Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва
Восьмое Марта!!!
Ученые впервые измерили дозу облучения на поверхности Луны
25.09.20 23:43 Космос

Китайские ученые рассчитали уровень излучения, которому подвергнутся люди на поверхности Луны. Он оказался в 200 раз выше, чем на Земле. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Несколько стран уже заявили о своих планах отправить на Луну пилотируемые аппараты. Однако до сих пор было неизвестно, с каким потенциально опасным для здоровья излучением столкнутся космонавты на ее поверхности. Данные предыдущих миссий на Луну, включая экспедиции американской программы "Аполлон", не содержат подобных сведений.

Речь идет о галактических космических лучах, спорадических выбросах солнечных частиц, а также нейтронах и гамма-лучах, возникающих от взаимодействия космической радиации с лунным грунтом.

Известно, что длительное воздействие галактических космических лучей вызывает проблемы со здоровьем, включая катаракту, рак и дегенеративные заболевания центральной нервной системы, а в случае солнечных частиц достаточно даже кратковременного воздействия.

Чтобы определить суточную дозу радиации на поверхности Луны, ученые выполнили расчеты, взяв за основу данные китайской автоматической станции "Чанъэ-4", работавшей на Луне в 2019 году.

Авторы определили, что дневная доза ионизирующего облучения на Луне в среднем составляет 1369 микрозиверт, что примерно в 2,6 раза выше, чем на борту Международной космической станции.

"Уровни радиации, которые мы измерили на Луне, примерно в 200 раз выше, чем на поверхности Земли, и в 5-10 раз выше, чем на борту самолета, летящего из Нью-Йорка во Франкфурт, — приводятся в пресс-релизе издательства слова одного из авторов исследования Роберта Виммер-Швайнгрубера (Robert Wimmer-Schweingruber) из Национального космического центра Китайской академии наук и сотрудника Института экспериментальной и прикладной физики Кильского университета в Германии. — Так как космонавты будут подвергаться воздействию радиации дольше, чем пассажиры или пилоты трансатлантических рейсов, это — значительное воздействие".

На борту посадочного модуля миссии "Чанъэ-4" находились десять твердотельных кремниевых детекторов, которые фиксировали накопленное ионизирующее излучение. Разделив поглощенное количество радиации на количество дней, проведенное модулем на поверхности Луны, исследователи получили среднюю суточную дозу.

Авторы считают, что основной вклад в полученное значение вносят галактические космические лучи, так как Солнечная активность в этот период была крайне слабой — на это время пришелся минимум 11-летнего цикла солнечной активности. С другой стороны, магнитное поле слабого Солнца не защищало поверхность планет от космического излучение, поэтому оно в этот период наоборот было на пике.

Аппаратура на борту спускаемого аппарата миссии "Чанъэ-4" впервые позволила измерить радиационное воздействие не только заряженных, но и нейтральных частиц — нейтронов, отражающихся от лунной поверхности. Нейтронный дозиметр был специально разработан для этой миссии учеными Кильского университета.

Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница »
WalterPPK25.09.20 23:59
На поверхности Луны это мелоч. Там пока летишь - столько нахватаешь. Вот здоровья было у мужиков в прошлом веке - до Луны и обратно! И, ведь, ни кто раньше времени не помер.
P.S. Магнитное поле Земли защищает от солнечного ветра на весьма ограниченном (по сравнению с расстоянием до Луны) расстоянии. Всё остальное время корабль, летящий к Луне подвержен воздействию. По дороге туда и по дороге обратно. А дорога туда и обратно на много дольше пребывания на Луне.
USSR226.09.20 00:19
В прошлом веке в Голиивуде солнечного ветра не было.
Dmitriy42726.09.20 01:13
Ну, сейчас они говорят, что при вспышках солнечной активности не летали и хитровывернутая "траектория Аполлонов пролегала вне зон наиболее интенсивного облучения радиационных поясов" (откуда в них взялось топливо и окислитель, на такую, как рассчитывались и проводились коррекции, не уточняется). Вообще же, точные данные о степени опасности и конфигурации "поясов" получили только в 2012-м.
Аббе26.09.20 03:00
У кого то ещё есть вопросы насчёт длительного пребывания людей на поверхности Луны внутри алюминиевой "пивной банки"?
Или всё таки созреваем до понимания, что 20 метров реголита над головой и железная плита - магнитная защита только и могут быть основой выживания?
Меня всё любопытство гложет. Могут ли учёные и инженеры создать микроволновку, которая сможет плавить этот самый реголит?
Слой остеклованной породы толщиной в 2-5 мм как способ защиты от абразивной лунной пыли. И не важно, то ли это на поверхности Луны, то ли это оплавление решительно всех поверхностей ходов и объёмов внутри массива лунного грунта.
В идеале - вовсе проплавленные до состояния стеклоблоков "сборные из всего, что под ногами". Тут и тепловая защита потребутся и гравитационная сепарация лёгкого и тяжёлого в расплаве. Алюминий и железо там есть. Но.... Их надо ВЫДЕЛИТЬ из алюмосиликатов. И уже после долго и нудно переплавлять, очищать и так далее. Представляете лунные сплавы?
СилициумАлюминиум. Силумины. Массивы брони от излучения. Массивы цельнотянутых труб для радиаторов местной АЭС. Фермы с местными требушетами. Подкидывать вверх стартующие ракеты, выводяшие на лунную орбиту массивы материалови заготовок для создания на этой орбите.....
К стати, а собственно ЧТО там собирать? Мало воспользоваться возможностью относительно недорого (энергетически недорого) слепить тяжёлые конструкции на орбите. Туда ещё нужно натолкать кучу оборудования. И где его ТАМ взять - вопрос более, чем любопытный.
С Замли дорого поднимать готовую конструкцию А на Луне её дорого СДЕЛАТЬ.
Максимум, то там можно слепить из местных материалов - баки с жидким кислородом и водородом.
Пёс с нею, с требушетою. Запилим там ПУШКУ. И метать снаряды станем сжатым водродом. 1600 м/сек - РЕАЛЬНО. Всего навсего нужно масштабировать тротивотанковую пушку увеличением в 10 раз по калибру и в 50 раз по длине ствола.
Но...
Чем стрелять то? Какие снаряды и чем их начинить? И как долго на орбите Луны РОБОТЫ будут собирать аппарат с непонятной начнкой для полёта с неизвестной нам целью?
sergopulo26.09.20 07:39
> Аббе
А как на счет людей в "банке" на орбите Земли?

Аббе и другим выше отписавшимся:

1396 мкЗв за сутки округлим до 1.4 мЗв за сутки.
Если даже предположить, что астронавты миссии "Аполоон-11" получали эти 1.4 мЗв в сутки на протяжении всего полета, который длился 8 дней ссылка , то получится, что доза, полученная астронавтами, составила 11.2 мЗв, что почти в два раза меньше годовой "профессиональной эквивалентной дозы", что составляет 20 мЗв ссылка
Понятно, что в течение всего полета уровень радиации менялся. В этой статье ссылка попытались расчитать дозу радиации на примере траектории полета Аполлона-11. Получается в несколько раз больше, чем 11.2 мЗв.
Но если верить цифрам, приведенным в отчете NASA ссылка то средняя доза за весь полет Аполлона-11 составила 0.18 рад или 1.8 мЗв (конвертер тут ссылка ), что сравнимо с годовой дозой, полученной от природного излучения. Средня доза миссии Аполлон-14 составила 11.4 мЗв.
В образовательном руководстве NASA, где также есть данные по миссиям Аполлон, приведены дозы, получаемые на орбите Земли ссылка . Сравните их с дозами Аполлонов. Если не верите данному руководству, но доверяете данным китайских товарищей, то можете сами дозы подсчитать, исходя из того, что доза на МКС в 2.6 раза меньше дозы на Луне, и зная длительность полетов на МКС ссылка Получаются те же самые десятки миллизивертов.

В общем, вред от ионизирующего излучения не нужно недооценивать, но и переоценивать тоже не стоит.
Порогом возникновения детерминированных эффектов для людей считаются разовые дозы примерно в 250 мЗв ссылка
vktik26.09.20 10:02
>>>sergopulo

"Если даже предположить, что астронавты миссии "Аполоон-11" получали эти 1.4 мЗв в сутки на протяжении всего полета, который длился 8 дней ссылка , то получится, что доза, полученная астронавтами, составила 11.2 мЗв, что почти в два раза меньше годовой "профессиональной эквивалентной дозы", что составляет 20 мЗв"

Предполагать можно всё что угодно. Предположите, пожалуйста, что-либо внятное вот по этой статье: ссылка

Прочитав её, я вспомнил воспоминания Алексея Леонова о том, как он уговаривал руководство о его полёте вокруг Луны. Ведь на тот момент для полёта вокруг Луны в СССР всё было готово. Но ему отказали. На мой взгляд, причиной отказа была явная ожидаемая смерть Леонова при прохождении поясов Ван Аллена, а значит и весь провал лунной афёры, которую советское руководство согласовало с американцами.
garik26.09.20 10:48
И что было готово для полета Алексея Леонова вокруг Луны? Ракета так и не полетела, именно по этому и отказали
vktik26.09.20 10:54
Вы о какой ракете? Об Н1? Изучите, пожалуйста, советскую программу подготовки к высадке на Луну. Там предусматривался сначала пилотируемый облёт Луны на Союзе 7К-Л1.
sergopulo26.09.20 11:22
Боюсь, вы не по адресу.
Я не пытался доказать, что американцы были на Луне. Я прокомментировал цифры, приведенные в статье, поскольку они вызвали реакцию у тех, кто, как я подозреваю, ничего в этих цифрах не понимает.
Что до предположений, то это сделали до меня. ссылка ссылка ссылка ссылка
vktik26.09.20 11:41
"Что до предположений, то это сделали до меня."

Но для объективного видения очень полезно и мою ссылку прочитать, если, конечно, Вы не упёртый пень.
sergopulo26.09.20 12:07
> vktik
"Что до предположений, то это сделали до меня."

По приведенным мной ссылкам логически мыслящему человеку должно быть понятно, что прочитал.
Борислав26.09.20 12:08
... что-либо внятное вот по этой статье: ссылка
Спасибо за ссылку. И правда интересный анализ по радиационной дозе, которую мог получить экипаж Аполлона.
Честно говоря, у меня сомнений в реальности миссии Аполлона хорошенько прибавилось.
Борислав26.09.20 12:10
По моему мнению, никакая вменяемая защита от такой длительной радиации не спасёт. Только биологическая защита самого организма усиленная в несколько раз - самый реальный путь.
Dmitriy42726.09.20 12:25
Нда... Аполлон-17 - 9 минут в протонном радиационном поясе. Даже с учётом алюминиевых стенок командного модуля и не учитывая предшествующего старту периода солнечной активности, электронного радиационного пояса и прохождения радиационных поясов при возвращении, это 640 бэр, по расчётам приведённым по ссылке выше (в полтора раза больше гарантированно-смертельной дозы). "НАСА заявляет дозу радиации 0,044 рад/сут" (1 рад = 1 бэр), т.е. примерно в трое меньше, чем на всех существовавших низкоорбитальных обитаемых станциях.
sergopulo26.09.20 12:29
> Борислав
... что-либо внятное вот по этой статье: ссылка
Возможно, эта статья несколько развеет появившиеся сомнения ссылка
Dmitriy42726.09.20 12:42
А прямое рентгеновское излучение Солнца в расчётах доз, приведённых в статье по ссылке от vktik, вообще не учитывалось, господин Сергопуло.
sergopulo26.09.20 12:57
> Dmitriy427
Про РПЗ в других ссылках, что я приводил.
NRoss26.09.20 13:12
Вобще, довольно странно, что амеры не оставили записей со своих счётчикой Гейгера и пр. детекторов эл.частиц в ходе своих экспедиций. Это же одни из основных параметров.
После них были и Луноходы и амерские зонды и даже китайские.
На них тоже не было подобных датчиков?
В реале хоть кото-то на Луне был?
vktik26.09.20 13:16
"Возможно, эта статья несколько развеет появившиеся сомнения"

Тут наоборот возникают сомнения в вашем восприятии предмета разговора. Ваша ссылка, как и заявления китайцев, рассуждает о радиации на Луне и в космическом пространстве в целом. Это далеко не одно и то же, о чём говорится в статье по моей ссылке. В поясах Ван Аллена сконцентрировано излучение не только Солнца, но и всего космоса: "Радиационный пояс Земли – это множество протонных и электронных смерчей с противоположными направлениями, которые дрейфуют, сталкиваются, взаимодействуют с внешними корональными дырами и плотностью протонов в миллион раз больше, чем в солнечном ветре."

Вот что там написано, а Вы нам подсовываете отписки, которые всего лишь соответствуют ограниченным по времени замерам радиации на луне китайцами. А дайте нам альтернативные исследования по поясам Ван Аллена. Только не пишите, что их можно облетать. В статье показывается, что американцы их не облетали.
Главный Злодей26.09.20 14:11
А как на счет людей в "банке" на орбите Земли?
Рекомендую поинтересоваться двумя цифрами: высотой, на которой летает эта банка, и расстоянием пролегания радиационных поясов. Сравнить их, подумать.

В реале хоть кото-то на Луне был?
Вот это правильный вопрос.
Насчёт луноходов, в принципе, сомнения наименьшие: развитие техники и телеметрии в те годы не позволяло напихать много датчиков, показания с которых можно было бы передавать на Землю с нужной гарантией точности, и это "немного" уже и так было занято нуждами самого аппарата. Но у пиндосов (по легенде) рядом с приборами был непосредственный оператор, способный посмотреть и сказать: "Приборы - 300!" А китайцы и вовсе запускали в эпоху, когда развитие цифровой техники и цифровой сигналопередачи позволяет в тонну веса запихнуть очень много чего.
sergopulo26.09.20 15:20
vktik,
Я ничего никому не подсовываю, т.к., как уже писал выше, не пытаюсь доказать, что американцы были на Луне.

ГЗ,
Про "банку" на орбите я написал только потому, что она упомянута в статье, к которой относятся эти комментарии. В статье ничего не говорится про РПЗ, но говорится про дозу на поверхности Луны, с которой сравнивают дозу на МКС.
aspb26.09.20 15:27
Прикол в том, что чем слабее солнечный ветер, тем большую дозу получат космонавты от галактического излучения. Не знаю как с полётом к Луне, а при полете к Марсу приблизительные подсчеты свидетельствуют, что такой полет ( туда и обратно) для человека с точки зрения полученной дозы возможен только один.
nikolhaas26.09.20 15:57
Все вышеупомянутые исслeдователи попросту подтвердили измерение советской "Луна-9" сделанные еще в 1966м году (54 года назад!).

"произвела измерения интенсивности радиации, обусловленной воздействием космических лучей и излучением лунного грунта"

английская версия дает чуть более деталей:
"The radiation detector, the only scientific instrument on board, measured dosage of 30 millirads (0.3 ссылка ) per day"

Ну и с тех пор, "все кому не лень" (следует длинный список) делали такие же оценки/измерения. Наконец-то китайцы сподобились.
Главный Злодей27.09.20 19:25
А ещё в статье не говорится, что доза ниже РПЗ, под защитой магнитного поля Земли, и доза снаружи РПЗ - две большие разницы. Так что, если какие сомнения она и развеивает, то только в своей манипулятивности.
Yuriy301027.09.20 22:08
Никогда не понимал сомнений по поводу реальности полёта амеров на Луну. Ну не верите вы насса, но советской космонавтике то поверьте... Все как один , кто работал в советской космонавтике в те времена просто смеются с этих горе разоблачителей) Как будто мы лаптем щи хлебали и не видели были они или нет....
Ну сняли для красоты на ТВ, для обывателей воз можно пиндосы часть видео, а может и всё видео в Голливуде, ну и что? Наши специалисты тех времён в большинстве говорят однозначно - были!
И тут единственный аргумент остаётся, договорились Союз и США.... Помню читал версию тут давно, в обмен на пшеницу мы подыграли им)) кушать нечего было)) Справедливости ради, там добавлено было "ещё ништяки...."
Советская власть вбухала колоссальные средства в мирную космонавтику, все знают эта гонка была не просто причендалами померяться, ставки были огромные!!! И тут подыграли мы для защиты поражения. А кто не знает США именно так и представили свой полет, как полная победа своей космонавтики и строя в ЦЕЛОМ, а не в лунной гонке. Это у нас говорят, мол ничья, 1:1, или победа 2:1. Спутник, космонавт против астронавта. Но нет же, за баксы продались и всё тут или за "ништяки")
Мда....
Dmitriy42727.09.20 22:46
Я не правоверный, что бы во что-то верить, помимо объективных научных данных. Если по данным орбиты, опубликованным ранее тем же НАСА, миссия "Аполлон-17" провела 9 минут (или больше, если учитывать относительно высокую солнечную активность) в протонном радиационном поясе, то я, оценив полученную к 2012-му году информацию о плотности и энергетических характеристиках частиц в нём, хочу понять - как астронавты миссии смогли получить суммарную дозу в трое меньшую, чем экипажи станций на низких орбитах, за тоже время нахождения в космосе. Биофизика же говорит о том, что они были бы мертвы минуте на шестой-седьмой полёта через протонный пояс, максимум, если находились в командном модуле Аполлона, если нет, то в два раза быстрее.
vktik27.09.20 23:38
"И тут подыграли мы для защиты поражения."

Это вполне понятно, что Вам не верится. Скажи Вам в1972 году, что через 18 лет Советский Союз распадётся, Вы бы тоже не поверили, а он распался.

К распаду СССР начали готовиться уже тогда. ссылка
Yuriy301028.09.20 06:30
> Dmitriy427
Вы не правоверный, но поверили инфе что якобы астронавты должны погибнуть в то время в протонном радиационном поясе, хотя в 1969 году никто не мерял там мощность дозы. Теория такая теория... Как объясните тот факт, что союз очень даже "видел" факт полета на луну, и сейчас до сих пор подтверждают этот факт те кто дожил до наших дней. 1. Врали из за пшеницы или ещё чего то комуняки в те годы?
2. Почему сейчас кремль не обнародует правду об афере, санкций дополнительных боится?)
П.С. Я сомневаюсь что вы профильный учёный, и отталкиваясь от этих сомнений, у меня опять же большие сомнения в умении анализировать вами "научные данные". Ну если вас мнения учёных интересуют, то большинство учёных склоняется к версии "были", причем подавляющее большинство
Yuriy301028.09.20 06:44
> vktik
"И тут подыграли мы для защиты поражения."

К распаду СССР начали готовиться уже тогда. ссылка
Видео не смотрел. Но с версией про подготовку к смене строя знаком и сам считаю правдивой. По крайней мере с появлением Андропова в КГБ, часть элиты уже готовила смену строя (моё мнение, имхо). Но опять же только ЧАСТЬ элиты, если бы вся верхушка партийная, то начали переход уже тогда. В число "подготовщиков " маловероятно входили Брежнев, Устинов, Громыко...и другие бонзы. Да и эта тройка была ооооочень влиятельная. Вот только эта теория, которую я тоже поддерживаю никак не доказывает даже косвенно сговор по лунной "афере", от слова совсем!
rick28.09.20 06:58
> Yuriy3010
> Dmitriy427
1. Есть версия, что за молчание СССР получил технологию полупроводников и полностью конвейер КАМАЗА.
2. А какой с этого будет гешефт?
Yuriy301028.09.20 07:07
> rick
> Yuriy3010

2. А какой с этого будет гешефт?
1. КамАЗ - дёшево очень как то, по полупроводникам вроде союз не отставал в то время, отставание позже пошло, но могу ошибаться
2. Восстановить историческую справедливость)) А то до сих пор рассказывают "пиндосы", панимашь, мол выиграли в космической! гонке.
Предлагаю закончить офтоп самим, не дожидаясь действий модераторов. Пусть каждый останется при своем. Тем более доводов за обе версии хватает.
Spaco28.09.20 07:14
vktik28.09.20 07:37
>>>Yuriy3010

"По крайней мере с появлением Андропова в КГБ, часть элиты уже готовила смену строя (моё мнение, имхо). Но опять же только ЧАСТЬ элиты,"

Да, я согласен, что только у части управления были такие мысли. Здесь надо учитывать, что эта часть управления вполне себе могла соответствующим образом, в плане принятия решений, влиять на другую часть элиты, например на Брежнева. Вы вот как объясните различные подарки Брежневу от американских президентов? Я могу себе представить размышления Брежнева насчёт лунной афёры и преференций для страны, связанных с этим компромиссом. Во-первых, он думал типа, пусть обманывают сейчас, ведь на самом деле они туда не летали, а в будущем люди разберутся и возможно не осудят, так как я этот компромисс на пользу стране направил. Это означало, что Брежнев идеологию променял на плюшки, как сейчас многие говорят об эмигрантах, уехавших из страны. Несмотря на то, что он был умным и честным человеком, но предвидеть последствия своего решения не смог. В его управлении люди однозначно знали об этой афёре, поэтому им стало понятно, что коммунистическая идеология не для них, в том числе и по объективным причинам несоответствия идеологии жизненной практике социалистического общества. Не зря же Сталин новую теорию социализма хотел создать. Это означает, что запад просто в долгую их переиграл, да ещё корни царской элиты или троцкистских предшественников сказывались.
Во-вторых, он думал, что если вскроется эта афёра, то это будет крах Америки, т.е. они сами себя загнали в эту ловушку. Т.е для Брежнева, его личного управления страной, было вполне выгодно согласиться с таким предательством идеологии ради не только хлеба, но и технологий, заводов, a также будущего краха Америки.
В третьих, мы ведь не знаем, были ли применены по отношению к нему и его управлению страной угрозы, например техногенного характера. Понимаете, мы ничего не знаем о методах управления, которые были тогда на самом деле применены, о тех рычагах воздействия, на которые можно было надавить. А ведь их было немало. Поэтому обстоятельства сложились так, что забота о быстром наполнении желудка пересилила идеологические скрепы общества в виде социалистической идеи.
Ведь по факту элита сдала страну, а вы всё в это не верите.

"Вы не правоверный, но поверили инфе что якобы астронавты должны погибнуть в то время в протонном радиационном поясе, хотя в 1969 году никто не мерял там мощность дозы."

А свои пояса Ван Аллен на каком основании открыл? Вообще меня удивляет, как Вы можете делать такие заявления, если Вы совершенно не в теме. Хоть бы поинтересовались советской программой изучения космоса. Что сам Ван Аллен говорил о достижениях советской программы. Не хотите смотреть видео с размышлениями о действиях советского руководства, ну тогда хоть почитайте вот это, расширьте свой кругозор и понимание действительности. А то до сих пор Вашим единственным аргументом вырисовывается пока - "Я не верю".
vktik28.09.20 07:40
>>>Spaco

"Блин, люди выжили после Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля и т. п., и народ после этог го сомневается в возможности десяток минут потерпеть несмертельный уровень? Большая мгновенная доза дает меньше последствий для организма, чем умеренная но продолжительная. И посмотрите сколько рад будет смертельными... Хотя, правоверным статистика не указ."

Эмоции, одни эмоции. Если хотите быть рассудительным, прокомментируйте вот эту статью ссылка
Yuriy301028.09.20 08:41
To vktik
- " Вообще меня удивляет, как Вы можете делать такие заявления, если Вы совершенно не в теме."

А меня удивляет, как Вы можете быть везде в теме, мастер спорта по всем видам спорта и кандидат всех наук, судя по вашим комментариям к разным статьям (я читаю, но редко пишу). У Вас профильное образование и ученая степень по данной теме? Как вы можете анализировать работы учёных без углубленного знания предмета? На каждую вашу ссылку с научным обоснованием по "не были", я могу скинуть десяток ссылок с научным обоснованием что "были". Но смысл? Каждый останется при своем. С десяток, потому что подавляющее большинство в мировом учёном сообществе придерживаются версии "были", и в советской учёной среде тоже. Большинство профильных специалистов тоже. Версия "не были" доминирует в среде домохозяек, в том числе и американских.
Сам лично читал доводы как за, так и против. Теория "за" выглядит убедительней. ИМХО.
 Страница 1 из 2   1 2 >Последняя страница »