Танкер, задержанный накануне Россией в Финском заливе, взял курс на Роттердам. Судно везет сланцевую нефть из Эстонии. В Таллинне сразу заявили, что так Россия отвечает на попытки самой Эстонии задерживать танкеры для перевозки российской нефти. В то же время эстонские военные полагают, что причина может быть в другом. По какой-то причине судно зашло в закрытую зону и не покинуло ее, несмотря на требования. Более чем через сутки после задержания танкер Green Admire, который перевозит эстонскую сланцевую нефть, покинул территориальные воды России и взял курс на конечный пункт — Роттердам. Туда планируют прибыть 24 мая. По данным АИС, судно покинуло стоянку у острова Гогланд вечером 19 мая, а в 9:00 по московскому времени 20 мая уже покинуло Финский залив. Накануне, 18 мая, танкер греческой компании Aegean Shipping покинул самый восточный порт Эстонии, Силламяэ, и пошел традиционным маршрутом через российские территориальные воды. Другие пути рискованны для 249-метрового судна, которое может перевозить 114 тыс. тонн нефти. Проход крупных судов через эстонские территориальные воды опасен из-за отмелей. В российских территориальных водах Финского залива танкер и задержали, после чего он проследовал к острову Гогланд. Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна заявил, что задержание танкера стало ответом России на попытки Эстонии захватывать суда, которые перевозят российскую нефть, и теперь покидающим самый восточный порт страны судам придется идти рискованным маршрутом. «Наши лоцманы теперь будут выводить суда из Силламяэ через территориальные воды Эстонии. Да, для крупных судов это немного сложнее и опаснее из-за отмелей, но мы справимся», — заявил в интервью «Актуальной камере» Маргус Цахкна. Российская сторона не комментирует задержание. А вот эстонские военные сообщили, что танкер сам может быть виноват в задержании. Бывший командующий Силами обороны Эстонии Тармо Кыутс сказал «Актуальной камере», что этот район всегда находился под пристальным наблюдением. «Россияне несколько раз предупреждали танкер о входе в опасную зону и приказывали изменить курс. Неясно, стал ли причиной инцидента языковой барьер, нежелание танкера совершать более длинный маршрут или то, что предупреждения российских властей попросту не были услышаны. Известно, что при отправке судно было в технически исправном состоянии», — пишет ERR со ссылкой на ВМС Эстонии. «Известно, что Россия объявила ряд морских зон опасными для судоходства вдоль своей границы, в своих территориальных водах. Только в одном месте оставлен проход для судов, идущих в порты Санкт-Петербурга», — сказал капитан ВМС Йохан-Элиас Сельямаа. Экипаж танкера и его владелец не связывались с Эстонией, сообщили в Транспортном департаменте Эстонии. Как сообщало EADaily, инцидент с танкером произошел после ряда попыток эстонских властей задержать танкеры для перевозки российской нефти. Менее недели назад ВМС Эстонии пытались заставить танкер Jaguar свернуть с маршрута в российский Приморск в Финском заливе и зайти в эстонские территориальные воды. Специализированные военные телеграм-каналы сообщали, что в операции участвовали вертолет AgustaWestland AW139, самолет M28 Skytruck и патрульный катер EML Raju. Их попытки, однако, не увенчались успехом, так как появился российский истребитель Су-35. После его пролетов эстонские власти отказались от попыток задержания судна. Ранее, в апреле, ВМС Эстонии вынудили поменять курс танкер Kiwala, который задержали в своих территориальных водах. Тот находится под санкциями ЕС. В ВМС Эстонии заявляли, что у судна может не быть страховки и регистрации. К концу апреля на борту танкера выполнили все предписания по устранению технических недостатков, а других претензий эстонская сторона найти не смогла. Поэтому судно вынуждены были отпустить. Часть стран ЕС создала коалицию, которая пытается бороться с нефтяными доходами России путем давления на теневой флот. Им называют суда старше 15 лет, которые перевозят санкционную нефть и принадлежат неизвестным собственникам. Пока, однако, страны ЕС ничего сделать не могут с танкерами теневого флота, и санкции к 300 судам, которым запретили заходы в порты ЕС и предоставление услуг, имеют крайне ограниченный эффект. Это и становится поводом для радикально настроенного руководства отдельных стран Евросоюза идти на обострение, на которое Россия начала отвечать с прошлой недели. |