Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Президент Южной Кореи ввёл в стране военное положение
"Орешник" — лишь начало. Путин представил ракетное "меню" для Киева
"Орешник" сможет доставлять ядерные заряды до 900 килотонн
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
"Яковлев" может вернуться к созданию самолета вертикального взлета
27.07.24 12:31 Наука, техника, образование

Российская авиастроительная компания ПАО "Яковлев" (бывший "Иркут", входит в ОАК "Ростеха") готова возобновить в России разработку самолета вертикального взлета и посадки пятого поколения в случае соответствующего обращения Минобороны страны, сообщил РИА Новости генеральный директор компании Андрей Богинский.

Первый полет прототипа самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36 в СССР "по-самолетному" (с пробегом по полосе) был выполнен ровно 60 лет назад. Он состоялся 27 июля 1964 года. Два месяца спустя, 27 сентября 1964 года, самолет выполнил первое свободное висение с переходом в горизонтальный полет. Первый полет по полному профилю – с вертикальным взлетом и посадкой – состоялся спустя 2 года, 24 марта 1964 года.

"Наши конструкторы исследовали перспективы создания еще более совершенных машин, соответствующих уровню пятого поколения боевой авиации. Тема самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) была заморожена в трудные 1990-е года, однако научно-технический задел у нас сохранен. Его соединение с новыми авиационными технологиями позволяет достаточно быстро вернуться к созданию самолетов вертикального взлета и посадки, если министерство обороны России поручит нам эту работу", - сказал Богинский.

По его словам, на сегодняшний день реальный опыт разработки и обеспечения эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки в нашей стране есть только у компании "Яковлев".

Он напомнил, что опытно-конструкторское бюро имени Яковлева начало прорабатывать тематику самолетов вертикального взлета и посадки еще в конце 1950-х годов. В 1964 году, 60 лет назад, в небо впервые поднялся Як-36, демонстрация которого на авиационном празднике в Домодедово в 1967 году стала мировой сенсацией. В середине 1970-х годов был создан и принят на вооружение первый в мире околозвуковой палубный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38. Высшим достижением ОКБ стал сверхзвуковой истребитель вертикального взлета и посадки Як-141, опередивший иностранные аналоги примерно на два десятилетия.

Як-36 - первый прототип отечественного самолета вертикального взлета и посадки. Самолет стал своего рода "демонстратором технологий", всего было построено четыре экземпляра, на которых исследовались различные конструкционные решения, отрабатывалась техника пилотирования и методика эксплуатации. В июле 1967 года на авиационном параде в Домодедово СВВП Як-36 продемонстрировал способность вертикального взлета и посадки.

Як-36 был оснащен двумя подъемно-маршевыми двигателями Р-27, обладал взлетной массой 9400 килограммов и развивал скорость до 1100 километров в час. Дальность полета составляла 500 километров. Як-36 имел поворотные сопла, систему струйного реактивного управления, а также автоматическое управление полетом на околонулевых режимах. Отработка этих технологий сыграла важную роль в дальнейшей работе.

Используя накопленный опыт, специалисты ОКБ Яковлева приступили к созданию одноместного корабельного штурмовика Як-38, который в ходе испытаний впервые выполнил посадку на боевой корабль и был принят на вооружение Военно-морского флота. Дальнейшим развитием тематики СВВП в нашей стране стал Як-141 – первый в мире сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки.
 

Леонид Ильич Брежнев дорогой.27.07.24 13:53
Имеющие проект КВП типа самум водоизмещением 1000тн запросто ходил по внутренним водным путям на все наши моря, нагнетаемый обьем воздуха поможет на взлет и посадку к имеющимся Ал51 с отбором мощности на вентилятор маршевого двигателя самолёта.
Аббе27.07.24 14:04
Под какую задачу?
Если для кораблей менее 5000 тонн, то нужно понять, что там будет главным оружием, основной задачей?
Иметь на борту с десяток самолётов укороченного взлёта и вертикальной посадки?
Чудесно.
Против кого и проив чего их прменять? ПВО корабля? Любой истребитель с большого авианосца или вовсе береговой - окажется оснащённым намного сильнее. Все приборы, всё оружие и боекомплект.

Если для вертолётоносцев, то многократно сильнее будет выглядеть тема короткого взлёта и вертикальной посадки. Уже только за счёт ухода от крайне энергоёмкого вертикального взлёта "с полной нагрузкой" можно иметь щапас энергии для полёта много дальше и много быстрее.
Остаётся придумать какую то эрзацкатапульту (а хотя бы и тянущий вперёд трос) и подъёмную рампу на носу.

В идеале иметь какой то винтовой летающий танкер для дозаправки самолётов в воздухе. Только это хорошо в мирное время. На войне нужно расчитывать на именно войну с секунды вздёта.
Так что тема "с вертолётоносцем" считай закрытая.
Нет, оно конечно, можно прилепить сбрасываемые двигатели. Их лет сорок назад придумали швейцарцы.
Бак с водой. Разогреваем его до некоей расчётной теспературы, вода вся и наверняка превратится в пар.
Пробиваем мембрану на выходе из бака, вода вылетает в виде пара, реактивная тяга, все довольные.
Ставим таких баллонов "много" на тележку. Сверху ставим самолёт.
Прогрели, дали тягу всем двигателям, разгон на палубе 100 метров, самолёт разогнан, телегу тормозим.
Самолёт в ввоздухе, никого не сожгли пороховыми газами.
Ура?
Только вот как то оно не верится в устойчивость к боевым повреждениям такой "как бы системы".

Из проекта авианесущего КРЕЙСЕРА типа Кузнецова выкидываем всё, что не относится к авиации. Делаем лёгкий, но всё же "аваиносец и только авианосец". И делаем его подлинее.
Ядерный реактор для серьёзной скорости, пневматическая катапульта. Что бы не обмерзала в любую погоду. Осушаем сжатый воздух до точки росы в минус 60 градусов и летаем до минус 30 градусов в воздухе Баренцева моря.
Если позволит то раскачивающийся от волнения корабль
Только зачем там вертикальный взлёт?

Там нужно иметь самолёт ДРЛО и систему безэкипажных катеров да подводных дронов. Им нужно место, им нужен персонал, им нужно место в структуре обороны корабля.

ГДЕ тут место для вертикальщика?
USSR227.07.24 16:40
А может им самое место будет в полицейских операциях? Бунтующих разгонять, например в Оклахомщине или Алабамщине? Кто-то же должен остановить насилие и спасти индейцев?
vkk27.07.24 17:00
> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Имеющие проект КВП типа самум водоизмещением 1000тн запросто ходил по внутренним водным путям на все наши моря, нагнетаемый обьем воздуха поможет на взлет и посадку к имеющимся Ал51 с отбором мощности на вентилятор маршевого двигателя самолёта.
Был в своё время замечательный фильм "Трембита", в котором придурок Петро (С.Крамаров) рехнулся на минах. У Вас, похоже, та же беда с кораблями на воздушной подушке... и с "подсказками" компетентным конструкторам и многим другим, кому из них что делать и изобретать...
Извините, ничего личного, просто диагноз!
Leo Leon27.07.24 22:22
> Аббе
Под какую задачу?
...
Вот именно - под какую задачу нам нужен самолет вертикального взлета? С современным развитием систем ПВО есть надежда, что из боя вернется хотя бы 10 процентов вылетевших самолетов? Сверхзвуковой дрон-камикадзе еще можно понять, но это по сути крылатая ракета. А зачем пилотируемый самолет с вертикальным взлетом? Чтобы было не хуже чем у амеров с их F-35 в корабельном варианте?
Аббе27.07.24 22:56
> Leo Leon
> Аббе
Под какую задачу?
...
Вот именно - под какую задачу нам нужен самолет вертикального взлета? С современным развитием систем ПВО есть надежда, что из боя вернется хотя бы 10 процентов вылетевших самолетов? Сверхзвуковой дрон-камикадзе еще можно понять, но это по сути крылатая ракета. А зачем пилотируемый самолет с вертикальным взлетом? Чтобы было не хуже чем у амеров с их F-35 в корабельном варианте?
Тут дело ещё забавнее.
Есть истребители фронтовой авиации. Вроде бы таким является Миг-29. (простите мой склероз). Он должен взлетать с фронтовых аэродромов.
Не удивлюсь, если в требования входит даже и грунтовая полоса.

Есть Фу-16. Про него пишут, что ем нужна длинная бетонная полоса.
Думаю, что в крайнем лучае сгодится даже и кусок хорошего шоссе.

Вопрос знатокам - какой прочности нужно иметь взлётную полосу, когда в неё бьёт выхлоп реактивного двигателя?
Асфальт сгорит.
Бетонная полоса - выдержит сильно не всякая.Придётся разбрасывать по предполагаемому театру военных действий эти самые бетонные пятачки особой прочности заранее.
Купят у предателей (или у фирмы-строителей) точки размещения этих пятачков и накидают на них кумулятивные бомбочки. Чем ремонтировать? Прочность то уже неоднородная!

Имел я случай столкнуться с погромом советского завода. В зале пытались снести выступающую из пола часть стены гальванической ванны. Стенка толщиной около 20 сантиметров. Гидравлический отбойный молоток её не брал. Пришлось искать иные методы. Газовый резак её не брал.
То есть - что то подходящее в виде жаропрочного бетона сделать можно.
Только это очень-очень прочный бетон. И я не уверен, что такого цемента в России избыток. Уже сам по себе заказ такого материала окажется демаскирующим признаком.

Но и на корабле иметь такую паяльную лампу не подарок. Не просто сталь высокой прочности, но ещё и охлаждение прокачиваемой забортной водой.
Повреждение охлаждения - не просто самолёт взлететь не может, корабль небоеспособен.

В общем - интересная инженерная задача.
Только вот как к применению такой штуки отнесутся военные? Как моряки, так и сухопутчики?
Особенно в свете уроков СВО?

По мне бы, так оно куда интереснее выглядит задача создания конвертоплана для взлёта по вертолётному и полёта по самолётному.

Двухлопастные винты в количестве "много". Возможность установки этих винтов вдоль по оси летательного аппарата.
Взлёт и они вращаются. Взлетели, часть роторов повернулась для разгона по горизонту. Крылья приняли нагрузку - винты вертикальной тяги остановились. И встали вдоль по потоку воздуха.

Понятно, что и вертолёт из аппарата мерзость и самолёт из него кошмар.
Но, такого рода аппарат прекрасно выйдет ина 400 км/час и (можно помечтать?) на 500 км/час.
Почему то кажется, что такой формат может оказаться чем то интересен именно в роли фронтовой авиации.
astill0728.07.24 00:06
Типичный пример растраты времени, изобретательности и талантов инженеров на "баблоемкие" предложения, не имеющие смысла. Ещё раз, это растрата. И такие "дела" должны иметь последствия (для руководителей).
Аббе28.07.24 05:46
> astill07
Типичный пример растраты времени, изобретательности и талантов инженеров на "баблоемкие" предложения, не имеющие смысла. Ещё раз, это растрата. И такие "дела" должны иметь последствия (для руководителей).
Смысл то может и есть. Очень может быть, что и я и присутствующие "чего то не понимаем".
Но, я не вижу даже и попыток показать, кому, зачем и каким образом пригодится самолёт вертикального взлёта и посадки именно пятого поколения.
Где те революционные изменения в материалах, двигателях и принципах конструирования, которые сделают из забываемой темы что то востребованное?
Эволюция?
Гибкое сопло тягового двигателя для создания из него источника вертикальной тяги?
Вспоминаем РПГ-7 и первое правило пользователя. За выхлоптым соплом должно быть открытое пространство.
Взлёт и посадка самолёта фактически в собственном пламени?
Как к этому относится подвешенное под крылом оружие?

Вертолёт сядет на любую ровную и прочную площадку. Пыль, песок - неприятно, но терпимо.
Истребитель сядет на любую ровную автодорогу. Ему в штабе нарисуют, где дорога прочная и ровная.

СВВВП ни то, ни другое. Концентрированная реактивная струя двигателей вертикальной тяги вырвет любые намешки, камни, может и булыжники из поверхности. И большой вопрос - куда они полетят.
Целостность крыла вызывает сомнения.
msy28.07.24 06:12
Имхо, такой самолет с ВВиП это пройденный этап, тупиковая ветвь развития. Как и носители этих самолетов, пилотируемых, по крайней мере. На мой взгляд, очевидна будет тенденция к созданию больших кораблей - носителей флота или роя дронов, как в одной небезизвестной компьютерной игре про космос. Дроновозки их называют :)
argus9828.07.24 10:29
Успокойтесь уже. Ещё никто ничего не пилит и не растрачивает:

"Российская авиастроительная компания ПАО "Яковлев" готова возобновить в России разработку самолета вертикального взлета и посадки пятого поколения в случае соответствующего обращения Минобороны страны"
vktik28.07.24 10:55
"Смысл то может и есть. Очень может быть, что и я и присутствующие "чего то не понимаем"."

Спасибо, Аббе. Это хорошо сформулированное предложение, тем более касающегося пятого поколения.
Но для четвёртого поколения смысл есть. Смысл в дополнении возможностей вертолёта там, где вертолёт
не отвечает поставленным задачам. С моей точки зрения, аналогом для дальнейших рассуждений
мог бы являтся американский Оспрей-22. Проблема в том, что таких самолётов много не надо, так как
для войны он плохо предназначен, остаётся гражданское использование, где так же трудно найти
достаточно смысла для массового, а значит эффективного производства. Остаётся, с моей точки зрения,
исследование вертикального взлёта и посадки, так как это перспективное направление развития самолётостроения.
Alanv28.07.24 11:01
> vkk
> Леонид Ильич Брежнев дорогой.
Имеющие проект КВП типа самум водоизмещением 1000тн запросто ходил по внутренним водным путям на все наши моря, нагнетаемый обьем воздуха поможет на взлет и посадку к имеющимся Ал51 с отбором мощности на вентилятор маршевого двигателя самолёта.
Был в своё время замечательный фильм "Трембита", в котором придурок Петро (С.Крамаров) рехнулся на минах. У Вас, похоже, та же беда с кораблями на воздушной подушке... и с "подсказками" компетентным конструкторам и многим другим, кому из них что делать и изобретать...
Извините, ничего личного, просто диагноз!
ЛИБу до суперфантастических изысков Аббы как до Луны:)) Да и тяжело уже ему, разве что "О-О-О-О-О":)
Аббе28.07.24 16:18
> argus98
Успокойтесь уже. Ещё никто ничего не пилит и не растрачивает:

"Российская авиастроительная компания ПАО "Яковлев" готова возобновить в России разработку самолета вертикального взлета и посадки пятого поколения в случае соответствующего обращения Минобороны страны"
В стране нет иных потребностей? Или же у этого КБ не осталось иных интеллектуальных наработок?
zelya28.07.24 20:30
2 Ксении - спустя 2 года и всё равно 1964 год ?

и до сих пор никто не увидел этого бреда с годами?
Аббе28.07.24 21:58
> zelya
2 Ксении - спустя 2 года и всё равно 1964 год ?
и до сих пор никто не увидел этого бреда с годами?
Знаете, как сделать самую скучную телевизионную передачу?
Элементарно.
Пороть журналистов за ошибки и описки "в прямом эфире".

Готов спорить на рваный башмак против выеденного яйца,
максимум интереса будет едва ли более первых ста особей.

Потом зрители решат, что это банальщина и скукотиЩЩа.
Ловить журналистов на ошибках/описках?
Скорее им можно выдавать премии в категориях "сто статей без ошибок".
Только высока вероятность того, что некому будет вручать.
zelya29.07.24 08:59
> Аббе

> > zelya2 Ксении - спустя 2 года и всё равно 1964 год ? и до сих пор никто не увидел этого бреда с годами?Знаете, как сделать самую скучную телевизионную передачу? Элементарно.Пороть журналистов за ошибки и описки "в прямом эфире".Готов спорить на рваный башмак против выеденного яйца,максимум интереса будет едва ли более первых ста особей.Потом зрители решат, что это банальщина и скукотиЩЩа. Ловить журналистов на ошибках/описках?Скорее им можно выдавать премии в категориях "сто статей без ошибок".Только высока вероятность того, что некому будет вручать.

----------------

То есть Вы, вроде по текстам, грамотный человек, считаете что можно пороть любой текст, пусть и синтактически верный, но фактологически представляющий собой бред?

В стиле УПЧК и английских учёных?

Если "ФИДОшные Кащениты" строили на осознаных искажениях тексты, но это был трёп, междусобойщик грамотных людей, то поздние подражатели вызывают только брезгливость.

А когда журналист пишет текст и даты проставляет, то год то можно править, а не скопировал-вставил... Иначе ценность информации будет равна нулю.

Да и редактору, который вставил данную новость - тоже надо было хотя бы обратить внимание.
vktik29.07.24 09:49
"2 Ксении - спустя 2 года и всё равно 1964 год ?
и до сих пор никто не увидел этого бреда с годами?"

Да никто не увидел в этом бред, так как все считать умеют, при этом не заморачиваются по мелочам.
А бредом является применение слова "бред" к подобным ошибкам. Вы, уважаемая zelya, сначала встаньте на место Ксении,
побробуйте редактировать сотни заметок и выставлять их для нас, а потом будете пальцы растопыривать.
argus9829.07.24 19:13
> zelya - в правом верхнем углу есть такая волшебная кнопочка "Сообщения".
Жмёте туда и вежливо (повторяю - ВЕЖЛИВО) просите Ксению исправить то, что оскорбляет Вашу чувствительную натуру.

ps И не мешало бы извиниться за свой абсолютно неадекватный наезд на нашу глубокоуважаемую Ксению.
Публично.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Интервью Лаврова Карлсону набрало миллион просмотров за час
» Протесты пора прекращать: в Грузии прошли задержания лидеров оппозиции и организаторов беспорядков
» США считают Россию самой острой угрозой в Арктике
» Путин отменил обязательство покупателей российского газа платить только через ГПБ
» Россия закрывает Генеральное консульство Польши в Санкт-Петербурге
» На Украине приняли закон о мобилизации женщин
» Силуанов заверил в стабилизации курса рубля в течение одной-двух недель
» Участники ОПЕК+ снова продлили сокращения добычи — до апреля следующего года.

 Репортаживсе статьи rss

» Сергей Лавров дал 80-минутное интервью Такеру Карлсону
» Степень ухода: в Россию возвращаются иностранные бренды
» Обзор выступления Владимира Путина на форуме "Россия зовет!"
» Китай крушит мировой рынок процессоров. Введен тотальный запрет на отгрузку галлия и германия в США. Без них нельзя делать чипы
» Статья Владимира Путина в газете «Казахстанская правда» «Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращённый в будущее»
» Кризис системы охлаждения F-35: недостатки конструкции порождают для Пентагона дилемму на 2 триллиона долларов
» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»

 Комментариивсе статьи rss

» Что выигрывает Россия от поражения Юн Сок Ёля?
» Telegraph: план ЕС по производству батарей рушится из-за недостатка финансов
» Логика банковского сектора России всё отчётливее противоречит логике государственной
» Железные дороги Германии – между ремонтом и хаосом
» Эксперты перечислили меры, которые помогут нивелировать последствия старения населения
» Лукьянов: Публичная среда, где обмениваются сигналами РФ и НАТО, сужает пространство для договоренностей
» Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
» Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

 Аналитикавсе статьи rss

» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"