Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Франция готовится ввести на Украину около двух тысяч военных, сообщила СВР
Герасимов доложил Путину об испытаниях "Буревестника" и успехах на фронте
Премьер Бельгии предрек ЕС судебные тяжбы из-за конфискации активов России
Трамп опроверг сообщения о разрешении на дальнобойные удары по России
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
За подготовку кадров должны отвечать работодатели, а не государство
09.07.22 19:45 Наука, техника, образование

Различные опросы и исследования, которые проводит, в том числе, и Российский союз промышленников и предпринимателей, дают схожие результаты: больше 50% работодателей остаются недовольны качеством подготовки будущих работников. Все это приводит нас к замкнутому кругу в масштабах всей страны: работодатели недовольны уровнем обучения, а учебные заведения заявляют, что они не могут наладить связь с работодателями. 

Почему так происходит? Не сомневаюсь, большинство увидит главную причину в недостаточном финансировании всей системы среднего профессионального образования со стороны государства. И, конечно, в этом есть доля правды. Трудно спорить, например, с тем, что не самые высокие зарплаты преподавателей в колледжах не способствуют притоку в эту сферу знающих и любящих свое дело людей, готовых передавать свои знания, а  недостаточная материально-техническая укомплектованность учебных заведений не позволяет студентам получить профессиональные навыки, которые соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Все это так, но разве только государство должно решать эти проблемы? Или же в их решении должен принимать участие и потенциальный работодатель?

Вовлечение бизнеса в партнерское управление образовательными организациями — одно из наиболее эффективных решений для дальнейшего развития системы образования, и в частности СПО.  Это подтверждает мировая практика. И проекты с таким подходом уже реализуются на уровне государства в России.  В частности, федеральная программа «Профессионалитет» предусматривает, что компания может войти в управление колледжем, а также напрямую влиять на образовательные программы и практики, но для глубинной реформы системы СПО необходимо сделать гораздо больше.

Убежден, что бизнес должен пересмотреть собственную систему ценностей, в периметр которой всегда входит кадровая политика. Хотим мы этого или нет, но для успешного развития экономики нам придется продолжать перенимать мировые образовательные тренды. Один из ключевых звучит достаточно провокационно для России сегодня: за подготовку кадров для производства должно отвечать не государство, а бизнес. 

Это абсолютно естественный ход вещей, так как лишь бизнес может четко поставить задачи по подготовке нужных для себя кадров. Стандартизация обучения хороша на уровне начальной школы, когда всем нужно научиться базовым навыкам для дальнейшего жизненного пути, но колледжам, техникумам, как и ВУЗам, для качественной подготовки специалистов необходим точечный в каждом конкретном случае подход. Так, технологические процессы даже на сходных производствах могут существенно отличаться, поэтому учить молодого человека в точном соответствии с буквой существующего единого образовательного стандарта нет смысла — бесперспективно. Будущего специалиста необходимо готовить не для абстрактного работодателя, а для определенного. 

При этом очевидно, что, в первую очередь, именно работодатель заинтересован получить квалифицированного сотрудника с первого рабочего дня, но для этого молодой специалист должен работать на знакомом оборудовании и со знакомыми людьми. А сделать это он может только при одном условии: если он смог познакомиться с предприятием еще на этапе обучения. 

Что означает реализация такого подхода? Прежде всего — кардинальную перестройку всей существующей сегодня системы профессионального образования. Такая реформа потребует существенных финансовых вливаний со стороны работодателей. Готов ли бизнес их делать? Я полагаю, что да, но только на определенных условиях. Работодатель должен быть уверен, что будущий специалист, чье обучения он оплачивает, после окончания колледжа вернется к нему. Обеспечить это может механизм целевого набора. 

К сожалению, сегодня в системе СПО по целевому набору учатся всего 2% студентов, хотя такая форма обучения — преимущество для всех заинтересованных сторон. Работодатель, который вложил серьезные деньги в колледж, получит квалифицированного сотрудника, а выпускник — рабочее место, оговоренные условия труда и стабильную работу на ближайшие 3-5 лет. Сегодня компании не работают с целевыми наборами по различным причинам, в частности, из-за разного уровня понимания сути процесса и степени вовлеченности в него как со стороны колледжей, так и со стороны самого бизнеса. Но все это необходимо исправлять, в том числе, с помощью законодательных инициатив. 

В целом, для развития экономики нашей страны бизнесу необходимо понять, что инвестиция в образование — не затраты, а конкурентное преимущество. Вместе с инвестициями придет ответственность за качество подготовки людей, а за ней — повысится и уровень знаний выпускников. 

Безусловно, нас ждет еще длинный путь: лишь после того, как СПО и бизнес станут взаимно интегрированными, можно будет говорить, что реформа образования в России перешла в стадию активной реализации.  

Андрей Комаров - сопредседатель Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП

 

Главный Злодей10.07.22 18:00
=== Все это приводит нас к замкнутому кругу в масштабах всей страны: работодатели недовольны уровнем обучения, а учебные заведения заявляют, что они не могут наладить связь с работодателями. Почему так происходит? Не сомневаюсь, большинство увидит главную причину в недостаточном финансировании всей системы среднего профессионального образования со стороны государства. ===
Главная причина в том, что "удачно" встретились два жлобства: учебные заведения не хотят напрягаться и адаптировать образовательный процесс к нуждам индустрии, а индустрия не хочет напрягаться и помогать учебным заведениям адаптироваться к своим нуждам. Это можно было бы назвать ленью, но обе стороны консенсусно уверены, что виноват никто из них, а государство, потому что, понимаете ли, недофинансирует - так что назовём всё-таки жлобством.
dim_vision10.07.22 19:54
Производственные практики и стажировка - залог получения необходимого опыта и рабочего места. Этим занимались ранее учебные кафедры при факультетах ВУЗ-ов. Лично помню свое направления, не смотря на лихие 90-е после 3-го и 4-го курса учебы в ЯмбургГазДобыча (сейчас Газпром Добыча Ямбург) на производственную практику от кафедры - в итоге сначала на поезде из Тюмени до Н.Уренгоя в офис ЯГД, затем на другом поезде уже с вахтовиками - до места производственной практики на месторождение и УКПГ. Деньги были хорошие, и это кроме опыта.
Альтернатива - на протяжении всего 3-го курса от кафедры работал в профильном НИИ (СибНИИНП) по специальности паралельно учебе на пол-ставки, получая опыт и имея подработку.
На 5-м курсе стажировался в крупнейшей нефтесервисной компании (Шлюмберже - привет) параллельно учебе, тут правда уже самому пришлось суетиться чтобы попасть.
К выпуску имел опыт по специальности в научно-проектной деятельности, полевым работам в производстве, знакомству с передовыми нефтесервисными технологиями.
Короче, было бы желание - работа по специальнсти - найдется. Кафедры тоже могут если хотят в этом помочь своим студентам.
astill0711.07.22 09:40
Пример СП Сахалин-2 четко показывает отсутствие понимания КТО является работодателем. На Сахалине-2, как выявилось, работодателем был "зарубежный инвестор", который и давал работу "своим". Все формальное руководство, что Сахалина-2, что почти в любом СП (с "западом"), работодателем в реальном смысле не является. Они, суть, местные организаторы со стороны работодателя ("инвестора"). Работодателями являются владельцы технологий, соответствующей техники и потенциала дальнейшего их развития и совершенствования. Все остальные звенья, структуры и управленцы - это посредники-организаторы в рамках предоставленного ("инвестированного") капитала знаний и умений. Собственно "деньги" здесь - это бухгалтерская форма определения компетенций и кругов ответственности (функций), - и внутри "штата" работников, и значимых фигур вне внутреннего, локально-производственного, штата.
baban11.07.22 12:18
Похоже в современных, сложившихся обстоятельствах необходимо идти от обратного. Например ввести запрет на приём на работу Специалистов закончивших образовательные учреждения России предприятиям не оказывающих финансовую поддержку, по выбору предприятия, образовательного учреждения (професиионального, высшего) нужного ему профиля. Одновременно установить квоты для данных предприятий на приём иностранных граждан либо иностраннх граждан получивших Российское гражданство закончивших иностранное учреждение. В случае если такие специалисты, иностранные граждане получивших Российское гражданство закончившие иностранное учреждение предприятию необходимы, в этом случае они обязаны пройти переподготовку в Российском учреждении с соответствующей оплатой. Вобщем так как во всём мире.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках II (окончание)
» Об универсальных ценностях в политике и политических науках
» С Днем Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Шеф Пентагона увидел в политике Китая угрозу региональной безопасности
» Итальянцы выступили против расширения выпускающего БПЛА для Украины завода Rheinmetall
» В МИД рассказали о разведке НАТО у границ России на Балтике и в Черном море
» Из США депортировали более 500 тысяч мигрантов с начала срока Трампа
» Авиакомпании России и Японии обсуждают восстановление прямого авиасообщения
» Белоруссия поставит "Орешник" на боевое дежурство в декабре
» Президент Эквадора высказался за размещение в стране иностранных баз по борьбе с наркотрафиком
» Рыжиков и Зубрицкий второй раз вышли в открытый космос

 Репортаживсе статьи rss

» Гонка вооружений, деятельность НАТО в Арктике и хартия многообразия: О чем говорили на конференции по евразийской безопасности в Минске
» Умный самолет. Супертехнологии определят, каким будет новое поколение российской гражданской авиации
» Пленум ЦК КПК: эффективный рынок с деятельным правительством и снятие ряда генералов с должностей
» Адвокат Густакова: русские не отступятся от своих целей, пока их не достигнут
» Наука и техника идут в разведку
» Сибирь как центр технологического будущего
» AgoraVox: финны несут большие убытки из-за разрыва связей с Россией
» Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке

 Комментариивсе статьи rss

» Какой эффект экономике даст субсидирование экспорта угля
» Ползучая миссия
» Ракета «Буревестник» заставит США пересмотреть принципы своей обороны
» Поставки атомных подлодок Австралии подорвут морскую силу Америки
» Сопротивление повсеместно: США рискуют увязнуть в Венесуэле
» Америка поможет: как экономика США мешает их же собственным санкциям
» Назло султану: на Северном Кипре победил кандидат от оппозиции
» «Ответ будет очень сильный. Если не сказать ошеломляющий»

 Аналитикавсе статьи rss

» Экономист Лерон: диверсификация доходов стала вопросом финансовой безопасности
» Какие китайские технологии имеют значение для России и что мы предложим взамен?
» Потеряв веру в США, саудовские шейхи и Пакистан изменили мировой баланс сил
» Украинский конфликт: почему Россия и США хотят положить ему конец, а Европа — нет?
» Перевозки в портах ДФО отражают системные процессы перестройки мировой логистики
» Оборона: десять крупнейших оружейных концернов мира
» Решительный арсенал: что представляют собой ядерные силы Китая
» Хороший враг дороже союзника
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"