Сидячую забастовку пытались объявить рабочие Комсомольского авиационного завода, производящего военные истребители Су-35 и пассажирские "Сухой Суперджет 100", еще до новогодних праздников. Правда, в пресс-службе завода сказали, что КнААЗ - это режимное предприятие, и проведение каких бы то ни было забастовок на нем запрещено. Но из-за появившихся сообщений в СМИ на заводе создана специальная комиссия, которая проверит, как оплачивается труд работников завода. Итак, в конце уходящего года вышли на работу, но принципиально отказались трудиться сотрудники цеха №26 Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода. Это 25 слесарей-женщин, производящих детали для воздушных судов. "Работницы не согласны постоянно перерабатывать в выходные и будни, выбиваться из сил, чтобы получать копейки", - сообщила работница Светлана Ткаченко, проработавшая на КнААЗе 17 лет. "В месяц мы должны закрыть табель на 150-160 рабочих часов. Это "стоит" 20 тысяч рублей, - объясняет Светлана Ткаченко. - Есть еще добровольно-принудительные сверхурочные 50 часов в месяц. Без них больше 20 тысяч рублей вам не светит". В зачет идет только то время, которое затрачено непосредственно на изготовление деталей, время на подготовку не учитывается. А чтобы изготовить одну деталь, работники должны получить специальные шаблоны и инструкции. Для этого им надо отправиться в другой цех, отстоять очередь на склад, найти эти шаблоны самим на огромном складе, так как людей на складе тоже не хватает. Нередко на подготовку детали, которую делать минуту, уходит и полчаса, и больше. Нормативы составлены таким образом, что выполнить их и при этом сохранить здоровье и семейную жизнь, просто нереально, говорят работницы. "За три месяца с сентября по ноябрь я получила 27 тысяч, то есть в среднем по 9 тысяч в месяц. И это с учетом всех переработок. Скажите, можно на такие деньги прожить?" - возмущается Светлана. "Я получаю намного больше - в месяц около 40 тысяч рублей, но за эти деньги я выкладываюсь так, что сил ни на что не остается. Помимо добровольно-принудительных сверхурочных, я еще выхожу работать и в субботу, и в воскресенье. Меня не видят родные и друзья - в цехе я практически ночую, а иначе норму не вытянуть", - рассказывает другая работница Марина Емец. По их словам, падение зарплаты началось постепенно, полтора-два года назад, а полгода назад стало совсем невмоготу. "Нам все обещали, что вот-вот станет лучше, что там, наверху, разберутся. А мы все верили, пока не поняли, что никому до нас дела нет, и нас просто обманывают. Все, что мы хотим, это работать с восьми до шестнадцати и зарабатывать положенные нам деньги", - говорят Светлана и Марина. Ранее работники уже обращались по этому поводу с письмом в заводскую профсоюзную организацию, однако ответа не получили. Производство самолетов Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) - 2011 год - всего четыре машины,
- 2012 год - 12 самолетов,
- 2013 год - 25 самолетов,
- 2014 год - 41 самолёт,
- 2015 год - компания намерена увеличить
производство до 50 судов. "Наше начальство нам прямо запретило что-либо рассказывать СМИ. Теперь мы опасаемся, что от нас, нелояльных, начнут избавляться. Мы портим блестящий имидж завода как передового предприятия, где работать почетно и престижно", - говорят сотрудницы завода. Депутат гордумы Комсомольска-на-Амуре Олег Паньков готов поддержать протестующих рабочих КнААЗа. "Низкие зарплаты на передовом авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре - это тайна, известная всем. Рабочие завода уже не первый раз пытаются защитить свои трудовые права, и в этом стремлении их надо поддержать", - говорит депутат-коммунист Комсомольской гордумы Олег Паньков. "Маленькие зарплаты на КнААЗе - это секрет Полишинеля, - продолжает он. - Сейчас, чтобы получить хорошую зарплату, работнику на авиастроительном надо работать по 12 часов в день, и в субботу, и в воскресенье, и никого не волнует, когда ж тогда жить. А руководители завода утверждают, что у нас все хорошо, все в шоколаде. Нам надо встретиться и согласовать общие действия, надо работниц поддержать, потому что когда люди начинают бороться за свои права, начинаются гонения на них". В его деятельности этот случай протеста не первый: раньше, где-то с год назад, по этому поводу уже встречались сотрудники другого цеха КнААЗа. "Меня удивляет, что и в прошлый раз и в этот активность проявляют женщины, а мужчины ведут себя, как телята", - отмечает гордепутат. В целом навыки цивилизованной защиты трудящимися своих трудовых прав пока в зачаточной стадии, считает депутат. "Такие способы, как забастовки, митинги, коллективные обращения, петиции, так и не прижились в России. Пока существует два основных способа протеста: уволиться, а потом напиться, и напиться, а потом уволиться", - отмечает Олег Паньков. "На фракции мы обсудили вопрос о протестующих работниках КнААЗа, - поддержал коллегу депутат Законодательной думы Хабаровского края Вадим Воеводин. - Мы понимаем прекрасно, что его надо решать на уровне Москвы, потому что руководство завода там, там вице-премьер Рогозин, который курирует вопросы оборонной промышленности, там администрация президента. Поэтому мы сейчас намерены связываться с фракцией КПРФ в Госдуме". Проблема с кадрами на Комсомольском авиационном возникла не вчера. Неумение работать с молодыми специалистами, неготовность брать на себя ответственность за обучение и воспитание кадров, заниматься вопросами низкой зарплаты уже подвергал острой критике губернатор Вячеслав Шпорт на последнем расширенном заседании краевого правительства. Однако руководство завода, похоже, так и не сделало правильных выводов, что привело к конфликту между работниками и руководством завода. По материалам AmurMedia.ru |