Внимание! Лицам с врожденным антикоммунизмом данный текст читать не рекомендуется, так как в тексте упоминаются демоны (для лиц с врожденным с антикоммунизмом), имена которых вслух произносить нельзя! От переводчика: я колебался, оставить ли более привычное для нас слово «варварство» или оставить, как в тексте «варваризм» «Варварство» - больше описывает свойство, способ… «Варваризм» - описывает систему, как и остальные «-измы» Поэтому пришел к выводу, что «варваризм» более точно соответствует теме, этот термин я и решил оставить. И наконец, необходим ответ на вопрос, который ставит и в тупик, и просто в глупое положение функционеров КПРФ и других ком»партий» - «Что такое коммунизм и когда он наступит?»: «Коммунизм есть необходимая форма и энергетический принцип ближайшего будущего. Но коммунизм как таковой не есть цель человеческого развития, не есть форма человеческого общества» К.Маркс С первого дня, когда сайт «Климат и капитализм» вышел онлайн, его слоганом стало «Экосоциализм или Варваризм: третьего не дано». Нам было совершенно ясно, что экосоциализм – не новая теория или ветвь социализма – это сам социализм с важнейшими прозрениями Маркса в области экологии и обязанность социализма предотвратить разрушение окружающей среды. Но почему, мы сказали, что альтернативой экосоциализму будет варваризм? Обычно, марксисты используют слово «варваризм» в различных значениях, но наиболее часто этим словом описываются действия или социальные условия чрезвычайно нечеловеческие, жестокие и связанные с насилием. Это не то слово, которое мы используем в качестве пренебрежительного отношения, потому что оно подразумевает не просто плохое поведение, а насилие над наиболее важными нормами человеческого общества и цивилизованной жизни. Слоган «Социализм и варваризм» был создан выдающимся немецким революционным социалистическим лидером – Розой Люксембург, который вторично разбужен был - Первой Мировой войной. Это глубокая концепция, которая становится даже более уместной и через прошедшие годы.Роза Люксембург посвятила всю свою сознательную жизнь организации и подготовке рабочего класса к борьбе за социализм. Она была убеждена в том, что если социализм проиграет, капитализм станет все более варварским, и уничтожит всё, достигнутое за многие века цивилизацией. В большой антивоенной полемике 1915 года, она ссылалась на Фридриха Энгельса «взгляд, что общество должно двигаться вперед либо вернется к варваризму и спрашивала «что означает возвращение к варваризму на нынешнем этапе развития европейской цивилизации?»И сама давала два ответа.В конце концов, говорила она, продолжение капитализма приведет к буквальному коллапсу цивилизованного общества и приведет в новые Темные Века, подобных тем, что последовали после падения Римской Империи: « Коллапс всей цивилизации, как в древнем Риме – депопуляция, разрушение, дегенерация – и огромное кладбище» (июньский памфлет) Говоря это, Роза Люксембург напоминала революционным левым, что социализм не неизбежен, и если социалистическое движение проиграет, капитализм может разрушить современную цивилизацию, оставив за собой - более бедный и более суровый мир. Это не новая концепция, а составная часть марксисткой мысли с самого начала. В 1848 году, в «Манифесте коммунистической партии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали:«Вся история, вплоть до нашего времени, существующего общества – история классовой борьбы…, которая каждый раз заканчивалась либо революционной реконструкцией общества в целом, либо всеобщим крахом противоборствующих классов»Словами Люксембург: «Человечество перед лицом альтернативы: разложение и падение в капиталистическую анархию, либо возрождение через социальную революцию» (Обращение к рабочим мира) Два лица капитализма Но Люксембург, следуя примеру Маркса и Энгельса, также использует термин «варваризм» в ином смысле, противопоставляя громко продекламированные благородные идеалы капитализма с реальной практикой пыток, голода, убийств и войн. Маркс неоднократно описывал двойственную природу капиталистического «прогресса». В 1853 году, когда пишет о Британском правление в Индии, описывает «глубокое лицемерие и врожденное варварство буржуазной цивилизации предстают в истинном свете, когда – возвращаясь домой, он, принимает респектабельные формы, а в колониях демонстрирует свое истинное лицо»Капиталистический прогресс, пишет он, подобен «отвратительному языческому идолу, который пьет нектар не иначе, как из черепов убитых». (Будущие результаты Британского правления в Индии). Похожее противопоставление присутствует, и в речи к радикальным рабочим в Лондоне, в 1856 году, он говорит: «С одной стороны, были приведены в жизнь индустриальные и научные силы, о которых ни одна прежняя эпоха в человеческой истории даже не предполагала. С другой стороны, в нем симптомы разложения, которые далеко превосходят все ужасы последних дней Римской Империи» (Речь на годовщине Рабочей газеты) Огромные достижения в области улучшения условий человеческой жизни сделаны при капитализме – в здравоохранении, культуре, философии, литературе, музыки и в других областях. Но капитализм также привел к голоду, нищете, массовому насилию, пыткам и даже геноциду – и все в беспрецедентном масштабе. Во время своей экспансии и старения, варварская сторона природы капитализма становится всё более явной и даже выходит вперед. Буржуазное общество, которое пришло к власти на обещаниях равенства, демократии и прав человека, никогда не испытывало угрызений совести, когда выбрасывало за борт эти идеалы, умножая и защищая свое благосостояние и прибыль. Это как раз, та сторона варваризма, которая в первую очередь привлекла внимание Розы Люксембург во время Первой Мировой Войны. Она пишет:« Позорным, бесчестным, измазанным в крови, со стекающими каплями нечистот – предстает капиталистическое общество. Не то, которое мы привыкли видеть, играющее роль мира и добродетели, порядка, философии, этики – а как ревущий зверь, как оргия анархии, как тлетворное дыхание, разоряющие культуру и человеческую расу – так все отвратительное предстает обнаженным…Осмотритесь вокруг, данный момент показывает, что означает падение буржуазного общества в варваризм. Эта мировая война – падение в варваризм» (июньский памфлет) Для Розы Люксембург, варваризм не возможность в будущем. Это была настоящая реальность империализма, реальность которой суждено стать намного худшей в случае, если социализм не сможет остановить ее. Трагично, но она оказалась права. Поражение немецкой революции 1917 – 1923 гг., в купе с изоляцией и дегенерацией Русской революции – открыли дорогу в век геноцида и постоянной войны. В 1933 году, Лев Троцкий описывал подъем фашизма как « капиталистическое общество… выблевало непереваренным варварством» (Что такое национал-социализм?)Позже он пишет: - “Отсрочка социалистической революции породит, несомненно, феномен варваризма – хроническая безработица, пауперизация мелкой буржуазии, фашизм и в конце – войны на уничтожение, которые не открывают никакого нового пути» (В защиту марксизма) Более 250 миллионов человек, большей частью гражданских, были убиты в войнах на истребление и массовых зверствах в 20 веке. Нынешнее столетие продолжает этот счет: менее чем за восемь лет более трех миллионов человек погибло на войнах в Ираке, Афганистане в странах Третьего мира, и по меньшей мере 700000 человек погибло в результате «природных» стихийных бедствий. Как предупреждали Люксембург и Троцкий – варваризм уже над нами. Только массовые акции могут остановить наступление варваризма, и только социализм может окончательно победить его. Их призывы к действию, даже более важны именно сегодня, когда капитализм добавил масштабное экологическое разрушение, в первую очередь – затрагивающее бедных - к войнам и другим ужасам 20 века. Варваризм 21 века Эта точка зрения была повторена и подкреплена Президентом Венесуэлы Уго Чавесом. В своей речи в Вене, в мае 2006 года, он открыто сослался на слова Люксембург: «Выбор, стоящий перед человечеством – социализм или варваризм… Когда Роза Люксембург сделала этот вывод, она говорила об относительно удаленном будущем. Но сейчас ситуация в мире настолько плоха, что угроза человеческой расе не в будущем, а здесь и сейчас» Несколькими месяцами ранее, в Каракасе, он доказывал, что капиталистическое разрушение окружающей среды делает настоятельной необходимостью борьбу с варваризмом уже сегодня: «Я верю, что сейчас то время, когда мы должны собраться с мужеством и четким пониманием к политическому, коллективному и идеологическому наступлению по всему миру – реальному наступлению, которое позволит нам двигаться по пути прогресса, в следующие несколько лет, в следующие десятилетия, чтобы оставить в прошлом: пороки, гибельность капиталистической модели и идти вперед создавая: социалистическую модель, для того, чтобы избежать варваризма и идущего за ним уничтожения жизни на планете.Я верю, что эта идея имеет прямую связь в реальностью. И не думаю, у нас много времени. Фидель Кастро в одной из своих речей говорил, что «завтра может быть слишком поздно – сделаем сейчас, то, что необходимо» Я не верю, что это – преувеличение. Окружающая среда испытывает такой ущерб, что это может стать необратимым – глобальное потепление, парниковый эффект, таяние полярных льдов, подъем уровня морей, ураганы – ужасные последствия, связанные с ними, сотрясут социальную жизнь на этой планете» Чавес и революционное Боливарианское движение в Венесуэле, с гордостью подняли знамя «Социализма 21 века», чтобы обозначит свои цели. Как показывают эти комментарии, они также подняли предостерегающий флаг того, что альтернативой социализму является – варваризм 21 века, варваризм из прошлого, только еще усиленный экологическим кризисом. Изменение климата и «варваризация» Межгосударственная Комиссия по Изменению Климата (IPCC) в течение двух десятилетий изучала и обобщала данные об изменениях климата. Согласно вице-председателю IPCC, профессору Мохану Мунасингху, на лекции данной им в Кембриджском Университете « антиутопическое будущее мира возможно, в котором социальные проблемы будут отягчены последствиями, оказанными на окружающую среду выбросом парниковых газов» Он заявил: - «Изменения климата, дополнительные фактор, который обострит существующие проблемы бедности, деградации окружающей среды, социально поляризации общества и терроризма, и может привести к состоянию хаоса»«Варваризация» - по словам Мунасингха - уже идет. Мы перед лицом ситуации, когда богатые будут жить в защищенных анклавах, а бедные – вовне в невыносимых условиях» Общая критика IPCC, в докладах слишком консервативная, но и она подчеркивает, насколько быстро происходят климатические изменения, и какой губительный эффект от этого может быть. И если вице-председатель IPCC говорит, что уже началась «варваризация», никто не должен воспринимать эти слова как преувеличение. Прим.: в своей теории Маркс действительно уделял очень большое внимание тому, что сейчас называется, окружающей средой. Приведу несколько пассажей Маркса на эту тему: «… общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы» « …он (коммунизм) есть подлинное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом» Текущая реальность варваризма Идея варваризма 21 века может показаться притянутой силой. Ведь даже в условиях увеличивающихся цен на пищу и топливо, растущую безработицу и жилищный кризис, многие работающие люди в передовых капиталистических странах еще наслаждаются, в значительной степени, комфортом и безопасностью.Но вне защищенных анклавов на глобальном юге, реальность «варваризации» уже слишком очевидна. - 2,5 миллиарда человек, почти половина населения мира, выживают на менее, чем два доллара в день. - Более 850 миллионов человек – хронически недоедают и в три раза чаще, чем другие бывают голодными. - В каждый час каждого дня, 180 детей умирает от голода и 1200 умирают от излечиваемых болезней. - Свыше полумиллиона женщин каждый год умирают из-за осложнений во время беременности и родах. 99% из них, на глобальном юге. - Свыше миллиарда человек проживают в огромных городских трущобах, без канализации и достаточного жизненного пространства или в изношенных домах. - 1,3 миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде. 3 миллиона умирают каждый год от связанных с водой болезней. Доклад комиссии при ООН по Человеческому Развитию 2007-2008 предупреждает, что неослабевающие изменения климата замыкают беднейшие страны и их беднейших граждан в нисходящую спираль, оставляя сотни миллионов перед лицом недоедания, нехватки воды, экологических угроз и потери средств к существованию. Словами администратора Программы ООН по Развитию, Кемаля Дервиша: «В конечном счете, изменения климата угрожают человечеству в целом. Но бедные, которые меньше всего повинны в нарушении экологических обязательств, они – перед лицом оплаты немедленных и наиболее жестких счетов» Среди угроз 21 века, которые идентифицирует доклад Развития Человечества: § Коллапс аграрной системы как результат – засухи, подъема температур, беспорядочных ливней, оставляет до 600 миллионов человек под угрозой недоедания. § Дополнительно, 1,8 миллиарда человек перед лицом водного кризиса к 2080 году, на больших территориях Южной Азии, а Северный Китай перед лицом серьёзного экологического кризиса в результате исчезновения ледников и изменения привычного характера ливней. § Перемещение, в результате наводнений и активности тропических штормов, до 332 миллионов человек на побережьях и низко расположенных территорий. Свыше 70 миллионов бангладешцев, 22 миллиона вьетнамцев и шесть миллионов египтян могут быть затронутыми наводнениями, связанными с глобальным потеплением. § Увеличивающиеся риски для здоровья, включая до 400 миллионов и более человек, находящихся под риском заболеть малярией. К этому мы можем добавить и как минимум 100 миллионов человек, которые будут испытывать постоянный голод уже в этом году из-за высоких цен на продукты питания. В докладе ООН, бывший южноафриканский архиепископ Дезмон Туту, повторяет эхом предостережение Мунасингха, о защищенных анклавах для богатых среди мировой экологической разрухи: « В то время, как граждане богатых стран мира защищены от ущерба, бедные, уязвимы и голодны и испытывают жестокую реальность изменения климата в своей повседневной жизни… Мы дрейфуем в мир «адаптационного апартеида» Если капитализм продолжит свой бизнес как обычно, изменения климата быстро увеличат пропасть между богатыми и бедными, и между нациями, и причинят несравненные страдания тем, кто менее способен защитить себя. Это реальность варваризма 21 века. Общество, которое позволит произойти этому, не может называться цивилизованным. Социальный порядок, который способствует этому, не должен быть сохранен. © Перевод и примечания: Василий Щерба: Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна. Оригинальный текст: If socialism fails: the spectre of 21st century barbarism |