тендер, находится под американскими санкциями за распространение ракетных технологий в такие страны, как КНДР, Иран и Пакистан. Однако Турция не может нести никаких обязательств в связи с американскими санкциями, объявленными в одностороннем порядке.
Противодействие сделке со стороны западных стран не имеет ничего общего с проблемами совместимости комплекса HQ-9 и техники НАТО, или с техническими характеристиками комплекса. Американцы и европейцы разочарованы своим поражением в крупном тендере на поставку оружия, но и экономические причины давления на Турцию всё же являются второстепенными.
Действия США и НАТО вызваны, прежде всего, политическими соображениями. Столь крупная сделка по поставке китайского оружия Турции привела бы, с одной стороны, к заметному усилению китайских позиций на Ближнем Востоке, а с другой — ослабила бы зависимость Турции от Запада в военно-технических вопросах. Ситуация вокруг турецкой сделки, таким образом, является очередным эпизодом глобальных усилий США по сдерживанию быстро растущего китайского политического и военного влияния. Насколько успешными они окажутся?
Турецкий премьер Эрдоган уже заявил, что решение о закупке китайских систем не является окончательным и если в процессе испытаний комплекса или подготовки контракта возникнут проблемы, может быть объявлен новый конкурс.
Зенитные ракетные комплексы большой дальности, такие как HQ-9 — одни из самых сложных систем оружия. Переговоры по передаче технологий не могут идти легко, а при их изучении наверняка возникнет много мелких технических проблем.
Таким образом, у Турции вплоть до самого последнего момента, до подписания обязательного контракта, будет предлог для того, чтобы отказаться от сделки.