"Армия ислама" в Сирии убьет одних и обогатит других. Ее победа нереальна и никому не нужна. Почему? То, что сирийская революция превратилась в "джихад" – свершившийся факт. Большинство из тех, кого Запад представлял "светскими силами", воюющими под лозунгами "свободы и демократии" ради "избавления Сирии от тиранического режима", теперь или открыто заявили о единстве с "Аль-Каидой" или имеют схожие с ней взгляды на будущее этой страны.
24 сентября в Алеппо 13 радикальных группировок, включая филиал "Аль-Каиды" Джабхат-ан-Нусра, объявили об объединении в новый альянс - "Исламскую коалицию" - и полном отделении от поддерживаемой Западом "светской" оппозиции в лице "Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил" (НКСРОС) и ее "Свободной сирийской армии" (ССА).
Это окончательно развеяло распространяемый на Западе миф о единстве ССА. В коалицию вошли наиболее боеспособные "боевые части" ССА: Ахрар-аш-Шам и Лива ат-Таухид. Более того, "Исламская коалиция" отказалась от помощи Запада. Объявление "Аль-Каидой" открытой войны за власть в Сирии стало крайне неприятной новостью как для США, так и для Саудовской Аравии.
Ответ саудитов был предсказуем. 29 сентября еще 43 исламистских отряда уже под Дамаском заявили о создании общей "Армии ислама" (Jaysh al-Islam). Командующим "армией" стал бывший командир группировки Лива-аль-Ислам Захран Аллуш. Его "бригада" ранее тоже входила в состав ССА. Сейчас именно "Армия ислама" в Саудовской Аравии представляется главной силой сирийской оппозиции, которая сможет одолеть и режим Асада и "Аль-Каиду". Сможет ли?
Даже для группировки боевиков в районе Дамаска создание "Армии ислама" не имеет сколько-нибудь серьезного стратегического значения: она так и остается здесь всего лишь одной из нескольких группировок. Да и сил не прибавилось. Сорок упомянутых в его заявлении "бригад" и "батальонов" фактически уже существовали под крышей Лива-аль-Ислам. Названия пары-тройки остальных были до этого вообще неизвестны, а остальные "новые бригады" совсем невелики.
Но, возможно, "Армия ислама" привлечет в свои ряды тысячи истинных патриотов Сирии, уставших от засилья террора и несправедливости? Вряд ли.
В недавнем интервью телеканалу "Аль-Джазира" Захран Аллуш ясно высказал свои взгляды на будущее Сирии. По его мнению, оно заключается в "возрождение империи Омейядов" (2-й исламский халифат со столицей в Дамаске) и "очищении" Сирии от иранцев, шиитов и алавитов. Как и большинство лидеров повстанцев, он воспринимает религиозные меньшинства в Сирии, как кафиров (неверных), которые должны или принять его салафитскую интерпретацию ислама, или быть убитыми. По поводу гражданского общества и демократии Аллуш высказался еще определенней: "Ислам не может прийти к власти через демократию, виноград не может прорасти сквозь тернии. Как правду нельзя смешать с ложью, так и ислам не может существовать вместе с секуляризмом".
Похоже, проект саудитов создать свой вариант "освободительной армии" для Сирии еще более невыполним, чем западный проект развалившейся ССА. Сирийская история все больше напоминает регулярную и безрезультатную смену "спонсоров" в Афганистане. Там результат бесконечной подпитки деньгами и оружием всех сторон конфликта очевиден – конца войне не видно. Может, очередная "бесконечная война" и есть та самая стратегическая цель?
Полевым командирам такая цель по душе. Как заявил один из высокопоставленных западных чиновников, "военный аспект (создания "Армии ислама") не имеет значения. Это политический шаг. Все эти новые повстанческие группировки просто переименовывают сами себя и создают новые руководящие структуры. Это часть внутренних политических игр, в которых главное - борьба за ресурсы".
Итак, руководству новых "армий" - огромные состояния, рядовым бойцам – смерть, населению Сирии – страдания и страх. И никаких переговоров, пока Сирия не станет или исламским эмиратом "Аль-Каиды", или салафистским "халифатом". Она, конечно, не станет. Но, пока на войну дают деньги, будут и поводы ее продолжать.