Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Украинские СМИ опубликовали предлагаемый Киевом мирный план
Страны ЕС договорились предоставить Украине 90 млрд евро
Трамп потребовал от Венесуэлы вернуть США права на нефть
ЕК сняла вопрос о конфискации активов России с саммита ЕС, заявил Орбан
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Теряет ли Россия рынки сбыта из-за запрета на экспорт топлива
25.12.25 16:28 В России
В ноябре российский экспорт дизельного топлива в Бразилию снизился до минимального уровня с марта 2023 года. Объем поставок составил всего 187 тыс. тонн. На максимуме, в апреле и августе этого года, он достигал приблизительно 800-900 тыс. тонн. Такие данные приводит Институт энергетики и финансов.

Дизельное топливо (ДТ) – главный товар в нашей экспортной корзине нефтепродуктов. А Бразилия – один из основных их импортеров. Больше нее их закупают только Турция и Китай. Одной из причин падения объемов поставок в эту страну в СМИ называется запрет на экспорт ДТ из России для непроизводителей, введенный с октября этого года. В некоторой степени эту версию подтверждают сторонние данные финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), который фиксирует снижение объема экспорта нефтепродуктов из России с сентября этого года. Причем, по оценке CREA, падение ноябрьских поставок российского ДТ в Турцию (крупнейший его импортер) составило 27%. Но статистика хоть и упрямая вещь, однако ее восприятие сильно зависит от интерпретаций. Самое простое объяснение – не всегда правильное.

Вероятнее всего, основными факторами снижения экспорта стали не запреты поставок ДТ за границу для трейдеров, а снижение объемов нефтепереработки в России из-за налетов БПЛА на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), необходимость насыщения топливом внутреннего рынка и ужесточение санкций со стороны США и ЕС.

Потребности России в нефтепродуктах ниже возможностей нашей нефтепереработки, в первую очередь по ДТ, отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Объемы производства ДТ почти двукратно превышают спрос внутри страны. А технологические процессы на НПЗ таковы, что структуру продуктовой корзины (бензин, дизельное топливо, керосин) принципиально не изменить. По этой причине нашим компаниям приходится находить рынки сбыта, выбирая наиболее оптимальный вариант и учитывая санкционные ограничения, логистические издержки, динамику спроса на различных континентах и цену, предлагаемую странами-импортерами.

Экспорт ДТ на дальние расстояния, к примеру в ту же Бразилию, и так не особо выгоден при плохой конъюнктуре рынка, а для непроизводителей - трейдеров невыгоден вдвойне, они все же перекупают товар, поясняет зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев. Такие поставки могут быть интересны только крупным отечественным нефтяным компаниям, а им их никто не запрещал.

По словам генерального директора Open Oil Market Сергея Терешкина, поставки ДТ в Бразилию из России показывают снижение с начала 2025 года. На их динамику влияет усиленное внимание США к южноамериканскому региону в этом году. Для Бразилии выросли риски нарушения санкций в отношении ведущих нефтяных компаний России.

По его мнению, дальнейшая динамика поставок будет сильно зависеть от геополитического фона. Резкого сокращения экспорта ДТ в Бразилию не произойдет благодаря упомянутому отсутствию прямого запрета на экспорт, хотя колебания объемов возможны.

Схожий взгляд - у управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова. Российское ДТ востребовано на мировом рынке, и допобъемы найдут свою рыночную нишу после снятия всех ограничений. Но поставки на внутренний рынок остаются в безусловном приоритете, подчеркивает он.

Дизель на внутреннем рынке хотя и подешевел на бирже с октябрьских максимумов, но пока еще дорожает в рознице. Темпы роста его стоимости снизились, но только с начала зимы к 15 декабря он подорожал на 1,1%, по данным Росстата. Вероятнее всего, частичный запрет на экспорт ДТ будет снят, только когда рост цены остановится. Бензин же сейчас дешевеет и в опте, и в рознице, но на экспорт уходят не такие большие объемы (на максимуме 15% от производства).

Что касается Турции, то на эту страну оказывается сейчас не меньшее, а может, и большее, чем на Бразилию, давление со стороны Евросоюза и США. Именно ее часто называют "прачечной" для российского сырья. Не случайно после введения последних американских санкций против наших крупнейших нефтяных компаний Турция резко снизила закупки не только нефтепродуктов, но и сырой нефти из России. Ситуацию усугубляют атаки БПЛА на танкеры в Черном море. Риск потерять груз слишком велик.

В результате сейчас нам приходится больше полагаться на экспорт сырой нефти, хотя все эксперты согласны, что поставки нефтепродуктов более выгодны экономически. Как замечает Станкевич, на этапе передела сырья формируется добавленная стоимость.

Но пока наши мощности нефтепереработки почти не растут, новые НПЗ не строятся, сетует Гусев. Это все требует больших и долгосрочных инвестиций, которые едва ли возможны при существующей кредитно-денежной и фискальной политике, поэтому экспортируем нефть, поясняет эксперт.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» О "ловушке РКН"
» Разведпризнаки образа будущего
» Почему Америка расхотела воевать с Россией?
» Признаки современного гностицизма для чайников
» От каждого по способностям, каждому – не по труду©Карл Маркс. Критика Готской программы – Цитата
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 2)
» Читая Фёгелина. Движение отношения мысли к истине в истории – истина и трансцедентное (часть 1)
» Образ будущего – Утопия XXI века

 Новостивсе статьи rss

» Мантуров рассказал об обновлении программы развития авиаотрасли
» Постпред Украины при ООН Мельник пожаловался на успехи РФ и потерю влияния Киева
» "Ростех" назвал 2025 год рекордным по выпуску боевых самолетов
» Ракета "Союз" запустит 52 спутника с космодрома Восточный
» СМИ: Франция раскритиковала алжирский закон о криминализации колониализма
» Алжир переходит к судебно-правовым механизмам давления на Францию
» Reuters узнал, как долго США будут блокировать экспорт венесуэльской нефти
» КНДР провела испытания нового типа зенитных ракет

 Репортаживсе статьи rss

» Партнёрство Ирана и ЕАЭС может создать мощный регион
» Крупнейший мировой производителей самолетов отказывается от сервисов Google
» Глава британской разведки испугана забытым на Западе ощущением
» «Роснано» требует миллиарды с бывшего руководства за провал производства в России оперативной памяти нового поколения
» США 2025: новая Стратегия национальной безопасности
» Проект "Арктика в лицах": кто открывал Северный морской путь
» Глава РАН Геннадий Красников: Россия должна стать суверенной и в микроэлектронике
» Как китайский экспорт победил пошлины

 Комментариивсе статьи rss

» Теряет ли Россия рынки сбыта из-за запрета на экспорт топлива
» Как улучшит Су-57 загадочное «изделие 177»
» «Золотые линкоры» Трампа разорят ВМС США
» Финны хотели обвинить в своём расизме русских, но досталось китайцам
» Политолог Кашин: У Китая есть дипломатический и военный ответы на захват США танкера Centuries
» SCMP: Китай утвердился в роли великой державы
» El Mundo: день саммита ЕС стал «фатальным» для Мерца и фон дер Ляйен
» Трупы НАТО и ЕС действительно принесут мир на Украину

 Аналитикавсе статьи rss

» SCMP: в будущем главными ресурсами в мировой экономике станут энергия и вода
» Европа готовится к войне: какие вопросы это ставит перед Россией
» Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией
» Экономист Жак Сапир предупредил о последствиях конфискации российских активов
» Входим в зону риска: зачем России так много золота
» Европа – «больной человек» планеты
» В американской версии мира сместились центры силы
» Выборы на Украине. Контекст
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"