Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Российские миротворцы покидают Нагорный Карабах
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ
Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Главная страница » Наши публикации » Просмотр
Версия для печати
Отторжение русской культуры: Кто виноват? Козни США или?..
06.03.11 14:53 В России

Упадок русской культуры характерен для периода, когда Россия потеряла свое собственное развитие и покорно выполняла все приказы международных структур, закончившегося кризисом. Поэтому на "мировое правительство" или на "козни США" и сваливают обычно то, что русские писатели перестали глубоко изучаться в школе, а на прилавках осталась разлюли-малина низкого пошиба.

Власти, спохватившись, что на фоне пропаганды "мультикультурья" продолжается отторжение русской культуры, начали, наконец-то отстаивать литературные ценности, таких писателей, как Н.В. Гоголя. Само население страны теперь хочет ощутить себя русскими по культуре, увидев, что в Европе необходимость сбережения национальных культур поддерживается всеми мыслящими людьми.

Причиной отторжения классиков русской культуры является не пресловутая "американская диверсия", а внутренние факторы, назревшие в СССР с 1960-х годов и главный из них – тоталитарная идеология. На примере собственных воспоминаний автор статьи постарается доказать это читателям.

Тоталитарная идеология – это когда ЛЮБОЙ факт из истории литературы, науки, искусства, ВСЕ ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ должны доказывать НЕСОМНЕННОЕ ТОРЖЕСТВО марксизма-ленинизма во всем мире.

Возможность централизации научных институтов, цензура, контроль идеологов партии позволили выстроить пирамиду из достижений всего мира, которую венчала теория марксизма-ленинизма. Вот это и есть тоталитарная идеология.

самой главной частью фундамента этой пирамиды была в трактовке идеологов русская классическая литература и культура. Всех выдающихся писателей, критиков, общественных деятелей немедленно подверстывали к обоснованию "нетленки" Маркса, Энгельса, Ленина:

"Всем хорош был Чернышевский,

Да неплох и Достоевский –

Тоже – преданный старик –

Беспартийный большевик!",–

это ироническое стихотворение выражало формы навязывания тоталитарной идеологии.

Любая идеология живет не опорой на цитаты и литературные произведения, а поддержкой ее курса населением. Возникла же ситуация, когда поддержка терялась, а созданный фундамент идеологии доказывал, что иного пути в мире нет!

Это и есть причина трагедии культуры русского народа, развернувшейся у нас на глазах в последние 15 лет, но корни ее уходят в 60-80-е. Они проявлялись не в дискуссиях, которые не могли быть опубликованы, а на неформальном уровне, незаметно, но от этого не менее опасно.

Почему обожествили Маргариту?

Вспоминаю, как это несогласие проявлялось в 1970-е годы. Тем, кому нельзя было выступить против линии партии, можно было копаться в истории литературы, выискивая изъяны у классиков. За это никто не мог покарать, но человек (ошибочно!) представлял себя борцом с фундаментом "системы". Если писатель, поэт вступал в конфронтацию с политиками и властью, то его произведения становились культовыми.

Поступая в институт середине 1976 г., я познакомился с абитурентом с Урала с типично уральской фамилией Гуров. Парень с горящими глазами говорил о величии "Мастера и Маргариты" М. Булгакова, которую читает весь их небольшой город, хотя книга есть только в одном экземпляре у школьного учителя. В 1990-е В. Шумейко хвастался, что знает наизусть "Мастера и Маргариту".

Позже мне довелось общаться с будущими философами, среди которых модно было, застыв со свечкой, петь "Боже царя храни", завывая, читать стихи собственного сочинения про "белого Ангела", под поэтов "серебряного века", изучать биографию Распутина. И все потому, что эти темы касались разного вида запретов. Знанием поэтов "серебряного века" в 1990-е похвалялся А. Чубайс.

То же настроение несогласия в форме борьбы с классикой наблюдалось в поездках. Больше всех крыли коммунистические архитектурные проекты в Москве московские же экскурсоводы, среди которых модно было любить стихи М. Цветаевой. Повсюду появились истовые поклонницы Ахматовой и Цветаевой, собиравшие все биографические сведения о них и противопоставлявшие их всем поэтам, что характерно для фанаток.

"Протестанты" думали, что ТОЛЬКО ОНИ знают "Мастера и Маргариту", "Доктора Живаго" и "поэтов Серебряного века" с М. Цветаевой. На самом деле, эти книги превратились в стандартный, "джентльменский набор" чрезвычайно урезанных знаний о русской литературе.

В 1970-80-е годы стало модным эпатажем и среди преподавателей вуза, инженеров, ученых, многие из которых познали репрессии, коснувшиеся их семей, "разносить" Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Горького, заявлять о нетерпимости стихов В.В. Маяковского. Один молодой сотрудник, когда стали писать о гибели царской семьи, сказал мне: "все это из-за Пушкина, он всему начало!".

Это повторялось на уровне подготовки учителей. Обычные учителя школ стали преподавать в 1990-е только любимых поэтов "Серебряного века", да "Живаго" с "Маргаритой", отринув зачастую всех остальных.

Знание писателей осталось у многих от школы, но почитались и перечитывались буквально единицы. Многие были убеждены, что все, узнанное ими о классиках, исчерпывается вездесущими ленинскими, сталинскими характеристиками, а вне этого уже ничего не осталось. Хороших учеников школ особенно "достали" сочинения, в которых надо было писать лишь чужие мнения.

Возможно, потому что автор статьи долго болел в 9-10 классе и экзамены сдавал экстерном, его не замордовали сочинениями, и он, наоборот, считал, что недостаточно познакомился с книгами классиков. Л.Н. Толстого продолжил читать уже в вузе, а "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского прочел уже после 30 лет, как и "Обломова", "Обыкновенную историю" И.А. Гончарова, получив громадную пользу и удовольствие. Сегодня рекомендую студентам читать классику после школы, и некоторые студенты, обратившись к вроде бы "пройденным" романам, ощущают новый вкус к литературе.

В первой журналистской статье, ожидая убедить комсомольских работников, я привел цитату Брежнева, содержащую здравую мысль: надо выводить технические решения на уровень изобретений. "Идеологов" буквально скорчило от упоминания Брежнева. Произнеси эту фразу любой другой человек, с ним бы согласились! Тоталитарный режим опасен тем, что "в протест" не принимаются и здравые идеи. С тех пор не ссылался на цитаты наших политиков, понимая, что их почитание было обрядом.

Еще более забавно было поговорить с военными на флотских сборах или просто среди знакомых. Какие там занятия по партполитработе с ними успешно вели, я не знаю, но в их головах иногда была смесь из анархизма, монархизма, ницшеанства, почитания белого движения, - то есть всего, что не входило в программу ППР. В 1990-е беседовал с В.С. Правдюком, бывшим офицером ВМФ, поклонником А.В. Колчака. Нынче его фанаты успокоились: сооружен целый фильм "Адмирал", с большим бюджетом, о деятеле, который собирался по проекту англичан совершить то, что осуществили Горби и Ельцин: расколоть петровскую Россию. От фильма никому уже ни жарко, ни холодно.

С.Л. Кургинян отмечал как массовое явление – ФРОНДЕРСТВА, когда сотрудники, получив работы советологов под грифом ДСП, не только не противодействовали тенденциозности освещения периодов России и СССР, но еще и широко разносили по компаниям разного толка под видом "правды" об истории.

Это объяснимо из теоремы Эрроу, показавшего еще в 1950-е гг., что в отношениях людей отсутствует свойство транзитивности. Если в математике при A>B и B>C величина A>C, то в предпочтениях людей все намного сложнее и согласие людей с мнением А, который умнее B и С вовсе не означает отрицания мнения последних.

На основе работ Эрроу, мы приходим к выводу о том, что несогласные всегда будут вне партии власти и в самой партии, что и доказала история конца 1980-х, когда против идей КПСС выступила часть правящей верхушки, распространявшая с помощью СМИ тенденциозную "правду" "фрондеров" об истории страны.

В знак несогласия и в поисках новой эстетики писатели переходили с чистого литературного языка на блатной, а то и ненормативную лексику. Не приветствовавшиеся официозом "фэнтэзи" тоже стали культовыми. На сборах офицер запаса рассказывал с восторгом приобщившегося к новым ценностям о рассказе, в котором жившая отдельно рука стала посещать какого-то писателя и потом задушила его.

Когда классики были отринуты обществом, их место заняли писатели помельче, но уловившие настроение несогласия. Они стали упирать на то, что в их произведениях есть смелые высказывания, и общество, не имевшее возможности выразить несогласие с идеологией, сделало их "кумирами на час". Сегодня почитателями В. Сорокина являются, к моему удивлению, тихие интеллигентные девочки и интеллектуалы, объясняющие, что он придумывает, но "не лжет". Видел его издания в малиновом с золотом переплете. Как же, "классик" "независимой" России.

Та же ситуация произошла с авангардизмом. Опять-таки идеологи партии спекулятивно стали доказывать, что передвижники были чуть не авангардом борьбы за коммунизм. Всякое уважение к великим мастерам живописи стало исчезать, а на смену пришло "протестное окумиривание" авангардизмом, большая часть которого после снятия запретов благополучно канула в Лету.

Очень сложная проблема возникла с литературой о Великой Отечественной войне. Основным рефреном пропаганды был следующий: мы выиграли войну, значит, весь путь наш правильный и непоколебимый! (Та же демагогия позже сопровождала освоение космоса). Никто не сомневался в величии подвига солдат и офицеров, но общество видело и откровенную спекуляцию на теме войны, желание под предлогом превознесения Победы сохранить весь аппарат слежки и репрессий для подавления инакомыслия. Книги, в которых воспевался Сталин, теряли популярность, а среди авторов этих книг были великие советские писатели. В. Астафьев, писавший о жертвах войны, в то время превзошел славой К. Симонова.

Можно привести сотни примеров, которые доказывают, что классическая культура была отторгнута, так как населению было внушено, что она фундамент коммунистической идеологии. Вместе с коммунизмом отбросили русских классиков. Увы, главным врагом России великий Н.И. Пирогов считал односторонность мышления.

Как спасти русскую культуру?

Прежде всего, надо расстаться с убеждением, что во всем виноваты "агенты влияния", а начать тактично, мудро обучать классической литературе в школах.

Важно отвергнуть большевистский миф о том, что все писатели, художники творили во имя будущей революции или приближая ее. Ничего подобного! Большинство рассматривали свое творчество, подобно европейским классикам: их дело предупреждать опасности, обличать несправедливость. Именно это двигало творчеством многих русских писателей и художников. Если Н.А. Ярошенко, художник демократического направления писал тяжелый труд рабочих, то потому, что призывал общество обратить внимание на социальную проблему.

Надо объяснять, что каждый период времени, строй имеет свои положительные и отрицательные стороны. Нет только "черных" и "белых" периодов в истории. Такую азбучную истину надо доказывать в стране, где в школах "проходили" Г. Гегеля, применяя диалектику к кому угодно, только не к себе. Характерно, что тогдашние идеологи никогда не задумывались об отрицательных сторонах тоталитарной идеологии, словно, на нее наука уже не распространялась.

Писатели – это "сторожевые псы" прав и свобод человечества, которым угрожает опасность при любом строе. Когда в Англии начали относить Ч. Диккенса к писателям с антибуржуазными взглядами, именно Дж. Оруэлл написал статью, в которой объяснил, что Диккенс обличал аморальность английского общества: страсть к наживе, жестокость к детям, попрание людей низших сословий.

Возвращение русской культуры народу возможно только, если о писателях, ученых, композиторах, полководцах будут рассказывать люди, горячо ЛЮБЯЩИЕ этих личностей, Россию, ее народ, ее таланты. Именно любовь позволяет понять и оценить двойственность натуры и цельность произведений творцов.

Цикл И. Золотусского "Оправдание Гоголя" (хотя название, на мой взгляд, несколько устарело, нужно более атакующее), всколыхнул интерес к великому писателю, как и спорный фильм "Тарас Бульба". Но одной передачи мало, ведь даже "Завтра", критикуя другие газеты за невнимание к Гоголю, не опубликовала в прошлые годы ни одного цикла статей о нем.

Пример талантливой исторической книги – сборник "Бородино в воспоминаниях современников" 2001 г (ред. и сост. Р.А. Кулагин), в котором профессионально, умно, на основе документов воссозданы портреты выдающихся участников Бородинского сражения. Их мемуары полны такой горячей любви и патриотизма, что она доказательнее всего. Авторы приводят воспоминания и французов, отдавая дань их героизму, которому аплодировал сам Багратион. Для него они были враги, но и герои. Русские воины никогда не унижали врага. Мне запомнилось эссе Д. Тукмакова в "Завтра" о героизме испанского генерала – сторонника Франко. Есть личность и обстоятельства войны, разделяющие людей на враждующие лагеря. Это полезно разъяснять ученикам.

Здесь односторонний взгляд наиболее вреден. К сожалению, В. Астафьев, акцентируя внимание на потерях, не избежал этой односторонности.

То, что полезно во время войны, может быть тормозом для мирного времени. Одно дело воевать со всеми вместе по приказу, другое – самому выстраивать тактику и стратегию сопротивления обстоятельствам. Великий физиолог Г. Селье писал: "Наша молодежь должна понять, что человек будет выигрывать свои битвы не отвагой штыковой атаки и готовностью погибнуть во имя дела. Теперь в мирное время, как и на войне, великие сражения человечества будут выигрывать герои другого склада: люди, обладающие сильным интеллектом и редкой разновидностью мужества – трезвой решимостью посвятить свою жизнь тому, что они считают достойной целью существования. Наши дети должны осознать, что труднее жить ради дела, чем умереть за него". Но сначала это должны осознать взрослые.

Изучение литературы не имеет иной цели для учеников, кроме написания сочинений, и бывает, что, часами слушая пьесы, романы, которые читаются по радио, даже любители литературы совершенно не соотносят их с собой – это род сказок, прочитываемых хорошими актерами под музыку. Знающий В. Шекспира слушатель, порой не знает, как реагировать в простейшей житейской ситуации, на поступки собственного ребенка, делая "открытия" типа: "до чего же сложен человек".

Русские литература и искусство нужны нам потому, что они познавали нас, не французов и итальянцев, а именно нас. Самое полезное, на мой взгляд, было бы превратить изучение русской литературы в ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ. Что мы узнали о нас нового из книги Толстого и Достоевского?- могли бы спросить учителя. Наше знание своих достоинств и недостатков (которые есть по диалектике продолжение достоинств) необходимо нам особенно в переломные моменты развития, в кризисы.

Учащиеся теперь могут сравнивать нас и другие народы, страны, которые они увидели в поездках по Европе и Азии, так дайте им возможность на основе анализа русской литературы выделить общее для мира и специфическое для России. "Железный занавес" породил множество мифов, почерпнутых также из наивно прочитанной европейской, американской литературы, о жизни людей на планете. Сейчас, уже сами студенты говорят о некоторых недостатках: ну, эти черты есть у многих народов.

Самой заветной мечтой автора было бы предоставление студентам возможности изучения русской литературы в вузе, ведь там есть предмет культурологии. Пусть учащиеся вузов продолжат чтение книг в университете, причем не по приказу, и сейчас они уже больше ценят серьезную КНИГУ, чем жалкий детективчик.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВСЕГДА ПРЕПОЛАГАЕТ НЕСОГЛАСИЕ С ДОГМАМИ И СТЕРЕОТИПАМИ. Оно источник познания мира, человека. Инакомыслие неистребимо, так как обусловлено самой природой человеческого выбора. Русская литература и культура в этом смысле едина со всеми выдающимися литературами и культурами мира. Введение единомыслия и тоталитарной идеологии приводит к измельчанию личностей, идей и патологическим процессам в области культуры, с которыми столкнулись патриоты России, и обязаны изучать их причины, чтобы противостоять им.

Специально для сайта "Война и Мир"

 

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
Главный Злодей06.03.11 15:25

Повторюсь банальной и избитой истиной: нет надёжнее способа подорвать интерес к русской литературе, чем изучение её по школьной программе. Причём безотносительно того, про марксизм-ленинизм или про что-либо другое. Человеку интересно читать, когда он читает сам. А когда он читает по принудиловке (меня в своё время особенно бесили "списки для внеклассного чтения"), да ещё не просто читает, а должен изготовить какой-то там доклад о том, что-де хотел сказать афтар образом анны карениной, немудрено, что к классике его после этого на пушечный выстрел не подносит. Конкретно у меня после школьного изучения не возникло отвращения только к Маяковскому, но Маяковский - гений, каких мало, и чем-то мне душевно созвучен. А Пушкиных-Гоголей-Достоевских как есть боюсь. И солженитцера тоже (да, он уже в нашу программу успел попасть :).

Другой аспект - засилье дешёвой перестроечной литературы (перестройка, как явление в умах, продолжается до сих пор) про бандитов, коррупцию и прочее. Пишутся они графоманами, которые в советское время просто не имели возможности публиковаться и получать гонорары, и через это не культивировались. Специально они не изучаются, и именно в этом их сила: когда люди бегут от насильственно впариваемого Высокого Искусства, они берут то, что им не впаривают (в директивном порядке). Потом уже наступает мода, нарастание коммерческого фактора, укрепление культурных стереотипов, и вот уже в результате архетипическое представление о Родине - не земля героических людей, постижимая не умом, но сердцем, а место, где бандиты-олигархи, коррупция, все крадут и обманывают, а в свободное время мечтают об земле честных и улыбающихся людей (которая, конечно, не тут).

Как с этим бороться? Придумывается только неожиданное предложение - изучать в школьной программе донцовых, гаррипоттеров и прочие явления масскульта. По такой же методике, как это делается сегодня. Но в то же время спонсировать и железной рукой принуждать к массовому изданию классики. По-видимому, только так можно будет качнуть маятник в другую сторону.

Максимов06.03.11 16:00
Статья ставит актуальнешие вопросы. Спасибо Фыве.
По теме хочу сказать, что какие бы начинания не были, какие бы задачи перед страной не стояли, возможность их решения зависит от внутреннего содержания людей, их ценностных ориентиров и уникальных для каждого народа культурологических корней. Не хотел бы затрагивать вопрос о коде русской цивилизации, но отмечу, что подмена понятий и смыслов на глубинном уровне культурного базиса этносов любой страны приводит к эррозии духовных основ этих этносов. В этом суть проблем такой страны как Россия, которая в очередной раз допустила чужеродный разум к своей истории, литературе, культуре и к своему будущему.
Это не означает, что русская литература и культура должны противопоставляться иным культурам в целом. Каждая уникальна и важна, пока в нее не внедряется "культ тельца". Но есть и специфические вопросы влияния на массовое сознание (манипуляции ориентирами, ценностными приоритетами, культы потребления и отчуждения). Такое влияние может быть успешным лишь тогда, когда человек не свободен и не имеет духовных критериев оценки предлагаемого "продукта". Для формирования таких духовных критериев необходима система образования и воспитания на основе собственного уникального культурологического ядра. Без развития собственной литературы, философии, культуры в целом, не сможет страна занять достойного места в будущем.
Бедная Олечка06.03.11 16:09
Классическая литература в школе, к сожалению, просто не сможет достучаться до сердец учащихся просто в силу их возраста. И я не знаю. что с этим делать. Как можно проходить в школе "Да если б я её от голода убил, я бы сейчас счастлив был!"("Преступление и наказание") С ужасом вспоминаю "романтичного" Печорина (холодный бесчувственный подонок, сейчас, наверно, точно такие же бандиты).
Другая сторона - просто познакомить учащихся с произведениями литературы, просто потому что они должны быть ознакомлены.
Всё бесполезно, пока мы сами не захотим быть русскими и поймём, что быть русскими и жить в России - единственный рай, который возможен, и другого рая нет.
Аббе06.03.11 16:12

Замах неплох но не более. Начинать нужно с ИСТОРИИ. Вот так вот, просто и ясно. Был Атлантический оптимум климата и жили на прекрасных полях народы. Но пришло очередное землетрясение и пришли в движение воды Океана. И затопили СОЛЁНЫЕ воды ранее ПРЕСНОЕ озеро. И побежали народы во все стороны включая и Русскую равнину примерно 7600 лет назад с земель, затопленных сегодняшним Чёрным морем. И впоследствии ЭТИ же народы ушли в сегодняшний Иран, Индию. Икак СВОИХ нужно изучать историю ЭТИХ народов. ИХ вероучения, ИХ литературу. Их великие достижения, их ПРОВАЛЫ.

*И вот на ЭТОМ фоне - собтвенно историю России, литературу России. И если Пушкин и Толстой были людьми светлыми, чистыми, то показать это. А если Тургенева приходится изучать в резиновых перчатках (скверный был человек), то и это следует показать.

*Важнейший вопрос - когда в бессрочную отставку уйдёт нынешний президент? Он толкает мысль, что России - ДВАДЦАТЬ лет. За нами - опыт 7600 лет. Есть разница. Её следует ОСОЗНАТЬ.

*Пожалуй самое важное. Не влезет этот объём в школьную программу. И здесь нужны усилия общества посредством ГОСУДАРСТВА. К сожалению сегодняшнее состояние государства внушает опасения. ЗДЕСЬ - проблема.

Comnislasher06.03.11 16:31
Как вспомню изучение классиков в школе, так плакать хочется. Кошмар. Ннасильно пихали все подряд, при это еще донимая на тему "Что автор хотел сказать этим произведением". И все бы ничего, но вариант "что автор хотел сказать" должен был в обязательном порядка сходится с мнением учителя на эту тему. Шаг влево, шаг вправо - и ты уже счастливый обладатель в лучшем случае тройки.
spv206.03.11 16:50
А вот с другой стороны, если не пихать классиков в школе
1. Их прочтёт на два порядка меньше людей (в сознательном возрасте постоянно читает вообще подавляющее меньшинство)
2. Значительное число выпускников будет читать хуже.

Вопрос не в пропихивании классиков... Вопрос в учительской лени. Читать то ученики всё равно должны. Желательно читать то, что нагружает речевой аппарат и мозги. Вне школы многие учениики не читают. С моими учичтелями мне училось нормально. Хотя половину классиков считаю снобами и менторами. Включая наших всё Толстого, Достоевского и Булгакова. С моей т.з. в школьной программе представлены и Сорокины, и Донцовы, и Резуны. И даже Пелевины прошлого :) А уж что кому нравится- личное дело учеников. Задача школы- дать кругозор и помочь с направлением.

Главный Злодей06.03.11 17:06

Важнейший вопрос - когда в бессрочную отставку уйдёт нынешний президент? Он толкает мысль, что России - ДВАДЦАТЬ лет. За нами - опыт 7600 лет. Есть разница. Её следует ОСОЗНАТЬ.

Совершенно правильную мысль толкает нынешний президент. Киевскую Русь с ?-летней историей погубила горстка пораженцев-князей, считавших, что обойдутся без коррумпированного центр, и наперебой друживших против него и друг друга в разгар вторжения азиатов. Российскую Империю с 600-летней историей погубила горстка пораженцев-либерастов, впоследствии разбежавшихся по заграницам в бабских платьях, при содействии пошедшего у них на поводу слабовольного монарха - при молчаливом одобрении армии и народных масс, которые потом за это получили гражданскую войну и большевиков. СССР с 70-летней историей погубила горстка пораженцев-геронтократов, не сумевших даже толком вякнуть в защиту конституционного порядка - при молчаливом одобрении армии и народных масс, которые потом за это получили 90-е. Нам, как мы есть сейчас, именно 20 лет. Мы - другая страна. Великая Отечественная, Суворов, Минин и Пожарский - это наша история, но не наши достижения. Это - наше наследство. И мы должны доказать, что мы, именно мы, его достойны. Сумеем ли? Встанем ли, как предки в трудные времена, не убоявшись трудностей и лишений, плечом к плечу против вызовов военного и мирного времени? Или опять молчаливо одобрим очередное убийство страны очередной горсткой очередных пораженцев, прорвавшихся во власть на броневике под очередные разглагольствования об антинародности и коррумпированности преступного режыма?

Пока что значительная часть народа (собственно "народом" эту часть и называть стыдно - так себе, народишко) ни малейшим образом не доказала, что достойно принять наследие великой страны. Скорее, даже наоборот - своим кухонным пораженским трёпом, антигосударственными настроениями и халтурой на рабочих местах доказывает прямо обратное. Соответственно, история, которой они пока что достойны - 20 лет после падения кпсс, и не более. Об этом и говорит президент.

onceReed06.03.11 17:33
Автор-то неглуп, но глубина мала.
Вспоминается известный спор Лукач vs Блох: что означают авангардиские виды искусства - загнивание капитализма или его развитие? При всем моем уважении к Лукачу, прав оказался Блох - Донцовы и Маринины отражают реальные общественные отношения в России. Точно также, как и все странные вещи в западном искусстве. И культуре. Гомосексуализм как формат семейных отношений - из той же оперы.
Великая культура во все времена была уделом немногих, но она же двигала объективный Дух.
Другое дело, что Гоголь суть объективная интеллигенция, а вся прочая - нужна для объяснения политики правящего класса народу - Грамши был прав.
СССР сделал сурьезный рывок для трансляции великой связи народу, но избежать догматики не смог - он ДОЛЖЕН был это сделать.

Так чего же напрягаться? Происходит ровно то, что и должно происходить...
Аббе06.03.11 17:43
> Главный Злодей


Важнейший вопрос - когда в бессрочную отставку уйдёт нынешний президент? Он толкает мысль, что России - ДВАДЦАТЬ лет. За нами - опыт 7600 лет. Есть разница. Её следует ОСОЗНАТЬ.

Совершенно правильную мысль толкает нынешний президент. Киевскую Русь с ?-летней историей погубила горстка пораженцев-князей, считавших, что обойдутся без коррумпированного центр, и наперебой друживших против него и друг друга в разгар вторжения азиатов. Российскую Империю с 600-летней историей погубила горстка пораженцев-либерастов, впоследствии разбежавшихся по заграницам в бабских платьях, при содействии пошедшего у них на поводу слабовольного монарха - при молчаливом одобрении армии и народных масс, которые потом за это получили гражданскую войну и большевиков. СССР с 70-летней историей погубила горстка пораженцев-геронтократов, не сумевших даже толком вякнуть в защиту конституционного порядка - при молчаливом одобрении армии и народных масс, которые потом за это получили 90-е. Нам, как мы есть сейчас, именно 20 лет. Мы - другая страна. Великая Отечественная, Суворов, Минин и Пожарский - это наша история, но не наши достижения.

Мы не можем следовать образу мыслей двоечника. Не нравится повторение ошибок - вырвем страницы из дневника или сожгём школу. История - Страшный учитель. Особо упрямых в НЕПОНИМАНИИ мира, она исключает из школы. Из бытия.

*Сейчас составляю мозаику из бытия народов от Индии до Италии, от Египта до Новгорода. Заверяю Вас, в КАЖДОЙ стране, у КАЖДОГО народа были свои упадки, кризисы, изменения миропонимания. Если у Вас вдруг возникла мысль о том, что ВСЕ эти неурядицы имели причиной НЕГОДЯЕВ, рвущихся к власти, полагаю, что у меня, точнее у ИСТОРИИ есть ИНЫЕ объяснения. Впрочем, не более, как МСМ. Одна беда - КАК Вы предполагаете распознавать негодяев? Боюсь не только Вам эта задача оказалась не по плечу.

*Именно ЭТО я и ставлю в вину Медведеву. УЗОСТЬ миропонимания. Для его должности это признак служебного несоответствия.

Timmer06.03.11 19:54
Социальный реализм был, есть и будет. Культура была и есть продукт классовый. Автор прошу, прощения за грубость, просто дурак, дипломированный дурак, с хорошим словарным запасом, но не более того.
hamal8106.03.11 20:06
Согласен с Timmer и другими товарищами.
"Автор, ты балбес", да, я говорю это лично тебе, автор.
Мне 29 лет, образование техническое, не состоял, не участвовал, не привлекался.
Так вот, самая высшая культура (в известной мне истории России) была в СССР при Сталине (потом дело вождя сразу предали) - и величее этой культуры было в РАВЕНСТВЕ ИДЕАЛОВ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ и БЫТОВОЙ ЖИЗНИ.
А самое великое культурное произведение (для меня) - это "Белое солнце пустыни", как фильм и как киноповесть. И такое произведение могло появиться только в нашей РУССКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВСЕНАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
Sargas06.03.11 20:17
Бре-е-е-ед.. Моя тёща, с 4-мя классами пишет без ошибок, потому что в молодости много читала клаклассику русской литературы, и зрительно запромнила что как пишется.
Но прчи чём тут, мля, Сталин?!!!!
alex-sotkin06.03.11 21:25

Причитания автора о русской литературе изничтоженной большевиками выглядят просто нелепо в сравнении со следущей новостью.

Замена попа на купца в сказке Пушкина нашла одобрение Церкви

Переиздание "Сказки о попе и его работнике Балде" в редакции Василия Жуковского, где главный герой уже не поп, а купец – это вклад в изучение и популяризацию в наследие великого русского поэта, считает руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вгилянский.

Впервые сказка увидела свет в 1840 году. Оппонентом Балды в ней выступал купец Кузьма Остолоп. Версия сказки, где Балда поступил в услужение попу, была напечатана 42 года спустя в собрании сочинений Пушкина под редакцией Ефремова, и с приходом власти большевиков именно она стала считаться канонической. Пушкинскую сказку с оригинальным сюжетом издал Свято-Троицкий собор города Армавир тиражом в 4 тысячи экземпляров. Эти книги будут продаваться в православных храмах и распространятся в воскресных школах.

Оруэлл отдыхает. Интересно как им удалось заменить строку в рифме - "поп толоконный лоб" на "купец ???". Ваши предложения.

sh0n06.03.11 21:31
> Главный Злодей

Совершенно правильную мысль толкает нынешний президент. Киевскую Русь с ?-летней историей погубила горстка пораженцев-князей...

...Российскую Империю с 600-летней историей погубила горстка пораженцев-либерастов, впоследствии разбежавшихся по заграницам в бабских платьях, при содействии пошедшего у них на поводу слабовольного монарха - при молчаливом одобрении армии и народных масс, которые потом за это получили гражданскую войну и большевиков (!)...

...СССР с 70-летней историей погубила горстка пораженцев-геронтократов, не сумевших даже толком вякнуть в защиту конституционного порядка - при молчаливом одобрении армии и народных масс, которые потом за это получили 90-е...

То есть, вы согласны с тем, что во всех предшествующих случаях крах российского государства происходил именно тогда, когда пораженцы пробирались во власть, а народ при этом безмолвствовал? Вот это новость!:)
А как же быть с её, власти, сакральностью и неприкосновенностью, которые вы на протяжении ?-лет без устали пиарите?

По теме статьи.
У автора нет понимания того, что классическая культура неминуемо будет сдавать позиции в силу ряда объективных причин:
сейчас не XIX век, и образ жизни наших современников сильно отличается от реалий того времени;
даже в том, позапрошлом, столетии культурные ценности были доступны довольно тонкой прослойке населения, по сути, являлись достоянием избранных;
большинство людей - что тогда, что в 60е, что сейчас - воспринимают культуру в первую очередь как зрелища, а не как высокодуховные поиски смысла бытия.

Как следствие, опять же неминуемо, мы сталкиваемся с "ощущаемой по всему миру притягательностью многоликой и часто незатейливой американской массовой культуры" (с) Бжезинский. Последний, кстати, постоянно подчеркивает ее роль как одной из основ глобальной гегемонии СШП. Причины этой задолбавшей уже "притягательности" см. выше.

Так что, проклятый большевистский тоталитаризм в проблеме, обозначенной в статье, ни разу не виноват. Все попытки обвинить его в нынешнем отторжении русской культуры откровенно смешны и притянуты за уши. 20 лет без СССР живем, и вот на тебе, автор опомнился - в том, что современная молодежь не читает Толстого и Достоевского виноваты Сталин с Брежневым! Главное, не понятно, что предлагает то, в качестве контрмеры? Окончательную десталинизацию, очевидно?
spv206.03.11 21:42
> alex-sotkin

Оруэлл отдыхает. Интересно как им удалось заменить строку в рифме - "поп толоконный лоб" на "купец ???". Ваши предложения.

"купец" хорошо рифмуется- делец, стервец, кхм... конец :)

Кроме шуток, могли взять первое издание :)
Tumi06.03.11 21:43
> Главный Злодей
А Пушкиных-Гоголей-Достоевских как есть боюсь. И солженитцера тоже (да, он уже в нашу программу успел попасть :).
. Мда... с Дедом Сашей, потерявшим совесть, нас бог миловал. А вот с прочими зэкашными мразями - не очень. У нас по литературе в старших классах вела какая-то дама, дочка "невинно обиженых" и она в обязательном порядке требовала писать сочинения "по Шаламову". На третьем сочинении со словами "Варлам Шаламов - уголовный преступник, осуждённый по статье..." попытки заставить меня писать о них что-нибудь другое прекратились. ;-) А что она хотела? Магадан - город маленький, старшее поколение знало всех этих "опальных орфеев" в лицо. Знало и плевалось.
Главный Злодей06.03.11 22:44
То есть, вы согласны с тем, что во всех предшествующих случаях крах российского государства происходил именно тогда, когда пораженцы пробирались во власть , а народ при этом безмолвствовал? Вот это новость!:)
А как же быть с её, власти, сакральностью и неприкосновенностью, которые вы на протяжении ?-лет без устали пиарите?

Вы невнимательно вникаете в суть моего пиара. Прорваться во власть и стать властью, сакральной и неприкосновенной - далеко не суть одно и то же. Все перечисленные мной пораженцы во власть-то прорвались (под популярными лозунгами), а удержать её не сумели. Поэтому так и остались пораженцами, которых порядочному народу нужно было не безмолвствовать, а сыпать дустом, пока они были ещё маленькие и без зубов.
Scolar07.03.11 01:28
Какое ещё нафиг "отторжение"? Современная российская литература превосходна, и успешно теснит западную и любую другую!
Throttle07.03.11 02:58

Вот ещё мнение. Как часть мозаики, сгодится.

ссылка

Переворачиваю страницу "Огонька", а там другой материал. О создании музея культур народов России. Идут фото с удмуртско-бурятско-корельскими нарядами-кувшинами, всё чин-чинарём. Я машинально смотрю раздел за разделом. На "Якутии" всё кончается. А дальше... Дальше идёт какое-то фото полугнилых корявых досок и одна строчка: "Образцы крестьянских прялок Тульской и Ярославской губернии". Всё.

То есть писали статью про русскую культуру, писали, уже отдали в набор и вдруг вспомнили – а русские? Русских-то забыли! И в самом музее так же забыли.

Вот тут я стал чесать затылок. Как американский парубок из "Приключений принца Флоризеля":

- Э-э, да тут НЕЧЕСТНАЯ ИГРА!

С того времени я уяснил твёрдо: борьки и васьки этому государству нужны не очень. Работать – да. А так – нет.

Аббе07.03.11 05:44
> Главный Злодей
Вы невнимательно вникаете в суть моего пиара. Прорваться во власть и стать властью, сакральной и неприкосновенной - далеко не суть одно и то же. Все перечисленные мной пораженцы во власть-то прорвались (под популярными лозунгами), а удержать её не сумели. Поэтому так и остались пораженцами, которых порядочному народу нужно было не безмолвствовать, а сыпать дустом, пока они были ещё маленькие и без зубов.


Достопочтенный Злодей, Вы как ни будь, определитесь пожалуйста, Вам как? ВЕЧНОЕ общество, только без государства? Это - дравиды Индии, общество бесклассовое. Это - останки прежних древних царств-государств. Они - УСТАЛИ. Они прокакали великолепную цивилизацию, которая нам известна под именем Мохенджо-Даро. Можно упомянуть остров Пасхи. Тоже, сожрали ресурсы острова, остались без пальм, вообще без деревьев, без ЛОДОК и в итоге начали убивать друг друга. Было до 20 тысяч человек, осталось не более тысячи.

*Но можно смотретьна Россию как на ЖИВОЕ общество. Такие и расцветают и загибаются периодически. Поверьте, ЕСТЬ что сказать и очень много. Ите,кого Вы сейчас числите (и абсолютно ПРАВИЛЬНО) негодяями, всего только ЧАСТЬ истории.

*Теперь о величии России. Оно не в том, чтобы требоватьот себя ВСЕГДА подавляющего величия и мощи. Таковые состояния не Богом данная ВЕЧНОСТЬ. Это - высокие достижения. А потом приходят разные Солженицыны и Высоцкие.Они кричат о своём желании жить как ИМ хочется. Получается почему то фигня. Помните Шукшина? Про него его же почитатели пишут, что не поехал смотреть на плотину Саянской ГЭС. Дескать проклятие эта плотина ЕГО миру и ЕГО миропониманию. Мечтательно высказал, что хотелбы однажды въехатьна это кладбище ПАХОТНЫХ земель на белом коне и по бокам что бы висело по револьверу. Плотины разрушили ЕГО мир. А мы знаем, что такие вот промышленные объекты дали стране оружие и СПАСЛИ нас.

*Жизнь сегодняшняя - ОТДЕЛЬНО. История и её понимание - ОТДЕЛЬНО. Литература - ОТДЕЛЬНО.

*Может помните? Я тут уже просил жителей Москвы зайти в Архангельский собор Кремля и посмотреть на стену с изображениями Великих Князей Московских. Есть сведения, что лицо Дмитрия Донского смотрит в сторону изображения АДА. То есть современники и церковьоднозначно оценивалиего как негодяя. Оченьбыхотелось получитьссылку на достоверный ресурс, где можно было бы УВИДЕТЬ это. Если правда сие, значит кровушки он пролил и поболее Сталина. В смысле относительно НАЛИЧЕСТВУЮЩЕГО населения.

*Теперь ответьте прежде всего СЕБЕ, а вот как Вы относитесь к Сталину, к Дмитрию Донскому? Как оцените дословные совпадения политических биографий Владимира Святославовича и Владимира Ульянова? Кровь лили реками. Поворачивали историю? НЕТ. История пользовалась имим для поворота.

*Вот здесь и естьточка разногласий. Я вижу проявления закономерностей истории, Вы называете людей, на которых история повернулась нехорошими. Давить их в колыбельке - мысль конечно же любопытная. Только есть проблема распознания. И если нам нужно ВРЕМЯ, чтобы люди ЗАХОТЕЛИ прочесть статью о том, что "Герои Шаламовабыли уголовниками", значит это время должно ПРОЙТИ. И президенты с миропониманием в 20 лет (позорная картина) - тоже УВЫ, своему времени соответствуют. И надеюсь у России хватит сил породить людей более адекватных. И разгромить позорные Огоньки с захвачеными врагами Московскими комсомольцами. Уничтожить самым действенным способом - ПРАВДОЙ.

Настасья07.03.11 08:25

Познания автора статьи обширны но не глубоки. Но стоит вспомнить флер самиздатовской литературы, когда читаешь то за что тебя реально могут посадить, или думаешь что могут, лубая писанина становится глубокой и многогранной. Ведь глупо рисковать из-за пустяков. Даже анекдот был, наняли машинистку перепечатывать "Войну и Мир", а то дитятко ничего кроме самиздата не читало. После издания на бумаге ореол немного потускел. Теперь самиздат прочно ассоциируется с сайтом графоманов.

Для Бедной Олечки. Печорин и есть романтический герой, байронический даже, и он взаимодействует с реальными людьми, получается монстр.

И еще "Всего пять-шесть стран (Италия, Франция, Германия, Англия, Россия и, видимо, Испания) внутри европейской (христианской) цивилизации имею дарованную им предками редчайшую возможность начиная с младших классов школы изучать как родные великие мировые литературы." ссылка

forum_russia07.03.11 12:32
> Главный Злодей
преступного режыма?
Дальше можно не читать. "Жи-ши" уже забываем как пишется. Все это поганые пораженцы виноваты. )))

По поводу того, что власть у нас дальновидная и хоть как-то поддерживает русскую культуту

ссылка

Цитата "И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Ее можно выбрать, а можно - только предмет русский язык для подготовки к ЕГЭ. "

zigzag07.03.11 13:27

Знаете почему в Чечне патриотизм и все чеченские дети изучают чеченскую культуру? Потому что их бабы рожают чеченцев. Пусть только попробуют родить не от чеченца.

А кого рожают русские бабы? От кого попало - только не от русских. Поэтому русский культур-мультур...поэтому как бы и Россия, но уже Раша...

sh0n07.03.11 13:56
> zigzag

Знаете почему в Чечне патриотизм и все чеченские дети изучают чеченскую культуру? Потому что их бабы рожают чеченцев.

Это не причина, а следствие.

Причина в том, что у них сохранился патриархальный общинный уклад и религия. Это две опоры, на которых стоит их культура - немудреная, зато своя. Поэтому у их молодняка в телефонах играет лезгинка, а у нашего - Леди Гага. Поэтому чеченские бабы рожают чеченцев. Так уж вышло, что не дотянулась до северокавказских мусульман глобальная модернизация, да и не только до северокавказских.
pmu07.03.11 14:50
Причина в том, что у них сохранился патриархальный общинный уклад и религия. Это две опоры, на которых стоит их культура - немудреная, зато своя
Причина в том что присутствует чувство самосохранения народа.Малые народы поняли если они не будут держаться обычаев предков они растворятся и вымрут. Этого чувства самосохранения народа у русских нет к сожалению.И когда русская или русский выходит замуж или женится на не русских это выстрел в русский народ-это не воспитано и не понимается к сожалению. Семья -это святое и понимае этого тоже воспитывается нигде не отражается кроме как на уровне- дети смотрят на родителей.Воспитать это в семье уже проблематично без школьной поддержки. Насаждать классику и обсуждать поведение взрослых персонажей подростковой психике - это или не знание оной или сознательное преступление. В школе можно ознакомить но изучать можно только в высших учебных заведениях и то на старших курсах. Помочь понять русским себя проще имея таких классиков вот только по-моему такого желания нет.
Главный Злодей07.03.11 15:48

Дальше можно не читать. "Жи-ши" уже забываем как пишется. Все это поганые пораженцы виноваты. )))
По поводу того, что власть у нас дальновидная и хоть как-то поддерживает русскую культуту

Я вам даже по этому поводу отвечать ничего не буду. Если вы не поняли, с какой целью я так написал, то с вами вообще разговаривать бесполезно.

Знаете почему в Чечне патриотизм и все чеченские дети изучают чеченскую культуру?

Интересно, а в самой Чечне-то знают о том, что у них там "патриотизм и все дети изучают чеченскую культуру"?

STR132007.03.11 17:35
Те кто служил в армии знает, как важно вовремя проводить не только мобилизацию, но и демобилизацию призванного под ружьё населения, после окончания боевых действий.
Если не провести последнюю вовремя, армия может дембельнуться сама. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
Армия русской интеллегенции дембельнулась сама не дождавшись приказа главнокомандующего. Она ли в этом виновата?
pmu07.03.11 18:12
Армия русской интеллегенции
Времена ,когда "поэт в России больше чем поэт" прошли и я надесь навсегда. Эта публика аплодировала бомбистам до революции и по сути подталкивала к ней.
А сейчас,когда одна прыгающая интелегентка вначале демонстрирет сиськи на Мальдивах ( извеняюсь у дам) , а потом выходит из Едра или другой интеллтгент вначале снимает фильмы с парусами на нецких танках а потом пишет манифест - и это с притензией влияния на общественное мнение.Это интеллигенция? Воистину:"Боже избавь меня от друзей а с врагами я справлюсь сам".Эти интеллигенты в 60х бубнили стишки на площадях ,а 90х аплодировали Ельцину.
Если и можно вывести урок то только один если интеллигенция лезет политику ,то их место или в Лондоне или в солнечном Магадане.
faraon08.03.11 10:04

Статья ни о чём. Во-первых, одной литературой упомянутая в заголовке русская культура не ограничивается, а во-вторых, вся это самиздатовская возня к литературе, как к виду искусства, никакого отношения не имеет, как и упомянутые здесь конвейрные детективчики. И, если падение интереса к литературе имеет место быть, так ведь не конкретно к русской, а в целом, вообще. Вопрос, почему это так, большая, отдельная тема.

Главный Злодей 06.03.11 15:25 … А Пушкиных-Гоголей-Достоевских как есть боюсь

Любите ли вы своих родителей больше, чем жену, детей, сноху, если таковая у вас имеется, внучат? Неправильный вопрос, правда? В человеческом сердце для каждого из них есть своё, особое место, где они прекрасно существуют, не соперничая друг с другом.

Так и в искусстве- творчестве. Произведения искусства, будучи созданными, живут своей особенной, самостоятельной жизнью в душах людей, украшая их жизнь и отделяясь при этом даже от своих создателей. И именно способность людей воспринимать эти произведения, ч у в с т в о в а т ь их, и делает нас людьми. Причём в разных душах живут разные произведения, делая нашу общую жизнь объёмной и разноцветной. Их нельзя сравнивать ни чем ли то ни было, ни между собой. Можно ли противопоставлять друг другу цвета чудесной летней радуги?

Очень жаль, что вы, став взрослым дядей, так и не поняли этих простых вещей, и остались в душе глубоко не развитым человеком. В противном случае вам даже в голову бы не пришло так по-хамски, во множественном числе и через чёрточку перечислять наших любимых писателей.
spohodenobr08.03.11 11:31

Согласен с первым комментарием Главного злодея.

Не важно, русская это литература или нерусская, великая или бульварное чтиво, сам факт навязывания "правильных" мнений толкает к отрицанию предмета и фрондёрству.

Моя единственная тройка в четверти за время обучения в школе - по литературе.

- В чём актуальность романа "Отцы и дети" для нашего времени?

- Не успел подготовиться, поставьте два, плиз, пересдам.

- Скажите своими словами.

- "свои слова", уже точно не помню что именно сказал, но старался действительно сформулировать своё мнение, книга была вдумчиво прочитана.

- Кол, без права пересдачи

Мне повезло, у родителей была дома неплохая по тем временам (конец семидесятых) библиотека, то что ещё не успели мне навязать в школе читал прямо собраниями сочинений за год - два до прохождения в школе.

Бесов и Братьев Карамазовых - на каникулах перед девятым классом, к примеру. Ну а самое сильное детское литературное впечатление - собрание сочинений Проспера Мериме, прочитанное в первом классе.

Хроника царствования Карла 9го напрочь отбила желание играть в мушкетёров))) и читать следующие кроме первой книжки про ДАртаньяна, ну и страшно даже подумать что сделала бы школьная программа с "Кармен" и "Маттео Фальконе".

Alaska2808.03.11 12:11
> zigzag


Знаете почему в Чечне патриотизм и все чеченские дети изучают чеченскую культуру? Потому что их бабы рожают чеченцев. Пусть только попробуют родить не от чеченца.

А кого рожают русские бабы? От кого попало - только не от русских. Поэтому русский культур-мультур...поэтому как бы и Россия, но уже Раша...

Вы грязно и грубо лжете. Во-первых, в самой Чечне женщин больше, чем мужчин. Во-вторых, я лично знаю две семейные пары с чеченкой и русским. И таких случаев - много, когда чеченка живет за пределами Чечни.

В Вашем комменте чувствуется рука жидовствующего. Я такие мысли и эмоции слышал только от русскоговорящей еврейской иммиграции в Сев.Америке. Там такие мнения считаются самыми что ни на есть обычными.

А по статье - хорошая статья и у каждого, скорее всего, будет свое личное отношение как к литературе вообще, так и к русской классической лит-ре в частности. Например, мои дети в школе оч много времени тратят на олимпиадные подготовки по физмату. И не все успевают читать, хотя многие произведения школьной программы все же прочли. Но вот что мне посоветовал один мой знакомый, чьи дети учатся в технических вузах сейчас - он договорился с несколькими учителями, которые сейчас на пенсии, что они будут раз в неделю читать для всех желающих обзорные лекции по двум предметам - история и лит-ра. Я вот тоже загорелся этой идеей, и уже составил бюджет и отложил деньги на то, чтоб в течении года-двух такие же лекции организовать для своих детей. Думаю, что если дать среднюю зарплату по России каждому преподу-пенсионеру (по истории и по лит-ре), то он точно согласится на 2 раза в неделю готовить 3 часовые лекции с очень глубокой и качественной подготовкой материала, чтоб читать их студентам, загруженных сложными дисциплинами. Вообщем, вот такая у меня идея фикс и планы на ближайшие годы по ликбезу моих детей. Иначе - никак. Я просто не представляю как ребенок может брать первые места на олимпиадах высокого уровня и в то же время глубоко знать лит-ру и историю. Так что надо помочь...

faraon08.03.11 13:04

spohodenobr ... Согласен с первым комментарием Главного злодея

Хочется напомнить, уважаемый spohodenobr, что статья про "отторжение русской культуры", а не о проблемах её школьного преподавания. Что же до последнего, то это вопрос дисциплины в прямом её понимании. В школе проходят определённую программу, а задача учащихся – её освоить, "пройти". Заметьте, не только литературу. Просто человеку, вступающему в жизнь, общество старается дать необходимый /"стартовый"/ уровень знаний для своего дальнейшего развития. А они не пропадут. Даже явно не востребованные, они как "удобрения" будут "питать" вас всю дальнейшую жизнь. В наше время мальчиков обучали основам слесарного дела, столярного, электротехники. И если мне задано было сделать табуретку, то я её и делал, а не лавку, к примеру. И так по всем предметам. К слову, по литературе /дома у меня с книгами была похожая с вашей ситуация/ мне всегда удавалось найти с учительницей компромисс, мягко отстаивая альтернативную точку зрения, близкую к н у ж н о й, но в то же время не фронтальную ей. И с "Кармен" бы ничего не случилось, многие бы просто узнали, что это не только одеколон. Другое дело, что у многих очень личное отношение к некоторым авторам, которого не хотелось бы "делить" с кем-то…

Кстати, появление вашего поста /или подобного ему/ , сразу вслед за моим, меня не удивило. Внимание всегда приятно, даже кошке.
zaqher08.03.11 13:32
2Главный Злодей - если детей обучать без принудиловки, то мало чему их не научим. Обучение сложный нудный процесс, еще много лет пройдет, прежде чем человечество научится и наладит обучение интересно, но что до тех пор делать? К тому же делать "нудную" работу тоже нужно учиться, преодолевать нудность, скуку, безсмыслие - тоже нужно учиться.

Причиной отторжения классиков русской культуры является не пресловутая "американская диверсия", а внутренние факторы, назревшие в СССР с 1960-х годов

Вот с этим полностью согласен. "Американская диверсия" - просто идеально легла в созданные, за ранее, изнутри условия. Часто слышу от Русских - огромное неприятие чего-то Русского и своих соотечественников - у самим Русских, русское ассоциируется с чем-то плохим, некачественным, отсталым, хамским, грубым, бескультуным и т.д. - о чем активно и трезвонится во все услышанье. Лучше бы просто молчали - и то пользу было - а то хвастаются ненавистью к...

Про великий и могучий - давно хотел написать стать, сравнить с финским языком - показать как фины берегут свой язык. Например в финском языке нет такого ужасного количества заимствованных современных слов, как - компьютер, принтер, ноутбук, монитор, шаси, машина, менеджер, директор, и т.д. и т.п. - там исключеительно свои языковые эквиваленты - перевели ВСЁ на свой язык - запчасти и научные термины, которые в русском языке по большей части заимствуются - и их цензура жестко следит, чтобы журналисты и писатели не занимались подменой финских слов на заимствованные английские и прочие, как это происходит в Российских газетах и журналах в каждую неделю.
faraon08.03.11 14:23

zaqherПро великий и могучий давно хотел написать, сравнить с финским языком, показать как финны берегут свой язык

Да это проблема. И тут без начинаний сверху не обойтись. Иногда обидно слушать, как провожая сборную на очередную Олимпиаду, наш президент обещает щедрые награды победителям в деньгах чужой, будем откровенны, враждебной нам страны. Это имеет прямое отношение к русской культуре…
spohodenobr08.03.11 14:47

faraon

Согласен, что отвечал не по теме "отторжение русской культуры", а своим собственным тараканам, которые забегали именно по этим траекториям после прочтения статьи и комментариев. Желание ответить возникло _до_ прочтения вашего ответа)).

И всё же продолжу злобно оффтопить))) Против стартового уровня знаний в школе я ничего не имею, и физика, и химия, и, особенно, математика, которая ум в порядок приводит))) - это всё мне в жизни пригодилось, и я школе за это благодарен, в конце концов уроки информатики с применением древней армянской эвм Наири2 предопределили моё профессиональное будущее - я понял что стану программистом. Вопрос дисциплины в прямом её понимании я проходил позже - в военном училище, и там это тоже было к месту (из нарядов я не вылезал, но когнитивного диссонанса у меня не было, игра шла по правилам).

Вопрос же дисциплины и "просто освоить, пройти" в применении к гуманитарным наукам... И уроки истории, и уроки литературы - это у нас были уроки лицемерия и двоемыслия, кто то наверное к этому предрасположен, а многих колбасит, говорить не то, что думаешь, как попка - дурак, да ещё высокими словами - кого угодно доведёт до отторжения. У нас на вечере худ самодеятельности в конце 10го класса девочка - круглая отличница и тихоня вышла и начала самые злые стихи Есенина из кабацкого цикла декламировать (и где она их только тогда откопала, до интернета тогда ещё больше десятилетия оставалось), у директрисы - литераторши кстати чуть удар не случился.

В общем преподавание гуманитарных предметов в то время когда я учился по моему мнению имело прямое отношение к отторжению русской культуры.

 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница » 
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.
» Об «агрегатных состояниях» информационного поля

 Новостивсе статьи rss

» В США прикручивают добычу газа: топливо стоит слишком дешево в стране
» Власти Латвии одобрили запрет на русский как второй иностранный в школах
» Совбез РФ показал коллегам более чем из 100 стран преступления киевского режима
» Глава ООН по правам человека "в ужасе" от массовых захоронений в Газе
» Минпромторг РФ рассматривает создание порта в Египте, Алжире и Сенегале
» Шойгу: Повысим интенсивность ударов по базам с западным оружием
» СМИ: замглавы Минобороны Иванова могут отправить под арест в среду
» СМИ: в Германии школьники принимают ислам под давлением одноклассников

 Репортаживсе статьи rss

» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту
» Money: крупные зарубежные компании покидают Польшу и направляются в Индию
» В Арктике американский спецназ отрабатывает войну великих держав
» Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

 Комментариивсе статьи rss

» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов
» Россия – ЕАЭС – Африка: факторы ускоренного сближения
» «Мировое правительство» послало к Трампу безнадежного гонца

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"