Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

"Результатом удовлетворены". О чем договорились Россия и Украина в Стамбуле
Начались переговоры России и Украины
Путин утвердил состав делегации России для переговоров с Украиной
ВМС Эстонии пытались перехватить шедший в Приморск танкер JAGUAR
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Математик Сергей Рукшин: «Опыт дистанционного образования провалился»
16.06.20 12:34 В России

Вынужденный переход на онлайн-образование в школах/вузах мало кого привел в восторг. Разгромная критика сменилась рассуждениями на тему "как нам обустроить дистант" и что взять от него в светлое постковидное будущее. На эти вопросы наш сегодняшний эксперт отвечает афоризмом: "Когда вагоновожатый ищет новые пути, трамвай сходит с рельсов". Наш собеседник - Сергей РУКШИН, народный учитель России, руководитель знаменитого Матцентра (его выпускники - филдсовские лауреаты Григорий Перельман и Станислав Смирнов), профессор Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. А также член Общественного совета при Министерстве просвещения. В разговоре о том, как сфера образования будет адаптироваться к постпандемической реальности, математик Рукшин пошел "от противного". Рассказал о том, какой адаптации надо опасаться.

- Сергей Евгеньевич, вам на днях студенты-педагоги зачеты на удаленке сдавали. Успешно?

- Некоторые не заслужили зачета даже по меркам коронавирусного времени. Но кому-то повезло: интернет-связь прерывалась, в таких случаях ставить "незачет" было бы аморально. Правда, и школьники, и студенты наловчились симулировать неполадки в скайпе. Но у меня дома Интернет от двух провайдеров, так что я по крайней мере могу отследить, когда врут, что проблемы с сетью у меня.

- Все говорят, чем плохо дистанционное обучение. А что в нем проявилось хорошего и что нужно взять на заметку?

- Первое, что хорошо, - то, что отдельные учителя и мотивированные родители и школьники/студенты проявили героизм и пережили этот период достойно. Второе хорошо - то, что мы узнали, насколько все плохо.

Знаете, врать другим можно, но себе врать, да еще верить в это вранье, нельзя. Опыт дистанционного образования провалился. Оно проявило себя в лучшем случае как эвакогоспиталь, в котором не лечат, а спасают, чтобы не помер сразу. После чего надо уже отправлять в специализированные клиники и выхаживать.

Вот говорят, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. Многомиллиардные затраты на онлайн-методики, онлайн-уроки, на создание, как модно говорить, "контента" - все это оказалось пустой болтовней и освоением бюджетов. И не потому, что бесполезно, если нет компьютера и надежного Интернета. А потому, что не создает мотивации. Школьник заходит в Сеть - и невозможно контролировать, слушает он урок или в игрушки играет.

Дистанционное образование - это не самостоятельная форма, а дополнительная. Это не "вместо", а "вместе". Безусловно, надо какие-то темы перевести в онлайн. Например, ребенок гораздо лучше запомнит, где на карте России находится такой-то субъект Федерации, если будет не 45 минут про это слушать, а 10 минут поиграет в онлайн-игру, где субъекты как пазл складываются. Но мне не нужна была пандемия, чтобы эти возможности онлайн-обучения обнаружить.

- Подразумевалось, что онлайновое - это возможность, живя в поселке, слушать уроки лучших учителей России и лекции профессуры ведущих вузов...

- Я вам привел в пример школьников, у которых будто бы срывается скайп.

На онлайн-обучение способны только высокомотивированные люди. Их никогда не бывает много. Более того: образование, о чем говорили и Макаренко, и Сухомлинский, на начальном этапе всегда имеет элемент принуждения. Потому что интереснее играть во дворе, чем сидеть в классе.

Когда студент дома смотрит лекцию, исчезает состязательность, у него нет понимания того, что одногруппник Вася учится лучше и надо бы поднапрячься и догнать.

Вот говорят: это не последний вирус, надо быть готовыми к повторениям пандемии. К каким повторениям? Венецианская чума не повторялась, а грипп у нас каждый сезон новый. История показывает, что после страшных эпидемий человечество стремилось знаете к чему? К тому, чтобы вернуться к прежнему образу жизни. Закон Ньютона: в отсутствие действия других сил тело сохраняет состояние прямолинейного равномерного движения. Чтобы это движение изменить, нужна внешняя сила вроде высыхания степей, которое вызвало миграцию тюркских народов и привело к татаро-монгольскому нашествию...

- Угроза болезней - тоже вполне себе внешняя сила.

- А вот тут надо разобраться. Лично у меня опасения, что временные меры очень удобно пролонгировать. Много говорят о том, что "мир не будет прежним", изменятся социальные привычки, ускорится развитие электронной сети услуг... Я вижу во всем этом одно: прекрасную возможность для манипуляции.

- Вас послушать, так сидят заговорщики и строят коварные планы, как пандемию использовать.

- В том, чтобы человечество пошло по пути коллективного электронного сознания, - безусловно, есть интересанты. У одних интересы корыстные, у других просто по недомыслию.

Заказчиками интенсивного перехода в онлайн могут быть и политики, и бизнес-сообщества. Электронная жизнь, несмотря на возможность связать всех со всеми, на самом деле разобщает. Без личного общения не было бы студенческих бунтов в Париже в 1968 году. А представьте, что все сидят по домам и всем обеспечена довольно уютная жизнь - с доставкой еды, с просмотром фильмов...

Это убивает социализацию. А мы как биологический вид выжили не только потому, что передавали друг другу знания, опыт, навыки, но и потому, что передавали эмоции и все то, что в русском языке начинается с приставкой "со": сочувствие, сострадание, сопереживание, сознание, соболезнование. Это когда кошки скребут на душе и ком в горле стоит, хотя и не тебе плохо.

В "дистанционном" я вижу разобщение, а значит - угрозу биологическому виду. И если речь об образовании, то особенно. Потому что дистант умножает воспитание на ноль. Воспитание не передается ни дистанционно, ни уколами в musculus gluteus, то есть в задницу. Оно передается только от человека к человеку. Ученый воспитывается ученым вроде математика Франсуа Виета, который мог три дня не есть не в силах оторваться от задачи. Хирург воспитывается хирургом на операциях, когда студент чувствует запах крови.

Я считаю, что, говоря об адаптации к новым условиям, нужно обязательно просчитывать плохие сценарии.

- Например?

- Например, что дистант - это, по сути, конец студенчества и научного сообщества. На территорию средневековой Сорбонны не имела права входить парижская полиция - так ковались университетские свободы.

Я опасаюсь, что в региональных вузах не первого ряда перейдут на онлайн-лекции, начитанные учеными столичных вузов, и это приведет к деградации, а потом к распаду региональных вузов. У местного профессора десятилетиями накопленные знания о том, что нужно именно для местных заводов и шахт. Из столичного вуза будут вещать, возможно, более изощренную математику, но какое отношение она имеет к конкретным местным реалиям?

Я опасаюсь, что человечество постепенно подведут к тому, что будет дешевое онлайн-образование низкого качества для всех и дорогое, личностное, очное для элиты.

На нынешней стадии онлайн-образование - это возможность счастливо заблуждаться относительно своих способностей. Как мне сказал один дирижер: профессионал отличается тем, что он знает, чего не может и за что не возьмется. Вот принято ругать Андрея Фурсенко, некогда министра образования, за фразу "задача школы - воспитывать квалифицированного потребителя". У нас любят усекать цитаты. Он говорил о том, что надо взращивать человека, который будет использовать, условно говоря, компьютер не для того чтобы в игрушки играть, а как рабочий инструмент.

- Вас не примиряет с действительностью то, что во всех странах вынужденный переход на дистанционку прошел не блестяще?

- Мне все равно, что там в других странах. Америка потом купит нужных ей готовых специалистов - китайца, индуса, русского. А Россия должна руководствоваться идеологией чучхе. Это я не Северную Корею восхваляю, а сам принцип: во всех ситуациях мы должны быть готовы полагаться только на свои силы.

Если наши спецы уезжают на Запад - я не требую запретить мобильность. Я настаиваю, что мы в таком случае должны готовить больше, чтобы самим оставалось. Мы ведь продумываем наши стратегические резервы. Так вот образование - это стратегический резерв, и его нужно постоянно восполнять.

Образование - это не услуга, это системообразующий институт Российского государства. Оно не только дает навыки и знания, но и делает получающих образование гражданами.

Еще один "плохой сценарий": выход из кризиса всегда таит в себе опасность диктата или как минимум советов непрофессионалов. Герман Греф - эксперт в банковской сфере, но не специалист в области образования, однако, как известно, позволял себе заявлять, что физматшколы нужно закрыть. Бывший зампред правительства страны Ольга Голодец, экономист, говорила, что проблемы в нашем образовании - из-за прямоугольной формы классов.

- В советах непрофессионалов никогда нехватки не было, так что тут ничего нового.

- Новое в том, что, повторю, когда мы разобщены, когда мы сидим по норкам, мы не даем отпор. Это может только общество, социальные группы.

Тот, кто снабжает нас электронными сервисами, получает и возможность решать, что нам предлагать, а что нет. На самоизоляции вы не бродили по рынку между рядов, а заказывали те продукты, которые вам предлагала служба доставки. Я могу себе представить, как ректор вуза, человек на контракте у Минобрнауки, станет внедрять в своем вузе те онлайн-программы, которые ему будут, так сказать, рекомендованы.

Меня встревожила опубликованная в "Санкт-Петербургских ведомостях" статья уважаемого мною директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского, в которой есть такие слова: "Музей существует не для посетителя, а сам для себя, чтобы культурное наследие хранилось. Лишь одна из его функций - что-то показывать людям, самостоятельно решая, что они должны увидеть".

Как директор огромнейшего музея, Михаил Борисович действительно отвечает в первую очередь за его выживание. И эксперту Михаилу Пиотровскому общество может доверить выбор того, что нам показывать, а что хранить в запасниках. Но глобально доверять производителям услуг право решать, что мне предоставлять, а что — нет, я бы не рискнул. Пример того, какой обычно выбор за нас делается, уже есть. Телевидение. Это ширпотреб, за который вы платите деньги как налогоплательщик и тратите время жизни, просматривая телерекламу.

- В июне в Петербурге должна была проходить Международная математическая олимпиада, важнейшее событие - вот как ее адаптировать к новым обстоятельствам?

- Официально "Межнар" перенесен на сентябрь. Мне бы очень хотелось, чтобы все состоялось: Ленинград — Петербург еще никогда не принимал международную олимпиаду.

Но есть очень большие сложности. Министерство мудро (и, честно говоря, безысходно) поступило, признав всех 11-классников, вышедших в финал Всероссийской олимпиады, победителями. И дав им возможность поступать в вузы вне конкурса: они правда заслужили, они безусловно доказали свою мотивацию.

Но, отменив финалы и в 9 - 10-х классах, министерство попутно лишило нас возможности грамотно формировать сборную страны на международную олимпиаду следующего года. Кандидатов ведь всегда выбирают именно из победителей "Всероса", и уже из них выбирают сильнейших после летних сборов, осенних, декабрьских, после разных международных соревнований. С ними работают в течение года! Сейчас совершенно непонятно, с кем работать. Если про потенциал десятиклассников хоть что-то известно по прежним успехам, то о девятиклассниках, как правило, мы не знаем ничего.

Но это "проблема-2021". А "проблема-2020" в том, что неясно, приедут ли к нам участники из других стран. Вот вы, допустим, живете в Германии и должны отпустить своего одаренного ребенка на олимпиаду в Петербург. И узнаете, что проходить она должна в "Ленэкспо". А сейчас что там? Ковидный госпиталь. Мы его что, весь хлоркой зальем?

Конечно, работа по подготовке ведется, но на нашем, довольно низовом, уровне. А о готовности принять детей должно быть заявлено на высшем уровне. Но министерству пока не до того, оно озабочено ЕГЭ.

- Вы входите в Общественный совет при Минпросвещения. Вот соберется совет когда-нибудь, будете обсуждать образование - чем нужно заняться в первую очередь?

- Качеством очного образования. Нормального, недистанционного.

То же касается образования вузовского: укреплять очное. Особенно в регионах. В гениальном фильме "Председатель" лучший кузнец колхоза собирался уехать в город поступать в институт. Председатель в исполнении Михаила Ульянова спрашивает его: "В какой институт?". Тот мнется: "Порнографический". Ему подсказывают: "Полиграфический". И председатель говорит: "Не отпущу. Потому что тем самым ты говоришь, что любая завалящая судьба в городе выше и лучше, чем то, что ты получаешь здесь".

Ну не едут выпускники московского или петербургского института буровыми мастерами на месторождения! Не едут выпускники столичных педвузов учить в глухую сибирскую деревню! Все программы вроде "Учитель для России", "Земский учитель" не спасают.

У нас из 150 педагогических вузов разрушено больше 100. В Сибири была сильная Новокузнецкая педагогическая академия, ее сделали филиалом Новокузнецкого университета, а затем в этом филиале организовали какие-то другие факультеты... А потом оказалось, что в Кемеровской области не хватает учителей. И решено воссоздать, но уже на базе Кемеровского госуниверситета, вуз для подготовки учителей. "Разрушим до основанья - а затем..."

А вообще, в обычной жизни наша "адаптация" - это сохранение нормальных социальных навыков. Да, в эпоху вируса обнимашки и рукопожатия ушли. Но недавно ко мне приходил бизнесмен и с порога протянул руку, и я ее пожал. Это было знаком того, что наше общение для нас важнее, чем опасения.

Недопустимо, чтобы изоляция осталась с нами и после того, как пик эпидемии пройдет. Даже если этот вирус останется, мы должны соблюдать социальные нормы и привычки человека. А не загнанного в нору зверька.

Анастасия Долгошева

 

USSR216.06.20 12:52
Типичный журналистский взгляд на проблему. Сразу хочется попросить автора поподробнее написать о средневековой Парижской полиции! А то не понятно почему ей нельзя было входить на территорию Сорбоны?
Также не совсем понятно, что в "удалёнке" оказалось провальным? Лично знаю примеры, когда именно "удалёнка" помогла вправить мозги ленивым деткам и подтянуть их владение материалом. Хотя нужно оговориться, что в этих случаях детей на удалёнке подстраховывали находящиеся рядом с ними (на самоизоляции) родители.
Часть рассуждений об образовании в данной статье вообще не относится к поднятой проблеме и касается эффективности государственной политики в этой сфере.
т-кк16.06.20 13:49
`
Славно врезал.
Наука должна быть с кулаками, чтобы грефы-голодец всегда имели синие физиономии, что позволит элехторату легко отличить полезного чиновника от вредного.
Feather16.06.20 15:01
ссылка

Решение по дистанционному обучению для плебса уже принято.
Кто же может дать отпор "оптимизаторам" и "эффективным менеджерам"?
Власть у нас всегда думает, что население покорно снесет любые измывательства. Ну потому-что все последние годы это явно видно. Однако общество изменилось. Ждет ли власти неприятный сюрприз?


GAF16.06.20 15:50
Хорошее интервью с замечательным педагогом. Сказано главное, как например: "Я опасаюсь, что человечество постепенно подведут к тому, что будет дешевое онлайн-образование низкого качества для всех и дорогое, личностное, очное для элиты". ... "Образование - это не услуга, это системообразующий институт Российского государства. Оно не только дает навыки и знания, но и делает получающих образование гражданами"

Большой личный опыт наблюдения для сравнения и оценки традиционного с дистанционным образованием (с начала его зарождения) позволяет говорить, что последнее несёт в себе громадный вред, если оно становится самодовлеющим под маской якобы требований времени, связанных с прогрессом в IT технологиях. Нельзя же выглядеть ретроградом.
Аббе16.06.20 15:53
- Вас послушать, так сидят заговорщики и строят коварные планы, как пандемию использовать.
ххххх
Заметили? Жуналист вбрасывает тезис "как если бы он был доказанной истиной". Кто доказал, когда, каким образом? Не важно. Вброс сделан.
***********************************
Ответ звучит чуть позже. И, казалось бы, в другой теме.
************************************
На нынешней стадии онлайн-образование - это возможность счастливо заблуждаться относительно своих способностей. Как мне сказал один дирижер: профессионал отличается тем, что он знает, чего не может и за что не возьмется.
*************************************
Журналист "утверждает, как нечто абсолютно установленное". Заранее отказавшись от сомнений в том, что высказал. А это - опасно.
В целом же весьма интересно. Хотя и есть сомнения. Как то же решали эту проблему дистнционности в Австралии? Обучали?
Хотя, тоже вопрос интересный. Где бы узнать результаты сравнения результатов обучения. Хотя бы и в той же Австралии? Какие результаты у сравнимых групп очников и заочников?
У меня было дело, один ВУЗ очно, другой вечерне и заочно. И в первом "отпечаток обучения" я оцениваю как более сильный.
Но и то сказать, это же не школа! Это уже совсем иной возраст, иное состояние человека.
Так что - ДА. Мнение эксперта выглядит весьма обоснованным.
_STRANNIK16.06.20 16:08
Приходят к ребе трое . У Абрама и Хаима спор , а Сара не знает кого из них выбрать ...
Абрам излагает свою версию . Ты прав - говорит ребе.
Но как же так! И Хаим излагает свою. Ты прав - говорит ребе...
Ребе ! но как они могут быть оба правы?
И ты Сара права...
....................................................
У каждого своя правда. И свои интересы. Что куда более важно. Вопрос о дистанционном образовании (в конкретном исполнении) неотделим от интересов. Но именно вопрос интересов и стараются максимально вынести за скобки обсуждения...
ИМХО.
alex-sotkin16.06.20 18:16
"Более того: образование, о чем говорили и Макаренко, и Сухомлинский, на начальном этапе всегда имеет элемент принуждения" - золотые слова, из группы в 15-20 студентов мотивированы в лучшем случае 2-3. Остальные на пинках.
GAF16.06.20 18:23
Аббе: В целом же весьма интересно. Хотя и есть сомнения. Как то же решали эту проблему дистнционности в Австралии? Обучали?
Хотя, тоже вопрос интересный. Где бы узнать результаты сравнения результатов обучения. Хотя бы и в той же Австралии? Какие результаты у сравнимых групп очников и заочников?

Могу привести примерчик без деталей. 60 лет с небольшим тому назад на базе факультета Политеха был основан новый институт в городе. Вырос в прекрасный вуз. Таким образом по соседству оказались две братские кафедры, как необходимые вузам для общеобразовательной подготовки, но и сохранившие профильное образованине. На рубеже веков, с появлением Интернета братья по оружию, ведомые опытным флотоводцем, чтобы поставить точку на финансовых проблемах "окучили" РФ на всех часовых поясах платным дистанционным образованием. Получился явный перебор, своих сил оказалось недостаточно. Для краткосрочных выездов в т.н. филиалы - центры личного общения со стулентами на местах приглашался народ из других вузов. Оттого и известнгы были их проблемы и нюансы их сопровождающие касательно обучения и пр. с ним связнного. На преддипломном курсе на их кафедре набиралось дистанционников до 4-5 групп "очников" вместо 1 группы на нашей кафедре.
В итоге. Братские сложившиеся отношения между сотрудниками наших кафедр позволяли оценивать результаты дистанционного образования. Традиционное взаимное присутсвие на ГЭК по защите дипломных работ и проектов - общий уровень работ был, мягко говоря, ниже среднего по нашей кафедре. На очном обучении полгода уходило на сам дипломный проект, а дистантникам на навёрствывание дефицита знаний. Вытягивали общий уровень выше плинтуса преимущественно их очники с 1-го курса. Исключительно они же позволяли держать лицо кафедры при проведении студенческих межвузовских олимпиад по специальности (студенты из Новосиба, уважаемый Аббе, были постоянными их участниками). Поскольку в их проведении принимал непосредственное участие - разработка заданий и проверка их выполнения, говорю не понаслышке... Сейчас, разумеется, другие времена и технологии, но сердцевина образования (его эффективности) росла с древних времён - личное общение ученика с учителем, ибо помимо обретения знаний формируется в процессе обучения и личность ученика, его мировоззрение...
Teichmann16.06.20 18:38

На онлайн-обучение способны только высокомотивированные люди. Их никогда не бывает много. Более того: образование, о чем говорили и Макаренко, и Сухомлинский, на начальном этапе всегда имеет элемент принуждения. - совершенно верно. Потому что в человеке очень сильна животная (биологическая) природа. А если бы животной природы не было, мы были бы не людьми, а ангелами.

Образование - это не услуга, это системообразующий институт Российского государства. - очень хороший афоризм. Допустим, образование, или, лучше сказать, сознание элит в разных государствах похожее или даже одинаковое. Значит, лицо государства определяется образованием масс народа. Российское государство существует постольку, поскольку образование народа не такое, как в других странах, например, в европейских. А когда в какой-нибудь Бельгии, например, образование такое же, как и в соседних странах, как в Европе, вывод один: Бельгии не существует. Это просто атавизм и привычка думать, что такая страна есть. На самом деле её нет.

Герман Греф - эксперт в банковской сфере, но не специалист в области образования, однако, как известно, позволял себе заявлять, - Греф большой приколист. Он любит пошутить. Не всегда нужно понимать его буквально. Что он имел в виду? для чего сказал то или другое? - это отдельные вопросы.

GAF16.06.20 20:31
"Греф большой приколист. Он любит пошутить. Не всегда нужно понимать его буквально. Что он имел в виду? для чего сказал то или другое? - это отдельные вопросы".

Дык, этак и Жириновский, у которого порой тоже, что на уме, то и на языке - тоже шутнмк, заявил с экрана ТВ: "Нам не нужно много людей с высшим образованиенм. Мы их выучим, а они будут задавать нам неудобные вопросы..."
_STRANNIK16.06.20 21:18
Основная задача хорошего учителя в школе состоит вовсе не в том чтобы впихнуть в голову ученика некий объем знаний/информации. Как часто считают. В том числе люди типа Грефа...Для этого сгодится и хорошая дистанционка. А в том , чтобы выделить из общей массы и мотивировать к самостоятельному мышлению наиболее способных учеников. И тут дистанционка бессильна...
GAF16.06.20 22:25
> _STRANNIK
Основная задача хорошего учителя в школе состоит вовсе не в том чтобы впихнуть в голову ученика некий объем знаний/информации. Как часто считают. В том числе люди типа Грефа...Для этого сгодится и хорошая дистанционка???. А в том , чтобы выделить из общей массы и мотивировать к самостоятельному мышлению наиболее способных учеников. И тут дистанционка бессильна...
В том числе и эта задача как вспомогательная. Речь идёт как раз не об исключительных, которым любая система образования "до лампочки", а о ширнармассе.
В двухсеместровой дисциплине планировал 48 часов лабораторных работ в классе ПК. В каждой подгруппе всегда были лидеры. Разрешал полную свободу взаимного общения. Можно было подойти к успешно выполняющему работу, посмотреть на экран и получить подсказку. Редкий случай, если кто-то не успевал довести самостоятельную работу до конца в коллективе.
Что же предлагается в качестве альтернативы - сиди как упырь в одиночестве за экраном и дерзай... Что-то не получается - махнул рукой, если не удалось найти элементарную подсказку решения в Сети или "сдуть" готовенькое. И тогда, как говорил поэт: "Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость."
_STRANNIK16.06.20 22:55
GAF, RU
...............................
Понимаете какая штука ...Способность к самостоятельному мышлению или есть или ее нет. И развивать ее надо в очень ограниченный временной промежуток. Чтобы ее максимально раскрыть. Который как раз приходится на школьные годы. Можно (частично) и позднее. Но существенно с большим трудом и неоднозначным результатом...А в новый тех. уклад на посредственности не въедешь. Неспроста появился "Сириус"...
GAF16.06.20 23:37
STRANNIK
Понятно, что есть неравенство в способнрстях, данных от Бога. И да, по большому счёту образование начинается с семьи и школы. Помнится смышлённый мальчонка во дворе при случае озадачивал вопросами, внимательно слушал ответы и задавал дополнительные вопросы по сути вопроса, но не повезло с семьёй - алкаши, и по-видимому в начальных классах некому было задавать "посторонние" вопросы. Не знаю как сложилась у него судьба (уехали). Толковый парень мог бы получится.

В новый тех. уклад на посредственности не въедешь. Ну так чтобы кому-то победно въезжать куда-то на белом коне, требуется возглавлять способное на грамотные действия войско. Так что без ширнармасс никак...
Главный Злодей16.06.20 23:38
Власть у нас всегда думает, что население покорно снесет любые измывательства. Ну потому-что все последние годы это явно видно.
А знаете, почему у вас власть такая хреновая и население такое покорное? Потому что вы - нерусские.

=== Образование - это не услуга, это системообразующий институт Российского государства. ===
Ну тогда и работа в образовании - это не работа, а системообразующий долг, служащие в котором не жалуются, а стойко переосят тяготы и лишения. Не так ли?
Апелляция к собственной незаменимости - всегда паскудный аргумент, безотносительно его обоснованности.

=== Знаете, врать другим можно, но себе врать, да еще верить в это вранье, нельзя. Опыт дистанционного образования провалился. ===
===

- Я вам привел в пример школьников, у которых будто бы срывается скайп.

На онлайн-обучение способны только высокомотивированные люди. Их никогда не бывает много. Более того: образование, о чем говорили и Макаренко, и Сухомлинский, на начальном этапе всегда имеет элемент принуждения. Потому что интереснее играть во дворе, чем сидеть в классе. ===

Согласен только в одной фразе: врать другим можно, но себе врать, да еще верить в это вранье, нельзя. Поэтому, г-н Рукшин, "народный учитель", давайте-ка будем честны перед собой и перед вами: не "опыт провалился" - вы его провалили. Да-да, именно в такой формулировке мы должны были услышать это от вас, как от профессионала. Ибо, если вы - не "провайдер услуг", а сотрудник системообразующего института, то ваша задача - искать способы, а не искать отмазки. Особенно такие классические, как "контингент не тот". А в случае неудачи - иметь честь и мужество брать публичную ответственность прежде всего на себя. Тогда и ваша аргументация будет звучать профессионально, даже если останется по существу точно такой же.

Вот возьмём другой системообразующий институт, который как раз сейчас несёт тяготы - медицину. Вы там, кажется, на карантин пожаловались? А вот, представьте себе, медикам для выполнения их работы как раз удобнее, чтоб на жёстком карантине прям ваапще все поголовно, и слоны с автоматами и огнемётами по периметру каждого квартала. Но максимум, что им позволили - "самоизоляция", которую только ленивый не ругает. И опять же можно сказать, что "на самоизоляцию способны только высокомотивированные люди. Их никогда не бывает много"... Не так ли?

И что, часто мы наблюдаем публичные ламентации медиков, что "самоизоляция провалилась"?

Вот то-то же.

arthur17.06.20 04:13
Ну зачем же, или все, или ничего. Удаленка дополняет, а не заменяет неудаленку, обе имеют право на существование в своих областях применимости.
И не следует забывать личный контакт, в ходе которого передается отношение к предмету; наиболее информативный, хотя и наименее массовый.
т-кк17.06.20 09:47
> GAF
STRANNIK
Понятно, что есть неравенство в способнрстях, данных от Бога.
`
Когда-то было от Бога, нынче начали разбираться в чём тут дело.
Умные дети - у умных, образованных мам. До двух лет мамы с ними в основном мурлыкают.
Все дети рождаются гениальными - эти не фигура речи, а физиология мозга ребёнка, с огромным количеством межнейронных связей, которые достаточно быстро разрушаются при невостребованности. Сохранить их по максимуму - вот наша задача.
_i_v_a_17.06.20 11:19
> _STRANNIK
GAF, RU
...............................
Понимаете какая штука ...Способность к самостоятельному мышлению или есть или ее нет. И развивать ее надо в очень ограниченный временной промежуток. Чтобы ее максимально раскрыть. Который как раз приходится на школьные годы. Можно (частично) и позднее. Но существенно с большим трудом и неоднозначным результатом...
Например, в начальных классах хороший педагог делает так, чтобы дети научились учиться. По возможности - думать. Но "думать" это тяжело. "Учиться учится" если повезет, добавят и в "институте".

>т-кк Все люди рождаются разными, набор генов. Гениальными - нет. ИМХО.

Мои дети от удаленки впитали мало, я не в восторге.
mcf17.06.20 11:30
Это еще что. Вот у нас есть дистанционные ВУЗы, где учатся заочно. Так там треть студентов просто все покупает, все работы за них делают другие. Ведь это нельзя проконтролировать и самое главное это никто и не контролирует ибо такие ВУЗы платные. И выходят у нас "специалисты" с высшим образованием и с полным отсутствием знания предмета. Подчеркиваю - полным.
т-кк17.06.20 14:27
> _i_v_a_: т-кк, все люди рождаются разными, набор генов.
`
Очень удобно всё списывать на гены, а вот советская педагогическая школа с вами не согласна: в формировании личности генам она отводила всего 20%, 80% - воспитанию.
И я с вами не согласен. Но и с ними не очень.
Лично для меня важнее важного - Воля (GAF это называет мотивацией).

[ У каждого ребёнка должно быть своё Крыльцо судьбы - так это называю, поскольку мою судьбу определило именно крыльцо. С него далеко-далеко, там, где бескрайняя голубизна неба сливается с изумрудом юной степи, увидел Бирюзовую гору. Мне было 5 или 6 лет. ]

Все мы учились в школе, вузе, видели отличников, одарённых и даже гениев.
В моём классе было ЧЕТЫРЕ! золотых медалиста - три девицы и один парубок.
Что самое печальное, ни один из них не реализовался на золото. И даже на бронзу.
_STRANNIK17.06.20 15:20
> т-кк
> _i_v_a_: т-кк, все люди рождаются разными, набор генов.
Все мы учились в школе, вузе, видели отличников, одарённых и даже гениев.
В моём классе было ЧЕТЫРЕ! золотых медалиста - три девицы и один парубок.
Что самое печальное, ни один из них не реализовался на золото. И даже на бронзу.
Ничего удивительного. Все закономерно. Девальвация однако...Как в смысле содержания золота в медалях (в СССР они были из золота 583 пробы до 1954г... потом из золота 375...а ноне из латуни) так и знаний выпускников...Что является прямым следствием того , что массовое образование стало сферой услуг.
Мне как то пришлось беседовать (в неформальной обстановке) с двумя золотыми медалистами . Подмосковного рОзлива. Дело было в 2006г. Из интереса задал несколько вопросов на понимание законов физики.Достаточно простых, но именно на понимание. Которые повергли их в откровенный ступор...
т-кк17.06.20 16:10
`
_STRANNIK

У меня про медалистов 73 года рОзлива, за что нынешние дают не имею ни малейшего понятия. Сына сами доводили до должного уровня образования в нашем, советском понимании сего, ибо в школе уже тогда начиналась дурь-гуманитарщина. А после школы отеческим пинком напутствовал в технический вуз, а он так рвался куда и толпа - в юристы. Зато потом оценил родительскую мудрость - он-то был нарасхват, на приличные деньги, в отличии от никому не нужных юристов за 10 тыс рэ.
GAF17.06.20 19:51

=== Образование - это не услуга, это системообразующий институт Российского государства. ===

Главный Злодей: "Ну тогда и работа в образовании - это не работа, а системообразующий долг, служащие в котором не жалуются, а стойко переосят тяготы и лишения. Не так ли?....

Могли бы и пояснить суть вопроса. А то получается, что нужно переносить тяготы и лишения ради строительства дороги всеобщего образования в пропасть.

"Апелляция к собственной незаменимости - всегда паскудный аргумент, безотносительно его обоснованности..... Поэтому, г-н Рукшин, "народный учитель", давайте-ка будем честны перед собой и перед вами: не "опыт провалился" - вы его провалили. .... А в случае неудачи - иметь честь и мужество брать публичную ответственность прежде всего на себя".

Неудача в заведомо неудачном проекте - не является неудачей. Не могу говорить за всех преподавателей. Полвека на преподавательской работе в вузе. Очередной контракт заканчивается в августе сего года. Три года тому назад подал заявление на увольнение и ушёл на безделье. В очередной реформации (в длинном ей предшествующем ряду) не захотелось перед студентами быть совсем уж клоуном на цирковой арене. Не герой и борец, просто мог позволить себе такую роскошь, (согласно Вашему: " давайте-ка будем честны перед собой), в отличие от молодёжи, которой деваться некуда – плач, но стойко переноси… Сама по себе тяжёлая адаптация к безделью прошла в облегченном режиме. Почти год ушёл на редакцию издательства по подготовке к изданию книги и на помощь молодому толковому преподавателю, которого с трудом уговорил взять мою дисциплину. Дело было не только в сложности материала, а в том, что по новому плану (сам писал его, скрипя зубами) число звонковых часов на бывшую 2-х семестровой дисциплину сократилось втрое – главная из причин моего ухода. Суть её в том, что для выполнения "звонковой нормы" преподавателю необходимо брать "на грудь и совесть" целую пачку дисциплин, в той же мере урезанных по часам. Вообщем-то с поля боя не бежал без оглядки, укреплял тылы…

Algonkin18.06.20 08:06
Вы тут за обучение спорите... я на удаленке 3 месяца уже работаю и ни хрена за это время не сделал.
Только галочки в табеле учета времени проставляю...
Главный Злодей19.06.20 00:07
Могли бы и пояснить суть вопроса. А то получается, что нужно переносить тяготы и лишения ради строительства дороги всеобщего образования в пропасть.
Неудача в заведомо неудачном проекте - не является неудачей.
Суть вопроса в следующем. Вот воюет солдат на передовой. И, положим, доводится ему толкнуть перед широкой публикой речь о положении. О чём он будет в ней говорить? О том, что война заведомо неудачная и идёт в пропасть? Или "трудно, держимся, а проблемы, господа журналюги, мы будем обсуждать не с вами"?

Вы тут за обучение спорите... я на удаленке 3 месяца уже работаю и ни хрена за это время не сделал.
Ну что тут сказать... Стыд вам, срам и позор! :|
laa19.06.20 09:33
Знаю одного человека, который "вышел в люди" только благодаря удаленке. С его слов, он сам в одиночестве, будучи восьмиклассником, решал заочные от МФТИ (1978 г.) Через полгода взял второе место на краевой олимпиаде по физике и попал в физматшколу. Это так, штришок по теме дискуссии. Он потом стал "плохим" научруком, потому что никогда не вытягивал аспирантов, не писал за них теорем. Вот такая педагогическая история.
GAF21.06.20 17:28
> Главный Злодей
Могли бы и пояснить суть вопроса. А то получается, что нужно переносить тяготы и лишения ради строительства дороги всеобщего образования в пропасть.
Неудача в заведомо неудачном проекте - не является неудачей.
Суть вопроса в следующем. Вот воюет солдат на передовой. И, положим, доводится ему толкнуть перед широкой публикой речь о положении. О чём он будет в ней говорить? О том, что война заведомо неудачная и идёт в пропасть? Или "трудно, держимся, а проблемы, господа журналюги, мы будем обсуждать не с вами"?

Солдат обязан выполнять присягу, независимо от его мнения - хорош приказ или плох. В нашем случае речь идёт о гражданской "войне" за образование, и нужно её участникам сначала определиться на какой стороне линии фронта быть....
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!

 Новостивсе статьи rss

» Французская Orano хочет продать урановые активы в Нигере, пишет FT
» Эрдоган рассказал об обнаружении газового месторождения в Черном море
» Кабул и Москва подписали договор о добыче и переработке нефти
» Трамп анонсировал телефонный разговор с Путиным 19 мая
» Хинштейн рассказал об ущербе фигурантов дела о фортификации области
» Российские корабли провели учения в Балтийском море
» Путин дал новые поручения по развитию Арктической зоны
» Ким Чен Ын призвал армию Северной Кореи готовиться к войне — ЦТАК

 Репортаживсе статьи rss

» Китай тайно строит мегафабрику – завод всех заводов по производству микросхем
» ФСБ рассекретила данные об убийстве Британией советских пленных 3 мая 1945 года
» ФСБ рассекретила документы о самоубийстве Гитлера
» Постановление ГКО СССР по снабжению населения Берлина выставили в Москве
» Теперь и внутри Европы стали мечтать о перекройке границ
» «Рособоронэкспорт» представит новейшие российские вооружения и гражданскую технику на SITDEF PERU 2025
» Более половины платежей импортеров совершается в рублях
» В регионах Черноземья разворачивают весенний сев

 Комментариивсе статьи rss

» Китай – Бразилия: трансконтинентальное стратегическое партнёрство набирает темп
» Зачем США налаживают связи с партнерами России по ОПЕК+
» Израиль лишился главного союзника в лице США
» Визит на Ближний Восток: чем расплатятся страны Персидского залива за приезд к ним Трампа
» Темное просвещение пугает Макрона и масонов
» Почему Индия и Пакистан почти 80 лет конфликтуют в Гималаях
» Лавров заявил, что почти вся Европа ведет войну против России
» WP: реализация договора по недрам между США и Украиной столкнется с трудностями

 Аналитикавсе статьи rss

» Справиться с мировым кризисом смогут только инженеры
» Закрепление мифов
» Российские нефтегазовые доходы показали живучесть
» Целью геноцида был весь народ Советского Союза
» Какая доля промышленности в американской экономике?
» Счетная палата: В работе «Почты России» есть «целый комплекс системных проблем»
» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"