Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: США завершают работу над одним из крупнейших пакетов помощи Украине
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Россия поставляет на мировой рынок продукцию высокого передела
28.10.20 09:45 В России
Принято считать, что Россия на мировом рынке реализует исключительно сырье или продукцию низшего технологического передела, когда речь идет о продажах химической продукции. Но так ли это? Давайте разберемся.

Российские химики реализуют за рубежом не менее трети произведенной продукции. Экспортные потоки химической и нефтехимической продукции направляются более чем в 100 стран мира. При этом доля продукции конечного назначения в отраслевом экспорте составила в 2019 году 51,4 процента.

Конечно, в международном интеграционном процессе в этой области Россия пока занимает позиции, не соответствующие ее ресурсным возможностям. В мировом экспорте химической и нефтехимической продукции российская доля российского составляет 2,6 процента, в то время как США - примерно 17,5; Китая - 15, Японии - 9 процентов.

Однако на некоторых рынках Россия занимает весьма достойные позиции. В первую очередь это рынок минеральных удобрений, по которым у нас сформировался значительный экспортный потенциал. Так, на мировом рынке карбамида российская продукция занимает около 12 процентов, хлорида калия - примерно 20. Таким образом, наша страна вносит значительный вклад в решение проблемы обеспечения населения планеты продовольствием. Доля минеральных удобрений в общей стоимости вывоза в 2019 году и январе - мае 2020 года составила 36,9 процента. Кроме минеральных удобрений, химики поставляют мировому аграрному рынку химические средства защиты растений (ХСЗР). В структуре экспорта ХСЗР преобладают гербициды (51,7 процента), что соответствует конъюнктуре спроса на мировом рынке.

Крупной экспортной статьей являются пластмассы и синтетические смолы. На экспорт поставляется до 17 процентов произведенной в отрасли продукции. Доля пластмасс всех видов и синтетических смол в товарной структуре экспортных поставок составила в прошлом году и январе - мае нынешнего 6,9 процента; на синтетический каучук пришлось 6,8 процента экспорта. Высокотехнологичной продукцией конечного назначения являются автомобильные шины и камеры. Их стабильные и крупные поставки за рубеж составили 6,4 процента в стоимости экспортных поставок в прошлом году. Экспортируются в основном шины для легковых автомобилей, производимые на территории России филиалами зарубежных компаний, обеспечивающими этой продукцией автомобили, выпускаемые за рубежом нашей страны. Однако, поскольку эти филиалы являются российскими резидентами, мы учитываем их продукцию в товарной структуре отраслевого экспорта.

К сожалению, весьма скромно представлен в экспортной товарной структуре средне- и малотоннажный бизнес химического комплекса России, хотя именно в этом секторе продукция имеет высокие цены и высокую маржу. Среди такой продукции выделяются лаки и краски, экспорт которых в последнее время развивается по восходящему вектору. При этом основной экспортной позицией лакокрасочного производства являются растворы лаков и красок в неводной среде на основе сложных полиэфиров.

Стабильные и крупные поставки за рубеж осуществляются также по следующим позициям: аммиак безводный - 4,8 процента; технический углерод - 3; горнохимическое сырье - 2,6; метанол - 2,2; циклические углеводороды - 1,6; эфиры простые ациклические - 1,4; синтетические моющие и жидкие чистящие средства - 1,3 и лакокрасочные материалы - 1 процент. Экспорт продукции химического комплекса России, хотя и в малых объемах, пополняется и такой продукцией глубокого передела сырья, как товары бытовой химии и резинотехнические изделия.

География экспорта обширна и охватывает практически все региональные рынки мира. Основными покупателями являются страны ЕС и Латинской Америки (прежде всего Бразилия), КНР. Важным рынком сбыта, особенно сбыта высокотехнологичной продукции, являются страны ЕАЭС (в основном - Беларусь и Казахстан): в прошлом году доля последних составила 19,5 процента от экспортных поставок.

В общероссийском экспорте доля химической и нефтехимической продукции составляет 5-6 процентов, а это примерно 23 миллиарда долларов в год. Только экспорт такой высокотехнологичной продукции конечного назначения, как шины, позволяет получать около 1,2 миллиарда долларов.

Пандемия нанесла жестокий удар мировой экономике в 2020 году. Под угрозой оказалась внешняя торговля. Сейчас в России создана мощная система поддержки экспортеров. Она должна обеспечить к 2030 году реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Перед химиками стоит сложная задача, но благодаря целому арсеналу мер, направленных на расширение объемов экспорта и совершенствование товарной структуры путем увеличения доли несырьевой неэнергетической продукции, вполне выполнимая.

 
28.10.20 09:45
Малотоннажные производства наращивают обороты

Химпром - одна из немногих отраслей, которой минпромторг прогнозирует восстановление к концу года. Инновационный потенциал отрасли поддержан сегментом малотоннажной химии, приоритетными направлениями развития которой в период посткризисной реальности становятся фармацевтика, агрохимия, продукция для нужд легпрома.

На сегодня малотоннажная химия становится ключевым звеном для успешной работы многих отраслей промышленности, таких как агротехническая, машиностроительная, деревоперерабатывающая, текстильная и прочие. Но если в развитых странах доля "малотоннажки" в общем объеме выпуска химической продукции составляет 30 процентов, то у нас не превышает и 10.

Еще три года назад правительство РФ утвердило "дорожную карту" развития производства малотоннажной химии до 2030 года. Она включает шесть основных направлений, по которым сегодня идет работа. Это опережающее развитие продуктов и технологий, стимулирование создания производств малотоннажной и среднетоннажной химической продукции, стимулирование внутреннего спроса, совершенствование системы стандартизации, поддержка экспорта, мониторинг и прогноз.

Документ также обозначил приоритетные продуктовые сегменты, для которых характерен высокий потенциал импортозамещения, значительный объем внутреннего рынка и возможность достижения необходимого эффекта масштабирования. К таким направлениям относятся изготовление поверхностно-активных веществ, клеев, герметиков (в том числе нефтеполимерных и синтетических смол); химических веществ для пищевых добавок, катализаторов, ингибиторов, кроме ингибиторов коррозии, катализаторов нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности; химических средства защиты растений; химических реактивов, растворителей, веществ для нефтедобычи и транспортировки нефти по трубопроводам, веществ для водоподготовки, а также пластиков и каучуков специального назначения. Реализация этих мероприятий позволит к намеченному сроку создать условия для наращивания внутреннего производства на 1,5 миллиарда долларов и снижения доли импорта в потреблении на 13 процентов.

Одной из тех областей, в которых наиболее остро ощущается необходимость в импортозамещении, является фармацевтика. Например, в течение нескольких лет в регионах России наблюдается дефицит лекарств для химиотерапии онкологических больных. Возникают и перебои с производством дешевых лекарственных средств, аналогичных импортным, в том числе из-за высокой зависимости от импортного химического сырья.

Так, с января по апрель 2020 года средняя цена за килограмм импортируемых активных фармацевтических ингредиентов увеличилась почти на треть. АФИ и интермедиаты, применяющиеся в производстве лекарственных препаратов, - это все продукты малотоннажной химии. "Невозможно выстроить самодостаточную и высокотехнологичную фарминдустрию без развития отечественной малотоннажной химии", - уверена вице-президент РСХ, гендиректор Ассоциации "Росхимреактив" Ирина Вендило.

Она отметила, что в период действия ограничительных мер российские предприятия МТХ смогли оперативно отреагировать на возникшие вызовы и быстро переориентировали свои производственные мощности на выпуск малотоннажных продуктов, в которых нуждались в том числе фармпроизводители: например, загустители на основе акриловой кислоты, метилацетат особой чистоты.

Однако быстрое развертывание выпуска подобных химических веществ оказалось возможным потому, что российские малотоннажники уже имели технологические наработки по этим направлениям. Организация производства многих малотоннажных продуктов для фармы требует значительных финансовых и временных инвестиций.

В период пандемии вовлеченность в борьбу против COVID-19 позволила продукции малотоннажной химии, используемой в фармацевтике, стать определенным "локомотивом" роста и войти в ряд отраслей, которые к концу года могут показать лучшие результаты. По оценкам главы минпромторга Дениса Мантурова, рост фармацевтической промышленности РФ в условиях пандемии в нынешнем году может составить 10-15 процентов. "Думаю, что будет не менее 10 процентов. Но с учетом того, что продолжаются поставки на экспорт и закупки внутри страны, может быть и 15", - прогнозирует он.

На сегодня практически все химпроизводства страны продолжали свою работу, хотя некоторым предприятиям пришлось испытать определенные трудности с поставкой сырья из-за снижения объемов импорта. Часть компаний сумели оперативно перейти на производство наиболее востребованной продукции - выпуск антисептиков и материалов для изготовления средств защиты.

При этом замедление экономического роста из-за эпидемического фактора усугубляет одну из основных проблем в сегменте "малотоннажки". Как отмечают эксперты, выпуск специализированных химических компонентов предполагает существенные затраты на проведение научных исследований, а их быстрая коммерциализация практически невозможна. Одна из причин сложившейся ситуации - разрыв между наукой и производством. По мнению вице-президента Российского союза химиков Марии Ивановой, сгладить этот разрыв могут комплексные меры поддержки со стороны государства.

"Для развития собственных технологий господдержка нужна не только бизнесу, но и научно-исследовательским институтам, которые являются стратегически важной частью химической отрасли", - считает она. Одним из таких проектов стало создание инновационного научно-технологического центра "Долина Менделеева" на базе Российского химико-технологического университета имени Менделеева. ИНТЦ "Долина Менделеева" от других производственных и экономических зон отличает наличие в каждом центре вуза-лидера. Это позволяет не только планировать подготовку кадров, необходимых для реализации самых амбициозных технологических задач, но и создавать для выпускников привлекательные образовательные траектории, а компаниям позволяет успешно конкурировать за лучших специалистов.


valerius28.10.20 11:01
Ну я вот в такой частной фирме работаю. МХТ, как они называют. В лучшие годы производили до 0,01% от общемирового производства фторорганики. И это - хорошая цифра. Но! только как среднее звено в производственном цикле. О рынке конечной продукции нечего и думать. Попасть туда можно лишь случайно и на короткое время. Нам просто дают работу и сбрасывают на нас проблемы с отходами и выбросами. И на том спасибо. А в кризисные годы заказов просто нет. В 2008 чуть не закрылись вообще. Фирма существует уже более 20 лет. И на российском рынке не продано ничего. Образцы рассылаются, работы в институтах проводятся, результаты публикуются, и - всё. К сожалению, просрать полимеры легко, а вот обратный процесс...
zav28.10.20 11:18
20 лет работать, это само по себе весьма круто. Вы молодцы. Так держать.
XP Best28.10.20 15:47
на мировом рынке карбамида российская продукция занимает около 12 процентов, хлорида калия - примерно 20.
Но как ловко к карбамиду прилепили хлористый калий!
Карбамид (мочевину) получают синтезом из аммиака и диоксида углерода (CO2) при высоком давлении и температуре. Это химическая технология создания нового продукта, не ахти какая, но все таки.
Хлористый калий - это очищенное и обогащенное полезное ископаемое. Там нет никакой химической технологии, только обогащение как и всякой руды флотаций или.растворения. Поэтому экспорт хлористого калия это то же, что вывозить торф или чернозём и раздувать на этом ноздри от гордости.
А вот с карбамидом могли бы долю и увеличить, если бы уговорили Газпром перестать поставлять дешёвый газ по трубе без договоров в Прибалтику на их завод минеральных азотных удобрений.
Про фосфорные удобрения как-то промолчали. Российский бизнес купил в Прибалтике завод фосфорных удобрений. Сырье апатиты завозили из Кольского п-ва, пока там не остался лунный пейзаж, а налоги и валютную выручку Литве.
XP Best28.10.20 15:52
> valerius
И на российском рынке не продано ничего. Образцы рассылаются, работы в институтах проводятся, результаты публикуются, и - всё.
Это частая ситуация: если российское -не берем. Если россияне запатентовали на Западе и там же сделали, то заплатим и в три раза дороже, но это же западное. Сколько видел таких изобретателей и разработчиков с просьбой запатентовать на Западе. Мотивы разные: от "пока не отжали" и до "как условия покупки". Не раз попадалось, что в контракте подчеркивалось - товар должен быть изготовлен в ЕС и далее перечень доказательств. А тож вдруг российское всунут. Не качетсво волнует, а место откуда везут.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Квантовые вычисления - красная ртуть XXI века
» Судьба марксизма и капитализма в обозримом будущем
» Восьмое Марта!!!
» Почему "Вызываю Волгу" не работает?
» С днем защитника отечества!
» Идеология местного разлива
» С Новым Годом!
» Как (не) проспать очередную революцию.

 Новостивсе статьи rss

» Хуснуллин: к 2030 году в России будет 40 млн "квадратов" аварийного жилья
» На Украине американцы испытывают психотропные препараты, пишут СМИ
» ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 16 процентов годовых
» В КНДР пошли испытания новых РСЗО
» От мятежа до Сторми: дела Трампа впадают в анабиоз
» Премьер Венгрии Орбан провозгласил конец западного мирового порядка
» Небензя: Россия сама накажет виновных в подрыве «Северных потоков»
» Рада приняла закон об увольнении украинцев, имеющих родню в новых регионах России

 Репортаживсе статьи rss

» Историк Сенявская - о том, как союзники начали информационную войну против СССР
» Центр Хруничева выходит на серийный выпуск ракет «Ангара» — интервью с гендиректором
» Стройка в мерзлоте и горном рельефе: уникальные инженерные решения БАМа
» Дмитрий Ливанов: «Около 94–95% наших выпускников остаются и работают в России»
» Все при деле
» Полная стенограмма интервью главы МИД России Сергея Лаврова российским радиостанциям 19 апреля 2024 года
» Андрей Николаев: Люди, прошедшие суровые испытания, стали наиболее востребованными, когда наступило мирное время
» Дроны набирают высоту

 Комментариивсе статьи rss

» Валерий Капленков: Восток — дело русское! План Сталина реализует Путин?
» Бездарность власти стала проклятием Британии
» Эрдоган ошибся в прогнозе действий России
» Breitbart: Предательство Джонсона ставит США на путь столкновения с ядерной державой
» Белая оборона: попытки Канады милитаризовать Арктику терпят крах
» Нет пороха в европейских пороховницах? Вы знаете, кто виноват
» Индия сыта мифами Запада про Россию и Украину, пора знать правду — The Print
» Величайший враг Америки — не Китай и не Россия, а долг в 35 триллионов долларов

 Аналитикавсе статьи rss

» Защита обернулась поражением
» Тупики безумия
» США хотят контролировать логистику в Центральной Азии
» Игра в правду
» Гудбай, Америка!
» Василий Кашин: «На Украине война не кончится. Дальше – долгое вооруженное противостояние в Европе»
» Почему российские нефтяники бурят больше, но добывают сколько и раньше
» Борьба за воду в Центральной Азии не должна приобретать нецивилизованные формы
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"