Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

МИД: Объекты ФРГ станут целью для России в случае передачи ракет Taurus Киеву
Минобороны: Украина готовит в ДНР провокацию с использованием аммиака
Игра в цифры: Еврокомиссия представила новый бюджет до 2034 года
Крупные страны ЕС начали отказываться от закупок у США оружия для Украины
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
За подготовку кадров должны отвечать работодатели, а не государство
09.07.22 19:45 Наука, техника, образование

Различные опросы и исследования, которые проводит, в том числе, и Российский союз промышленников и предпринимателей, дают схожие результаты: больше 50% работодателей остаются недовольны качеством подготовки будущих работников. Все это приводит нас к замкнутому кругу в масштабах всей страны: работодатели недовольны уровнем обучения, а учебные заведения заявляют, что они не могут наладить связь с работодателями. 

Почему так происходит? Не сомневаюсь, большинство увидит главную причину в недостаточном финансировании всей системы среднего профессионального образования со стороны государства. И, конечно, в этом есть доля правды. Трудно спорить, например, с тем, что не самые высокие зарплаты преподавателей в колледжах не способствуют притоку в эту сферу знающих и любящих свое дело людей, готовых передавать свои знания, а  недостаточная материально-техническая укомплектованность учебных заведений не позволяет студентам получить профессиональные навыки, которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Все это так, но разве только государство должно решать эти проблемы? Или же в их решении должен принимать участие и потенциальный работодатель?

Вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями — одно из наиболее эффективных решений для дальнейшего развития системы образования, и в частности СПО.  Это подтверждает мировая практика. И проекты с таким подходом уже реализуются на уровне государства в России.  В частности, федеральная программа «Профессионалитет» предусматривает, что компания может войти в управление колледжем, а также напрямую влиять на образовательные программы и практики, но для глубинной реформы системы СПО необходимо сделать гораздо больше.

Убежден, что бизнес должен пересмотреть собственную систему ценностей, в периметр которой всегда входит кадровая политика. Хотим мы этого или нет, но для успешного развития экономики нам придется продолжать перенимать мировые образовательные тренды. Один из ключевых звучит достаточно провокационно для России сегодня: за подготовку кадров для производства должно отвечать не государство, а бизнес. 

Это абсолютно естественный ход вещей, так как лишь бизнес может четко поставить задачи по подготовке нужных для себя кадров. Стандартизация обучения хороша на уровне начальной школы, когда всем нужно научиться базовым навыкам для дальнейшего жизненного пути, но колледжам, техникумам, как и ВУЗам, для качественной подготовки специалистов необходим точечный в каждом конкретном случае подход. Так, технологические процессы даже на сходных производствах могут существенно отличаться, поэтому учить молодого человека в точном соответствии с буквой существующего единого образовательного стандарта нет смысла — бесперспективно. Будущего специалиста необходимо готовить не для абстрактного работодателя, а для определенного. 

При этом очевидно, что, в первую очередь, именно работодатель заинтересован получить квалифицированного сотрудника с первого рабочего дня, но для этого молодой специалист должен работать на знакомом оборудовании и со знакомыми людьми. А сделать это он может только при одном условии: если он смог познакомиться с предприятием еще на этапе обучения. 

Что означает реализация такого подхода? Прежде всего — кардинальную перестройку всей существующей сегодня системы профессионального образования. Такая реформа потребует существенных финансовых вливаний со стороны работодателей. Готов ли бизнес их делать? Я полагаю, что да, но только на определенных условиях. Работодатель должен быть уверен, что будущий специалист, чье обучения он оплачивает, после окончания колледжа вернется к нему. Обеспечить это может механизм целевого набора. 

К сожалению, сегодня в системе СПО по целевому набору учатся всего 2% студентов, хотя такая форма обучения — преимущество для всех заинтересованных сторон. Работодатель, который вложил серьезные деньги в колледж, получит квалифицированного сотрудника, а выпускник — рабочее место, оговоренные условия труда и стабильную работу на ближайшие 3-5 лет. Сегодня компании не работают с целевыми наборами по различным причинам, в частности, из-за разного уровня понимания сути процесса и степени вовлеченности в него как со стороны колледжей, так и со стороны самого бизнеса. Но все это необходимо исправлять, в том числе, с помощью законодательных инициатив. 

В целом, для развития экономики нашей страны бизнесу необходимо понять, что инвестиция в образование — не затраты, а конкурентное преимущество. Вместе с инвестициями придет ответственность за качество подготовки людей, а за ней — повысится и уровень знаний выпускников. 

Безусловно, нас ждет еще длинный путь: лишь после того, как СПО и бизнес станут взаимно интегрированными, можно будет говорить, что реформа образования в России перешла в стадию активной реализации.  

Андрей Комаров - сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП

 

Главный Злодей10.07.22 18:00
=== Все это приводит нас к замкнутому кругу в масштабах всей страны: работодатели недовольны уровнем обучения, а учебные заведения заявляют, что они не могут наладить связь с работодателями. Почему так происходит? Не сомневаюсь, большинство увидит главную причину в недостаточном финансировании всей системы среднего профессионального образования со стороны государства. ===
Главная причина в том, что "удачно" встретились два жлобства: учебные заведения не хотят напрягаться и адаптировать образовательный процесс к нуждам индустрии, а индустрия не хочет напрягаться и помогать учебным заведениям адаптироваться к своим нуждам. Это можно было бы назвать ленью, но обе стороны консенсусно уверены, что виноват никто из них, а государство, потому что, понимаете ли, недофинансирует - так что назовём всё-таки жлобством.
dim_vision10.07.22 19:54
Производственные практики и стажировка - залог получения необходимого опыта и рабочего места. Этим занимались ранее учебные кафедры при факультетах ВУЗ-ов. Лично помню свое направления, не смотря на лихие 90-е после 3-го и 4-го курса учебы в ЯмбургГазДобыча (сейчас Газпром Добыча Ямбург) на производственную практику от кафедры - в итоге сначала на поезде из Тюмени до Н.Уренгоя в офис ЯГД, затем на другом поезде уже с вахтовиками - до места производственной практики на месторождение и УКПГ. Деньги были хорошие, и это кроме опыта.
Альтернатива - на протяжении всего 3-го курса от кафедры работал в профильном НИИ (СибНИИНП) по специальности паралельно учебе на пол-ставки, получая опыт и имея подработку.
На 5-м курсе стажировался в крупнейшей нефтесервисной компании (Шлюмберже - привет) параллельно учебе, тут правда уже самому пришлось суетиться чтобы попасть.
К выпуску имел опыт по специальности в научно-проектной деятельности, полевым работам в производстве, знакомству с передовыми нефтесервисными технологиями.
Короче, было бы желание - работа по специальнсти - найдется. Кафедры тоже могут если хотят в этом помочь своим студентам.
astill0711.07.22 09:40
Пример СП Сахалин-2 четко показывает отсутствие понимания КТО является работодателем. На Сахалине-2, как выявилось, работодателем был "зарубежный инвестор", который и давал работу "своим". Все формальное руководство, что Сахалина-2, что почти в любом СП (с "западом"), работодателем в реальном смысле не является. Они, суть, местные организаторы со стороны работодателя ("инвестора"). Работодателями являются владельцы технологий, соответствующей техники и потенциала дальнейшего их развития и совершенствования. Все остальные звенья, структуры и управленцы - это посредники-организаторы в рамках предоставленного ("инвестированного") капитала знаний и умений. Собственно "деньги" здесь - это бухгалтерская форма определения компетенций и кругов ответственности (функций), - и внутри "штата" работников, и значимых фигур вне внутреннего, локально-производственного, штата.
baban11.07.22 12:18
Похоже в современных, сложившихся обстоятельствах необходимо идти от обратного. Например ввести запрет на приём на работу Специалистов закончивших образовательные учреждения России предприятиям не оказывающих финансовую поддержку, по выбору предприятия, образовательного учреждения (професиионального, высшего) нужного ему профиля. Одновременно установить квоты для данных предприятий на приём иностранных граждан либо иностраннх граждан получивших Российское гражданство закончивших иностранное учреждение. В случае если такие специалисты, иностранные граждане получивших Российское гражданство закончившие иностранное учреждение предприятию необходимы, в этом случае они обязаны пройти переподготовку в Российском учреждении с соответствующей оплатой. Вобщем так как во всём мире.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!
» О типологическом сходстве-ловушке либералов, марксистов, масонов. Реплика к войне окололевых против всех
» О советских предателях и немецкой бюрократии
» Марксисты и искусственный "интеллект"
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!

 Новостивсе статьи rss

» Киев научит Штаты воевать: Зеленский и Трамп обсуждают мегасделку по БПЛА — NYP
» WSJ: Госдеп введет ограничения на публичные оценки выборов в других странах
» Фицо договорился с фон дер Ляйен: Словакия не будет блокировать 18-й пакет санкций
» Орбан: пока Венгрии выгоднее оставаться внутри Евросоюза, чем выйти из него
» США отказали в назначении Умерова послом из-за американского гражданства — Мосийчук*
» Российская баллистика стала обходить радары ЗРК Patriot — WSJ
» Израиль нанес новые авиаудары в сирийской провинции Эс-Сувейда
» У основного поставщика газа в Европу двойной сбой: поставки упали

 Репортаживсе статьи rss

» Пятнадцать бойцов на километр пути. Рассекречены документы об обеспечении безопасности Потсдамской конференции
» Скандал в Бенгази. Маршал Хафтар выставил из Ливии европейских министров
» Необыкновенный фашизм
» ЦРУ и МИ-6 погружают Европу в наркокошмар
» Андрей Клепач: рецессии в экономике России не будет
» В Англию ни ногой: корпорации массово покидают Британию
» Разработчик рассказал о возможностях лазерного "лучемета"
» Лукашенко раскрыл шокирующие планы белорусской оппозиции

 Комментариивсе статьи rss

» НеоколонИИализм
» США проиграли Китаю саммит АСЕАН
» Путин вывел на чистую воду финнов, пообещавших арктические ледоколы для США
» India Today: Кто вообще такой шеф НАТО, чтобы пугать Индию по вопросам торговли
» Иранский прорыв израильской ПВО: КСИР понял, «как, когда и чем стрелять»
» Европа начала готовиться к войне с Россией
» Тонкая игра против топорной политики: Китай выдавливает базы США с Ближнего Востока
» Сергей Караганов: Пора отказаться от запрета на государственную идеологию в России

 Аналитикавсе статьи rss

» Одиссея мировой экономики: Сечин представил ключевой доклад на ПМЭФ-2025
» О расстройствах Мастера Сделок
» ПМЭФ-2025: Лето великого перелома
» Ничего уже не исправить: началась гонка за атомной бомбой
» Трансформация Америки: упущенные возможности и сохраняющиеся альтернативы
»  Америка грозит миру самым страшным
» Режим экономии в США закончился?
» Тарифная война Трампа: всё, что вы хотели узнать о ней, но боялись спросить у рынка облигаций
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"