Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
К итогам встречи глав МИД "каспийской пятерки"
27.04.14 13:47 ШОС и ситуация в Азии

Военно-политический кризис в отношениях России и Украины заметно повысил градус напряженности в акватории Каспийского моря: Запад, готовясь к возможному бойкоту российского газа в 2017-2018 гг., резко активизировал диалог с Баку и Ашхабадом по строительству Транскаспийского газопровода. А Россия и Иран усилили нажим на Азербайджан и Туркмению, чтобы они приняли на себя обязательство – не начинать проектирование и строительство газопровода по дну Каспия до тех пор, пока эту идею не одобрят все пять стран Каспия. При этом известно, что Россия не одобрит эту идет никогда, так как начало экспорта в Европу природного газа из стран Центральной Азии позволит Евросоюзу полностью отказаться от услуг Газпрома.

Накануне жаркие дебаты по вопросу прокладки Транскаспийского газопровода развернулись в рамках состоявшейся в Москве Конференции прикаспийских государств, посвященной подготовке четвертого Каспийского саммита, который состоится осенью 2014 г. в Астрахани. В работе московской Конференции приняли участие глава МИД России Сергей Лавров, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, глава МИД Исламской Республики Иран Мохаммад Джавад Зариф, министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов и глава МИД Туркмении Рашид Мередов. "Мы согласовали значительное количество принципов, которые лягут в основу соответствующих статей Конвенции по Каспию", - с таким оптимистическим заявлением выступил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, подводя итоги дискуссии. При этом он вынужден был признать очевидную истину: за полгода, оставшиеся до осенней встречи лидеров "каспийской пятерки", стороны так и не успеют согласовать текст Конвенции по Каспию.

Источник, близкий к МИД Азербайджана, сообщил обозревателю ИА "Медиафакс", сообщил: стороны согласовали 85% положений Конвенции, однако по оставшимся 15% сохраняются острые разногласия. В частности, Москва требует, что Баку и Ашхабад одобрили пункт Конвенции, согласно которому "любые трубопроводы по дну Каспия могут быть проложены только с согласия всех пяти прикаспийских стран". Естественно, Азербайджан и Туркмения категорически против такой постановки вопроса, так как она лишает Ашхабад, а в будущем – Ташкент и Астану – всех надежд на транспортировку своего природного газа в Европу.

РОССИЯ И ИРАН НАРАЩИВАЮТ СВОЙ ВОЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НА КАСПИИ, НО НЕ ДОПУСТЯТ ПОЯВЛЕНИЯ ЗДЕСЬ КОРАБЛЕЙ НАТО

Другой деликатный момент – вопрос о военном присутствии на Каспии. Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров по итогам московской встречи прозрачно намекнул, что "Каспийское море должно оставаться морем дружбы и работать на процветание народов стран региона". Если прочитать это заявление между строк, то смысл его вполне понятен: две ведущие страны Каспия – Россия и Иран – должны прекратить наращивать свое военное присутствие в акватории моря. В Баку, который во внешней политике объявил о своем внеблоковом статусе и примкнул к Движению неприсоединения, призывают другие страны Каспия объявить это море демилитаризованной зоной. Иными словами, согласно этой логике, Россия, которая доминирует в военном отношении на Каспии, должна прекратить политику "наращивания мускулов". Однако в Москве с таким подходом не согласны, о чем свидетельствуют недавние масштабные учения на Каспии с участием военных кораблей Каспийской флотилии РФ.

Еще в 2003 году позицию России в этом вопросе озвучил спецпредставитель президента РФ по урегулированию правого статуса Каспийского моря Виктор Калюжный. "Россия выступает не за демилитаризацию, а за немилитаризацию Каспийского региона, за ограничение вооружений и осуществление военного строительства в рамках разумной достаточности, - заявил тогда он. -Некоторые наши партнеры ставят вопрос о демилитаризации Каспия. Это трудно понять. Демилитаризация означает разоружение, но чем же в таком случае прикажете бороться с террористами? Они-то разоружаться не собираются и охотно заполнят силовой вакуум, который возникает в случае нашей демилитаризации". За 11 лет, прошедшие после этого заявления господина Калюжного, позиция России ничуть не изменилась. Напротив, Москва и далее будет наращивать свою военную мощь на Каспии.

Вопрос о милитаризации Каспия тесно связан с другой проблемой. В Баку и Ашхабаде не согласны с утверждением Москвы о том, что разграничение границ идет только по дну Каспия, а водное пространство Каспия должно остаться в общей собственности пяти стран Каспия. Азербайджан и Туркмения настаивают на том, что на Каспии надо установить государственные границы. В условиях, когда отсутствует также разграничение воздушного пространства Каспия, над азербайджанским и туркменским секторами моря могут также неожиданно появиться российские или иранские истребители. Американские эксперты предсказали, что в случае начала без согласия Москвы строительства газопровода по дну Каспия российские военные корабли вполне способны совершить рейд к месту будущей газовой магистрали. Эффект будет впечатляющим: иностранные инвесторы и разработчики проекта Транскаспийского газопровода сразу приостановят работы и покинут регион. После бескровного присоединения Крыма к России такое развитие событий никто не может исключить.

Естественно, в такой ситуации, когда Москва не соглашается на демилитаризацию Каспия и не хочет установления на море государственных границ, Баку и Ашхабад ставят вопрос о своем праве на размещение в своих секторах Каспия современных военных кораблей. У Азербайджана и Туркмении нет судоверфей, а значит они должны закупить эти корабли у других стран. Тогда возникает вопрос: какова будет реакция Москвы, если в один день в азербайджанском и туркменском секторах Каспия появятся корабли, произведенные в одной из стран НАТО – к примеру, в Турции, - по заказу Баку и Ашхабада?

Если даже Азербайджан и Туркмения будут утверждать, что речь не идет о военных присутствии на Каспии стран НАТО, Москва не поверит в искренность этого утверждения. В любом случае, в Азербайджане и Туркмении нет специалистов, способных управлять сложным радиоэлектронным оборудованием этих военных судов. Так что понадобятся инструкторы из стран НАТО. Как трактовать эту ситуацию? Комментируя во вторник проблему возможного присутствия внекаспийских стран в Каспийском море, глава МИД РФ Сергей Лавров подчеркнул: "Ответственность за положение дел в Каспийском регионе несут пять прикаспийских государств. Это касается всего, что здесь происходит: вопросов безопасности и установления норм, которыми руководствуются наши государства. Мы открыты к сотрудничеству с внерегиональными странами, если они будут готовы к этому на базе правил и принципов, которые согласуют между собой пять прикаспийских государств".

Кстати Иран в этом вопросе занимает такую же жесткую позицию, как и Россия. "Иран выступает категорически против присутствия на Каспии внекаспийских иностранных держав", - заявил после вчерашней встречи в Москве министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф. В то же время эксперты отмечают, что сам Тегеран, не допуская на Каспий страны НАТО, продолжает наращивать свой военный потенциал. Так, ВМС Ирана планируют постройку новых фрегатов в Каспийском море. "Установление порядка, безопасности, мира и дружбы в регионе Каспийского моря является стратегией военно-морского флота Ирана", - заявил командующий 4-й военно-морской зоной иранской армии адмирал Хордад Хакими. Он также объявил о том, что Иран спустил в Каспийское море новый эсминец с управляемым ракетным вооружением "Джамаран-2".

По данным экспертов, "Джамаран-2" (Jamaran-2) оснащен современным навигационным оборудованием, комплексными оборонительными системами, а также передовыми артиллерийскими и торпедными системами. Корабль имеет на вооружении установки с ракетами класса "поверхность - поверхность" и ракетами "поверхность - воздух", также площадку для приземления вертолетов. Водоизмещение судна составляет 1420 тонн.

 

12Х18Н10Т27.04.14 21:30
> Тогда возникает вопрос: какова будет реакция Москвы, если в один день в азербайджанском и туркменском секторах Каспия появятся корабли, произведенные в одной из стран НАТО – к примеру, в Турции, - по заказу Баку и Ашхабада?

----------

Если учесть, что сколь-нибудь крупный корабль, построенный за пределами Каспийского региона может попасть туда только по внутрироссийским водным путям - то сам факт прохода этого корабля будет значить, что Россия благосклонно к этому отнеслась.
Vasya_Ste4kin29.04.14 10:39
> 12Х18Н10Т
..может попасть туда только по внутрироссийским водным путям..
Еще как вариант можно построить судоверфь на берегу Каспия, но мне сложно поверить, что наши западные товарищи решатся на такой шаг
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» Колумбия выразила интерес в скорейшем вступлении в БРИКС
» Премьер Нидерландов готов закупать у партнеров ПВО Patriot для Украины
» В Минобороны рассказали об отражении ночной атаки ВСУ на российские регионы
» Буданов** пригрозил России новыми атаками
» В США раскрыли, сколько помощи Украине выделят из бюджета согласно проекту
» Подполье сообщило об ударе в районе военного аэродрома в Староконстантинове
» 21 цель сбита силами ПВО на подлете к Белгороду
» Мурашко заявил о росте зарубежного интереса к обучению в медицинских вузах РФ

 Репортаживсе статьи rss

» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих
» Ароматная история: что произошло с отечественной парфюмерией за последние три века
» США торпедируют российский танкерный флот

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"