Речь идет о проекте госбюджета на 2026 год, представленном депутатам Национального собрания, нижней палаты парламента. Суть этого документа заключается в том, что французам практически по всем направлениям придется как никогда раньше затянуть пояса с тем, чтобы сократить дефицит бюджета и уровень госдолга, что достиг в настоящее время фантастической суммы в 3,3 триллиона евро, а это примерно 114 процентов ВВП страны.
Конечно, холодным душем для граждан, не успевших еще расслабиться на отдыхе, стало предложение Франсуа Байру отменить два праздничных дня. При этом он назвал День Победы, который во Франции отмечается 8 мая, а также Пасхальный понедельник. По словам премьера, их отмена, мол, "принесет миллиарды". Кстати, на это уже отреагировал руководитель правой партии "Национальное объединение" Жордан Барделла, который назвал этот шаг "прямой атакой на нашу историю, наши корни, на Францию, которая работает".
Какие прочие меры предлагает премьер, а то, что он согласовал их с Елисейским дворцом, здесь ни у кого не вызывает сомнения? Так вот первый зубодробительный удар планируется нанести по социально значимым программам, что десятилетиями считались чуть ли не главным достижением "французской модели" народного благосостояния.
Замораживается индексация пенсий, выплаты, учитывающие инфляцию, что коснется миллионов престарелых французов и француженок. Урезаются выплаты на социальное страхование, включая в первую очередь медицину. Налоги также подкорректируют таким образом, чтобы в казну потекли дополнительные денежки. Практически всем статьям госбюджета приказано серьезно "усохнуть", дабы в будущем году сэкономить 43,8 миллиарда евро. Отметим, что не так давно Франсуа Байру называл иную меньшую цифру – 40 миллиардов. Так откуда взялась эта разница? Дело в том, что единственная статья бюджета, которая осталась "неприкасаемой", более того распухла на 3,5 миллиарда, это расходы министерства вооруженных сил. Как видим, Эмманюэль Макрон и назначенный им глава кабмина взяли курс на последовательную милитаризацию страны, объясняя это необходимостью противостоять мнимой "российской угрозе". Напомним, этими планами предусматривается довести военный бюджет страны в 2027 году до 64 миллиардов евро, а это, заметим, в два раза больше, чем было десять лет назад.
Надо ли говорить о том, что французы с негодованием отреагировали на наступление на их права и жизненный уровень? И в первых рядах оказались оппозиционные политики. Марин Ле Пен, глава фракции партии "Национальное объединение" в парламенте, сходу заявила о том, что Франсуа Байру и его правительство получит вотум недоверия, если не внесет радикальные изменения в законопроект. "После семи лет катастрофического управленческого бардака Макрон и Байру не в состоянии добиться реальной экономии и выставляют французам еще один счет: почти на 20 миллиардов в виде налогов и снижения всяческих выплат", — заявила она. Примерно в таком же духе, но порезче, выступил лидер коммунистов Фабьен Руссель. По его словам, то, что сейчас происходит, похоже на "ограбление, организованное бандой преступников", а поэтому сейчас, как никогда, пришло время для взятия новых Бастилий". А вот вожак партии "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон, не мудрствуя лукаво, призвал соотечественников "этой осенью во что бы то ни стало отправить Байру и его министров в отставку, ибо они разрушают государство и общественные службы".
Судя по всему, впереди Францию ждут весьма горячие времена. Софи Бине, генеральный секретарь Всеобщей конфедерации труда, одного из крупнейших профцентров страны, уже призвала французов сразу после отпусков отмобилизоваться с тем, чтобы дать широкомасштабный отпор наступлению на их права.