Суда, покидающие самый восточный порт Эстонии, Силламяэ, начали выбирать самый опасный маршрут. Они идут через отмели в территориальных водах страны, чтобы выйти в международный транспортный коридор в нейтральных водах Финского залива. Суда не будут использовать безопасный маршрут через российские воды после того, как там задержали танкер, заявляли в Таллинне. После задержания танкера в российских водах суда, покидающие порт Силламяэ, выбирают самый опасный маршрут выхода в нейтральные воды Финского залива, где проходит международный транспортный коридор. По крайней мере, первое грузовое судно, отправившееся после инцидента в рейс из самого восточного порта Эстонии, пошло таким путем. 100-метровый сухогруз Dalsland взял курс в территориальных водах страны и вышел в международный коридор уже напротив Таллина. Он идет в Швецию. По данным Equasis, судно принадлежит немецкой Medusa Shipping и управляется Tom Worden также из Германии. Последняя оперирует флотом в 50 судов. Будут ли и другие суда придерживаться такого маршрута при выходе из Силламяэ, неизвестно. Известно, что новый маршрут опасен отмелями. В то же время забирающие в Силламяэ сланцевую нефть танкеры в несколько раз длиннее, а их осадка больше, чем у сухогруза, втрое (15 метров). Однако именно на этом маршруте остановились эстонские власти после того, как 18 мая Россия задержала танкер Green Admire, который вывозил сланцевую нефть в Роттердам и выходил на главный транспортный маршрут в Финском заливе традиционно через российские территориальные воды. «Наши лоцманы теперь будут выводить суда из Силламяэ через территориальные воды Эстонии. Да, для крупных судов это немного сложнее и опаснее из-за отмелей, но мы справимся», — заявил в интервью «Актуальной камере» министр иностранных дел Маргус Цахкна. Вечером 19 мая танкер Green Admire отпустили из России, а в ВМС Эстонии, как сообщало ERR, заявили, что судно само создало причину для задержания. «Россияне несколько раз предупреждали танкер о входе в опасную зону и приказывали изменить курс. Неясно, стал ли причиной инцидента языковой барьер, нежелание танкера совершать более длинный маршрут или то, что предупреждения российских властей попросту не были услышаны. Известно, что при отправке судно было в технически исправном состоянии», — писало ERR со ссылкой на ВМС Эстонии. Эстонские политики же полагали, что задержание танкера стало ответом России на попытки самой Эстонии захватывать суда для перевозки нефти из России. «Это однозначно связано с тем, что мы начали оказывать давление на теневой флот России. И я говорю не только об Эстонии, но и о Финляндии и странах Балтийского региона в целом», — сказал Маргус Цахкна. Он сообщил журналистам, что российские силовики вели себя корректно во время задержания и экипаж и судовладелец не обращались к эстонским властям. Как сообщало EADaily, инцидент с танкером произошел после ряда попыток эстонских властей задержать танкеры для перевозки российской нефти. Менее недели назад ВМС Эстонии пытались заставить танкер Jaguar свернуть с маршрута в российский Приморск в Финском заливе и зайти в эстонские территориальные воды. Специализированные военные телеграм-каналы сообщали, что в операции участвовали вертолет AgustaWestland AW139, самолет M28 Skytruck и патрульный катер EML Raju. Их попытки, однако, не увенчались успехом, так как появился российский истребитель Су-35. После его пролетов эстонские власти отказались от попыток задержания судна. Ранее, в апреле, ВМС Эстонии вынудили поменять курс танкер Kiwala, который задержали в своих территориальных водах. Тот находится под санкциями ЕС. В ВМС Эстонии заявляли, что у судна может не быть страховки и регистрации. К концу апреля на борту танкера выполнили все предписания по устранению технических недостатков, а других претензий эстонская сторона найти не смогла. Поэтому судно вынуждены были отпустить. Часть стран ЕС создала коалицию, которая пытается бороться с нефтяными доходами России путем давления на теневой флот. Им называют суда старше 15 лет, которые перевозят санкционную нефть и принадлежат неизвестным собственникам. Пока, однако, страны ЕС ничего сделать не могут с танкерами теневого флота и санкции к 300 судам, которым запретили заходы в порты ЕС и предоставление услуг, имеют крайне ограниченный эффект. Это и становится поводом для радикально настроенного руководства отдельных стран Евросоюза идти на обострение, на которое Россия начала отвечать с прошлой недели. |