Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Путин и Ким Чен Ын подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве
"Дальше будет по-другому". Что Путин предложил Украине и Западу
В G7 достигли соглашения по кредиту для Украины, подтвердила Мелони
Главная страница » Комментарии » Просмотр
Версия для печати
Две с половиной тонны топлива в секунду
04.07.12 12:46 Наука, техника, образование
Ирик Имамутдинов
Создатель лучших в мире жидкостных ракетных двигателей академик Борис Каторгин объясняет, почему американцы до сих пор не могут повторить наших достижений в этой области и как сохранить советскую фору в будущем

21 июня на Петербургском экономическом форуме прошло награждение лауреатов премии "Глобальная энергия". Авторитетная комиссия отраслевых экспертов из разных стран выбрала три заявки из представленных 639 и назвала лауреатов премии 2012 года, которую уже привычно называют "нобелевкой для энергетиков". В итоге 33 миллиона премиальных рублей в этом году разделили известный изобретатель из Великобритании профессор Родней Джон Аллам и двое наших выдающихся ученых — академики РАН Борис Каторгин и Валерий Костюк.

Все трое имеют отношение к созданию криогенной техники, исследованию свойств криогенных продуктов и их применению в различных энергетических установках. Академик Борис Каторгин был награжден "за разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, которые обеспечивают при высоких энергетических параметрах надежную работу космических систем в целях мирного использования космоса". При непосредственном участии Каторгина, более пятидесяти лет посвятившего предприятию ОКБ-456, известному сейчас как НПО "Энергомаш", создавались жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), рабочие характеристики которых и теперь считаются лучшими в мире. Сам Каторгин занимался разработкой схем организации рабочего процесса в двигателях, смесеобразованием компонентов горючего и ликвидацией пульсации в камере сгорания. Известны также его фундаментальные работы по ядерным ракетным двигателям (ЯРД) с высоким удельным импульсом и наработки в области создания мощных непрерывных химических лазеров.

В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО "Энергомаш", совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей. Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя "Атлас". В результате НПО "Энергомаш" подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на "Атласах" при выводе спутников различного назначения.

Перед вручением премии "Эксперт" побеседовал с академиком Борисом Каторгиным о состоянии и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей и выяснил, почему базирующиеся на разработках сорокалетней давности двигатели до сих пор считаются инновационными, а РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах.

Борис Иванович, в чем именно ваша заслуга в создании отечественных жидкостных реактивных двигателей, и теперь считающихся лучшими в мире?

— Чтобы объяснить это неспециалисту, наверное, нужно особое умение. Для ЖРД я разрабатывал камеры сгорания, газогенераторы; в целом руководил созданием самих двигателей для мирного освоения космического пространства. (В камерах сгорания происходит смешение и горение топлива и окислителя и образуется объем раскаленных газов, которые, выбрасываясь затем через сопла, создают собственно реактивную тягу; в газогенераторах также сжигается топливная смесь, но уже для работы турбонасосов, которые под огромным давлением нагнетают топливо и окислитель в ту же камеру сгорания."Эксперт".)

Вы говорите о мирном освоении космоса, хотя очевидно, что все двигатели тягой от нескольких десятков до 800 тонн, которые создавались в НПО "Энергомаш", предназначались прежде всего для военных нужд.

— Нам не пришлось сбросить ни одной атомной бомбы, мы не доставили на наших ракетах ни одного ядерного заряда к цели, и слава богу. Все военные наработки пошли в мирный космос. Мы можем гордиться огромным вкладом нашей ракетно-космической техники в развитие человеческой цивилизации. Благодаря космонавтике родились целые технологические кластеры: космическая навигация, телекоммуникации, спутниковое телевидение, системы зондирования.

Двигатель для межконтинентальной баллистической ракеты Р-9, над которым вы работали, потом лег в основу чуть ли не всей нашей пилотируемой программы.

— Еще в конце 1950-х я проводил расчетно-экспериментальные работы для улучшения смесеобразования в камерах сгорания двигателя РД-111, который предназначался для той самой ракеты. Результаты работы до сих пор применяются в модифицированных двигателях РД-107 и РД-108 для той же ракеты "Союз", на них было совершено около двух тысяч космических полетов, включая все пилотируемые программы.

Два года назад я брал интервью у вашего коллеги, лауреата "Глобальной энергии" академика Александра Леонтьева. В разговоре о закрытых для широкой публики специалистах, коим Леонтьев сам когда-то был, он упомянул Виталия Иевлева, тоже много сделавшего для нашей космической отрасли.

— Многие работавшие на оборонку академики были засекречены — это факт. Сейчас многое рассекречено — это тоже факт. Александра Ивановича я знаю прекрасно: он работал над созданием методик расчета и способов охлаждения камер сгорания различных ракетных двигателей. Решить эту технологическую задачу было нелегко, особенно когда мы начали максимально выжимать химическую энергию топливной смеси для получения максимального удельного импульса, повышая среди прочих мер давление в камерах сгорания до 250 атмосфер. Возьмем самый мощный наш двигатель — РД-170. Расход топлива с окислителем — керосином с жидким кислородом, идущим через двигатель, — 2,5 тонны в секунду. Тепловые потоки в нем достигают 50 мегаватт на квадратный метр — это огромная энергия. Температура в камере сгорания — 3,5 тысячи градусов Цельсия. Надо было придумать специальное охлаждение для камеры сгорания, чтобы она могла расчетно работать и выдерживала тепловой напор. Александр Иванович как раз этим и занимался, и, надо сказать, потрудился он на славу. Виталий Михайлович Иевлев — член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, к сожалению, довольно рано умерший, — был ученым широчайшего профиля, обладал энциклопедической эрудицией. Как и Леонтьев, он много работал над методикой расчета высоконапряженных тепловых конструкций. Работы их где-то пересекались, где-то интегрировались, и в итоге получилась прекрасная методика, по которой можно рассчитать теплонапряженность любых камер сгорания; сейчас, пожалуй, пользуясь ею, это может сделать любой студент. Кроме того, Виталий Михайлович принимал активное участие в разработке ядерных, плазменных ракетных двигателей. Здесь наши интересы пересекались в те годы, когда "Энергомаш" занимался тем же.

В нашей беседе с Леонтьевым мы затронули тему продажи энергомашевских двигателей РД-180 в США, и Александр Иванович рассказал, что во многом этот двигатель — результат наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170, и в каком-то смысле его половинка. Что это — действительно результат обратного масштабирования?

— Любой двигатель в новой размерности — это, конечно, новый аппарат. РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой 800 тонн. У РД-191, предназначенного для нашей новой ракеты "Ангара", тяга и вовсе 200 тонн. Что же общего у этих двигателей? Все они имеют по одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у "американского" РД-180 — две, у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если однокамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, в два с лишним раза превосходящий, например, мощность реактора атомного ледокола "Арктика", то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны. В разработке турбонасосов для РД-180 и РД-191 я участвовал напрямую и в то же время руководил созданием этих двигателей в целом.

Камера сгорания, значит, на всех этих двигателях одна и та же, только количество их разное?

— Да, и это наше главное достижение. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу "выстилания" на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся камеры, равной которой в мире нет, мы изготавливаем лучшие свои двигатели: РД-170 и РД-171 для "Энергии" и "Зенита", РД-180 для американского "Атласа" и РД-191 для новой российской ракеты "Ангара".

— "Ангара" должна была заменить "Протон-М" еще несколько лет назад, но создатели ракеты столкнулись с серьезными проблемами, первые летные испытания неоднократно откладывались, и проект вроде бы продолжает буксовать.

— Проблемы действительно были. Сейчас принято решение о запуске ракеты в 2013 году. Особенность "Ангары" в том, что на основе ее универсальных ракетных модулей можно создать целое семейство ракетоносителей грузоподъемностью от 2,5 до 25 тонн для вывода грузов на низкую околоземную орбиту на базе универсального же кислородно-керосинового двигателя РД-191. "Ангара-1" имеет один двигатель, "Ангара-3" — три с общей тягой 600 тонн, у "Ангары-5" будет 1000 тонн тяги, то есть она сможет выводить на орбиту больше грузов, чем "Протон". К тому же вместо очень токсичного гептила, который сжигается в двигателях "Протона", мы используем экологически чистое топливо, после сгорания которого остаются лишь вода да углекислый газ.


Академик РАН Борис Каторгин многое сделал для того, чтобы наши ракетные двигатели стали самыми надежными в мире expert_809_050.jpg Фото: Александр Крупнов
Академик РАН Борис Каторгин многое сделал для того, чтобы наши ракетные двигатели стали самыми надежными в мире
Фото: Александр Крупнов

Как получилось, что тот же РД-170, который создавался еще в середине 1970-х, до сих пор остается, по сути, инновационным продуктом, а его технологии используются в качестве базовых для новых ЖРД?

— Похожая история случилась с самолетом, созданным после Второй мировой Владимиром Михайловичем Мясищевым (дальний стратегический бомбардировщик серии М, разработка московского ОКБ-23 1950-х годов. — "Эксперт"). По многим параметрам самолет опережал свое время лет эдак на тридцать, и элементы его конструкции потом заимствовали другие авиастроители. Так и здесь: в РД-170 очень много новых элементов, материалов, конструкторских решений. По моим оценкам, они не устареют еще несколько десятилетий. В этом заслуга прежде всего основателя НПО "Энергомаш" и его генерального конструктора Валентина Петровича Глушко и членкора РАН Виталия Петровича Радовского, возглавившего фирму после смерти Глушко. (Отметим, что лучшие в мире энергетические и эксплуатационные характеристики РД-170 во многом обеспечиваются благодаря решению Каторгиным проблемы подавления высокочастотной неустойчивости горения за счет разработки антипульсационных перегородок в той же камере сгорания. — "Эксперт".) А двигатель РД-253 первой ступени для ракетоносителя "Протон"? Принятый на вооружение еще в 1965 году, он настолько совершенен, что до сих пор никем не превзойден. Именно так учил конструировать Глушко — на пределе возможного и обязательно выше среднемирового уровня. Важно помнить и другое: страна инвестировала в свое технологическое будущее. Как было в Советском Союзе? Министерство общего машиностроения, в ведении которого, в частности, находились космос и ракеты, только на НИОКР тратило 22 процента своего огромного бюджета — по всем направлениям, включая двигательное. Сегодня объем финансирования исследований намного меньше, и это говорит о многом.

Не означает ли достижение этими ЖРД неких совершенных качеств, причем случилось это полвека назад, что ракетный двигатель с химическим источником энергии в каком-то смысле изживает себя: основные открытия сделаны и в новых поколениях ЖРД, сейчас речь идет скорее о так называемых поддерживающих инновациях?

— Безусловно нет. Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы еще очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надежно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту. Они безопасны с точки зрения экологии, особенно те, что работают на жидком кислороде и керосине. Но для полетов к звездам и другим галактикам ЖРД, конечно, совсем непригодны. Масса всей метагалактики — 1056 граммов. Для того чтобы разогнаться на ЖРД хотя бы до четверти скорости света, потребуется совершенно невероятный объем топлива — 103200 граммов, так что даже думать об этом глупо. У ЖРД есть своя ниша — маршевые двигатели. На жидкостных двигателях можно разогнать носитель до второй космической скорости, долететь до Марса, и все.

Следующий этап — ядерные ракетные двигатели?

— Конечно. Доживем ли мы еще до каких-то этапов — неизвестно, а для разработки ЯРД многое было сделано уже в советское время. Сейчас под руководством Центра Келдыша во главе с академиком Анатолием Сазоновичем Коротеевым разрабатывается так называемый транспортно-энергетический модуль. Конструкторы пришли к выводу, что можно создать менее напряженный, чем был в СССР, ядерный реактор с газовым охлаждением, который будет работать и как электростанция, и как источник энергии для плазменных двигателей при передвижении в космосе. Такой реактор проектируется сейчас в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Григорьевича Драгунова. В проекте также участвует калининградское КБ "Факел", где создаются электрореактивные двигатели. Как и в советское время, не обойдется без воронежского КБ химавтоматики, где будут изготавливаться газовые турбины, компрессоры, чтобы по замкнутому контуру гонять теплоноситель — газовую смесь.

А пока полетаем на ЖРД?

— Конечно, и мы четко видим перспективы дальнейшего развития этих двигателей. Есть задачи тактические, долгосрочные, тут предела нет: внедрение новых, более жаростойких покрытий, новых композитных материалов, уменьшение массы двигателей, повышение их надежности, упрощение схемы управления. Можно внедрить ряд элементов для более тщательного контроля за износом деталей и других процессов, происходящих в двигателе. Есть задачи стратегические: к примеру, освоение в качестве горючего сжиженного метана и ацетилена вместе с аммиаком или трехкомпонентного топлива. НПО "Энергомаш" занимается разработкой трехкомпонентного двигателя. Такой ЖРД мог бы применяться в качестве двигателя и первой, и второй ступени. На первой ступени он использует хорошо освоенные компоненты: кислород, жидкий керосин, а если добавить еще около пяти процентов водорода, то значительно увеличится удельный импульс — одна из главных энергетических характеристик двигателя, а это значит, что можно отправить в космос больше полезного груза. На первой ступени вырабатывается весь керосин с добавкой водорода, а на второй тот же самый двигатель переходит от работы на трехкомпонентном топливе на двухкомпонентное — водород и кислород.

Мы уже создали экспериментальный двигатель, правда, небольшой размерности и тягой всего около 7 тонн, провели 44 испытания, сделали натурные смесительные элементы в форсунки, в газогенераторе, в камере сгорания и выяснили, что можно сначала работать на трех компонентах, а потом плавно переходить на два. Все получается, достигается высокая полнота сгорания, но чтобы идти дальше, нужен более крупный образец, нужно дорабатывать стенды, чтобы запускать в камеру сгорания компоненты, которые мы собираемся применять в настоящем двигателе: жидкие водород и кислород, а также керосин. Думаю, это очень перспективное направление и большой шаг вперед. И надеюсь кое-что успеть сделать при жизни.

Почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать его уже много лет?

— Американцы очень прагматичны. В 1990-х, в самом начале работы с нами, они поняли, что в энергетической области мы намного опередили их и надо у нас эти технологии перенимать. К примеру, наш двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывезти полезного груза на две тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам 20 миллионов долларов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель тягой 400 тонн для своих "Атласов", который выиграл наш РД-180. Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на "Энергомаше" есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же двигатель РД-170, мощность струи которого достигает 27 миллионов киловатт.

Я не ослышался — 27 гигаватт? Это больше установленной мощности всех АЭС "Росатома".

— Двадцать семь гигаватт — это мощность струи, которая развивается относительно за короткое время. При испытаниях на стенде энергия струи сначала гасится в специальном бассейне, затем в трубе рассеивания диаметром 16 метров и высотой 100 метров. Чтобы построить подобный стенд, в котором помещается двигатель, создающий такую мощность, надо вложить огромные деньги. Американцы сейчас отказались от этого и берут готовое изделие. В результате мы продаем не сырье, а продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. К сожалению, в России это редкий пример хайтек-продаж за границу в таком большом объеме. Но это доказывает, что при правильной постановке вопроса мы способны на многое.

Борис Иванович, что надо сделать, чтобы не растерять фору, набранную советским ракетным двигателестроением? Наверное, кроме недостатка финансирования НИОКР очень болезненна и другая проблема — кадровая?

— Чтобы остаться на мировом рынке, надо все время идти вперед, создавать новую продукцию. Видимо, пока нас до конца не прижало и гром не грянул. Но государству надо осознать, что без новых разработок оно окажется на задворках мирового рынка, и сегодня, в этот переходный период, пока мы еще не доросли до нормального капитализма, в новое должно прежде всего вкладывать оно — государство. Затем можно передавать разработку для выпуска серии частной компании на условиях, выгодных и государству, и бизнесу. Не верю, что придумать разумные методы созидания нового невозможно, без них о развитии и инновациях говорить бесполезно.

Кадры есть. Я руковожу кафедрой в Московском авиационном институте, где мы готовим и двигателистов, и лазерщиков. Ребята умнющие, они хотят заниматься делом, которому учатся, но надо дать им нормальный начальный импульс, чтобы они не уходили, как сейчас многие, писать программы для распределения товаров в магазинах. Для этого надо создать соответствующую лабораторную обстановку, дать достойную зарплату. Выстроить правильную структуру взаимодействия науки и Министерства образования. Та же Академия наук решает много вопросов, связанных с кадровой подготовкой. Ведь среди действующих членов академии, членов-корреспондентов много специалистов, которые руководят высокотехнологическими предприятиями и научно-исследовательскими институтами, мощными КБ. Они прямо заинтересованы, чтобы на приписанных к их организациям кафедрах воспитывались необходимые специалисты в области техники, физики, химии, чтобы они сразу получали не просто профильного выпускника вуза, а готового специалиста с некоторым жизненным и научно-техническим опытом. Так было всегда: самые лучшие специалисты рождались в институтах и на предприятиях, где существовали образовательные кафедры. У нас на "Энергомаше" и в НПО Лавочкина работают кафедры филиала МАИ "Комета", которой я руковожу. Есть старые кадры, которые могут передать опыт молодым. Но времени осталось совсем немного, и потери будут безвозвратные: для того, чтобы просто вернуться на существующий сейчас уровень, придется затратить гораздо больше сил, чем сегодня надо для его поддержания.

 

kulibin1405.07.12 16:03
Как же в советское время, при тоталитаризме и отсутствии ЕГЭ и бакалавриата, могли появляться светлые умы в науке?
laa05.07.12 19:52
Меня не покидает другая крамольная мысль -- как они на Луну слетали. Нет, нет, я не сторонник конспирологии. Просто вопрос. Ссылок не надо, я читал. Образование позволяет (физмат).
Спасибо ВиМу за эту публикацию.
Karabass06.07.12 00:43
реактор проектируется сейчас в НИКИЭТ имени Н. А. Доллежаля под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Григорьевича Драгунова. В проекте также участвует калининградское КБ "Факел", где создаются электрореактивные двигатели.
Помнится, мы тут с коллегой размышляли, кто и какой будет движок для мегаваттника делать... Значит всё-таки "Факел".
12Х18Н10Т06.07.12 01:14
НИЦ им. Келдыша ещё может подключиться к движкам.
SEVER NN06.07.12 01:46
> laa
Меня не покидает другая крамольная мысль -- как они на Луну слетали. Нет, нет, я не сторонник конспирологии. Просто вопрос. Ссылок не надо, я читал. Образование позволяет (физмат).
Спасибо ВиМу за эту публикацию.

а здесь не надо стесняться конспирологии, не летали американцы ни на какие луны...и чем дальше проходит время, тем отчётливее это для всех видно...

сейчас очень много публикаций появилось в последнее время, наподобие той, что находится в "шапке", которые косвенно и прямо указывают на это, и на то, что у америнов в то время космические двигатели к примеру, были мягко говоря не такими как они нам представляли, достаточно сказать, что для экономии веса, они вплоть до "шатлов" использовали кислород в своих "пепелацах", вот такие у них двигатели были...но это одна сторона, а вот другая, что и многие полёты "джемини" в гагаринский отрезок, и первый американский выход в космос...были просто липой, сляпанной в голливуде...то есть враньё у них началось довольно давно, и они были уже поднаторевшими и мастерами своего дела...как раз к полётам на "луны", это был венец вранья...да и сговор с СССР, которому полагались преференции и деньжата...многим замылил глаз...

timosha06.07.12 06:38
SEVER NN - Опять двадцать пять. 1975 год. Союз-Аполлон. Картинку порассматривайте. Я школьником тогда был, и то увидел, что размеры разные. Да все заметили.
woina06.07.12 06:56
> timosha
SEVER NN - Опять двадцать пять. 1975 год. Союз-Аполлон. Картинку порассматривайте. Я школьником тогда был, и то увидел, что размеры разные. Да все заметили.
Тогда объясните почему они делают движки с "нулевого" уровня.
--------------------------------------------------------
...Тогда американцы думали, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше миллиарда долларов и десять лет. Четыре года прошло, и они говорят: да, надо шесть лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще восемь лет. Прошло уже семнадцать лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов.......

Где американские инженеры строившие "лунные" движки? Наши то все на боевом посту, а где их? Вымерли, как мамонты? А может и не было? Почему нет стендов для испытаний, то же в музеи сдали? Где лунный грунт?
ti-robot06.07.12 09:01
Угу. Тогда еще вопрос.
Почему вместо испытанной "Энергии" делают с нуля "Ангару"?
Правильно, потому что технологическую цепочку распилили "эфективные менагеры".
Так родина этих самых "эм" - США. И там все пилят с околосветовой скоростью. Найти предприятие, патенты продать, пенсионные выпотрошить, землю сдать в аренду и искать следующее.
gekkon06.07.12 09:52
Только НАСА принадлежит федеральному правительству США. И распада государства у них не было. Кто там позволит ЭМ распилить главную технологическую цепочку, гордость страны и НАСА?
Karabass06.07.12 12:04
Почему вместо испытанной "Энергии" делают с нуля "Ангару"?
Устал объяснять. Ангару делают не *вместо Энергии*, а *на основе технологий Энергии*, т.е. далеко не с нуля. РД-191 -- это по сути 1/4 от РД-170. Почему? Потому что Ангара -- это РН универсального класса ссылка . Масштабируемой архитектуры. Ясно? А под Энергию сейчас просто задач нет, поэтому она *на полке*. Появятся задачи -- появится и Энергия. Обновлённая, разумеется.
Mofack06.07.12 12:06
понадобится вывести на орбиту обновлённый "Скиф", тогда и "Энергия" будет
timosha06.07.12 17:16
woina - Долог путь рассказа, короток путь показа. Картинки посмотрели? Какие вопросы и мысли появились?
spv206.07.12 20:01

timosha- картинки в школе это хорошо... Но надо ещё и читать ;) На Союзе дыхательная смесь- воздух. На Аполлоне- кислород. Знаете, что такое парциальное давление? Давление в Аполлоне было всего 260 мм. рт. ст. У нас-760 мм. рт. ст. Со всеми сопутствующими. При 760 мм. рт. ст. Аполлон стаб бы ещё больше и округлей :)

timosha06.07.12 20:42
> spv2

Но надо ещё и читать... давление в Аполлоне было всего 260 мм. рт. ст.... При 760 мм. рт. ст. Аполлон стаб бы ещё больше и округлей :)

Жюля Верна? Это что же 500 мм. рт. ст. раздуют Апполон? Он что, из латекса? И горелка вместо двигателя?
blik06.07.12 22:24
Безмоментную теорию тонкостенных конструкций почитайте. Тогда и усилия в стенках обоих КА можно расчитать и сравнить. Приблизительно.
majornemo06.07.12 23:36
"Масса всей метагалактики — 1056 граммов. Для того чтобы разогнаться на ЖРД хотя бы до четверти скорости света, потребуется совершенно невероятный объем топлива — 103200 граммов"
Может кто-нибудь дать ссылку на расчеты этого ограничения, и может всетаки присутствует какая-то ошибка в величинах массы
Karabass07.07.12 00:13
10^56 и 10^3200
белый кит07.07.12 19:04
востребованный выпускник вуза получает в США 50$ в час. 12мес*160часов*50$=96000$, нужный инженер 250$ итого 12*160*250=480000$, и проработав лет 6-7, человек обеспечивает себя до конца жизни и уходит на пенсию лет в 30. Живет экономно и безбедно до конца жизни. Наш иженер будет вкалывать всю жизнь и сдохнет на съемной квартире. Наша система позволяет удерживать пофессионалов на работе до конца жизни, но дети и амбициозные личные мечты остаются за бортом.
gekkon07.07.12 19:18
белый кит, делать детей и реализовывать мечты можно в свободное от работы время. У нас ведь рабочий день тоже 8 часов в сутки.
spv207.07.12 23:45
" нужный инженер 250$ итого 12*160*250=480000$, и проработав лет 6-7, человек обеспечивает себя до конца жизни и уходит на пенсию лет в 30."

Я так понимаю, в Белоруссии вывели местный сорт пейотля? Покажите мне инженера с доходом 480 тыс. в год.. И что значит "нужный инженер". Я правильно понимаю, что теперь любой инженер должен считать себя нужным на 480 тыс. и пенсию в 30 лет? Как инженер может стать нужным в 22-23 года?
Вот, например, нужный инженер в Боинге:
Typical Education/Experience
Degree and typical experience in engineering classification: Bachelors 14 or more years experience, Masters with 12 or more years experience or PhD with 9 or more years experience. Bachelor, Master or Doctorate of Science degree from an accredited course of study, in engineering, computer science, mathematics, physics or chemistry. ABET is the preferred, although not required, accreditation standard.

И это ещё вовсе не значит, что Вас с такими данными вообще возьмут на работу...

Материаловед и инженер-технолог
ссылка

Инженер-аэродинамик
ссылка

Инженер-проектировщик
ссылка
А.... проклятые инопланетяне... только не мой мозг!!!
iz0909.07.12 20:57
Криогенные двигатели нам умело задробила группа Горби, подписав Монреальский протокол о защите озонового слоя. Тогда писали, что сорвалась ракетная сделка с Индией. Мы согласно Протоколу, не имеем права ни производить фреоновые криогенные смеси, ни экспортировать их в другие страны. Непонятно, почему об этом не сказано в статье.
12Х18Н10Т09.07.12 22:09
> iz09
Криогенные двигатели нам умело задробила группа Горби, подписав Монреальский протокол о защите озонового слоя. Тогда писали, что сорвалась ракетная сделка с Индией. Мы согласно Протоколу, не имеем права ни производить фреоновые криогенные смеси, ни экспортировать их в другие страны. Непонятно, почему об этом не сказано в статье.
А какое отношение "фреоновые криогенные смеси" имеют к криогенным ракетным двигателям?
iz0909.07.12 22:16
А как осуществляется охлаждение, без фреонов?
Karabass09.07.12 23:17
Я думал, окислитель охлаждает.


В прошлом году у нас создали новый двигатель РД-191, а сейчас мы работаем над разработкой двух новых конструкций: РД-193 и РД-175 с тягой на 1 тыс. тонн, в мире этого вообще нет...
ссылка

;)
uszver09.07.12 23:40
Хехе, а мы то на китайцев киваем, дескать они не дотягивают, а оказывается не только китайцы, понимаешь :)
Я чего -то в этой жизни не понимаю, вот амеры говорят: "у нас есть СЯС" - это такой же PR ка и высадка на луну? Как так у них есть ракеты, но двигатели к ним они сделать не могут.
blik09.07.12 23:51

Karabass

Холодильные установки на космодроме скорей всего работают на фреоне.

uszver

Двигатели они могли делать, когда Вернер Фон Браун живой был. А теперь что-то не получается. Вернее, получается, но дорого. А они ж жадные.

iz0910.07.12 00:04
Просто поясняю, что сейчас для ракетных двигателей нужно обеспечить не только тактические, но и экологические показатели. Например, американская твердотопливная ракета "Дельта" при одном запуске, по подсчетам, уничтожает 0,3% всего озонового слоя. Она выбрасывает 7 т азота, 180 т аэрозолей и 187 т хлора. Каждая тонна груза обходится в 8 млн т озона. Двигатели "Энергии" уничтожали 15 т озона. ("Красная звезда" "Не порвут ли ракеты озоновый зонтик?" 07.06.89) Про криогенные двигатели не было информации. Но фреоны попадают под Монреальский протокол.
12Х18Н10Т10.07.12 00:41
> iz09
Про криогенные двигатели не было информации.

Жидкостные ракетные двигадели называются "криогенными", если хотя бы одна из компонент охлаждена до криогенных температур (т.е.керосин + переохлаждённый жидкий кислород (напр., Союз) или жидкие кислород и водород (напр., Энергия))

> blik

Холодильные установки на космодроме скорей всего работают на фреоне.

Чем же Вам, если не секрет, детандеры не угодили?
антилопа10.07.12 17:13
Надо понимать, что скоро все стратегические боевые ракеты у всех стран будут твёрдотопливные, хоть и жидкотопливные более эффективны.
Mofack10.07.12 17:34
вы только в КБ Макеева не ходите с таким настроем. живо в качестве боевой нагрузки прикрутят.
timosha11.07.12 02:58
> blik
Двигатели они могли делать, когда Вернер Фон Браун живой был. А теперь что-то не получается. Вернее, получается, но дорого. А они ж жадные.
Поэтому и сбросили на SpaceX и иже с ними. У них получится. Недавно читал большое интервью с основателем SpaceX Элоном Маском - талантливый мужик. Начал с того, что разработал и запустил PayPal, потом ещё пару проектов, все ему удались, кучу денег заработал. А, оказывается, всю жизнь мечтал о Космосе. Фон Брауна боготворит. Круче Стива Джобса.

Alexlevkov11.07.12 10:18
не забывайте, что у нас и американцев даже подход к ракетостроению разный. Даже запасы прочности в общем машиностроении разные. Обусловлено это технологическими возможностями и конструкторской школой. Американцы ракету собирают на стартовой площадке сразу в вертикальном положении. Мы собираем ракету в бункере возле стартового комплекса из привезенных блоков, затем ставим ее на площадку. Все видели как это происходит. Так вот, наибольшие нагрузки корпус нашей ракеты изпытывает именно во время подъема в вертикальное положение. Этим и определяется толина стенок РН, большая по сравнению с американской. Двигатели нужны были мощее. Американцам это не требовалось. Теперь, когда приспичило - двигателей нет, разрабатывать новые дорого и долго. Кстати самолетные у них тоже не особо получаются.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!

 Новостивсе статьи rss

» Глава Минздрава Украины: Массовый вывоз человеческих органов за границу не стоит расценивать как скандал
» В СВР заявили, что США считают Залужного подходящей заменой Зеленскому
» Новый пакет санкций ЕС против России смягчен по настоянию Германии — Reuters
» В ОДКБ обсудили современные методы радио-электронной борьбы
» Россия и Вьетнам приступили к реализации проекта Центра ядерной медицины
» Фон дер Ляйен пообещала России "жесткий" санкционный пакет
» РФ готова наладить долгосрочные прямые поставки углеводородов во Вьетнам
» Ким Чен Ын вручил Путину орден Ким Ир Сена

 Репортаживсе статьи rss

» Си Цзиньпин подчеркнул важность усиления политического строительства армии
» «Почте России» выписали грандиозный штраф за нарушение договора с Минцифры
» "АиФ" представляет "Русских конструкторов" в Подмосковье
» Выдача новых госсубсидий для российской электроники заморожена. Власти проверят, как были потрачены прошлые
» Страны Центральной Азии согласовали строительство гигантской ГЭС
» Президент провёл встречу с руководством Министерства иностранных дел Российской Федерации.
» Обвели вокруг пальца. Москва дерзко преподала урок Западу
» Каждый день мошенники совершают около 20 млн звонков

 Комментариивсе статьи rss

» Путин асимметрично ударил в азиатское подбрюшье США
» Будь экономика Байдена и впрямь “сильна”, наши торговые партнеры не занимались бы вовсю дедолларизацией
» Триумф произвола
» «Посеять страх». Эрдоган назвал условие для нового вторжения на север Сирии
» Зеленые мечты ведут в бездну
» В России появится новая специальность - финансовый дипломат. Зачем он нужен?
» Глава "Роснефти" рассказал о "фантомных баррелях", сводящих усилия ОПЕК+ на нет
» Готова ли Россия создать собственный флот газовозов

 Аналитикавсе статьи rss

» Монголия-США: парадоксальное военное партнёрство?
» БРИКС скоро предложит миру политическую альтернативу, заявили в Турции
» Всемирный банк резко повысил прогноз по ВВП РФ
» «Правила контролируемой эскалации»: RAND презентовала «стратегии победы США над Китаем»
» Да будет шторм: в США обсуждают планы Трампа по «национализации» ФРС
» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"