Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Иран заявил об уничтожении целей в Израиле и завершении операции
Иран выпустил десятки беспилотников в сторону Израиля, сообщили СМИ
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
"АвтоВАЗ" утратил старейшую техническую библиотеку
19.11.14 12:50 В России

Как выяснили "Известия", на "АвтоВАЗе" ликвидирована старейшая научно-техническая библиотека. Она обладала крупнейшим в СССР и России архивом документов и научных трудов об отечественном автомобилестроении. Книгохранилище содержало уникальные исторические материалы о первых заграничных командировках основателей ВАЗа, техническую периодику и научные работы производственников и технологов автогиганта. По некоторым данным, часть фондов выкинули на свалку, часть разобрали себе рабочие, некоторые книги пока еще не успели переместить. Причем "АвтоВАЗ" не стал передавать в центральную библиотеку Тольятти (Библиотека Автограда) свои фонды, несмотря на просьбу последнего. Кроме прикладных нужд библиотека являлась уникальным носителем информации о развитии научной и инженерной мысли советских и российских автомобилестроителей.

Как рассказали "Известиям" три источника, близких к автозаводу, библиотека "АвтоВАЗа", насчитывавшая 600 тыс. единиц хранения, перестала существовать после решения нового руководства завода об оптимизации затрат. Приказов и письменных указаний о закрытии библиотеки не было, но устные требования были, сообщил "Известиям" источник в компании. Собеседник отметил, что решение о закрытии библиотеки было принято еще в начале 2014 года.

— Центральная библиотека ВАЗа разрешала сотрудникам откладывать стопочки и надписывать на ярлычке фамилии. Они думали, что поступит указание списать фонд и тогда книги разрешат забрать сотрудникам. Но их [библиотекарей] сократили раньше. Фонд вывезли на свалку. По слухам — сожгли. Достоверных данных просто так не найти, — сообщил источник.

По его словам, ликвидированы еще две другие научные библиотеки "АвтоВАЗа", более мелкие: при научно-техническом центре (инженерный филиал, находится вне территории завода) и в корпоративном университете "АвтоВАЗа". Сокращены 6–7 библиотекарей.

В главной тольяттинской Библиотеке Автограда "Известиям" подтвердили, что часть фондов "АвтоВАЗа" утрачена, а саму библиотеку завода распустили.

— Судьба у научно-технической библиотеки "АвтоВАЗа" довольно плачевная, потому что по кусочкам она разлеталась по разным местам, в том числе каким-то учебным заведениям. Мы вышли с письмом, чтобы сохранить библиотеку, мы бы взяли всё то, что там есть, но, к сожалению, нам ничего не передали и нет никакого ответа, — сказала сотрудница библиотеки. Она также отметила, что двое сокращенных библиотекарей из вазовского книгохранилища перешли на работу к ним, остальные разошлись кто куда.

Автор многих книг об истории "АвтоВАЗа" Анатолий Шаврин также подтверждает, что фонды утрачены.

— Книги, журналы и патентная литература выброшены на улицу. Мне рассказали об этом люди, которые подобрали в этих кучах мои книги по истории завода. Мне говорили: Анатолий Александрович, а мы обзавелись вашими книгами, которые раньше не могли достать, потому что тираж маленький, — рассказывает ветеран ВАЗа.

В ответ на официальный запрос "Известий" в пресс-службе подтвердили закрытие библиотек.

— В связи с изменением организационной структуры ОАО "АвтоВАЗ", а также возможностью для сотрудников завода при производственной необходимости доступа к информационным ресурсам в сети интернет, в компании было принято решение о закрытии данных библиотек. Для упрощения процедуры доступа к специализированной информации библиотечные  фонды передаются в подразделения компании, — сообщили в дирекции по связям с общественностью "АвтоВАЗа".

Центральная научно-техническая библиотека "АвтоВАЗа" была создана по приказу Виктора Полякова (первый директор ВАЗа) еще в 1969 году, то есть на второй год с начала строительства автогиганта. Один из отделов был целиком посвящен отчетам сотрудников завода, которые их писали после загранкомандировок.

— Они рассказывали, что увидели и что предлагают перенять и внедрить на ВАЗе. Эти исследования представляли интерес по меньшей мере с точки зрения развития завода, — поясняет Анатолий Шаврин.

— Меня больше всего задели архивы отдела рекламы. Там были замечательные образцы, связанные с продвижением продукции в СССР, и фотоснимки, — говорит Юрий Целиков, экс-глава Международной ассоциации дилеров "АвтоВАЗа". Хранение также включало всю технологическую документацию производства, некоторые изобретения заводчан, патенты, всевозможные справочники, в том числе по иностранным маркам; учебную литературу, книги по автомобилестроению и машиностроению; очень большое количество материалов по экономике предприятия. В фондах периодических поступлений содержались как советские, а позже российские, так и иностранные инженерные журналы.

— К примеру, управление лабораторно-исследовательскими работами заказывало у нас не только книги, но и много периодики и реферативные журналы, — вспоминает бывший библиограф вазовской библиотеки Ирина Давыдкина. — Были и уникальные издания, касающиеся технологий производства, которые теперь нигде не найдешь.

Кроме того, на ВАЗе в советские годы действовал филиал института технической информации Минавтопрома.

— Выпускалась серия книг об опыте Волжского завода. Причем опыт был довольно ценный, опережавший на три шага вперед аналогичные изыскания на других предприятиях. К примеру, зубообработка, использование пластмассы, штамповка или сварка — она не только же на ВАЗе применяется, — продолжил Шаврин.

Работа библиотеки завода приносила практическую пользу заводу: до недавнего времени существовала практика, когда библиотекарей закрепляли за определенным производством.

— По определенному графику (автогигант занимает территорию около 600 га), например, в цех сварки везли свежую литературу по сварочным работам, в комплекс окраски — по вопросам окраски и так далее. Не каждому было удобно отрываться от работы, поэтому книга шла к человеку, — говорит Шаврин.

— Мое мнение — идет политика уничтожения технического потенциала "АвтоВАЗа". Завод с многолетней историей превращается в простую сборочную площадку, — считает Шаврин.

— Стирают память о заводе, — соглашается Целиков.

По данным аналитического агентства "Автостат", за первое полугодие 2014 года производство Lada сократилось на 13,2%, до 179 тыс. машин, а контрактная сборка автомобилей альянса Renault-Nissan (Nissan Almera, Renault Logan, Renault Sandero, Datsun on-Do) выросла более чем в 10 раз (с 3,4 тыс. до 39,3 тыс. штук). Как писали "Известия", штат компании постепенно переводится на производство иномарок. Ранее президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон заявлял о планах на 2015 год по двукратному увеличению японско-французской контрактной сборки. В настоящее время альянс Renault-Nissan контролирует 50% "АвтоВАЗа", 24,5% приходится на госкорпорацию "Ростех".
 

mag-net20.11.14 10:32
брешут известия, только вчера по маяку сказали, что в нашу библиотеку переведут фонд...
zizmo20.11.14 10:53
> mag-net
брешут известия, только вчера по маяку сказали, что в нашу библиотеку переведут фонд...

А вариант, что брешет маяк, не рассматривается? Но кто-то брешет однозначно.

Обидная новость, если правда.

mag-net20.11.14 17:08
zizmo
я из тольятти у нас тут об этом все говорят... так что нехер на маяк поклеп...
Feather20.11.14 17:51
Не знаю, что там правда, а что нет, только мне об этом сказал главный конструктор "Тольяттиазот".
Даже если уничтожена часть изданий, а часть передана куда-то - это несомненно культурная и техническая диверсия.

Факт остается фактом - библиотеки как учреждения больше нет.
zizmo20.11.14 18:01
> mag-net
zizmo
я из тольятти у нас тут об этом все говорят... так что нехер на маяк поклеп...
Да ради всех богов, коллега. Cлово Маяка против слова Известий. Кто-то врет.
alexmax20.11.14 18:19
> Beket
> mag-net
брешут известия, только вчера по маяку сказали, что в нашу библиотеку переведут фонд...
Инфодиверсии во всей красе. И после этого пятая колонна удивляется, за шо ж их так не любят граждане.
Да-да-да... стррррашная инфодиверсия. Вы наркоманы?

А в реальности начали утилизировать библиотеку, об этом стало известно, поднялся небольшой информационный шум и на его фоне решили не уничтожать что не успели, а передать. Могут потом, когда шум уляжется, 10% передать. а 90% уничтожить.

SKR21.11.14 01:12
> Sibtek
> vvp
Ребята что вы за эти старые итальянские чертежи так волнуетесь?
Ты вообще разницу между чертежами и книгами осознаешь? Это разные вещи.
Во первых, это техническая библиотека в которой нет никаких раритетов, а то что есть, имеется давно в электроном виде, даже если её всю спалить, ничего страшного не произойдёт. А они раздали полбиблиотеки по тех.коледжам и СПТУ Тольятти. Когда мне нужна техническая информация, то я нахожу её быстрее в интернете, чем в своей библиотеке, тем более, что после крайнего переезда большая часть книг лежит в коробках и за ними надо лезть на антресоли, в пыль. Я уже серьёзно думаю выкинуть большую часть книг, ибо есть уже новее и всё имеется в электронном виде, а коробки с книгами реально занимают место, которого и так не много.
Антар21.11.14 01:21
Книги есть в электронном виде, если их кто-то перевёл. Сложная, неоплачиваемая работа и часто с плохим качеством на выходе. Если книга редкая уничтожать - вредительство. Но не факт что тут есть заговор.

Слышал что в Кубинском танковом музее(или 38НИИИ, не помню точно) тоже проводилось весьма мародёрское уничтожение архивов. Причём лично мне причины не вполне ясны.

(Сам кстати выкинул почти все книги в доме. Но это художественная литература)

Yar_d21.11.14 04:20
Попахивает варварством, тёмными временами. Вспоминается Александрийская библиотека.....поговаривают что особо важное из неё уплыло и стало секретом за семью печатями а остальное пошло на растопку. Ндаа, эффективненько. Ни один архивариус или библиотекарь никогда не поймёт как это - сжечь книгу.
spv221.11.14 06:39
> farkenutz
Я может чего не понимаю, но... что такого особоценного есть в библиотеки автоваза? Если судить по успехам, то библиотека КИА, ГрейтВола или Джили как минимум не менее интереснее.
Пока что, складывается впечатление, что много шума из ничего. Автоваз оптимизирую, чтобы он стал прибыльным и эффективным. Но это, разумеется, далеко не всем заводчанам нравится.
В успехе КИА, ГрейвВола и Джили немало маркетинга. Более того, КИА - часть огромной структуры чеболя Хендай (где намешано от судостроения и туризма до строительства). Если покуситься на его библиотеки - да, это был бы сильный удар.
Вот Вам пример. В мире до недавнего времени были две фирмы, способные изготавливать РПД с мощностью более 150 л.с. Одна из них - АвтоВАЗ. Помимо этого наработаный опыт по технологическим операциям и испытаниям изделий. Касательно оптимизаций... Нынешний директор ВАЗ уже оптимизировал СААБ. Сравните, в 1989 покупка половины акций. С 2000 - в полной собственности. К 2008 - фактическое уничтожение и решение о продаже. В итоге - банкротство. И ссылка

spv221.11.14 13:21
> белый кит
Убогий завод с убогой продукцией, библиотека содержала лишь компромат указывающий на технологическое воровство.
Вы вообще когда-нибудь были в заводской библиотеке? Могу уверить, что даже по банальнейшим вещам далеко не всё можно "найти в интернете". Хуже того - иные справочники неточны.
spv221.11.14 14:36
> белый кит
Я сам занимался эксперементально-пробным стротиельством и проектированием разнообразной техники.
Ситуация из моей жизни - необходимо рутинно написать маленькую программку для расчёта дюз и клапанов. Вроде совсем несложная методика. Есть справочники, есть (слава Богу) фактические данные, полученные в ходе испытаний. Итог: не сходиццо. Берём другое изделие: опять не сходиццо. Пересчитываю всё с калькулятором много раз - ошибок в расчётах по приведённой методике нет. Беру другой справочник - методика немного отличается. Не сходиццо! Иду в архив, пытаясь понять, как считать правильно. Итог - в справочниках найдена ошибка. Не было бы архива - не было бы ничего. И ситуация, вобщем, типична.

spv221.11.14 18:15
> iDesperado
ну как бы глядя на продукцию совестких годов ... ВАЗу эта библиотека ничем не помогла :)
Любое изделие разрабатывается под ТЗ с кучей параметров. На продукцию советских годов было соответствующее ТЗ. Я сильно сомневаюсь, что советский массовый потребитель смог бы купить авто за эквивалент тех 15-20 тыс. долл. Вот отсюда и пляшите.
белый кит21.11.14 18:51
Зависть и алчность репресивно-управленческой системы серьезно ограничивало людей в проявлении своих желаний даже при наличии денег. У меня был знакомый миллионер и у него был старенький москвичок про покупку волги он мог только мечтать - боялся привлечь внимание системы)))
Alanv21.11.14 19:42
> белый кит
Убогий завод с убогой продукцией, библиотека содержала лишь компромат указывающий на технологическое воровство.

Завод не был убогим на момент покупки у Италии в конце 60-х годов. Другое дело, что далее западники продолжали развиваться, а ВАЗ отставал. Не говорю уж о банальных проблемах с качеством в условиях практически бесконкурентного существования.

Кстати, не помню ничего в "Жигулях" (да и разговоров о том не помню), что можно было принять за реальное "технологическое воровство", да и незачем - завод был далеко до переднего края развития - это вы уже загибаете...

Lookomore21.11.14 20:36
Старейшая техбиблиотека... как много в этом слове... )

Народ, заканчивайте жевать мякину. Старейшая - в Москве. Далее - в Нижнем. Историю автомобилестроения России вспомнили?

Тут кто-то упоминал Тольятти.... так вот, завод живёт. В отличие от Детройта, с которым его сравнивали. Соцкультбыт списали в 90-х, библиотеку - сейчас... однако делать нужно авто, а не сенсации, в отличие от GM (R.I.P.). Накоротке с заводом с 80-х, а друзья - с 70-х, с тех времён, когда копейки лудили. ))
spv221.11.14 22:06
> Lookomore
Старейшая техбиблиотека... как много в этом слове... )

Народ, заканчивайте жевать мякину. Старейшая - в Москве. Далее - в Нижнем. Историю автомобилестроения России вспомнили?

Тут кто-то упоминал Тольятти.... так вот, завод живёт. В отличие от Детройта, с которым его сравнивали. Соцкультбыт списали в 90-х, библиотеку - сейчас... однако делать нужно авто, а не сенсации, в отличие от GM (R.I.P.). Накоротке с заводом с 80-х, а друзья - с 70-х, с тех времён, когда копейки лудили. ))
Повторюсь, Вы знаете, что такое заводская библиотека? Где в Москве? Что строили в Москве? Библиотека старейшая, т.к. начала собираться раньше всех. Плюс туда была передана часть фондов из других библиотек. Плюс уникалный (он у каждого разработчика уникальный) архив по изделиям и техоперациям, которые есть только у этого разработчика. Я выше приводил пример элементарного расчёта. А ещё в документации на изделия много данных по их испытаниям и нюансов по доводке. Повторюсь, считать, что всё это известно и 100500 раз описано - большой наивняк. Как Вы думаете, почему у практиков появилась присказка "забудь, чему тебя учили в институте"? И как Вы думаете, почему участие практика в образовательном процессе даёт неповторимый эффект? Я сужу по архиву своего завода. Иные темы из 60-70-х могут быть интересны до сих пор и по ним получен весьма дорогой опыт (например, КБ на полном серьёзе прорабатывало темы жизнеобеспечения при межпланетных перелётах). Да, сейчас этого никто не помнит, но если понадобится - нате. А там уже можно решать, стоит ли опираться на прошлый опыт и что из него взять.
И таких библиотек множество. Не только технических, но и научных. Мой препод с блеском в глазах рассказывал, что, когда писал диссер, имел доступ к первоописаниям видов (диссер по систематике) 19 века. Можно сказать - "а, рухлядь, выкинем" да? Причём грамотный библиотекарь, будучи в теме, заранее предвидел запросы читателя и опережающими темпами подсовывал аспиранту в читалке новые работы, которые он едва успевал конспектировать. Вы никаким поисковиком просто так этих данных нигде не найдёте (тем более нужно знать как искать и что искать), если они не оцифрованы и не каталогизированы. А они, увы, не оцифрованы и не каталогизированы :( Т.е. библиотекарь и библиотечный фонд являются единым организмом.
SKR21.11.14 22:35
2 spv2, RU

Дорогой мой, история российского автомобиля начиналась в Риге и Питерев начале прошлого века, но уж никак не в Ставрополе на Волге. Знавал нескольких человек, кто начинал на ВАЗе, втянутый прямо после защиты диплома и посланный на ФИАТ в Италию на стажировку. Нет в той библиотеке ничего сакрального, одна банальность.
spv221.11.14 22:56
> SKR
2 spv2, RU

Дорогой мой, история российского автомобиля начиналась в Риге и Питерев начале прошлого века, но уж никак не в Ставрополе на Волге. Знавал нескольких человек, кто начинал на ВАЗе, втянутый прямо после защиты диплома и посланный на ФИАТ в Италию на стажировку. Нет в той библиотеке ничего сакрального, одна банальность.
Сходу - РПД. Ни хрена себе, простите, банальность. Со времени итальянской стажировки завод жил своей жизнью, проводя те или иные работы. И готов поставить рубль, что нет человека, который знает про них про все, чтобы так безапелляционно заявлять. А ещё там, говорят, библиотека диссертаций. Скажите, пожалуйста, по каким темам? И что от них теперь осталось, кроме авторефератов? И Вы готовы утверждать, что и это - банальность? И патентная библиотека - банальность? И техническая документация? Дело не в сакральности, а в опыте, который можно только наработать или купить. Ну чтож, украсть ящик водки, водку продать, деньги пропить. Класика.

От руссо-балтийского завода мало что осталось да и автомобили были далеко не основной его продукцией. А вот его наработки по тому же производству вагонов, думаю, как минимум, были бы актуальны ещё весьма долго после его эвакуации.

iDesperado21.11.14 23:12
> spv2
И что от них теперь осталось, кроме авторефератов?
теперь остались заводы, которые собирают автомобили. а АВТОВАЗ с этой библиотекой так ни одного автомобиля собрать не смог. с линии сходили ведра с гайками и ни одна диссертация этот позор выпрямить не смогла ...
Задумчивый21.11.14 23:48
И впрямь, на кой ляд отверточному производству научно-техническая библиотека? Ему нужны руки и отвертки.
По мере роста роботизации производства на отверточном заводе будет работать все меньше аборигенов с отвертками и все больше белых воротничков из-за бугра. И иностранным вдохновителям отверточного производства оно будет интересно в России только в виду близости ресурсов и рынка сбыта. И пока роботы будут крутить отверками, аборигены частью разбредутся по бескрайним просторам России, частью освоят новые профессии, такие как торговля ширпотребом или семечками.
spv222.11.14 00:34
> iDesperado

теперь остались заводы, которые собирают автомобили. а АВТОВАЗ с этой библиотекой так ни одного автомобиля собрать не смог. с линии сходили ведра с гайками и ни одна диссертация этот позор выпрямить не смогла ...

Знаете, какой баллон был самым востребованным у заказчиков-пожарных? Ага, тяжёлый и стальной, который тяжелее металокомпозитного в 2 раза, а не лёгкий и металокомпозитный. И пожарные, сбрасывая их на пол (16 кг! вентилями вниз!), ругались, что, мол, дрова (можно было сбрасывать 11) ... Почему востребованнее? А по комплексу причин - цена, долговечность аппарата (с ними не церемонились и дорогой аппатат с дорогим баллоном служил бы не больше), возможность массового выпуска (по металокомпозитным меньше возможностей). Завод надо было закрывать? АвтоВАЗ в условиях бандитского ужаса смог поставить на конвеер десятку (вполне бы себе была машина для конца 80-х), выпустил вполне конкурентноспособные в своём сегменте Калину и Приору, опытное производство выпускало спецавтомобили с РПД. А девятку ставили, как пишут, аж сумрачные гении из Порше.
Lookomore22.11.14 01:38
> spv2
> Lookomore
Повторюсь, Вы знаете, что такое заводская библиотека? Где в Москве? Что строили в Москве? Библиотека старейшая, т.к. начала собираться раньше всех. Плюс туда была передана часть фондов из других библиотек. Плюс уникалный (он у каждого разработчика уникальный) архив по изделиям и техоперациям, которые есть только у этого разработчика.
Я технарь. А десятый ряд ругает полгорода. Ну да ладно, это - лирика. Скажу только, что в городе (и области) есть профильные ВУЗы. Думаете, что там нет библиотек? А в них - заводской техдокументации на снятые с ниток модели? А с переданными на другие заводы моделями техдокументация не передавалась? А про всякие научные конторы, которых вокруг завода - как блох на собаке забыли? Аж целое здание отгрохали рядом с заводом, весьма примечательное, для бывшего УГК, а потом НТЦ ВАЗа. Там тоже всё "конфисковали"? )

А уникальные техрешения патентуются, и техдокументация хранится вовсе не в заводской библиотеке. Со времён Союза. ВАЗ - структура, и давным-давно.

Я понимаю, что в слове "старейшая" заложен глубокий смысл. А журналистам важен заголовк. Но автомобилестроение в России началось не с Тольятти. И вообще, есть разница между словами "музей" ""библиотека" и "заводской архив". Часть которого, к слову, списывается каждый год, а часть уходит в "закрытые" фонды. Так что гиперболизировать проблему ни к чему. )

laa24.11.14 13:21
Говорил К.Леонтьев, что наука должна развиваться в духе презрения к своей пользе ...
Вот пример, когда польза сожрала науку (хотя бы и инженерную).
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» КНДР провела испытания новых ракет
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» США самостоятельно произвели первые 90 килограммов обогащенного урана
» Reuters: На военной базе около Багдада произошел мощный взрыв
» СМИ: Чад потребовал от США приостановить работу авиабазы
» Французский эксперт назвал cущественные недостатки истребителей F-16
» Президент ЦАР предложил России место для военной базы
» Уже треть регионов России законодательно ограничили трудоустройство мигрантов
» Власти недружественных стран вынуждают режиссеров отказываться от участия в ММКФ
» Россия собирается ввести в зону СВО до конца мая 10 новых бригад — MI-6

 Репортаживсе статьи rss

» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут
» Нам не оставили выбора, и мы действовали: 10 лет назад была провозглашена Донецкая Народная Республика
» США переживают крах кораблестроения из-за нехватки рабочих

 Комментариивсе статьи rss

» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца
» Вымирание вместо перенаселения
» Бывший десантник США Вил рассказал, почему вступил в Российскую армию

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"