Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин в Самаре собрал совещание по двигателестроению
"Есть хорошие предложения". Путин рассказал о будущем России и мира
Двадцать шесть европейских стран обязались разместить войска на Украине
Патрушев рассказал о планах НАТО использовать японский флот
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Российский флот изменяет масштаб своих океанских амбиций
04.11.09 21:54 Армия, ВПК, спецслужбы
Джейкоб У. Кипп, ′The Jamestown Foundation′, США

В начале октября заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин объявил о решении вывести из консервации два тяжёлых атомных ракетных крейсера (ТАРКР – оригинальная аббревиатура ВМФ РФ, иногда сокращаемая до ТАРК; в источнике же ошибочно для всех описываемых крейсеров используется аббревиатура ТАКР — прим. ред.) и присоединить их к действующему флоту. Это решение было принято всего через год после того, как "Пётр Великий", четвёртый корабль в своем классе и единственный из находящихся в строю, предпринял дальний поход из Североморска – базы Северного Флота – по Средиземному и Карибскому морям, Южной Атлантике и Индийскому океану. В этом плавании, продолжавшемся с 22 сентября 2008 года по 10 марта 2009 года, "Пётр Великий" обозначил военно-морское присутствие – он принимал участие в маневрах с дружественными силами Венесуэлы и Индии, заходил в порты и даже привлекался к операциям против пиратов у побережья Сомали. Остановка "Петра Великого" в порту Ла-Гуайра (город в Венесуэле, аванпорт Каракаса на Карибском море — прим. ред.) в конце ноября совпала с государственным визитом Дмитрия Медведева, который приехал в Венесуэлу чуть позже (Интерфакс, 2 октября).

Этот поход провозгласил возвращение российских военно-морских сил на мировую арену. После введения в строй в 1998 году, приуроченного к трёхсотлетию российского флота, "Петра Великого" несколько лет преследовали неудачи. В августе 2000 года он принял участие в учениях, во время которых взорвалась и затонула атомная подводная лодка "Курск". В марте 2004 года адмирал Владимир Куроедов – в то время главнокомандующий военно-морским флотом – заявил о его неспособности выходить в море из-за технических неисправностей. Корабль был поставлен в сухой док на ремонт и снова присоединился к Северному флоту в августе 2004 года. В 2008 и 2009 годах он стал символом российского военно-морского присутствия. Вместе с кораблями своего проекта он является самым большим из атомных надводных военных кораблей (исключая авианосцы) и часто обозначается устаревшим термином "линейный крейсер".

Командование российским флотом сочло поход настолько успешным, что Министерство обороны раскрыло планы по модернизации и вводу в строй двух других кораблей такого же класса: "Адмирала Лазарева" и "Адмирала Нахимова". Четвёртый из ТАРКРов – "Адмирал Ушаков" (первоначальное название "Киров", построен в 1970-х годах на Балтийских верфях в Ленинграде) – с 1999 года находится в Северодвинске на модернизации и также может присоединиться к флоту. Замминистра Поповкин говорил, что вводимые в строй тяжёлые атомные ракетные крейсера планируется отправлять и на запад, и на восток в целях защиты морской торговли Российской Федерации.

Андрей Кокошин, бывший первый заместитель министра обороны, считает, что после модернизации эти корабли будут обладать и иными возможностями. В интервью Сергею Викторову из газеты "Красная Звезда", Кокошин назвал эти меры "необходимыми, своевременными и чрезвычайно важными". Он особо отметил дальний поход "Петра Великого" и демонстрацию военной мощи вкупе с военно-морским влиянием подобных кораблей в различных областях земного шара ("Красная звезда", 3 октября). При постройке ТАРКРов во времена Холодной Войны, им отводилась роль флагманов российских соединений, борющихся против авианосцев. В 1990-х Кокошин поддержал выделение средств на достройку "Петра Великого" в чрезвычайно сложной материальной и финансовой обстановке. Этот проект помог сохранить ключевые составляющие судостроительных мощностей в Ленинградской области, в то время как на Украине верфи приходили в упадок, а предприятия, связанные с Северным и Тихоокеанскими флотами, были перегружены задачами по демонтажу атомных подводных лодок. Заказ не только обеспечил сохранение балтийской судостроительной базы, но и поддержал высокую квалификацию рабочих, корабельных механиков и конструкторов, что позже помогло возродить верфи Северного флота.

В новой финансовой ситуации модернизированные ТАРКРы видятся Кокошину как "ударные крейсеры" передовой конструкции: с использованием новейших материалов, современными противокорабельными ракетами и системами противовоздушной обороны уровня "Иджис", а также с возможностями последних систем управления боем (C4ISR – Управление, Контроль, Связь, Компьютерная техника, Разведка, Наблюдение и Рекогносцировка — прим. пер.) и электронной борьбы. Приписанные к Северному и Тихоокеанскому флотам, эти суда будут ключевой составляющей в возрождаемой концепции превращения Ледовитого Океана и Охотского моря в "бастионы", где под охраной флота смогут безопасно базироваться российские силы ядерного сдерживания в виде подводных лодок с баллистическими ракетами. Также эти суда вместе с кораблями сопровождения могут быть "свободными военно-морскими силами для защиты российских государственных интересов в мировом океане". Кокошин особо указал на необходимость присутствия пары таких крупных надводных военных кораблей в Азиатско-Тихоокеанской зоне, где они могут внести свою лепту в создание нужной политико-психологической атмосферы на российском Дальнем Востоке и обозначить более значительное военно-морское присутствие в этом районе и в Индийском океане ("Красная Звезда", 3 октября).

В тоже время, тяжёлые авианесущие крейсера (ТАВКР – оригинальная аббревиатура ВМФ РФ, иногда сокращаемая до ТАКР; в источнике же аббревиатура ТАКР используется для обозначения как ракетных, так и авианесущих крейсеров  — прим. ред.) изначально задумывались как флагманы и командные платформы авианосных соединений. А в настоящий момент Россия имеет всего один авианосец* – "Адмирал Кузнецов", приписанный к Северному флоту. В прошлом году Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий обрисовал план создания шести авианесущих соединений – трёх на Северном флоте и трёх на Тихоокеанском (Интерфакс, 27 июля 2008).

Однако ни на одной российской верфи производство таких кораблей пока не началось. Тем не менее, русские продолжают работы по затянувшейся перестройке "Адмирала Горшкова" – авианесущего корабля класса "Киев" – для ВМФ Индии под новым именем "Викрамадитья". "Викрамадитья" будет разительно отличаться от кораблей класса "Киев" – носовое вооружение будет снято и заменено авиа-катапультой, а в кормовой части его угловой палубы будет располагаться тормозное устройство. Это позволит организовать короткий катапультируемый взлет с палубы и принудительную остановку при посадке (STOBAR). Модернизация предусматривает также установку электронных систем, сконструированных в Европе, и улучшенные условия проживания для экипажа. Данная работа производится в Северодвинске, что позволит тамошним судостроительным предприятиям развить необходимую производственную базу для будущего выпуска авианосцев. В прошлом месяце на "Адмирале Кузнецове" прошли учения по взлёту и приземлению истребителей МиГ-29К/КУБ, которые Министерство обороны Индии заказало для "Викрамадитьи". Комментируя их успешное завершение, Михаил Погосян – генеральный директор компании "Сухой" – сказал, что российскому Министерству обороны понравится самолет, имеющий усовершенствованную авионику и радар "Жук-МЭ" со щелевой антенной решеткой ("Известия", 1 октября).

Все эти разработки указывают, что стремление России построить океанские военно-морские силы на базе своих Северного и Тихоокеанского флотов вполне реально, и что его исполнение уже идет своими нетрадиционными путями.

Опубликовано: Eurasia Daily Monitor, Том 6, выпуск 200

* Все советские и российские авианосцы обозначаются как "авианесущий крейсер" для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев и линкоров по которому не разрешается на основании "Конвенции о режиме проливов", принятой в 1936 году в швейцарском городе Монтрё. Фактически же, по своим характеристикам авианесущие крейсера являются лёгкими авианосцами — прим. ред.
 

cantare05.11.09 12:13
неплохо, если про крейсера правдой окажется
cantare05.11.09 19:14

"...имеющий усовершенствованную авионику и радар "Жук-МЭ" со щелевой антенной решеткой ("Известия", 1 октября)."

Уважаемый редактор, всё таки правильнее - с фазированной антенной решёткой

Zmey05.11.09 21:41
Жук-МЭ может быть и с ЩАР и с ФАР. Не надо тут "поправлять", если не в курсе. А то выглядит как "правильно писать не Ирак а Иран".
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех

 Новостивсе статьи rss

» Оверчук высказался о разблокировании коммуникаций на Южном Кавказе
» Чемезов заявил, что РФ будет разрабатывать свой широкофюзеляжный самолет
» Трансбалканский реверс на Украину встал
» Military Watch Magazine: Потери ВСУ огромны, Украине грозит неминуемый обвал фронта
» Трамп рассматривает возможность нанесения ударов по наркокартелям на территории Венесуэлы
» Лавров: Россия призывает Японию признать итоги Второй мировой войны
» Медузы забили еще одну АЭС во Франции
» Это не подсказка: Сикорский очертил границы Украины

 Репортаживсе статьи rss

» Опубликованы документы о японских планах массовых казней в Маньчжурии
» Стратостат вместо "Старлинка": в России создают альтернативный вариант связи
» ФСБ опубликовала протоколы допроса командующего Квантунской армией
» Израиль и США договорились о будущем палестинского сектора Газа
» Российские БПЛА научились уничтожать крупнокалиберную артиллерию врага
» Президент Аргентины находится в шаге от политической катастрофы
» Интервью информационному агентству «Cиньхуа»
» Афганистан: тернистый путь к стабильности

 Комментариивсе статьи rss

» Федор Лукьянов: Идея "не против Запада, но без него" обретает смысл и перспективу
» Наши «пропавшие» АПЛ, самолеты «судного дня» E-6B ВС США, и при чем тут Венесуэла?
» Разделённый суверенитет: как наркокартели перекраивают Мексику
» Политическое украинство не может быть цивилизованным
» Западные Франкенштейны разрабатывают биологическое оружие нового поколения
» TNI: Ракеты «Калибр-НК» и «Уран» доказывают, что Россия — серьёзная держава
» Низкая рождаемость и старение населения угрожают развитым экономикам: эксперт Селезнев пояснил, почему глобальные вызовы актуальны и для России
» Мосты наведены: ЕАЭС до конца года утвердит дорожную карту «Евразийского экономического пути»

 Аналитикавсе статьи rss

» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
» Инфраструктура Германии это: разрушенная железная дорога, школы, мосты
» России предрекли сокращение добычи газа
» Меркантильная борьба с украинским православием как архетип украинства
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"