Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Пилот "Апача" об "Апаче" и Афганистане
30.12.10 12:46 Ближний Восток
Эд Мэйси (это псевдоним) – английский вертолетчик, пилот "Апача". В книге он рассказывает о своей второй командировке в Афганистан, в провинцию Гельменд, в 2006-2007 годах. Он уже написал и вторую книгу – "Хеллфайр", но ее я не читал.

Надо сказать, что в отличие от американских вертолетных мемуаров, Мэйси пишет… более художественно, что ли. Хоть это и воспоминания, но завязка, кульминация, развязка и все такое прочее вполне на месте.

Я решил разбить подборку тезисов по темам: техника (сам "Апач", его прицельный комплекс и оружие), тактика (что именно они вытворяли на "Апачах"), служба (на что вообще было похоже – торчать в этом долбаном Гельменде) и Афганистан (происходящее в целом глазами вертолетчика плюс соображения о Талибане). Кое-где дал курсивом свои замечания.

Начнем с "Апача".

"Апач" в целом

Основные отличия английского "Апача" МК1 от боинговского AH-64D:

– Двигатели "Роллс-Ройс" RTM 322, мощнее на 30%;

– Улучшенная противоракетная защита (см. далее);

– Складные лопасти винта;

– Радиостанции "Сатурн" с новыми алгоритмами шифрования;

– Новые двигатели НАР CRV7;

– Улучшенные системы диагностики неисправностей.

Главное – это двигатели, конечно.

Каждый английский "Апач" обошелся налогоплательщикам в 46 миллионов фунтов. (То есть, примерно, как пять Ми-28. Молодцы, что скажешь).

Пилотировать "Апач" исключительно тяжело. Главным образм, из-за дикой информационной нагрузки. (Это же отмечали и шведы, сравнивавшие его с Ми-28).

Ну и, разумеется, то, что уже отмечалось – по части монокля. Тем не менее, когда вы это освоите, то чувствуете, что больше не пристегнуты к "Апачу" – "Апач" пристегнут к вам.

Обслуживание "Апача" – задача непростая. Восемь "Апачей" требуют 18 четырехтонных грузовиков, 7 трейлеров, 5 топливозаправщиков, 3 вилочных автопогрузчика, 2 мотоцикла, 5 вэнов, восьмитонный грузовик и пожарную машину.

Каждый час полета "Апача" обходится в 20000 фунтов и требует 32 человеко-часа наземной работы. На каждого пилота приходится шесть высококвалифицированных наземных специалистов.

Подготовка к взлету означает больше тысячи нажатий на разные кнопки. В общей сложности это занимает тридцать минут, двадцать две из которых вертолет стоит уже с работающими двигателями. Если очень торопиться, можно успеть за пятнадцать. Если попытаться еще быстрее, то что-то придется включать уже в воздухе – безо всякой уверенности, что заработает. При такой спешке можно, к примеру, лишиться зашифрованных радиоканалов или картинки с инфракрасной камеры. Для сравнения, "Чинук" готовится к взлету за пять минут.

Два многофункциональных дисплея могут переключиться в общей сложности на более чем 1500 страниц.

Встроенный чат на "Апаче" тоже есть. Можно передать сообщение длиной 176 символов. В основном, пилоты используют эту штуку для развлечения.

Обмен данными автоматизирован не полностью. Когда в ходе совместной операции вместо одного В-1 прилетел другой, не получивший координаты целей, то их пришлось зачитывать вслух по радио – 15 цифр географических координат плюс четыре цифры – высота.

Экипировка: в точности, как у пехотинца, но все вещи огнеупорные. Летных костюмов нет. Сбитый вертолетчик должен выглядеть, как пехотинец. Потому что.

Поверх формы надевается специальный жилет. Он пригоняется индивидуально, чтобы, в случае чего, препятствовать кровотечению и не дать кишкам выпасть наружу. А поверх жилета идет тяжелый кевларовый нагрудник – останавливает пулю калибра 7,62, выпущенную в упор. Неформально называется "яйцедав" – за ту его часть, которая своеобразным образом проходит между ног.

Личное оружие – пистолет и карабин SA80 (карабин вешается на специальные скобы в кабине). Сколько к чему брать боеприпасов, каждый решает сам.

И никаких документов, фотографий и знаков различия. А то, если вляпаешься, могут пообещать "позвонить другу в Лидском университете, чтобы он твоих детишек перед камерой нарезал, как ... салями". (Интересно, почему именно Лидский. Паршивое, наверное, местечко).

В отличие от "Кобры", четырехлопастный винт "Апача" вращается с вдвое меньшей скоростью – пять оборотов в секунду. И создает вдвое меньше шума. (У AH-1Z он уже тоже четырехлопастный).

Средний вылет длится три часа. Его сопровождают примерно шесть часов работы на земле: час на планирование и подготовку, двадцать минут на постановку задачи, полчаса на запуск и руление, сорок минут на дозаправку и перевооружение, еще полчаса на заполнение всех документов и три часа на разбор полета, с анализом видеозаписей и прочего.

Общее время в воздухе не должно превышать шести-семи часов в день. Потом люди начинают выдыхаться.

Средства обнаружения

Дневная телекамера дает 127-кратное увеличение. Автомобильный номер можно прочитать с четырехкилометровой дистанции.

Талибы любят одеваться в черное. И это имеет смысл: в тени через черно-белую камеру такого сложнее заметить.

"Светится – значит, движется". Простое правило для распознавания "живых" целей через инфракрасную камеру.

Ночью, при помощи инфракрасной камеры можно различить человека с четырех километров. Кроме того, в инфракрасном диапазоне хорошо заметны пятна свежей крови – уже с километра.

В "зеленке" любой плотности инфракрасная камера отлично видит горячий миномет – его ствол выглядит, как прямоугольник соответствующих размеров. (Советские вертолетчики за такую возможность отдали бы не знаю сколько лет жизни, наверное).

Афганцы, развернувшиеся по местности ночью в том, что сильно напоминает боевой порядок, несомненно, отрабатывают различные приемы атаки. Но если эти самые афганцы оставляют за собой источники тепла размером примерно в человеческий след, то они не отрабатывают приемы атаки, а вышли посрать. Потому что по ночам срать они ходят группой – поодиночке слишком уж стремно.

Если за вами охотится "Апач", то лучше не бегать. От вертолета вы вряд ли убежите, но зато, побегав, начнете светиться гораздо ярче – в вас станет легче попасть.

Отличить живого от мертвого несложно. При температуре пять градусов по Цельсию труп остывает примерно за полчаса. Можно даже отличить легкораненого от тяжелораненого: если руки лежащего примерно того же оттенка, что и туловище, то он, скорее всего, не имеет серьезной кровопотери.

Противоракетная система засекает выпущенную ракету по ультрафиолетовой составляющей выхлопа. Дальше все происходит автоматически: отстреливаются дипольные отражатели или тепловые ловушки, а если у ракеты лазерное наведение (облучение лазером обнаруживается отдельной системой датчиков), то система предупреждения начинает выдавать серию команд на резкие маневры. Алгоритм, которым она руководствуется, составляя эту серию, строго засекречен. В теории, такая система позволяет уйти с малых на средние высоты, обезопасив себя от огня стрелкового оружия с земли. (Мэйси упоминает о многочисленных ложных срабатываниях системы).

Американские "Лонгбоу" летали без радара – американцы решили, что здесь это просто лишний вес. Но радар оказался очень полезен в навигационном режиме. На дисплее земля ниже вертолета изображается черной, земля не ниже ста футов под вертолетом – серой и земля выше (та, в которую врежешься) белой. С такой техникой можно летать в горах абсолютно вслепую.

Про Kill TV тоже было сказано.

Вооружение

Загрузка "Альфа" – только "Хеллфайры", загрузка "Браво" – только НАР, а по умолчанию идет "Чарли" – смесь того и другого.

Перевооружение "Апача" – это работа для восьмерых человек на полчаса. В хорошем темпе.

Брать на себя управление пушкой может каждый из членов экипажа, предупредив об этом. Об открытии огня тоже обязательно надо предупреждать. Звук при стрельбе такой, будто по вертолету лупят кувалдой и напарник может решить, что стреляют в вас.

Из пушки вполне можно сделать прямое попадание в человека с дистанции в полтора километра.

Неуправляемая ракета подрывается на дистанции в 860 метров от вертолета. Дальше уже летят 80 вольфрамовых стреловидных поражающих элементов. Летят они на скорости выше 2М и улететь могут далеко. Прямого попадания в человека не требуется; каждый элемент создает скачок уплотнения, достаточно сильный для того, чтобы при пролете на четырехдюймовом расстоянии разорвать кожу и мышцы.

Даже с кумулятивной БЧ "Хеллфайр" – хорошее противопехотное оружие, мощное и исключительно точное. Если выпустить "Хеллфайр" по группе талибов (бывает, что из пушки или НАРами нельзя), то первые признаки, что там вообще кто-то был, начинаются метров через тридцать.

"Хеллфайр" можно загнать в вертикальную шахту. Надо с высоты в 3000 футов перейти в отвесное пике над шахтой, выпустить ракету, дождаться взрыва (вертолет к этому времени уже будет падать со скоростью узлов 150 и окажется на высоте в 750 футов), после чего плавно выйти из пике. (Мэйси один раз очень глухо упоминает о "Хеллфайре" с объемно-детонирующей БЧ, но если БЧ у вас кумулятивная, то приходится проделывать вот такие трюки).

Если вы вернулись с неизрасходованными ракетами, старший оружейник проест вам всю плешь. НАР и "Хеллфайры" можно возить на подвесках ограниченное время – их механизмы раскалибровываются от вибрации и их надо отправлять обратно на завод, что сопровождается писанием изрядной кучи бумажек. А если вы выпустите "Хеллфайр", то вам все равно проедят плешь – потому что вы выпустили тот, который можно было возить еще долго.

Пуск "Хеллфайра" делается немножко в сторону. "Хеллфайр" на старте не должен пройти перед линзой инфракрасной камеры, иначе его факел даст такую засветку, что оператор неминуемо потеряет цель.

Цель можно поменять за четыре секунды до попадания "Хеллфайра" – он успеет перенавестись. При залповом пуске – две ракеты по одному лучу с переносом на другую цель – работает тот же самый четырехсекундный интервал. (Вообще, Мэйси не упоминает ни об одном промахе "Хеллфайром").

Наведение одним вертолетом "Хеллфайра", который выпустил другой вертолет – это вполне реально. Просто такая необходимость возникает очень редко.

Всякое разное тактическое

Сначала никто не знал, что делать с "Апачами" – делали хоть что-нибудь. Но быстро выяснилось, что для непосредственной поддержки он куда лучше, чем "Харриер". Иногда все, что требовалось – просто появиться над полем боя.

Хороший пилот ударного вертолета – это, в первую очередь, хороший пехотинец. При непосредственной поддержке вертолетчик обязан уметь видеть ситуацию глазами людей на земле и в точности понимать, что именно им нужно.

Стрелять по безоружным нельзя. Даже если эти безоружные держат в руках портативную рацию, по которой корректируют минометный огонь.

Некоторые здания пушка не берет. Тогда один вертолет продолжает вести пушечный огонь, чтобы те, кто там спрятались, не выскочили, а второй укладывает куда надо "Хеллфайр". "Хеллфайр" разносит вдребезги почти что угодно. (Наверное, если только речь не идет о старых крепостях – тут в более выгодном положении были Ми-24, которые, не говоря худого слова, кидали бомбы-пятисотки).

Все раненые делятся на четыре категории, означающие приоритет эвакуации: Т1 – все очень плохо, нужно лететь немедленно, Т2 – нужно лететь, пока он не стал Т1, Т3 – как правило, ходячий раненый и Т4 – можно не торопиться, это убитый.

Обратный отсчет звучит так: "Пять… три, два один, ноль". Слово "четыре" заменяется паузой – чтобы дать кому-нибудь возможность в последний момент все отменить.

За базой ведется постоянное наблюдение: кто и в каком направлении вылетел. Наблюдатели дают нападающим талибам точный хронометраж: когда надо прекратить атаку и начать смываться. Мораль: не летать по ночам с включенными огнями и, уходя от базы, взять какой-нибудь другой курс. Пролетев несколько километров, можно, наконец, направиться, куда надо. Все это очень раздражает. А что делать.

У талибов были очки ночного видения. Поставлял их, наверное, Иран.

Необнаружимой дистанцией до цели считаются четыре километра; с такого расстояния шум винтов не слышен. Отворот надо выполнять очень плавно – при резком вираже винт "Апача" начинает издавать громкие хлопки и их-то услышат точно.

Удары синхронизируются с точностью до нескольких секунд: В-1 проходит бомбами ("Сброс, двадцать шесть секунд до попадания") , а "Апачи" появившись точно в момент, когда ни взрывы, ни обломки не могут их достать, добивают всех, кто остался. Бомба может падать долго – секунд пятьдесят.

При работе в паре вертолеты чередуют атаки. Развернуться к противнику хвостами одновременно – вернейший способ спровоцировать на себя огонь с земли.

Что хорошо с ПЗРК – со временем у них разряжаются источники питания. В особенности это относится к "Стингерам". Работающий ПЗРК – это предмет роскоши для Талибана. С ними мало кто хотел торговать, очень уж неприятные личности.

Если вы видите, что дымный шлейф изгибается, значит это ПЗРК. Спиральный шлейф светло-серого дыма указывает на "Стрелу".

Хуже всего, если пробьют гидросистему. Рабочая жидкость ОЧЕНЬ горюча, а циркулирует под таким давлением, что внутривертолетный огнемет почти гарантирован.

В случае сбития и вынужденной посадки от "Апача" надо было мотать немедленно. Даже не уничтожая секретную аппаратуру. Этим займется кто-нибудь еще – скажем, применив хорошую управляемую бомбу.

Напевать "Полет валькирий", глядя, как все горит и взрывается – это нормально, это бывает.

Всякое разное за жизнь

Лагерь "Бастион", хоть и стоял на отшибе, но зато миль на двадцать был окружен абсолютно плоской местностью. Незаметно к такому не подберешься.

Называть вертолеты по номерам скучно. Лучше придумать им имена в честь порнозвезд. А потом выдавать фразы типа: "Вчера три часа провел в Сильвии Сэйнт".

А то еще есть такая игра: угадывать температуру, не глядя на термометр. Тот, кто ошибся больше, варит кофе.

Если "Апач", возвращается на базу, оставляя за собой густой дымный шлейф, то весь наземный персонал бросается навстречу, наводя видеокамеры: вдруг на посадке разобьется? Такой кадр пропустить никак нельзя.

Алкоголь запрещен полностью. На Рождество можно выпить две банки пива.

Оказывается, англичане тоже любят анекдот про быков – "медленно спустимся с холма и трахнем все стадо".

А то еще может приехать Тони Блэр. Ему объяснят, что вы водите "Апачи", после чего он спросит: так значит, вы работаете с местными? Молчание повисает надолго: все пытаются понять, что же он имел в виду.

Иногда приходится работать с SBS – спецназом морской пехоты. Все SBS’овцы представляются тебе под именем Боб.

Афганистан и афганцы

В восьмидесятых Советская армия пыталась контролировать Гельменд силами дивизии – 12000 боевых штыков. Не вышло. Английский контингент составлял всего 3300 человек, лишь четверть из которых была боевыми штыками. (Этот факт дается безо всяких комментариев – типа, понимай, как знаешь).

Секретарь по обороне Джон Рид сказал, что английскому контингенту "не придется выпустить ни пули". Оптимист. С июня по октябрь 2006 года английские парашютисты выпустили 450000 пуль, 10000 артиллерийских снарядов и 6500 минометных мин. Кроме того, 16 пилотов "Апачей" 656-й эскадрильи выпустили 7305 пушечных снарядов, 68 НАР и 11 "Хеллфайров".

Что моджахеды проделывали с пленными советскими вертолетчиками, это все знают. Так что правило простое: если собьют – последняя пуля себе. А потом еще и офицер разведки вас порадует: судя по данным радиоперехвата талибы планируют сдирать с любого пленного кожу заживо перед веб-камерой.

Настоящая должность Хамида Карзая называется "мэр Кабула". И то только в дневное время. А так всем заправляют наркобароны. Урожай опиума удваивается (или даже утраивается) каждый год.

Вот особняк, который называется "окружной центр". Он замечателен тем, что каждому военному строителю при его постройке хотя бы раз приходилось браться за винтовку. А вот, в семи сотнях метров от него, от центра, очень бойкое место – рынок. В одну сторону идет сырье, в другую – готовый героин. С этим никто ничего не делает. Потому что сначала надо разобраться с талибами. А если сначала начать разбираться с героином, то придется уничтожить 80% населения Афганистана. (Мэйси не дает никаких оценок этому. Он вообще никаких оценок не дает, только рассказывает, что видел).

Весь Талибан делился на три категории. Первая категория – высшее звено. Такие попадаются редко, как правило, они не выходят из дома без пояса шахида. Вторая категория – приезжие. Центральная Азия, арабы и, в особенности, пакистанцы. Но попадаются друзья и из Боснии, Бруклина и Брэдфорда (правда, самому Мэйси живой британский талиб ни разу не встретился). Мозги у них промыты капитально, они очень редко отступают. Ну и третья категроия, "десятидолларовый Талибан", местные, которые мало во что верят. Для них десять долларов – приличные деньги. С ноября по май их становится меньше, потому что надо мак растить.

Чтобы грохнуть талиба, одной пули калибра 5,56 не хватит, нужны две-три. Эти деятели настолько отморожены, что могут просто ничего не почувствовать.

"Апачи" талибан называл "москитами". "Чинуки" – "коровами".

120-мильная зона Гельменда, примыкающая к пакистанской границе, практически не нанесена на карты. Потому что любой картограф всерьез рискует вернуться оттуда с отрезанной башкой.

Тактика талибов постоянно совершенствуется. Прямые штурмы применяются все реже, а вот бомбисты-смертники и мины на дорогах появляются все чаще. (Примерно так же, как и двадцать лет назад: после нескольких попыток душманы быстро поняли, что в открытый бой с советскими частями лучше не вступать – размажут).

Неопознанная полноприводная машина – верная визитная карточка Талибана. Обычному крестьянину в жизни такой не купить.

Любимый тактический прием Талибана – окружение. Даже если сил не так много. Любят они наскакивать со всех сторон разом.

Ну, и уйдя на покой, вы получаете почту через особый почтовый ящик, не голосуете, не заключаете контракты и ваше фото не может быть опубликовано без вашего письменного разрешения. Ваше имя стерто из разных баз данных. Даже ваш дом в строгом смысле слова принадлежит не вам (это вызывает геморрой с правом на парковку). Но вообще, вы не особо обо всем этом задумываетесь. Если вы что и поняли в Афганистане (и в армии вообще) – жизнь слишком коротка, чтобы волноваться.

Да, разумеется, если кто еще не видел -- гляньте, в какой категории лежит эта книжка.

 

Антип31.12.10 02:09

"..Если "Апач", возвращается на базу, оставляя за собой густой дымный шлейф, то весь наземный персонал бросается навстречу, наводя видеокамеры: вдруг на посадке разобьется? Такой кадр пропустить никак нельзя..."

Моральные уроды

"...В восьмидесятых Советская армия пыталась контролировать Гельменд силами дивизии – 12000 боевых штыков. Не вышло. Английский контингент составлял всего 3300 человек, лишь четверть из которых была боевыми штыками. (Этот факт дается безо всяких комментариев – типа, понимай, как знаешь..."

Герои.. Контингент советских войск в Афгане 80-100 тысяч (в разные годы). НАТО на конец 2010 г - 85 тысяч, но это официальные данные. Они любят игры со статистикой, ведь "если джентльмен не может выиграть по правилам, то джентльмен меняет правила" Например из Ирака полностью вывели войска, но при этом осталось 50 тысяч народа. Фокус в том, что эти 50 тысяч не относятся к армии, хотя и выполняют те же функции. Сколько реально сейчас в Афгане? Судя по иракской статистике - уже тысяч 130-150. И не справляются, собираются увеличивать почти в 2 раза. Флаг в руки. Кто-то же должен гонять этих дикарей.

И по сути. Апач конечно вундервафля. Но для войны с серьезным противником нужны вещи попроще в производстве и эксплуатации(соответственно по "Теории машин и механизмов" надежнее) и подешевле. Тут главное не впадать в крайности, а то железный лом - он надежен на все 100% . Выбор не такой - типа апач взамен МИ-28Н, а реально выбор перед страной: апач взамен трех МИ-28Н во главе с Ка-52. Потому-что всякий аппарат стоит не просто денег, а ресурсов: материалов и труда. Во время серьезного конфликта это проявляется очень остро.

Zve_rr31.12.10 02:13

"...каждый элемент создает скачок уплотнения, достаточно сильный для того, чтобы при пролете на четырехдюймовом расстоянии разорвать кожу и мышцы."

===================================================

Что за хрень? Это он сам видел? Или рассказал кто?

Mofack31.12.10 03:15
ну не знаю. получил как-то пулю из нарезной "Сайги", чиркнула между пальцев. ничего такого не заметил. только царапины с синяками остались. наверное, рассказали.
apims31.12.10 03:19
ссылка
апачи за работой...
Tardigrada31.12.10 03:44

Вот не надо из апача вундервафлю лепить. В попадание с 1.5км по человеку из перестволённой на 30мм 20-мм пукалки с мелким патроном верится слабо. В сказки про хэллфаеры , 8 (восемью) кг взрывчатки выкашивающими футбольные поля тоже. Пилот вынужден носить хотя бы броник, т.к. апач бронирован очень плохо и максимум от 7.62. Вот современная оптикоэлектроника это вещь, в 80-е такого просто не было. Собственно ми-28н уступает только временным отсутствием радара, а ка-5х во всём превосходит.

Ark31.12.10 09:03

В восьмидесятых Советская армия пыталась контролировать Гельменд силами дивизии – 12000 боевых штыков. Не вышло.

Очередная ложь забугорной пропаганды... До февраля 1985 там находился десантный батальон с гаубичной батареей Д-30... Они только дорогу контролировали.

С февраля 1985г провинция отошла в зону ответственности 5МСД(Шиндантская дивизия). Но дивизия уже контролировала ТРИ провинции... в том числе провинции Герат и Фарах... Причем ДВА МСП (101МСП и 12МСП) из ТРЕХ дислоцировались под Гератом... Гильменд стала ЧЕТВЕРТОЙ провинцией контролируемой ДИВИЗИЕЙ... И там располагалась УСИЛЕННАЯ БАТАЛЬОННАЯ БРОНЕГРУППА... 600-700 человек... И все, что ниже бетонки было взято под контроль этими силами за месяц... А за лето 1985г была взята под контроль север провинции... Были уничтожены укрепрайоны с школами подготовки в Сангине(2500 штыков) и в Мусу-Калу(3500 штыков).

Alkid31.12.10 09:07
2 Mofack
Все-таки пуля Сайги не на 2М летит. Подозреваю, что она вообще дозвуковая и ударной волны не производит.
Mofack31.12.10 09:55
ну да... не летит

7,62х39 калашниковская. 700 м/с начальная скорость. сначала почувствовал хлопок (та самая ударная волна, а потом звук выстрела через секунду). до стрелка было чуть более 300 метров. вспоминаем физику и математику. и приходим к выводу, что 2м пуля имеет.

подозрения свои оставьте в другом месте. выстрелы такими пулями не гасятся глушителями, ударная волна производит такой же шум, как и газы у среза ствола.

но, кажется, я понял про что речь. в военной медицине есть весьма интересное явление. именно касательное ранение тяжёлыми сверхзвуковыми боеприпасами. удар даже по касательной настолько мощен, что мышечная ткань разрывается и кости трескаются. а пробития непосредственно пулей не было. но это лирика.

интересно автор расписал про Хеллфайр. то, что ракета очень надёжна, знал и до этого. но вот способ применения по шахтам с пике- это просто ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ. настоящий профи. удивило, правда, что после вылета неизрасходованный боеприпас нужно отправлять на завод. явный перебор.

и взлёт по боевой тревоге слишком длительный. я не удивлён тому, что лётчик, вылетавший в Афганистане на боевое задание на Ми-24 назвал нашего "крокодила" лучшим в мире.

кстати, в Ираке пилоты куда менее бронированных "Кобр" имели большую результативность. дело в тактике: атаковать на ходу и никогда не зависать на одном месте. в результате отсутствие сбитых машин ,а "апачи" сбивались. причём хватало сосредоточенного огня из калашей. уровень бронирования вертолёта можно оценить по такому факту. дверь "апача" большая и просто на петлях откидывается, а у Ми-28Н она меньше и откинуться ей помогает гидравлический поршень.

Амиго31.12.10 12:10
Спасибо тому, кто выложил статью. Очень много нового можно узнать.
Получается, что апач - машина неплохая, но ее обслуживание, подготовка к полету, послеполтеные работы... Не для большой войны. Совершенно непонятно, почему можно лишиться инфракрасной картинки если что-то включить не на земле а в полете? Какая-то странная зависимость.
Чтобы грохнуть талиба, одной пули калибра 5,56 не хватит, нужны две-три. Эти деятели настолько отморожены, что могут просто ничего не почувствовать. - Вот такой вот баланс: низкий технический уровень, но высокий болевой. И наборот у американцев. Поэтому и патовая ситуация.
c0mbatpil0t31.12.10 12:39
Надо сказать, что в отличие от американских вертолетных мемуаров, Мэйси пишет… более художественно, что ли. Хоть это и воспоминания, но завязка, кульминация, развязка и все такое прочее вполне на месте.

Вертолетчик стал писателем по всем правилам.... странно, если не сказать подозрительно.
spv231.12.10 13:01
С июня по октябрь 2006 года английские парашютисты выпустили 450000 пуль, 10000 артиллерийских снарядов и 6500 минометных мин. Кроме того, 16 пилотов "Апачей" 656-й эскадрильи выпустили 7305 пушечных снарядов, 68 НАР и 11 "Хеллфайров".

Итого на 16 пилотов за 5 месяцев 11 хэллфайров. А расписано так, как будто эти хеллфайры через день пускает. По цифрам видно, что работают, в основном, пушкой. Ну и категория в книжном о многоми говорит ))

Прошу прощения за длинную цитату.

"

Здесь также уместно заметить, что не только советская, но и западная (прежде всего – англо-американская) историография обычно рисует весьма искаженную картину деятельности британских пилотов в России. И в первую очередь это касается боевой работы 47-го дивизиона. В СССР, особенно начиная с 1930-х годов, данную тему попросту замалчивали. И узнать, чем конкретно занимались в Поволжье английские летчики было почти невозможно. На Западе же литературы хватало, однако реальные факты в ней давно обросли самыми фантастическими легендами и вымыслами.

Наибольшее распространение получил миф о грандиозных воздушных сражениях над Волгой, в которых англичане якобы сбили десятки советских самолетов. Некоторые "историки" к тому же добавляют, что советскими машинами управляли тайно завербованные немецкие пилоты, асы Первой мировой войны. Эта сказка "гуляет" по страницам западных изданий уже несколько десятков лет, а в последнее время она, к сожалению, появилась и в русскоязычной литературе.

Для примера возьмем перевод книги англичанина Роберта Джексона "Красные соколы", изданный в Харькове в 1996 году. Среди прочего в ней говорится, что "во время продвижения белых армий к Царицыну три „Кэмела“ совершали разведывательный полет севернее этого города, когда внезапно были атакованы сверху звеном красных „Ньюпоров-28“. Один из „Ньюпоров“, сбитый капитаном Атеном, разбился на берегу Волги. Все „Кэмелы“ вернулись невредимыми". Автору невдомек, что "во время продвижения белых армий к Царицыну" никаких "Кэмелов" там и в помине не было, а "Ньюпоры-28" вообще никогда не появлялись в России.

Но дальше еще занятнее: "Красные вылетели навстречу (англичанам. – Прим. авт.) большими силами. Во главе армады шел "Фоккер Триплан", целиком выкрашенный в черный цвет. Пилот этого самолета явно не являлся новичком. "..." Два "Де Хэвиллленда", объятые пламенем, рухнули на землю, но пилоты "Кэмелов" возвратились на базу в полном составе, сообщив о пяти сбитых самолетах противника".

Согласимся, картинка впечатляющая. Особенно – зловещий черный "Фоккер"... Беда лишь в том, что этот воздушный бой является выдумкой, равно как и все остальные бои над Волгой, описанные Джексоном. Никаких упоминаний о них нет ни в советских, ни в белогвардейских, ни в английских архивах. И ни разу пилоты 47-го дивизиона не заявляли о пяти сбитых в одном бою самолетах противника. Кроме того, в советской авиации никогда не было "Фоккеров Трипланов". Да и о какой "армаде" может идти речь, если красные имели под Царицыном лишь два – три боеспособных истребителя?

В военной, да и не только военной истории нередко встречаются подобные бродячие легенды, "кочующие" из книги в книгу, так что порой невозможно добраться до первоисточника. Но в данном случае, пожалуй, все-таки можно определить, кто первым запустил "утку" о великих воздушных победах 47-го дивизиона. В начале 1960-х годов в Англии и США пользовалась большой популярностью книга летчика Мэриона Атена "Последний поезд на ростовском мосту" (Last Train over Rostov Bridge), где он красочно описывал свои приключения в небе России.

Как мы уже говорили, 47-й дивизион в основном состоял из молодых честолюбивых пилотов, "опоздавших" на большую европейскую войну. Американский доброволец Мэрион Хьюз Атен был как раз таким. Больше всего на свете он мечтал о почетном, хотя и неофициальном, титуле аса, то есть летчика, сбившего не менее пяти вражеских самолетов. В России Атену не удалось одержать ни одной воздушной победы, но свою несбывшуюся мечту он осуществил 40 лет спустя на страницах книги, написанной им совместно с американским журналистом Артуром Ормонтом. Именно пять советских самолетов Атен "сбил" над Царицыном, судя по его "воспоминаниям". Чтобы не очень уж выделяться на фоне своих коллег, он щедро приписал по несколько побед и другим пилотам 47-го дивизиона. А для придания этим победам наибольшего веса, автор усадил в кабины краснозвездных машин немецких асов-наемников...

На фоне весьма скупых данных о Гражданской войне в России и участии в ней авиации "Последний поезд..." пришелся весьма кстати. И целый ряд историков, которым было лень копаться в архивах, стали относиться к этой книге, как к документальному свидетельству очевидца. В частности, приведенные выше цитаты из Джексона почти дословно повторяют вымыслы Мэриона Атена."
Rigel31.12.10 13:28
"...а если у ракеты лазерное наведение (облучение лазером обнаруживается отдельной системой датчиков), то система предупреждения начинает выдавать серию команд на резкие маневры...."
Если подсветить атакующий Апач лазером (скажем от строительного дальномера), он автоматически начнет уклоняться от обстрела с земли? Очень полезный девайс однако!
Mofack31.12.10 13:39
гуляет легенда, что апач в Югославии в 1999 году ( когда НАТО терзало страну) упал не из-за технических неполадок, а от того, что сербы ослепили экипаж китайским боевым лазером и банально пожгли им сетчатку глаза. второй экипаж сумел довести машину до аэродрома, после чего был комиссован.
если "Апач" столкнётся с "высокотехнологичным" врагом, то что он делать будет?
Антип31.12.10 13:40
> Tardigrada

Вот не надо из апача вундервафлю лепить. В попадание с 1.5км по человеку из перестволённой на 30мм 20-мм пукалки с мелким патроном верится слабо.


Ка-52 тоже немного эта самая вундервафля. Но его предполагается использовать в качестве командирской машины для координации и управления группой машин попроще (МИ-28, Ми-17 и т.п.) или для спецопераций. И это верно. В качестве основного ударного вертолета (рабочей лошадки) Ка-52 слишком дорог. А то, что с 1,5 км попали - так кто сомневается? Выпустили 1000 пуль, хоть один да попадет - в статье же были данные про расход боеприпасов. А то что с первого выстрела должен попасть - никто и не обещал. С таким расходом боеприпасов можно из "града" в человека попасть :))))
Gvozd31.12.10 21:51
Понятно. Если честно, то я думал что Апач менее нежен, в конце концов у авиации запада есть такие винтокрылые шедевры как UH-1 Ирокез, Чинук, БлэкХок(хотя последний тоже гадость в плане предполётной подготовки, он больше в СИМ распиарен). А оказалось что Апач ещё та гадость. На эти-бы деньги закупить бронированные старые мишки которые и 14,5 держат временами, да не пару машин, а штук сто, Крокодил же стоит копейки по сравнению с этой высокотехнологичной вундервафлей. Только оптику современную поставить на него.
Да, против сильной армии эти нежные и перепичканные электроникой машины не пойдут, сметут в момент.
Фыва04.01.11 10:45
Из почты ВиМа от неизвестного читателя комментарий к фразе: "В восьмидесятых Советская армия пыталась контролировать Гельменд силами дивизии – 12000 боевых штыков"
Вообще-то в Гильменде дивизии никогда не было. Большая точка
в Геришке (несколько рот в обшей сложности), несколько
небольших точек - блок постов и бригада спецназа в
Лошкаргахе (Лошкаревке так это место наши шазывали)...
sh0tek04.01.11 22:26

... инфракрасная камера отлично видит горячий миномет – его ствол выглядит, как прямоугольник соответствующих размеров. (Советские вертолетчики за такую возможность отдали бы не знаю сколько лет жизни, наверное)...

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ми-28Н обеспечивает:

- боевое применение вертолета круглосуточно и в сложных метеоусловиях;

- выполнение боевых задач на предельно малых высотах;

- взаимодействие с вертолетами группы, воздушными и наземными командными пунктами (КП), авианаводчиками;

- совместное (параллельное) применение средств поражения летчиком и оператором;

- возможность адаптации новых и уже используемых АСП;

- эксплуатацию вертолетов на значительных удалениях от аэродромов и баз за счет использования принципа техобслуживания оборудования по техническому состоянию.

В основной состав комплекса входят:

- единая вычислительная система, обеспечивающая обработку информации по единому интерфейсу на базе ЭВМ "Багет-53";

- информационно-управляющее поле кабины на базе многофункциональных жидкокристаллических индикаторов МФИ-10-6М и многофункционального пульта ПС-7В с применением устройства регистрации видеоинформации;

- навигационное оборудование в составе высокоточной ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);

- интегрированная система обнаружения радиоэлектронного и лазерного облучения и пеленгатора УФ-излучения;

- система автоматического управления (САУ);

- система управления оружием;

- нашлемная система целеуказания и индикации;

- обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;

- обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;

- пилотажный комплекс вертолета;

- бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому.

В состав БРЭО входит также АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства "Охотник", разработки ссылка . Это изделие на вертолете Ми-28Н выполняет функции, связанные с интеллектуальной обработкой видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей "Охотник", реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей
HZ6610.01.11 00:29
1. Очень осторожно наждо относится к тому, что пишет летчик о назамном обслуживании, если он не был командиром подразделения.
2. Есть с чем сравнить: Виктор Марковский Жаркое небо Афганистана 1979-1989. Например: "Самим летчикам опыт подсказывал больше надеяться на меткий глаз и навык, чем на имеющиеся на Ми-24В автоматический прицел АСП-17В и баллистический вычислитель стрельбы и бомбометания ВСБ-24. Летчик-снайпер Николай Малышев секрет своих успехов раскрывал просто: "Попадать надо, а не целиться!".То есть без приличного боевого опыта, надеяться на успех было бесполезно. А за опыт на войне приходится платить в т.ч. и жизнями.
3. Судя по всему, декларируемые характеристики вертолета близки к реальным, в отличие от многострадального Ми-28 ( ссылка
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Польша отказалась поставлять Украине системы ПВО Patriot
» Россия успешно обходит санкции США — новые нефтетрейдеры появляются каждый день
» США заблокировали резолюцию, рекомендующую принять Палестину в состав ООН
» Израиль нанес ракетный удар по объекту в Иране
» В Чехии назвали дату отправки на Украину крупной партии боеприпасов
» На Украине начали строить завод по производству несуществующих атомных реакторов
» Аргентина подала заявку на получение статуса «глобального партнера» НАТО
» Повышение Байденом пошлин на китайскую сталь не останется без ответа — МИД КНР

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"