После задержания танкера греческой компании с грузом сланцевой нефти в российских территориальных водах власти Эстонии планируют изменить маршрут следования судов из самого восточного порта страны. Таллин не ожидал, что российские власти начнут отвечать на попытки захвата судов по перевозке российской нефти. 18 мая Россия задержала танкер Green Admire, который вывозил сланцевую нефть из эстонского порта Силламяэ в Роттердам и выходил на главный транспортный маршрут в Финском заливе через российские территориальные воды. По данным АИС судов, 19 мая судно стоит на якоре у острова Гогланд. Российские власти не комментируют ситуацию. Силламяэ является центром переработки сланцевой нефти, которую добывают в Эстонии. В 2023 году экспорт сырья из страны составил 1,19 млн тонн. Взятый танкером греческой компании Aegean Shipping маршрут при этом является традиционным, так как порт Силламяэ находится в 25 километрах от России и другие пути рискованны для 249-метрового судна, которое может перевозить 114 тыс. тонн нефти. Проход крупных судов через эстонские территориальные воды опасен из-за отмелей. «Наши лоцманы теперь будут выводить суда из Силламяэ через территориальные воды Эстонии. Да, для крупных судов это немного сложнее и опаснее из-за отмелей, но мы справимся», — заявил в интервью «Актуальной камере» министр иностранных дел Маргус Цахкна. Новость о задержании танкера сообщили в Департаменте транспорта Эстонии. Там заявили, что безопасный для судов маршрут согласован между Россией, Эстонией и Финляндией. В то же время Маргус Цахкна признал, что задержание танкера стало ответом России на попытки Эстонии захватывать суда, которые перевозят российскую нефть. Менее недели назад ВМС Эстонии пытались заставить танкер Jaguar свернуть с маршрута в российский Приморск в Финском заливе и зайти в эстонские территориальные воды. Специализированные военные телеграм-каналы сообщали, что в операции участвовали вертолет AgustaWestland AW139, самолет M28 Skytruck и патрульный катер EML Raju. Их попытки, однако, не увенчались успехом, так как появился российский истребитель Су-35. После его пролетов эстонские власти отказались от попыток задержания судна. «Это однозначно связано с тем, что мы начали оказывать давление на теневой флот России. И я говорю не только об Эстонии, но и о Финляндии и странах Балтийского региона в целом», — сказал Маргус Цахкна. Он сообщил журналистам, что задержание танкера — не повод вызывать представителя России, так как российские силовики вели себя корректно. «Прямой необходимости в этом мы сейчас не видим. Если смотреть на ситуацию, то она на самом деле довольно спокойная — танкер подчинился, применения силы не было — но, конечно, мы внимательно следим за тем, сможет ли судно продолжить движение», — добавил Маргус Цахкна. Как сообщало EADaily, часть стран ЕС создала коалицию, которая пытается бороться с нефтяными доходами России путем давления на теневой флот. Им называют суда старше 15 лет, которые перевозят санкционную нефть и принадлежат неизвестным собственникам. Пока, однако, страны ЕС ничего сделать не могут с танкерами теневого флота и санкции к 300 судам, которым запретили заходы в порты ЕС и предоставление услуг, имеют крайне ограниченный эффект. Это и становится поводом для радикально настроенного руководства отдельных стран Евросоюза идти на обострение, на которое Россия начала отвечать с прошлой недели. Нюанс ситуации состоит в том, что сами танкеры по перевозке российской нефти не имеют никакого отношения ни к России, ни к ее компаниям. Случай с Jaguar уже не первый для Эстонии. Ранее, в апреле, ВМС Эстонии вынудили поменять курс танкер Kiwala, который задержали в своих территориальных водах. Тот находится под санкциями ЕС. В ВМС Эстонии заявляли, что у судна может не быть страховки и регистрации. К концу апреля на борту танкера выполнили все предписания по устранению технических недостатков, а других претензий эстонская сторона найти не смогла. Поэтому судно вынуждены были отпустить. |